Имеет ли право гаишник стоять на дороге

Обновлено: 01.07.2024

Если инспектор ДПС сделал вам знак остановиться, подошел к вашему автомобилю со стороны водителя (в некоторых случаях ему разрешается подходить и со стороны пассажира) и представился (назвал должность, звание и фамилию).

Затем он должен кратко сообщить водителю причину остановки, а, соответственно, останавливать вас без причины (например, потому, что ему скучно на дежурстве) он не имеет права.

Когда должны быть включены проблесковые маячки у дпс

В том случае, если у вас возникли какие- либо сомнения в том, является ли в действительности остановивший вас инспектор сотрудником ГИБДД (а такое иногда случается, в особенности на загородных трассах), вы имеете право попросить его показать вам служебное удостоверение (он обязан показать вам его, не выпуская из своих рук).

Кроме этого, необходимо иметь в виду и то, что согласно 185 регламенту ГИБДД, началом исполнения функции сотрудника ГИБДД является приказ (решение) руководителя, а в случае его отсутствия все действия инспектора являются незаконными. А значит, вы, имея какие- либо подозрения в законности действий инспектора, можете потребовать у него телефон ответственного или дежурного сотрудника ГИБДД, позвонить ему, и убедиться, что распоряжение о патрулировании данного участка действительно было дано (или его не было, а значит инспектор (совершенно незаконно) действует по собственной инициативе).


При выявлении подозрительных водителей, например, нетрезвых или же тех, кто управляет машинами с тонировкой, инспекторы ГИБДД организуют временные посты наблюдения на прямых, хорошо просматриваемых улицах. Водители, которые знают, что едут с нарушениями, нередко начинают заранее паниковать, поняв, что есть риск попасть под проверку. Инспекторы ГИБДД это очень хорошо чувствуют.

Статьи 21 ноября 2012 Истории с пьяной дороги. Как проходит рейд ГИБДД

Популярные выезды и въезды в город — это самые очевидные места, где возможность встретить инспектора ГИБДД особенно велика. В каждом городе есть адреса, где сотрудники дежурят постоянно в одно и тоже время. Здесь все очевидно: чем выше поток транспорта, тем проще отработать заданные ориентировки. Кроме того, некоторые такие участки могут считаться высокоаварийными, а это — один из поводов для дополнительного контроля. Кстати, если в городе есть проблемные круги, где автомобили регулярно попадают в ДТП, там также периодически будут стоять инспекторы.


Хитрые нетрезвые водители или угонщики уже привыкли, что на популярных съездах или выездах из городов регулярно дежурят экипажи ГИБДД. Чтобы избежать таких встреч, нарушители выбирают не самые удобные, но зато безопасные пути выездов — например, проектируемые проезды или запутанные дороги в частном секторе.

О таких приемах инспекторам ГИБДД хорошо известно. Поэтому при проведении спецопераций полицейские организуют неприметные посты дежурства на таких улицах. Причем в тех местах, где у водителя не будет возможности развернуться или быстро ускользнуть во дворы.


Окружные батальоны выставляют на точки исходя из обычной дорожной обстановки, рассказывают инспекторы ГИБДД.


Как уверяют опрошенные сотрудники ГИБДД, им запрещено стоять в таких местах-ловушках и повально выписывать штрафы водителям, которые просто запутались из-за неправильно организованной дорожной обстановки.


Заметить тех, кто перестраивается, пытается спрятаться, в целом можно на любой дороге, не обязательно длинной и прямой, считает еще один опытный инспектор ГИБДД.

Работает патрулирование так: сотрудники ДПС следуют по своему маршруту на служебном автомобиле. Если в поле зрение попадет водитель, который странно ведет себя на дороге, для профилактики его могут остановить и проверить. Инспекторы убедятся, не пахнет ли от автомобилиста спиртным, и при необходимости имеют право организовать медосвидетельствование.


Инспектор признает, на прямой дороге нарушителя заранее, конечно, видно лучше. Но если ставить основной целью отыскать в потоке правонарушителя, а не контролировать дорожное движение, система начинает работать как палочная.


Сегодня сотрудники ГИБДД могут организовывать временные посты буквально в любом месте. Инспектор может поджидать автомобилистов на загруженных развязках или пустынных улицах. Иногда же для временного поста выбираются совершенно неожиданные места, а потому водителям следует постоянно быть начеку.

Работая в полевых условиях, инспекторы решают различные задачи, начиная от профилактики ДТП и заканчивая розыском угнанных авто. Ниже мы поговорим о том, как сотрудники ГИБДД выбирают места для дежурств, и какие автомобили вызывают у них подозрения чаще других.

Прямые длинные улицы

Организация постов на прямых, хорошо просматриваемых улицах, осуществляется с целью выявления нетрезвых водителей и тех лиц, которые управляют машинами с тонировкой. Если водитель знает, что едет с нарушением, то нередко он начинает паниковать заранее, понимая, что он рискует нарваться на проверку. И опытные инспекторы без труда выявляют таких автомобилистов

Увидев патрульную машину, злостные нарушители чаще всего выполняют следующие действия:

  • резко тормозят;
  • перестраиваются в крайний левый ряд;
  • пытаются развернуться и т. д.

Если водителю нечего бояться, он ведет себя спокойно и уверенно. Соответственно, он не будет резко менять направление движения.

Именно на длинных улицах подозрительные маневры видны особенно хорошо. Поэтому если инспекторы увидят, что какая-то машина резко развернулась и пытается скрыться, то, скорее всего, они пустятся в погоню, чтобы разобраться в причинах странного поведения водителя.

Места въезда и выезда из города, где наблюдается большое скопление машин, нередко используются сотрудниками ГИБДД для оборудования временных постов. В каждом городе РФ есть точки, где инспекторы дежурят ежедневно в одно и то же время. Места с высоким потоком автотранспорта выбираются не случайно, ведь здесь проще будет отработать заданные ориентировки.

К тому же, подобные участки считаются высокоаварийными, соответственно, возникает еще один повод для дополнительного контроля. Инспекторы нередко стоят возле проблемных отрезков дороги, контролируя движение.

Неприметные выезды из города

Поскольку на популярных съездах часто можно нарваться на инспектора, то угонщики и нетрезвые водители предпочитают не рисковать. Соответственно, они выбирают безопасные пути – запутанные дороги в частном секторе или проектируемые проезды. Удобными такие маршруты не назовешь, но шанс нарваться на сотрудника ГИБДД здесь минимальный.

Однако инспекторам хорошо известно о подобных приемах. Потому в ходе спецопераций они организуют неприметные посты, дежуря на таких улицах. И, как правило, инспекторы выбирают такие отрезки трасс, где водителю не удастся развернуться или спастись от преследования, заехав во дворы. Временные посты организуют таким образом, чтобы у нарушителя не было путей отхода.

Здесь чаще всего сотрудники ГИБДД и задерживают выпивших водителей. Кроме того, на таких трассах попадаются и автомобилисты, которые перевозят запрещенные вещества.

Ночные алкомаркеты

Каждый опытный сотрудник ГИБДД знает основные точки, продающие алкоголь в ночное время суток. И нередко выпившие автомобилисты отправляются в такие магазины за добавкой.

Естественно, инспекторы не смогут организовать засады у каждого такого алкомаркета. Но здесь каждый сотрудник ГИБДД имеет свои приемы. Например, некоторые раздают свои визитки сотрудникам магазинов, прося сообщать о подобных ночных посетителях. И когда инспектору сообщат о нарушении, он быстро отреагирует на сигнал, выехав преступнику наперехват.

Места проезда первых лиц

В столице РФ безопасность проезда первых лиц обеспечивается служащими спецбатальонов. Они дежурят на спецтрассах, где чаще всего проезжают охраняемые граждане. И для обеспечения быстрого проезда первых лиц, инспекторы спецбатальонов могут вмешиваться в организацию дорожного движения.

Соответственно, сотрудников ГИБДД выставляют в тех местах, где может потребоваться их участие в регулировании дорожного движения.

Это быстро и бесплатно!

Кем определяются места для дежурства

По словам инспекторов ГИБДД, окружные батальоны выставляются на точки в зависимости от дорожной обстановки. То есть, сотрудник выбирает место стоянки не сам. Данная информация указывается в его карточке поста.

Каждый сотрудник стоит на определенном посту, и за этим ведется строгий контроль. Обо всех перемещениях инспектор докладывает руководству.

По словам самих сотрудников ГИБДД, они часто дежурят в потенциально аварийных зонах. Присутствие инспектора в таких местах снижает количество столкновений. Главное, чтобы пост был заметен издалека – заранее увидев гаишников, лихачи обычно снижают скорость и хотя бы на время становятся законопослушными гражданами.

Инспекторам запрещено стоять перед ловушками

Есть отдельные госорганы, которые отвечают за организацию дорожного движения. Они занимаются установкой знаков, светофоров, нанесением дорожной разметки. Именно от них зависит то, как будет определяться дорожное движение.

В итоге появляются сложные развязки, которые могут запутать даже опытных автомобилистов. Подобное приводит к возникновению аварийных ситуаций. Например, водитель выезжает на встречку или же поворачивает под кирпич, которого попросту не видно или ранее не было.

По словам сотрудников ГИБДД, им запрещают стоять в подобных местах, выписывая штрафы тем водителям, которые попросту запутались в таких ловушках. Если инспектора ставят в зоне с неправильно организованной дорожной обстановкой, то его задачей будет помощь водителям. Он должен подсказывать, объяснять им, куда следует завернуть и как проехать по дороге без нарушений.

Естественно, некоторые инспекторы пользуются своим положением и вместо помощи начинают штрафовать всех подряд. Но такое поведение лишь свидетельствует о том, что сотрудник не чист на руку. Поэтому выписанное им постановление можно оспорить, сославшись на неправильно организованную дорожную обстановку.

Машины, вызывающие подозрения

Опытный инспектор способен заметить тех автомобилистов, которые пытаются перестроиться, спрятаться. И неважно, где именно расположен пост – на прямой дороге или за поворотом.

Территория строго разграничивается, и у каждого батальона имеется свой участок. И может оказаться, что на подконтрольном участке попросту нет прямых дорог. Или же такой отрезок всего один, и кто не будет выставлять на него всех инспекторов округа. Соответственно, большинство нарушений выявляются в ходе патрулирования на машине.

Процесс патрулирования предполагает следование по заданному маршруту на служебном авто. И если в поле зрения инспектора попадает подозрительный водитель, то его могут остановить и проверить. В первую очередь инспектор убеждается в том, что от автомобилиста не пахнет спиртным. При необходимости они организуют медосвидетельствование.

Помимо странного поведения водителей, инспекторы могут обращать внимание на следующие нюансы:

  • в холодное время года об опьянении водителя свидетельствуют запотевшие окна;
  • если человек едет с выключенными фарами, он также может быть пьян, ведь яркий свет режет глаза.

Иногда на заднем сидении машины находится непристегнутый ребенок. Такую информацию инспекторы обычно передают на ближайший пост. То же самое касается перевозки детей на переднем пассажирском месте.


Действительно, чаще всего стражи порядка тормозят водителей, стоя на обочине, и многие автолюители сомневаются, а в праве ли они это делать на ходу из служебной машины.

Начнем с того, что по закону надзор за дорожным движением может осуществляться сотрудниками ДПС, как в пешем порядке, так и на движущемся патрульном автомобиле, о чем гласит пункт 60 Административного регламента ГИБДД. Причем это не зависит от того, где происходит дело — в городе или вне населенного пункта. Тот же Регламент пунктом 85 предусматривает, что требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки. При необходимости полицейский может использвать жезл или диск с красным световозвращателем, направленный на транспортное средство.


И здесь как раз речь может идти именно о служебном автомобиле, иначе трудно себе представить сотрудника ДПС, стоящего на обочине с горном или прожектором. И это дает основания считать, что полицейские имеют право останавливать водителей на ходу — прямо из машины. Тем более, если дежурство, согласно Регламенту, вполне может производиться в движущемся патрульном авто.

Хотя прямые формулировки об указанном праве полицейских в нормативных документах отстуствуют. В пунктах 95 — 100 Административного регламента говорится о возможности подобных действий, но там речь идет о преследовании и принудительной остановке — то есть о погоне, когда водитель игнорирует требования стражей порядка и с их стороны не исключается применение огнестрела.

Что же до причин остановки, то независимо от способа патрулирования — пешего или на движущейся машине — сотрудники имеют право останавливать все машины, нарушившие ПДД. Но кроме этого предусмотрен еще внушительный список случаев, при которых им дозволено тормозить кого попало — ориентировки, сведения оперативно-справочных и розыскных учетов, для использования транспортного средства в служебных целях, для привлечения гражданина в качестве понятого и в прочих ситуациях.

При этом, напомним, что все по тому же Регламенту, останавливать машину с целью проверки документов полицейские могут не только на стационарных постах ДПС, но где им заблагорассудится.

Читайте также: