Имеет ли право сотрудник гибдд проверять техническое состояние грузового автомобиля на дороге

Обновлено: 02.07.2024

22 декабря 2021 года Государственная дума РФ в третьем чтении проголосовала за принятие Законопроекта № 1249892-7 О добровольном техосмотре и государственном контроле за техническим состоянием транспортных средств, с поправками, ко второму чтению Госдумы.

  1. Добровольный порядок прохождения техосмотра Легковых автомобилей и мототранспортных средств, принадлежащих физлицам и используемым ими исключительно в личных целях.
  2. Проверку технического состояния транспортного средства в форме государственного контроля (надзора) за безопасностью дорожного движения, для автомобилей без диагностической карты.
  3. Наличие действующей диагностической карты при регистрационных действиях:
    • замена основного компонента транспортного средства;
    • внесение изменений в конструкциютранспортного средства;
    • смена владельца транспортного средства старше 4-х лет.

Согласно Статье 30 Федерального закона 196-ФЗ О безопасности дорожного движения , контроль (надзор) в области безопасности дорожного движения осуществляется посредством федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения.

В рамках федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения может осуществляться Специальный режим федерального надзора - постоянный рейд. Порядок осуществления постоянного рейда устанавливается Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасности дорожного движения, утвержденным Правительством Российской Федерации 30 июня 2021 года.

Специальный режим федерального надзора (постоянный рейд)

В целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований в области безопасности дорожного движения при осуществлении деятельности по эксплуатации транспортных средств федеральный надзор может осуществляться в рамках постоянного рейда.

Постоянный рейд осуществляется в пунктах контроля или на территории, определяемых в рамках компетенции уполномоченными должностными лицами. Непосредственное проведение осуществляют сотрудники МВД РФ и его территориальных органов:

  • сотрудники ГИБДД МВД РФ, имеющие специальное звание;
  • старшие государственные инспектора безопасности дорожного движения;
  • государственные инспектора безопасности дорожного движения;
  • старшие государственные инспектора дорожного надзора;
  • государственные инспектора дорожного надзора;

Пункты контроля определяются на стационарных постах и контрольно-пропускных пунктах уполномоченного органа федерального надзора, расположенных на дорогах в пределах зон ответственности уполномоченного органа федерального надзора, его территориальных органов.

Территория проведения постоянного рейда определяется:

  • центральным аппаратом уполномоченного органа федерального надзора - на территории Российской Федерации;
  • территориальными органами уполномоченного органа федерального надзора на региональном уровне - в пределах территории соответствующих субъектов Российской Федерации;
  • территориальными органами уполномоченного органа федерального надзора на районном уровне - в пределах зон ответственности соответствующих подразделений территориальных органов уполномоченного органа федерального надзора на районном уровне.

При осуществлении постоянного рейда могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия :

  • осмотр;
  • досмотр;
  • опрос;
  • истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в транспортном средстве, на ином производственном объекте или у контролируемого лица;
  • инструментальное обследование.

В ходе постоянного рейда проводится оценка соблюдения обязательных требований приведенных в Техническом регламенте Таможенного союза ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств" (в отношении колесных транспортных средств, находящихся в эксплуатации на территории Российской Федерации). Пункты 11, 13 - 14, раздел 3 главы V, приложение №8.

При осуществлении постоянного рейда время взаимодействия инспектора с одним контролируемым лицом не может превышать 30 минут (в данный период не включается время оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия).

По результатам контрольного (надзорного) мероприятия составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия , оформляемый на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия.

К акту контрольного (надзорного) мероприятия прилагаются протоколы контрольных (надзорных) действий, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами контрольных (надзорных) мероприятий документы или их копии.

В ходе постоянного рейда проведение досмотра в отсутствие контролируемого лица или его представителя не допускается.

Здравствуйте!Меня зовут Игорь.Недавно меня остановили сотрудники ДПС вне поста,проверили рулевое управление грузовой машины ЗИЛ не предъявив документов сотрудника по тех.надзору,акт о тех осмотре составлен не был, сказали что авто не исправно и вызвав эвакуатор в принудительном порядке забрали машину на штраф стоянку,в конечном счете штраф мне выписан не был,а за услуги эвакуатора и штраф стоянку я заплати 30000 рублей.какими правами в этой ситуации я владею как водитель и имеют ли право сотрудники ДПС проверять техсостояние вне поста ДПС?


Нет, не имеют. Согласно пункта 63 Приказа МВД России от 02.03.2009 N 185 (ред. от 22.12.2014):

63. Основаниями к остановке транспортного средства сотрудником являются:
установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;
наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления или административного правонарушения;
наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;
необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;
необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
выполнение распорядительно-регулировочных действий;
необходимость использования транспортного средства (абзац 5 пункта 4 настоящего Административного регламента);
необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
Проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления Госавтоинспекции специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;
проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).

А как на глазок проверить исправность тормозов?

Для решения этой проблемы введена процедура тех.осмотра. Как уже было сказано, ограничить права может только закон, и закон о тех.осмотре вскоре будет принят. Пока его нет, действует установленный Правительством РФ порядок (ст.4 закона о внесении изменений в КоАП от 24.07.07 г.), т.е. действует Постановление Правительства РФ №880 от 31.07.98 г. На его основе изданы приказы МВД, и в настоящее время следует руководствоваться ими.

Но служба ДПС – не единственная в составе ГИБДД. Контроль за техническим состоянием автомобилей осуществляет служба технического надзора. Ее деятельность регламентируется Приказом №1240, в котором как раз и записано, как этой службой реализуется контроль за тех.состоянием транспортных средств на дороге:

16.1 При надзоре за дорожным движением контроль за конструкцией и техническим состоянием транспортных средств может проводиться на стационарных постах и контрольных постах милиции, контрольно-пропускных пунктах транспортных средств.

16.2. Основаниями для остановки транспортных средств для контроля за конструкцией и техническим состоянием при осуществлении надзора за дорожным движением являются:

o отсутствие в правом нижнем углу ветрового стекла автомобиля действующего талона о прохождении государственного технического осмотра;

o наличие в предусмотренных местах транспортных средств нестандартных, нечитаемых или установленных с нарушениями требований Правил дорожного движения РФ государственных регистрационных знаков, а равно их отсутствие;

o наличие неисправностей и условий, предусмотренных Правилами дорожного движения РФ и Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.

Эти действия запрещены и в КоАП:

Статья 27.3 – задерживать водителя допускает для рассмотрения дела или исполнения наказания, но никак для выявления события правонарушения, в применении к теме главы для выявления неисправности

Статья 27.13 п.1 и.п.2 – задержание автомобиля допускается после выявления правонарушения, а не до него.

Статья ст.26.4 п.4 – экспертиза проводится после составления протокола.

В Постановлении Правительства №880 говорится, что проверку тех.состояния могут проводить только специально обученные люди, но ГАИ зачастую игнорирует это требование. Инспектору вручается прибор для замера светопропускания и дается план по протоколам за тонировку.

Процедура контроля аптечки, огнетушителя и знака аналогична. Их отсутствие не может быть поводом для остановки, а проверять их после остановки инспектор не имеет права. К тому же, можно спокойно утверждать, что при выезде из гаража все было на месте. Аптечка может быть разукомплектована в результате ее использования на дороге, огнетушитель так же может быть использован на дороге по прямому назначению. Указанные предметы одноразового применения. К тому же, эти предметы не входят в перечень п.2.1.1 ПДД и предъявлению не подлежат – это не водительское удостоверение. Попутно: в аптечке есть два сертификата со сроком давности – выбросите их совсем. И не забывайте менять просроченные лекарства

big.jpg

Одно из самых любимых занятий некоторых инспекторов, не нашедших, к чему можно придраться, — это проверка технического состояния автомобиля. Кому из водителей не знакома ситуация, когда начинается проверка всего, чего только можно: люфт рулевого колеса, эффективность торможения (как показывает практика, наиболее эффективное торможение наблюдается в голове такого инспектора), свет фар, глубина протектора, содержание СО в выхлопных газах и т. д.При этом никого не интересует, что для замера люфта рулевого колеса требуется специальный прибор, то же самое касается и уровня СО, и др.

Но самое главное — сотрудник ГИБДД не имеет права проверять техническое состояние транспортного средства, если оно в установленном порядке прошло государственный технический осмотр, о чем свидетельствует наличие у водителя талона о прохождении техосмотра.

Однако особо следует остановиться на таком нюансе, как тонировка стекол автомобиля. Инспектор ГИБДД, остановив машину, имеет право проверить степень тонировки и, если она превышает предельно допустимый уровень, то на водителя может быть наложен штраф в размере до 50 % минимального размера оплаты труда.

Показания прибора не зависят от времени суток (замеры степени тонировки можно выполнять даже в ночное время);

На табло прибора отображается информация не о степени тонировки, а о проценте света, прошедшего через стекло.

Если какое-либо из условий не соответствует действительности (например, на улице 15 градусов мороза), то об этом следует прямо сказать инспектору. Если же он настаивает на проведении проверки, то потребуйте составления протокола, и в разделе объяснений напишите, что температура окружающего воздуха не соответствует законодательно установленным условиям проведения проверки.

В соответствии с действующим законодательством, у ветровых стекол автотранспортных средств, а также трамваев светопропускание должно быть не менее 75 %, а у стекол передних дверей и передних боковых стекол (при наличии таковых) — не менее 70 %.

Нередко на машинах можно видеть ветровые стекла, в верхней части которых наклеена цветная прозрачная пленка. Это разрешено правилами — чтобы там ни говорил особо ретивый инспектор ГИБДД. Однако следует учитывать, что ширина этой пленки не должна превышать 140 мм; а на транспортных средствах категорий М3, N2 и N3 ширина не должна быть больше минимального расстояния между верхним краем ветрового стекла и верхней границы зоны его очистки стеклоочистителем.

С 1 июля 2012 года за превышение допустимой степени тонирования стекол, штраф 500р и снятие номерных знаков. Водителю дается срок 24 часа с момента правонарушения, за это время он должен снять тонировку и предоставить автомобиль на проверку в ГИБДД, после чего ему вернут номерные знаки.

Читайте также: