Как отличить газ и тормоз

Обновлено: 07.07.2024

- Слушай, а как НАДО нажимать на педали в машине с автоматом? В школе учат, что левой ногой выжимаешь/отпускаешь сцепление, а правой работаешь с газом и тормозом; но это когда педалей три! А если их всего две? Что тогда - левая вообще отдыхает, а работаешь одной правой? Или надо все-таки разделить: левой жмешь на тормоз, а правой - на газ?

Хотел ответить "как удобно", но это ж неправильно. Вопрос-то "как надо?" Может, тут разные школы? Есть отечественная, есть западная? Хотелось бы услышать версии.

UPD. Все уверяют, что надо "только правой", но мое врожденное чувство гармонии активно протестует: если педалей две и ног две - сам бог велел, чтобы одна педаль была для одной ноги, а другая - для другой!

В этой статье рассмотрим, для чего служит педаль газа, педали тормоза и сцепления, и как правильно нажимать на педали тормоза, сцепления и газа в процессе управления автомобилем.

Современные автомобили могут оснащаться как механической коробкой передач (МКПП), так и автоматической (АКПП). Автоматические, в свою очередь, тоже подразделяются на типы, но суть не в этом.

Различия в управлении автомобилями с различными коробками передач в том, что автомобиль с акпп имеет всего две педали (газа и тормоза), а автомобиль с мкпп — три педали: газа, тормоза и сцепления.

На автомобилях с механической коробкой переключения передач (МКПП) этот процесс несколько сложнее, но только на первый взгляд. Здесь для переключения передач используется рычаг и педаль сцепления.

Не станем вдаваться в подробности устройства автомобиля и работы его узлов, для этого лучше изучить соответствующую литературу, а рассмотрим технику нажимания на педали.

В самом начале автомобильной практики людям свойственно совершать ряд ошибок. Например, в процессе учебы одни неправильно держат руль, неправильно нажимают на педали, другие неправильно тормозят и прочее, и это входит в привычку.

В последствии эти привычки доходят до автоматизма, и изменить их, порой, бывает очень сложно. Поэтому с самого начала учебы следует привыкать правильно.

Далее, в следующих публикациях серии Управлении автомобилем, будут рассмотрены такие основы управления, как трогаться с места и как останавливаться. После ознакомления с ними придет понимание, почему необходимо правильно работать педалями, а впоследствии эти знания вам помогут.

Педали на механике

Общие рекомендации по работе с педалями управления будут такие:

1. Нажимать на педали тормоза и сцепления нужно подушечкой стопы. Не пальцами и не всей ступней, а только подушечкой.

2. Работать с педалями нужно аккуратно, плавно, даже если необходимо нажать на педаль быстро;

3. По педалям нельзя бить ногой (кроме отдельных случаев, когда автомобиль оборудован АБС);

4. Возврат педалей в первоначальное положение обеспечивается пружинами. При отпускании нельзя бросать педаль, нужно сопровождать ее обратный ход ногой.

Теперь о назначении каждой педали в отдельности.

Педаль газа

Педаль газа служит для поддержания и плавного изменения скорости движения. Нажатие на нее приводит к ускорению, а отпускание – к замедлению автомобиля. Если положение педали газа не меняется, то машина будет ехать с постоянной скоростью.

Нажимать на педаль газа следует очень плавно. В нажатии работает голень правой ноги, коленный сустав должен быть расслаблен.

Педаль тормоза

Педаль тормоза служит для быстрого замедления автомобиля и его остановки. Почти всегда нажимать на педаль тормоза нужно так же плавно, как и на педаль газа. Как только нажатие достигнет необходимого усилия, нужно стараться придерживать это усилие неизменным, т.е. постоянным.

Чем сильнее вы нажимаете на педаль тормоза, тем быстрее машина будет замедляться. Педаль тормоза предназначена только для правой ноги!

Педаль сцепления

Педаль сцепления служит для соединения коробки передач с двигателем и для их разъединения. Коробка передач, в свою очередь, передает крутящий момент от двигателя к ведущим колесам автомобиля.

В то время, когда педаль сцепления отжата (т.е. находится в своем покоящемся положении), двигатель соединен с коробкой передач — сцепление включено. В тот момент, когда педаль сцепления нажата (до пола), двигатель разъединяется с коробкой передач — сцепление выключается.

Педаль сцепления предназначена для левой ноги.

Но если вы попытаетесь таким образом тронуться с места (резко отпустив педаль), то скорее всего, у вас ничего не получится. Машина дернется вперед и двигатель заглохнет.

Для того, чтобы начать движение без рывка и не заглохнуть, следует отпускать педаль плавно, технично. А поскольку вам в этом помогает пружина, то фактически, отпускание педали сцепления заключается в техничном сопротивлении действию этой пружины.

Ниже описан порядок работы педалью сцепления. Непосредственно процесс начала движения из положения покоя подробно описан в статье Управление автомобилем. Часть 4. Как трогаться с места.

работа педалью сцепления

Давите на педаль, регулируя, тем самым, растяжение пружины. Попробуйте выполнить это движение на четыре счета (см. рисунок выше).

Исходное положение: левая нога покоится на площадке рядом с педалью сцепления.

Ну вот и все. Примерно в таком режиме нужно будет работать педалью при переключении передач в движении. Теперь, чтобы начать движение нужно увязать в работу педаль сцепления, педаль газа и коробку передач.

Как правильно трогаться, в т.ч. на ровном месте и на уклоне дороги, изложено в статье Управление автомобилем. Часть 4. Как трогаться с места.

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 20.07.2021

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

вот по новостям в очередной раз показали сюжет, как женщина перепутала педаль газа и тормоза и вывалилась с шестиэтажного паркинга в переулок. ну, на самом деле, тут могут быть претензии и к крепости стен паркинга, но.. сам факт - почему?!

честно скажу - сама путаю иногда. ВДРУГ появляется ощущение.. сбой матрицы короче - не могу понять, на какой педали сейчас нога - газ или тормоз. это бывает ОЧЕНЬ редко, но тем не менее - это есть. знаю за собой этот сдвиг, поэтому вожу очень аккуратно.

и ни разу не слышала историй, чтобы педали путали мужчины. зато как женщины путают педали - весь интернет переполнен видеороликами.

Не знаю)))) Не путала НИКОГДА. Искренне не понимаю КАК их можно перепутать?! Но я и право/лево НИКОГДА не путаю)))) Может быть как-то связанно?

угу, у меня тоже раз несколько так было путала педали. Теперь всегда про себя проговариваю , что делаю. Я понимаю, что это , но в сложных ситуациях лучше перестраховаться и внимание*100. Ладно сама, но вокруг то люди.

возможно. потому что лево и право я тоже иногда путаю, причем только за рулём! бред какой-то..)) нену ессно, если я сама проложила маршрут и вижу поворот налево, куда мне нужно, то я не поведу вдруг машину вправо, но если я веду со штурманом и мне скажут - поверни налево/направо - могу тупануть.

ну ни к каким последствиям это не привело ни разу (ни педаль, ни лево-право).

Я на словах путаю право и лево, пошлю на право, а надо на лево послать
Но если мне говорят на право, то я четко выполняю приказ!
Педали не путаю, не знаю в каком состоянии их можно перепутать. Если ситуация стрессовая, аварийная я всегда на тормоз жму.

У мужчин-новичков тоже такое бывает. У мужа было когда с механики на автомат пересел. Дал по тормозам - сцепление видимо хотел выжать. Но это немного другое

на днях мой муж (стаж 15лет) перепутал педали. при парковки,въехали в чужую машину ,.слава Богу не сильно. он сам в шоке-наверное это с каждым может случится

тоже задаюсь этим вопросов .
сама путала уже пару раз, тоже не могу понять почему, теперь внимательно слежу и перепроверяю где у меня наго находится, пипец, тупость да, но себе и окружащим дороже ((((
Благо попутала я в таких местах, что никого рядом не было, поэтому без последствий.
Но когда еду по двору например, то всегда четко контролирую теперь ногу .
Ужос ((((
Бойтесь меня ))))

Ни разу не путала, так что не знаю Как их вообще можно перепутать тоже не совсем ясно. Право и лево тоже не путаю, драйв с задним ходом - тоже

а я на днях перепутала у машин где ручка переключения передач. ездила на той где переключатель у руля (коробка), а сейчас пересела на ручку справа от водителя (между сидениями).
хочу сдать такая вчера назад. и дворники заработали ))) а я вперед тронулась! то есть я вместо переключения передач справа нажала на рукоятку для дворников. благо сразу на тормоз! стою и туплю мол че не так ))))
и такое бывает не только педали ))

пы.сы. это конечно единичные случаи. но тем не менее.

Девочки, вот смотрите, что нашла ) (это не про педали, а про право-лево в общем и целом):

Между левым и правым полушариями идет постоянный обмен информацией. Связующим звеном в этом обмене служит мозолистое тело, которое состоит из сотен миллионов нервных волокон. У женщин мозолистое тело больше, чем у мужчин, что может приводить к большему взаимодействию между полушариями. Кроме того, у женщины одновременно работают оба полушария. Представительницы прекрасного пола могут выполнять несколько действий одновременно: шить, разговаривать по телефону, пить кофе, смотреть телевизор.

т.е. это неизбежное зло

ТАМ он, мужик, тека бы так точно не взгромоздилась. Совсем одичали эти мужики, мало того, что у них плушария работают иначе, так еще и прутцо куда ни попадя, совсем уже.


Ниже ярчайший пример, как девушки на ровном месте могут забыть все, чему учили инструкторы по вождению. Как утверждает автор видео, его друг выехал с женой в первый раз после учебы в автошколе.


Ну и еще примеры:

Для того, чтобы перестать путать педали газа и тормоза, нужно, во-первых, не нервничать. Садясь за руль, нужно полностью расслабиться и настроиться на то, что вам нужно не добраться от точки А до точки Б, а получить удовольствие от поездки и не нервничать ни за что. Как только вы сможете расслабиться действительно хорошо, то все необходимые действия будут выполняться неспешно и аккуратно.

Для начала важна именно неспешность. В машинах с ручными коробками передач (на которых обычно и учат новичков вождению) есть всего три педали и перепутать их практически невозможно, особенно после того, как вы не спеша отработаете всю последовательность действий. Моторика и автоматика тела самостоятельно будет принимать нужные решения — куда жать при необходимости. Следует помнить, что самая левая педаль в автомобилях с РКПП — педаль сцепления. Её нужно выжимать лишь тогда, когда вы переключаете передачи (при торможении ею тоже можно воспользоваться — как, читайте ниже). Самая правая педаль — педаль газа. Так сделано во всех автомобилях без исключения, любых марок, моделей, годов выпуска, типов и разновидностей. Педаль газа всегда расположена справа, без исключений. Поэтому ваша правая нога всегда будет отвечать только за прибавление оборотов двигателя.
Как несложно догадаться, посередине расположена педаль тормоза. В автомобилях с автоматической коробкой передач педаль тормоза тоже расположена левее педали газа. Если вы ездите на ручной коробке, то тормоз будет средней педалью, а если на автоматике — то крайней левой из двух.

Для того, чтобы ноги не запутывались в двух-трех педалях, попросите инструктора объяснить вам правильное положение. Хотя этому вы можете научиться и самостоятельно. Перво-наперво нужно запомнить, что левая нога, отвечающая за сцепление, всегда находится в состоянии покоя, она лежит немного боком около педали сцепления слева. Либо же стоит, приподнятая на каблуке и жмет на педаль тогда, когда это необходимо.

А правая нога — именно она у вас должна отвечать за педали газа и тормоза. На машинах и с ручной коробкой передач, и с автоматической. Суть в том, что каблук правой ноги у вас всегда должен быть на полу. В любых случаях и положениях. Никогда не отрывайте каблук, пятку ноги от пола автомобиля, лишь серединой ноги и её носком нажимая на педали газа и тормоза. Вот и получается, что перепутать педали у вас не получится и ноги не будут путаться в пространстве меж ними. Левая нога отвечает за сцепление и давить ею на тормоз бессмысленно — это неудобно и не практично, полностью избавьтесь от этой привычки сразу же, если она у вас появилась. За газ и тормоз отвечает только правая нога. Стоя на пятке, она попеременно перемещается носком между обоими педалями и давить на них поочередно. Вот и получается, что когда вам нужно тронуться с места, не отрывая ногу от пола давим крайнюю праву педаль, а когда нужно затормозить — просто переносим середину ноги и её носок на левую педаль (педаль тормоза). Вот и вся наука, запутаться просто невозможно.

А на счет торможения — при торможении правой ногой мы можем помочь автомобилю сделать это более быстро, выжав левой ногой педаль сцепления. Внутри автомобиля коленный вал расцепится с маховиком и автомобиль сможет остановиться более проворно.

Читайте также: