Как подобрать спицы на колесо мотоцикла

Обновлено: 10.05.2024

Длина большинства спиц велосипедов варьируется от 160 (мм) до 310 (мм).

Нормативы межгосударственного стандарта ГОСТ 31741-2012 (‘Велосипеды. Общие технические условия') определяют основные параметры спиц велосипедов, которыми являются следующие размеры (единицы измерения указаны в миллиметрах):

  • Длина спицы (L): от 160 (мм) до 310 (мм);
  • Диаметр спицы (D): от 1.8 (мм) до 2.9 (мм);
  • Высота спицы (Н): 6.8 (мм);
  • Длина резьбы спицы (Т): 9 (мм);
  • Диаметр наружный ниппеля (d1): от 4 (мм) до 7.4 (мм);
  • Диаметр головки ниппеля (d2): от 6 (мм) до 10 (мм);
  • Длина ниппеля (L1): от 12 (мм) до 17 (мм).

Размеры спиц и ниппелей могут отличаться от указанных, так как выше представлены характеристики наиболее востребованных моделей популярных брендов.

Велосипедной спицей называется конструктивная часть колеса, представляющая собой стержень, который соединяет ступицу с ободом колеса.

Применение в конструкции колёс спиц позволяет достигать баланса между массой колёс и их прочностью.

Спицы соединяют ступицу колеса с ободом посредством ниппелей, ниппель накручивается на спицу со стороны колёсного обода.

Материалы изготовления спиц: стали, алюминиевые сплавы, титановые сплавы.

Материалы изготовления ниппелей: стали, латунь, алюминиевые сплавы.

Конструкционно спицы классифицируются на прямые и непрямые, а также - на образцы с постоянным сечением и образцы с переменным сечением.

Наиболее распространены непрямые спицы постоянного сечения, диаметр которых составляет 2.032 (мм).

Резьба под ниппель на спице классифицируется на две категории:

  • Нарезанная (используется на бюджетных моделях или на велосипедах, которые не предназначены для значительных нагрузок);
  • Накатанная (используется на более дорогих моделях или на велосипедах, которые рассчитаны на большие нагрузки).

Важно: большинство производителей спиц указывает их размеры, пользуясь системой измерений AWG (американский калибр проводов), при этом маркировка состоит из числа и буквенного символа (например: 14G).

Соответствие размеров наиболее распространённых спиц маркировке AWG: 12G - 2.6797 (мм), 13G – 2.3241 (мм), 14G - 2.032 (мм), 15G – 1.8288 (мм), 16G – 1.5875 (мм), 17G – 1.3716 (мм).

Данные представлены в миллиметрах.

При отсутствии какой-либо информации стоит прочерк.


D
Диаметр спицы (D)

Данные представлены в миллиметрах.

При отсутствии какой-либо информации стоит прочерк.


H
Высота спицы (Н)

Данные представлены в миллиметрах.

При отсутствии какой-либо информации стоит прочерк.


(мм)
Единицы измерения - миллиметры (мм)

Данные представлены в миллиметрах.


L
Длина спицы (L)

Данные представлены в миллиметрах.

При отсутствии какой-либо информации стоит прочерк.


D
Диаметр спицы (D)

Данные представлены в миллиметрах.

При отсутствии какой-либо информации стоит прочерк.


H
Высота спицы (Н)

Данные представлены в миллиметрах.

При отсутствии какой-либо информации стоит прочерк.

Предостережение: приведенные выше данные являются официальными цифрами производителей, однако следует учитывать, что информация является справочной и не гарантирует однозначной точности.

Что для нее понадобится?

Стапель. Были испробованы различные конструкции: индикаторы часового типа, магнитные стойки и т.д., и т.п. В итоге самой удобной оказалась комбинация из столярных тисков, которые фиксируют ось колеса и фрезерных тисков, в которые крепится медная трубка диаметром 8 мм, выполняющая функции индикатора биения. Эта трубка – вещь, удобная во всех отношениях: она универсальна — легко подгибается под любое колесо и под любое измерение (радиальное и торцевое биение); она функциональна – обладает двумя режимами индикации биений (звуковым и визуальным); и наконец, ее ресурс и ремонтопригодность практически бесконечны, что немаловажно.


Оправка. В первую очередь она предназначена для грубой правки вмятин на ободах, но пригодится и для замены спиц.


Рыбацкий стул. Вообще незаменимая вещь. Эргономика рабочего места – залог успеха любого технологического процесса.


Ключ рожковый 6/7. Куплен в Костиной Раме.


Итак, начинаем. В качестве супермодели для нашего фотосета мы выбрали переднее колесо, принадлежащее бестселлеру российского рынка мотоэндуро, особенно популярному на СамараМото, Хонде Африка Твин. Па-бам! Встречайте!



Демонтируем тормозные диски.


Спицовка на Африке не особо сложная, в 3 креста,

… что позволяет не особо заморачиваясь менять спицы попарно. Начинаем со спиц, которые обращены к левой стороне ступицы (можно и наоборот, без разницы). Выбираем 2 спицы, которые образуют внешний (наиболее близкий к ободу) крест и демонтируем их. Если откручиваются — откручиваем, если нет — применяем спецсъемник №2.



На освободившиеся места устанавливаем 2 новых спицы, предварительно смазав резьбу консистентной смазкой. Под ниппеля не забываем поставить шайбы.


Сначала вставляем длинную наружную спицу (красная стрелка), затем короткую внутреннюю (зеленая стрелка). По-другому и не получится — они будут мешать друг другу.


Повторяем операцию 9 раз с левой стороны, затем 9 раз с правой (последовательность особой роли не играет).

Ниппеля спиц при установке не протягиваем, только наживляем на 5 — 6 витков. После замены всех спиц даем им первичную протяжку. Эту монотонную процедуру удобно делать шуруповертом: устанавливаем ограничитель усилия на 3 — 4 Н*м и аккуратненько протягиваем равномерно слева — справа крест — накрест. Торцевое расположение обода относительно ступицы удобно контролировать по тому, насколько равномерно углублены в свои ниппеля спицы правой и левой стороны (вполне достаточно визуального контроля).

Затем устанавливаем колесо на стапель и устраняем радиальное биение, сначала на левой стороне обода, затем переворачиваем колесо и повторяем на правой (в принципе, возможна и обратная последовательность, но это будет уже не по фэн-шую).


Индикатор биения (это медная трубка, речь о которой шла выше) выставляем таким образом, чтобы она чуть касалась внутренней стороны закраины обода. В тех местах, где индикатор касается обода, спицы отпускаем на пол-оборота; там, где имеется зазор, напротив, подтягиваем. Крутим только ниппеля, регулирующие натяжение спиц на той стороне обода, которая на данный момент обращена наверх. Усилие затяжки совсем небольшое, 5-6 Н*м по ощущениям. На вмятины закраины обода, а также на его сварной шов (они сильно задевают за индикатор биения, чем вызывают неприятные звуки) внимание не обращаем, в любом случае, натяжением спиц эти дефекты не выправишь.

Следующий этап — торцевое биение. Выставляем индикатор по тому же принципу: чтобы он чуть касался теперь уже боковой поверхности закраины обода.


Все, колесо готово.

Вообще, надо сказать, что работа эта оставляет впечатление весьма специфическое. С одной стороны, вроде бы ничего сложного, с другой, многое в ней сродни шаманству и получается иногда далеко не с первого раза. Мы поделились собственным опытом, но вполне возможно, что кто-то знает, как эти операции можно сделать проще, легче и эффективней. Будем рады, если камрады, имеющие опыт в данном вопросе, поделятся своими идеями и советами на этот счет.

Дополнение от марта 2017.

- Произведите замеры втулки и обода.
- Введите данные в поля.
- Нажмите "Вычислить".

* Измерение эквивалентного диаметра обода (Effective Rim Diameter - ERD) - его еще можно назвать диаметром, измеренным по концам спиц. То есть ERD - это расстояния от конца одной спицы до конца диаметрально противоположенной ей спицы в полностью натянутом колесе. Измеряется на самом деле расстояние от дна шлица под отвертку одного ниппеля до того же места диаметрально противоположенного ниппеля. Эквивалентный диаметр обода прямым измерением без специального измерительного инструмента получить нельзя. Его можно вычислить следующим образом.
1. Тщательно измерьте внешний диаметр обода ORD (от одного края (торца) до другого) Следите, чтобы рулетка или линейка проходила точно через центр обода. Лучше мерить через центры противоположных отверстий для спиц. Сделайте как минимум два измерения, проведенные под прямым углом друг к другу, чтобы проверить, круглый ли обод. Если два этих значения будут различаться, сделайте еще один замер в другом месте и усредните полученные результаты.
2. Вставьте ниппель в любое отверстие обода. Штангенциркулем измерьте расстояние от торца обода до дна шлица под отвертку в ниппеле. Это будет размер HN. В этом месте и должны заканчиваться спицы в полностью натянутом колесе.
3. Вычислите эквивалентный диаметр обода по формуле ERD=ORD-2*HN.

Расскажу свой вариант изготовления колес. Я хотел сделать одиночку. На одиночке колеса на 18. У нас колеса на колясычах на 19. Обода крашеные, спицы потускнели со временем , резина на 19 савковая быстро стирается и узкая. Сразу встал вопрос поиска хромированного обода на 18 в лучшем случае. Мне попались явовские колеса на 18 и на 16. Но вот незадача ,в явовском колесе 36 спиц а в наших колесах 40. Понятно ,что надо использовать минимум на заднее колесо стандартный тормозной барабан, а в нем 40 отверстий а не 36. Долго думал, придумал немного по-другому спицевать днепровский тормозной барабан в явовский обод днепровыми спицами.
При спицовке с каждой стороны тормозного барабана нужно пропустить по 2 спицы с шагом дырка в барабане, потом вставляем 8 спиц опять дырка вставляем 10 спиц.
Надо также укоротить спицы . Если спицуем колесо на 18 укорачивать надо спицы незначительно, чтобы осталось заводской резбы ОНА ИЗГОТОВЛЕНА МЕТОДОМ НАКАТЫВАНИЯ.,дальше можно прорезать резьбу плашкой.
Но если спицуем колесо на 16 надо укорачивать спицу со стороны заклепки. Для этого надо специальная приспасоба ( чертежи есть на оппозит ком).

На фотке видно слева направо( первая спица - укорочена приспособой со стороны заклепки, вторая спица - стандарт, третья спица - стандарт укороченный на нужную длину, четвертая - спица укороченная с прорезаной резьбой плашкой дальше.)
В ободе перед спицовкой надо увеличить диаметр под днепровские нипеля спиц. Рекомендую перед разборкой явовского колеса проверить сначала обод ,чтобы был ровный.
Производим сборку колеса если все в порядке разбираем. Спицы хромируем. В первых колесах спицы просто красил сначало грунтом потом краской - но дорожной пылью и камнями краска отбивалась со спиц. Правда ждал спицы из хромировки полгода , отъездил сезон и только тогда получил спицы.
На таких колесах отъездил три сезона только спицы подтянул и порядок.
Таким способом получаются колеса из стандартых деталей а выглядят как оригинальные днепровские!

Если что,у меня есть резьбонакатная плашка.Обращайтесь - за скромный прайс докатаю резьбу на стоковых спицах хоть на всю длину.

Балансировку делать не пробовал,хотя бы статическую?

До сих пор в советском союзе живете?
Обода спицы и резина есть любых размеров.

Читайте также: