Как снять каретку с заднего колеса велосипеда

Обновлено: 05.07.2024

Как снять каретку с велосипеда

Для снятия каретки понадобится инструмент

Велосипед, как и другой вид передвижения, требует технического обслуживания, которое можно производить, как в специализированных мастерских, так и в домашних условиях с использованием специального инструмента. Сегодня речь пойдет о ремонте (обслуживании) каретки, которая включает в себя разборку, смазку, установку и регулировку каретки велосипеда.

Каретки закрытого типа (картриджные) ремонту не подлежат, по этому при возникновении проблем с данным типом каретки, она просто меняется на новую. А вот каретки открытого типа (разборные) поддаются обслуживанию, так как представляют собой вал (ось), который вращается с помощью подшипников, которые установлены в чашках каретки и закручиваются непосредственно в кареточный стакан рамы велосипеда. По этому их можно легко снять, смазать, заменить подшипники и снова собрать или просто заменить старую каретку на новую.

Ремонт каретки может включать в себя:

  • плановое обслуживание каретки (смазка и переборка);
  • устранения люфта каретки;
  • тугое вращение оси каретки;
  • посторонние звуки в области кареточного узла.

Снятие каретки с велосипеда и ее обслуживание

В нашей статье, мы рассмотрим обслуживание кареток открытого типа Shimano. Каретка может быть с насыпными подшипниками, поэтому при снятии будьте бдительны, так как шарики могут рассыпаться в разные стороны, а также в виде неразборного картриджа.

Инструмент - выжимка шатуна

Для того, чтоб снять шатуны с оси каретки, нам понадобится выжимка шатуна. Выжимка состоит из двух составляющих: правая сторона предназначена для выжимки шатуна с оси каретки, а левая – для съема фиксирующего болта шатунов.

Фиксирующая гайка шатуна

Фиксирующая гайка шатуна .

Первым делом отвинчиваем затягивающие болты шатунов или иными словами винт , который находятся на конце вала каретки, с помощью педального ключа. В некоторых случаях, эти винты могут быть скрыты под пластиковыми заглушками, которые легко снимаются с помощью плоской отвертки.

После снятия фиксирующих болтов, с помощью выжимки шатунов, закручиваем съемник резьбовой частью в шатун до упора, но здесь нужно производить закручивание поступательно и без особых усилий, чтоб не сорвать резьбу. Снимаем шатун с оси каретки и протираем посадочные места. После того, как сняли шатуны с вала каретки, необходимо снять саму каретку, для этого понадобится съемник каретки shimano.

Откручивая каретку, необходимо помнить, что снятие каретки необходимо производить с левой стороны, т. е. с той стороны, где нет звезд на шатуне. Берем съемник, вставляем его в шлицы каретки с левой стороны и разводным ключом крутим против часовой стрелки. Очень важно избегать всяческих перекосов съемника при откручивании чашек каретки, чтоб не повредить саму чашку и съемник.

Съемник каретки Shimano

Съемник каретки Shimano .

Крутить нужно до тех пор, пока чашка каретки не открутится. После этого, аналогичные действия выполняем с правой стороны, только здесь нужно учесть тот факт, что крутить нужно по часовой стрелке. После произведенных действий, каретка велосипеда будет снята. При замене каретки, старую каретку можно выбросить, а новую поставить. При обслуживании каретки подшипники можно просто заменить на новые.

После того, как каретка была снята, необходимо проверить кареточный стакан на предмет грязи, песка и прочего, которые могли туда попасть, как через каретку, так и подседельную трубу велосипеда.

Съемник каретки Howitzer

Съемник каретки Howitzer .

Для обслуживания каретки разборного типа, берем чашки каретки и проверяем состояние подшипников. Тщательно протираем чистой тряпкой сами подшипники и посадочные места от старой смазки и того, что от нее осталось. Резьбу каретки можно промыть, использовать при этом можно керосин, бензин либо WD-40. Протираем насухо тряпкой. После этого берем любую густую смазку и небольшим количеством смазываем посадочные места и поставив подшипники еще немного добавляем смазку. Однако, каретки разборного типа являются недолговечными и требует частого обслуживания и регулировки подшипников.

Съемник каретки стандарта ISIS

Съемник каретки стандарта ISIS .

Если же каретка неразборная (картриджного типа) и у Вас возникли с ней какие-то проблемы, то лучше заменить ее на новую. Для покупки новой каретки, Вам необходимо знать длину вала, ширину (68 или 73 мм) и тип соединения с шатунами.

Если у Вас интегрированная каретка, то поменять промподшипники можно путем замены промов. Для проверки состояния промподшипников, снимаем пыльник и видим старые подшипники. Снять их можно специальным съемником для внутренних подшипников или же выбыть молотком и стамеской (не рекомендуется). Чистим и смазываем посадочное место, после чего ставим новые промподшипники.

Перед установкой каретки необходимо протереть и смазать все резьбовые соединения.

Установка каретки велосипеда

При сборке каретки главное – правильно поставить чашки. Напомню, что они имеют разную резьбу, а именно — правая чашка имеет левую резьбу, а левая – правую. Перед установкой каретки, смазываем кареточный стакан, подшипники и резьбу чашек густой смазкой. Сбор каретки нужно начинать производить с правой стороны. Для начала, ось каретки вставляем в правую чашку и закручиваем съемником каретки, а затем левую до упора. После того, как чашки каретки были закручены, необходимо проверить каретку на предмет отсутствия люфта (каретка должна крутиться легко и бесшумно). Для этого крутим ось каретки в разные стороны. Будьте внимательны и следите, чтоб чашка пошла ровно по резьбе, так как ее очень легко повредить. Ставим на место шатуны и фиксирующие винты.

Каретка – это велосипедный узел соединяющий шатуны с рамой и обеспечивающий свободное вращение. Механизм ввинчивается или впрессовывается в кареточную чашу, из-за низкого расположения подвержен загрязнениям мешающим нормальному вращению.

Чтобы предотвратить поломку необходимо постоянно производить техническое обслуживание каретки.

Разновидности детали

Каретки бывают открытого и закрытого вида:

Закрытые – картриджи или капсульные конструкции, с внутренней осью и подшипниками.

Закрытая модель не разбирается и обслуживанию не подлежит (за исключением нескольких), при любой поломке деталь заменяют.

Преимущество модели – низкий уровень загрязнения.

как обслуживать каретку

Открытая каретка отличается ввинчиваемыми чашами с подшипниками в кареточной трубе рамы и вращающемся валом.

Этот тип механизма требует точных параметров рамы, в случае неточностей возникают перекосы и понижается степень защиты относительно воздействия извне.

как обслуживать каретку

Модель можно разбирать и очищать, надлежащее обслуживание каретки велосипеда продлевает работу механизма на длительное время.

Недостаток открытых деталей в том, что они требуют постоянное техническое обслуживание и периодически перекашивают кареточный вал.

Диагностика поломок или загрязнения

Определить неисправность каретки можно по слишком явному скольжению или заеданию, скрипам, тяжелой езде.

Стуки и заедания сигнализируют о повреждении шариков подшипника или сепаратора. Скрипы могут обозначать слабую затяжку клина шатуна. Если при езде педаль в верхнем положении проскакивает, это также говорит о слабом натяжении клина.

Неисправная деталь не даст возможности быстрой езды, изношенные подшипники, грязь и отсутствие смазки будут постоянно препятствовать движению.

Велосипедный узел начинает постепенно расшатываться из-за разбитых шариков подшипника и перекоса вала. Для исправления необходимо почистить или заменить кронштейн.

Тщательное обслуживание каретки велосипеда обязательно перед любой длительной поездкой.

Свинчивание механизма с рамы

Для работы с капсульной кареткой требуется шлицевой ключ. В работе с разборными механизмами понадобится набор инструментов для разных модификаций детали.

Инструменты для съёма каретки:

  • Выжимка шатунов – функциональный ключ для выжимки шатуна с кареточной оси и съёма фиксирующего болта (правый отрезок для выжимки шатуна, левым снимается болт);
  • Шлицевые гаечные ключи;
  • Съёмник для механизма;
  • Гаечный ключ с рожками;
  • Отвёртка.

как обслуживать каретку

Инструменты также пригодятся при дальних велопутешествиях.

Поэтапное извлечение механизма

Снятие деталей начинается с левостороннего участка. Для каждого типа шатуна есть определенный съёмник. Одним модификациям подходит съёмник для интегрированных чашей каретки, другие можно откручивать стандартным ключом.

Часто в комплекты съёмников входят рукоятки для работы вместо разводного ключа.

  1. В начале зафиксировать байк в устойчивой позиции, лучше перевернуть его на сидение.
  2. Стянуть на педалях отверткой заглушки педальных рычагов.
  3. Вставить внутрь полости съёмник и выкрутить фиксирующий болт.

Если он плохо поддается, можно смазать участок любой смазкой. При имбусовых креплениях подбирается соответствующий ключ.

как обслуживать каретку

Шлицевым ключом или съёмником откручивается левая чаша-адаптер против хода часов, по ходу – правая:

  • Съёмник вставляется с левой стороны в шлицевое отверстие механизма и выкручивается рукояткой или разводным ключом против хода часов (влево);
  • При работе следует не допускать перекашивания, иначе каретная чаша повредится;
  • После выкручивания чаши те же манипуляции произвести на правую сторону с другого бока;
  • Снимаются каретки только на левую сторону, при съёме учитывать, что у открытой каретки подшипники могут выпасть из полости.

Очистка открытой каретки

После съема механизма диагностируется состояние подшипников в чаше, все места крепления протираются бензином от грязи:

  • Поврежденные детали заменяются на новые.
  • Резьбовая часть каретки прочищается бензином или WD-40 и протирается сухой салфеткой.
  • Места крепления замазываются смазочным средством.
  • Подшипники вставляются на свои места и покрываются новым слоем смазки.

Обслуживание капсульной каретки

При повреждении каретки капсульного типа ее необходимо заменить на новую. При выборе модели следует уточнить параметры вала и тип соединения с рычагами шатунов.

Сборка и установка механизма

Установление кареточного механизма происходит обратно процессу снятия.

Во время работы важно не спутать отрезки оси: на концах или пластиковом кожухе выбиты соответствующие сторонам буквы. Каретные чаши различаются между собой резьбовой направленностью, левая с правой и наоборот.

как обслуживать каретку

Резьба кареточного механизма и чаши смазывается тонким слоем смазочного средства для обеспечения скольжения при последующем выкручивании.

На ось крепится пластиковый кожух, в чаши укладываются подшипники: если есть разделители, то детали укладываются разделителями наружу и шариками внутрь.

Сбор механизма начинается справа: стержень оси вставляется в правую чашу с левым поворотом резьбы и вкручивается в раму до конца, идентичным способом вкручивается левая чаша с правым поворотом резьбы.

Регулирование работы кареточного механизма

Для начала снимается левый рычаг шатуна и стопорная шайба. Левая чаша отвинчивается шлицевым ключом так, чтобы стержень оси каретки беспрепятственно крутился без люфтов и заедания:

  • Чаша ослабляется ключом для шлицевых гаек на четверть поворота;
  • Удерживая чашу завинчивается до упора стопорная шайба;
  • Регулируется вращение: ослабляется или подтягивается чаша;
  • Когда кареточный механизм будет крутиться без помех можно устанавливать шатуны.

Если после всех произведенных работ каретка заедает, следует заменить подшипники или всю каретку.

Подробнее об обслуживании каретки смотрите в видео:

Любому велосипедисту известны проблемы, связанные с кареткой транспортного средства. Случается, что она начинает разбалтываться, либо выдает странные щелчки, раздражающе действующие на гонщика. Но это вовсе не значит, что необходимо выполнить замену детали. Грамотно и своевременно проведенный ремонт каретки продлит срок ее эксплуатации.

Что такое каретка

Так называется один из узлов велосипедного транспорта, имеющий подшипники и обеспечивающий кручение шатунов с педалями и звездами. Благодаря каретке, выполняется соединение системы с рамной конструкцией. Главное предназначение – передавать момент вращения от педалей к заднему колесу. Устанавливается за колесным ободом снизу. Кареточные подшипники должны быть надежно защищены от грязи и влаги.

Ремонт каретки

Различают два типа этого элемента:

  • открытый. Каретка представлена валом, вращающимся благодаря подшипникам, установленным в чашах. Монтаж выполняется в кареточный рамный стакан, защита от воды и загрязнений для этого подвида не предусмотрена. Исходя из этого, открытая каретка нуждается в частных осмотрах и техобслуживаниях. Основное преимущество – пригодность к ремонту, возможность переборки, замены смазочного компонента и вышедших из строя подшипников, разборки и перекрашивания;
  • закрытый. Это картридж с подшипниками, находящимися в корпусе и устанавливаемыми в рамную конструкцию. Такой вариант более популярен, потому что отличается большей практичностью, надежно защищен от грязи, коррозии, воды, не требует настроек и технических обслуживаний, не разбирается и не ремонтируется, перекос подшипников исключен полностью. Учитывая эти особенности, картридж считается неприхотливым в работе, в случае поломки меняется на новый аналог.

Параметры кареток

Изготовители велосипедных рам и прочих компонентов придерживаются разных производственных стандартов, по которым в том числе определяются и размеры. Это приводит к тому, что среди деталей часто возникает несовместимость. В горную модель устанавливают каретки двух размеров – на 6.8 и 7.3 см. К счастью, многие каретки изготавливаются сразу для обоих стандартов. Однако во время их покупки необходимо проявить бдительность, чтобы потом не пришлось заняться обменом детали.

Длина кареточной оси выбирается с учетом размера рамной трубки, числа звездочек и разновидности системы.

Как снять и разобрать каретку на велосипеде

Эта деталь бывает интегрированной или неинтегрированной. Второй вариант устройства по своему типу разделяется на картриджный (в виде цельной системы) и разборный (детали развинчиваются, позволяя выполнить очистку или ремонт каретки велосипеда). Как правило, каретка прогулочной велосипедной модели либо обычного горного байка отличается стандартным устройством, так что починка их возможна по отработанной методике.

Для удобства проведения работ велосипедный транспорт переворачивают вверх колесами и выставляют на руль и седло. Убедившись, что велосипед установлен надежно, начинайте его ремонтировать:

Вначале необходимо снять с оси каретки оба шатуна (см. материал "Как снять шатуны").

Затем следует очистить кареточный узел от грязи.

Переходим на левую сторону каретки. Если на каретке есть стопорная гайка, ее нужно аккуратно свинтить, не допуская срыва ключа. Гайка имеет правую резьбу.


Далее нужно вставить съемник каретки в пазы

съемник каретки

и вывернуть ключом левую чашку-адаптер. Чашка имеет правую резьбу.


Вынуть левую чашку, если каретка разборная, то вместе с подшипником.

Переходим на правую сторону каретки.

Вставить в пазы съемник каретки и вывернуть ключом из рамы правую чашку. Чашка имеет левую резьбу.

Читайте также: