Какие колеса у бтра

Обновлено: 04.07.2024

БТР-80 (Брони́рованный транспортёр — 80 моде́ль) — советский бронетранспортёр.

Создан в начале 1980-х годов как дальнейшее развитие бронетранспортёра БТР-70, с учётом выявленных в Афганской войне недостатков последнего, и предназначался для его замены в мотострелковых войсках. БТР-80 поступил в серийное производство в 1984 году, и, неоднократно модернизируясь, по состоянию на 2012 год всё ещё находится в производстве. Последние модификации БТР-80, оснащённые усиленным вооружением, многими специалистами классифицируются как колёсные боевые машины пехоты [3] [4] . Применялся советскими войсками в Афганской войне, а с 1990-х годов является основным бронетранспортёром Вооружённых Сил России и ряда других бывших советских республик и использовался практически во всех крупных вооружённых конфликтах на постсоветском пространстве. Активно поставлялся и поставляется на экспорт, в общей сложности, по состоянию на 2011 год БТР-80 состоит на вооружении по меньшей мере 26 государств [4] .

История создания

Боевые действия в демократической республике Афганистан выявили множество недостатков БТР-70. Одним из главных была ненадежная силовая система, два карбюраторных двигателя, спаренные и находящиеся в корме бронетранспортера.

бтр-80

Кроме традиционных недостатков бензиновых двигателей в армии, добавлялась прожорливость даже по армейским меркам. Боевые действия в высокогорье, кроме того, показали проблемы с потерей мощности. Проблемы доставляли люки на корпусе бронетранспортёра, экипажу и находящимся внутри мотострелкам, было сложно быстро покинуть машину.

Конструкторской группе Горьковского автозавода под командой И. Мухина и Е. Мурашкина было поручено модернизировать машину в соответствии с требованиями военных.

Модернизация получилось настолько глубокая, что можно говорить о принципиально новом бронетранспортере отечественной конструкции.

Сдвоенный двигатель был заменен на один мощный, КамАЗ-740.3, дизель с турбокомпрессором. Корпус был увеличен в сравнении с БТР-70 на 115 мм в высоту и длину, на 100 мм в ширину. Однако, за счет уменьшения клиренса, общая высота машины увеличилась только на 30 мм.

Конструкция БТР-80

Компоновка машины предусматривает три части. В головной части находится отделение управления с экипажем из механика-водителя и командира. Они располагаются так: слева мех-вод, справа командир. Среднюю часть занимает наводчик-оператор и семь человек десанта.

Десант внутри машины расположен на сидячих местах по центральной оси, лицом к бортам для наиболее эффективного наблюдения и стрельбы из личного оружия.

Десант ведет огонь через амбразуры с шаровыми установками. Они рассчитаны на углы ведения огня от ±15 до ±25° от центральной оси машины. Башней управляет наводчик оператор, боевое место которого находится в подвесном сиденье башни с круговым вращением.

Командир мотострелкового отделения, сидит на отдельном сидении сразу за мехводом и командиром, и ведет огонь из амбразуры по ходу движения машины. Мертвые зоны для десанта – задняя полусфера и передняя левая часть, за механиком-водителем.

бтр-80 вид сзади

Двигатель в данном БТР находится в хвостовой части. На корпусе конструкторы расположили несколько небольших технологических люков для возможности быстро добраться до узлов и механизмов силовой установки и трансмиссии.

Бронирование машины противопульное, слабо дифференцированное. Корпус собирают из катаных стальных листов, соединяя сваркой, толщина брони 5-9 мм. Корпус обтекаемой формы для лучшего прохождения водных преград, листы установлены с разными углами наклона для повышения защиты при обстреле.

Средний лобовой лист укрыт специальным щитком-волноотражателем.

В поднятом положении он защищает смотровое стекло механика-водителя от захлестывания волной при движении на плаву.

Были установлены новые, широкие двухсоставные двери десантного отделения. Верхняя половина откидывается вбок и фиксируется пружинной задержкой, нижняя в открытом положении образует ступеньку, своеобразную аппарель и облегчает десантирование из движущейся машины.

Вооружение машины составляют спаренные: крупнокалиберный (14,5 мм) пулемет КПВТ и 7,62 мм ПКТ. Оружие размещается в небольшой бронированной башенке кругового обстрела, установка цапфенная, угол возвышения в пределах от −4 до +60°.

бтр 80 в грязи

Наведение блока вооружения и поворот башни осуществляется вручную. Прицеливание обеспечивается перископическим прицелом 1ПЗ-2. Монокулярная оптика позволяет накрывать цель КПВТ на дистанции до 2000 м, ПКТ до 1500 м. Боеукладка включает 500 патронов в коробах для КПВТ и 2000 для ПКТ.

Наблюдение осуществляется через перископы. У механика-водителя располагается три перископа ТНПО-115. Для действий в ночное время предполагается использование инфракрасных фар и оптического прибора.

Видимость через приборы наблюдения, ночью, в зависимости от условий, варьируется от 60 до 120 метров.

Обзор командира обеспечен смотровым прибором комбинированного типа ТКН-3, для использования его в ночное время на корпусе машины установлен прожектор ОУ-3ГА2М с инфракрасным фильтром, который обеспечивает работу в активном режиме, дальность видимости до 400 метров.

Оператор-стрелок обеспечен круговым наблюдением: перископами переднего и тылового обзора типа ТНП и прицелом. В десантном отсеке дополнительно установлено шесть ТНПО для обеспечения десантникам обзора.

бтр-80 в городе

Связь обеспечивается радиостанциями Р-123 на ранних сериях машин, впоследствии их сменили более совершенные Р-173. Кроме того на части машин в ходе модернизации были установлены симплексные радиостанции Р-163. Внутренняя связь обеспечивается Р-124, рассчитанной на трёх абонентов.

Модернизация и сравнение с зарубежными аналогами

За многолетнюю службу БТР-80 неоднократно подвергался модернизации. В российской армии встречаются следующие разновидности машины:

  • командно-штабная машина, дополнительно оборудованная средствами радиосвязи и позиционирования на местности, кроме этого часть БТР-80К выпущена в качестве передвижных пунктов управления ракетными пусками;
  • БТР-80А, модернизированный вариант с необитаемым боевым модулем с 30-мм пушкой 2А72. Вместо башни со спаркой пулеметов;
  • БТР-80М, с усиленным двигателем ЯМЗ-238, а так же шинами повышенной пулестойкости и большей длиной корпуса;
  • БТР-80АМ, двигатель ЯМЗ-238 и необитаемый боевой модуль.

Кроме России эти транспортёры, находятся на вооружении 26 стран мира. Улучшать любят не только русские, поэтому известны варианты, подогнанные даже под стандарты НАТО. Наибольших успехов на этом поприще достигли венгерские разработчики:

  • BTR-80 SKJ – специализированная медицинская машина;
  • BTR-80 VSF – для войск РХБЗ;
  • BTR-80 MVJ – эвакуатор для поврежденной на поле боя техники с возможностью простейшего ремонта на месте;
  • BTR-80 MPAEJ – аппарат для ремонта и технического обслуживания;
  • BTR-80 MPFJ – инженерно-техническая модификация.

БТР-80 ВДВ

Применение БТР-80 в Афганистане и других конфликтах не сильно заинтересовало американских военных, привыкших к гусеничным транспортерам. Ситуацию изменил знаменитый Бросок на Приштину, показавший преимущество колесной техники перед гусеничной в подобных операциях.

Если у отечественного БТР оторвет миной пару колес, он вполне в состоянии добраться до своих.

Американец же, несмотря на наличие тех же 8 колес, встает после потери хотя бы одного из них.

Боевое применение БТР-80

С момента поступления первых машин в войска они тут же заняли положенную им нишу. Ни одно боевое столкновение, произошедшее с 1986 года на территории в ведении СССР, России и стран-союзников, не обходилось без хотя бы косвенного участия БТР-80.

БТР-80 на дороге

БТР, рабочая лошадка любого конфликта, обеспечивала быструю и относительно безопасную доставку живой силы на место столкновения. Она же поддерживала пехоту огнем своих пулеметов, а при необходимости, эвакуировала раненых бойцов.

Показательный случай грамотного использования качеств БТР-80 можно увидеть в событиях августа 1996 года.

В Грозном части внутренних войск оказались блокированы на площади Минутка. Возможности для эвакуации тяжелораненых солдат не было. Один из офицеров, майор Ларин, решил пробиваться с раненными на БТР.

Разогнавшись, с экипажем Ларин пробивается через первое кольцо окружения, но необходимо было проехать через весь город. Командир приказывает разжечь фальш-дымы на башне БТР перед очередным заслоном боевиков. Одновременно с нескольких сторон машину атакуют гранатометчики.

Одна из гранат, сорвав прикрепленные для усиления брони ящики на борту, взрывается у корпуса, не повреждая при этом двигатель. Командир приказывает механику-водителю сбросить скорость, не выключая двигателя, и медленно остановить машину. Одновременно с этим разгораются дымовые шашки, и создается полное впечатление поражения машины.

По воспоминаниям Ларина, боевики поднялись в полный рост, ожидая, что через люки полезут оглушенные и обожжённые бойцы. Вместо этого экипаж разворачивает КПВТ в сторону нападающих. Очередь из пулемета сопровождается приказом снова набирать скорость. Эта хитрость позволила вырваться из кольца окружения и доставить раненных в госпиталь.

БТР-80к

В прочих войнах умелые руки и ясная голова позволяли со всей эффективностью использовать маневренность и мощь БТРов.

След в культуре

БТР-80, одна из самых массовых машин последних десятилетий внесла громадный вклад в кино и видео. Все, что, так или иначе, связано с боевыми действиями, обязательно рано или поздно покажет БТР-80. Благодаря характерному силуэту перепутать эту машину невозможно.

Интересно, что увидеть аппарат можно не только в кино, но и многочисленных клипах музыкальных исполнителей.

Продукция пользуется большим спросом в Китае. Восточные соседи, увлеченные реконструкцией советской и российской армий в Афганской и Чеченской войне, интересуются этой техникой не меньше россиян.

Видео

Не забывайте оставлять на сайте свои комментарии и делиться своим мнением.

Правда, с более мощными противниками он вряд ли сможет конкурировать: броня толщиной от 9 до 10 мм может остановить только огонь из мелкокалиберного стрелкового вооружения, плюс БТР для серьезного боя очень высокий.

IMG_5107.jpg

Если нужна скорость, то 100 километров в час для БТР-82А не проблема, больше – уже сложнее. Нехватку острых ощущений можно компенсировать путешествием по пересеченной местности или даже по воде: водомет на корме может до 12 часов толкать махину по волнам со скоростью 10 км/ч. Главное, чтобы волнение воды было не более 2 баллов и водитель не забыл поднять волноотражающий щиток на носу. Застряли на подъездах к озеру, и не помог даже привод 8х8? Как же это вас угораздило… Открывайте лючок на носу машины, в нем спрятана встроенная лебедка.

IMG_4935.jpg

Но приходится верить на слово офицеру: тест-драйва с плаванием и вытягиванием лебедкой мне никто не обещал. Но сейчас, кажется, будет что-то поинтереснее. Ребята в камуфляже тащат к БТР огромные ящики с боеприпасами… Будем стрелять!

IMG_4911.jpg

Орудие готово, дымовые гранаты заряжены, машина выезжает на огневую позицию и…. Огонь! Первый выстрел, хлесткая звуковая волна проходит через все тело, второй, третий, отстрелянные гильзы вылетают из башни. В ушах звон, на лице – дурацкая улыбка. Все? А вот и нет. Орудие выдает короткую очередь – после пятого выстрела каждый звук залпа из очереди, как игла, впивается в барабанные перепонки. Ошарашенный и совершенно глухой стоишь в тумане от пороховых газов, вдыхаешь… И снова на лице та глупая улыбка.

А теперь точно все. Экипаж направил машину обратно на исходную и, повернув орудие в поле, проверяет наличие оставшихся боеприпасов. Расстреляно все – солдаты пошли собирать отстрелянные гильзы, а у меня наконец-то появилась возможность потрогать стального монстра руками.

Идем дальше… В десантное отделение можно попасть через два двустворчатых люка по каждому борту машины. Внутри просторно – могут поместиться 6 человек в полном обмундировании плюс носилки. Самой примечательной деталью является ярко-зеленый противоосколочный коврик, который поглощает большую часть взрывной волны и не дает осколкам поразить живую силу внутри. Из чего он состоит, выяснить не удалось – гостайна! Стены корпуса обшиты чем-то напоминающим кожу – это специальная баллистическая ткань или защищающая от осколков и даже, в какой-то мере, от радиации.

IMG_4905.jpg

IMG_4961.jpg

Что такое БТР?

Читайте также: