Когда появились права на вождение авто

Обновлено: 05.07.2024

В нашей стране первые права были выданы в 1900 году в Санкт-Петербурге. Тогда уже были введены экзамены. Будущего водителя проверяли на способность вождения автомобилем, а также был экзамен по знанию города.

С 1909 года в России был принят европейский образец прав. В 1936 году все дела, связанные с водительскими правами, были переданы органам внутренних дел. Права стали называться удостоверениями шофера. Важным событием стало присоединение СССР к Женевской конвенции об автомобильном движении, которое было в 1963 году. С этого времени вступили в силу международные водительские права.

В 1999 году ввели новый образец водительских прав, который потом еще раз усовершенствовали. Они стали выглядеть как пластиковая кредитная карточка. Позднее хотели ввести новые права, которые бы имели до 10-и категорий, но законопроект так и не приняли.

Тогда подобные справки выдавались без каких-либо экзаменов, для их получения кандидат был должен лишь продемонстрировать умение управлять собственным автомобилем.

Водительское удостоверение - первый документ автомобилиста. В этом году его формат снова сменили - внесли некоторые поправки. Теперь пластиковая карточка имеет защитные элементы, новую информацию и даже переработанный внешний вид. В привычном для водителей словаре это называется рестайлингом. Интересно, что почти каждый год власти вносят изменения именно в этот документ, хотя вроде как никаких кардинальных перемен не наблюдается. Но сколько обновлений уже случалось с водительским удостоверением с тех пор, как развалился СССР? Рассмотрим самые заметные изменения.

Как менялось водительское удостоверение со времен СССР

Советская книжка. Сегодня уже почти никто не вспомнит, что собой представляли водительские права образца Советского Союза. Не было никакой речи о компактной ламинированной карточке, к которой все мы привыкли сегодня. В кармане или портмоне автомобилиста постоянно находилась целая книжечка, которая с виду напоминала профсоюзный билет или пропуск.

Как менялось водительское удостоверение со времен СССР 3

Образец №2. Параллельно с первым образцом в/у выдавался и второй. Это был компактный документ, размер которого составлял 8.5х5.5 см. Его можно было легко поместить в визитницу. Всю информацию о водителе наносили на плотную основу. Так как документ стал компактным, поменялась и представленная информация. Фото пришлось уменьшить, данные о водителе укомплектовали плотнее. Если ранее была представлена реальная печать, то теперь стали применять геометрическую, на которой располагался код подразделения.

Как менялось водительское удостоверение со времен СССР 4

2011 - 2014 гг. Самая заметная для всех реформа. Именно с ней водительское удостоверение получило розово-голубые оттенки вместо желтого. Сюда же внесли новый шрифт и некачественное защитное покрытие. В 2011 году в/у пополнилось увеличенным перечнем видов транспортных средств. Из шапки убрали французскую надпись, а разделы документа обозначили цифрами. Кроме того, власти позаботились о защите от подделки - появился штрих-код и микротекст. Уже в 2014 году перечень транспортных средств вырос до 16 единиц.

Как менялось водительское удостоверение со времен СССР 5

2020 год. Главное отличие обновления заключается в новом дизайне шапки. Решили вернуть строку на французском и добавить надпись на английском. Власти считают, что это упростит общение автомобилиста с полицейскими в другой стране. В технологии создания применяется лазерная обработка, которая сделала документ переливчатым. На задней стороне располагается цифровой код в версии QR.

Как менялось водительское удостоверение со времен СССР 6

Итог. Водительское удостоверение является самым важным документом для автомобилиста. На протяжении 30 лет он постоянно изменялся и совершенствовался.

История водительского удостоверения

История водительского удостоверения

О том, как появилось на свет водительское удостоверение, существует несколько версий, при этом две из них считаются основными.

Так согласно ему машина не должна была передвигаться за переделами населённых пунктов со скоростью более 12 км/ч, в городе этот предел вовсе понижался до 6-ти км/ч. Кроме того водителю предписывалось снижать скорость движения при встрече с всадниками, вьючными животными, телегами и иными средствами передвижения и пешеходами.

30 ноября 1983 года Бенцу выдано было разрешение для езды на своём автомобиле в пределах герцогства. Именно его можно считать первым водительским удостоверением, выданным в мире.

Идею французов позаимствовали американцы, начавшие примерно в это же время выдавать аналогичные документы в Бостоне.

25 июня 1900 года Городской Думой Санкт-Петербурга было утверждено постановление, регламентирующее передвижение по городу легковых и грузовых автомобилей .На его основании в городе вводился возрастной ценз на право управлять транспортными средствами – 17 лет, устанавливалась максимальная скорость езды в 12 вёрст в час. Водителям выдавались специальное удостоверение на это.

При этом выдаваемые до революции водительские удостоверения уже имели фотографию владельца, а так же содержали сведения о нём. Что бы их получить приходилось сдавать экзамены, на которых полицейские чины проверяли не только навыки управления транспортным средством, но и уровень знания будущим водителем географии города.

После того, как в государстве произошла революция, долгое время вопросы автомобильного движения практически никак не регулировались. Связанно это было с гражданской войной и воцарившейся в России разрухой.

История водительского удостоверения

История водительского удостоверения

В дальнейшем, с присоединением СССР к международной конвенции о дорожном движении, заключенной в Вене, советские водители стали получать водительские удостоверения международного образца, а в 70-х годах в них начали указывать категории управления транспортными средствами в количестве пяти. Каждая из них разрешала водить только определённый его вид.

История водительского удостоверения

История водительского удостоверения

Помимо водительского удостоверения предусмотрена также и доверенность на управлением транспортным средством. О том, как правильно ее оформить, каких подводных камней следует ожидать подробно рассказано в статье по ссылке.

Даже в небольших городах нашей страны теперь есть автошколы. Туда может поступить любой желающий гражданин, достигший возраста 16 лет и имеющий определенную сумму денег. На обучение уйдет не более полугода. Однако так было не всегда и за несколько последних десятилетий в этой сфере произошли значительные перемены.


Где учились

В СССР не было частных автошкол, поскольку такое понятие как предпринимательство вообще отсутствовало. Все желающие могли поступить в ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту). Работники заводов могли отучиться прямо на предприятии. Также существовали специальные автоклубы.

Больше времени


Сейчас автомобиль действительно стал средством передвижения, тогда как в СССР он считался скорее роскошью. Поэтому желающих получить водительские права было сравнительно немного.

Обучение длилось гораздо дольше, чем сейчас: как минимум полгода. При этом на занятиях необходимо было присутствовать 6 дней в неделю. Большое внимание уделялось именно техническому устройству автомобиля. В результате новоиспеченные водители уже могли самостоятельно производить ремонт машины.

Вероятно, именно по этой причине среди советских девушек и женщин было сравнительно немного желающих получить права. Одолеть техническую часть они просто не могли физически.

Трудные экзамены

С вождением, как правило, проблем не возникало ни у кого. В городах в те времена не было такого плотного движения, поэтому задача будущего водителя значительно упрощалась.

Цена обучения

В финансовом плане получение водительского удостоверения было доступно почти всем советским гражданам. Например, обучение автоделу в рамках УПК для школьников или рабочих на заводах было бесплатным. Так же безвозмездно учились и призывники.

Граждане, не входившие в перечисленные категории, должны были оплачивать обучение, но стоимость была вполне приемлема. Например, в 1977 году эта сумма составляла от 80 рублей, в 1981 — около 130 рублей, в 1986 — от 250 рублей.

Читайте также: