Лансере картины с названиями самые известные

Обновлено: 02.07.2024

Евгений Евгеньевич Лансере родился 4 сентября (23 августа — по старому стилю) 1875 года, в Павловске, в семье талантливого скульптора-анималиста Евгения Александровича Лансере (1848—1886), известного своими миниатюрными бронзовыми конными композициями.

В семье Евгения Александровича называют Лансере-1, а Евгения Евгеньевича — Лансере-II, есть там и Лансере-III и Лансере IV, так как всех детей принято называть Евгениями. И все они занимаются искусством.

Евгений Александрович Лансере был правнуком французского офицера наполеоновской армии Поля Лансере, оставшегося в России после войны с Наполеоном, сначала — раненым пленным, потом — полноправным гражданином, женившимся на выходившей его немке Ольге Карловне фон Таубе.

Прадедом Евгения Лансере по матери был Альберт Кавос — русский архитектор итальянского происхождения, академик архитектуры, строитель Большого театра в Москве и Мариинского в Петербурге.

12 августа 1849 года в Моршанске в семье родился Евгений-Болеслав-Волдемар Лансере-младший, то есть, Евгений Лансере I — будущий прославленный скульптор-анималист, днями и ночами пропадавший на конюшне и в кузнице, делавший зарисовки и модели для отлива лошадей. А через 7 лет умерла его мать Ольга Лансере.

Евгений Лансере в поисках натуры много путешествовал по Кавказу и Средней Азии, изучал породы лошадей, затем женился на талантливой художнице-графике Екатерине Бенуа, дочери главного архитектора Петергофа — Александра Бенуа, сына бежавшего из Франции от революции повара-кондитера Луи (Леонтия) Бенуа, ставшего главным кондитером при дворе Екатерины II.

Несколько гениальных работ Евгения Александровича Лансере выставлены в главном здании Третьяковской галереи (Лаврушинский переулок, 10), в том же зале, что и картины Виктора Михайловича Васнецова.

К сожалению, скульптор, создавший около 400 произведений в бронзе, и еще сотни рисунков и эскизов, ушел из жизни очень рано — в 38 лет — в самом расцвете признания и супружеского счастья. У него было шестеро детей, ради благополучия которых он работал, пока еще оставались силы, съедаемые чахоткой, и брал все новые заказы.

Евгений Александрович Лансере боролся за свою жизнь до конца. Он купил имение в селе Нескучное (между Харьковом и Белгородом). Однако обилие солнца и свежего воздуха не спасло его от прогрессирующего с каждым днем туберкулеза, который — до открытия антибиотиков в ХХ веке — был смертельным приговором.

В это время его сыну — Евгению было 11 лет. А младшей дочери — Зинаиде Лансере (12 декабря 1884 — 19 сентября 1967) — всего 2 года. Позже она вышла замуж за Бориса Серебрякова и прославилась уже, как автор лучших женских портретов ХХ века — Зинаида Серебрякова. Еще один сын Евгения Александровича Лансере — Николай (26 апреля 1879 — 6 мая 1942) стал видным архитектором, педагогом и историком искусства.

В доме Бенуа дети Евгения и Екатерины Лансере — Софья, Екатерина, Мария, Николай, Евгений, Зинаида погружаются в творческую атмосферу, которой была пропитана вся жизнь клана Бенуа. Средний брат матери — Леонид Николаевич Бенуа — также стал знаменитым архитектором, а младший — Александр Николаевич — известным художником и историком искусства, повлиявшим на формирование художественных вкусов целого поколения. Все дети Бенуа прекрасно рисовали.

Евгений Лансере всегда знал, что будет художником, а потому в 17 лет он начал учиться в школе Общества Поощрения Художеств. Из воспоминаний Лансере следует, что особо он выделял двух педагогов — импрессиониста Ивана Францевича Ционглинского и классициста Эрнста Карловича Липгарта.

После окончания этой школы, он, как и отец, не стал поступать в Императорскую Академию Художеств в Санкт-Петербурге, а решил продолжить обучение в частных академиях Коларосси и Жюлиана в Париже. Там он совершенствовал свою технику под руководством живописца Бенжамена Констана и художника-монументалиста, скульптора, графика и иллюстратора Жана-Поля Лоранса.

В 1914—1915 году в жизни Евгения Лансере наступает новая эпоха. Он отправляется корреспондентом-художником на Кавказский фронт.

Кавказ как путь к спасению творческой интеллигенции

О жизни Евгения Лансере после Октябрьской революции — существует масса разноречивой информации. Его биографы советского периода стараются всячески преувеличить его неприятие властей дореволюционной России. Однако 1917 1919 годы Лансере провел в Дагестане, а в 1920 сотрудничал, как художник с Осведомительно-агитационном бюро Добровольческой армии Деникина (ОСВАГ).

В 1920 году он переехал в Ростов-на-Дону, затем в Нахичевань-на-Дону и Тифлис, где семья Лансере задержалась надолго. Даже после советизации Грузии Лансере решает остаться в Тифлисе.

Сотрудничество Лансере с ОСВАГом ставит в тупик многих его поклонников, впервые узнавших об этом факте. Как художнику удалось выжить при Советах после такого, да еще и продолжить работу в Москве? То ли Деникин не вел учет всех художников, то ли… это была недоработка НКВД.

Ответ прост: Лансере, как и многих его современников-художников, не решившихся эмигрировать, как Константин Сомов (1923, США), Зинаида Серебрякова (1924) и Александр Бенуа (1926 — Франция) спас Кавказ, и в то время бывший проблемным регионом, который властям не удавалось контролировать полностью. Этим пользовались люди искусства, не желавшие выполнять заказы Советов.

В Тифлисе Лансере создал Академию художеств, в 1927 был командирован на полгода в Париж, но не решился там остаться. Далее хочется процитировать искусствоведа и историка искусства Павла Лансере.

В 1938 Николая Лансере, приговаривают к 5 годам лишения свободы, как английского шпиона. Невзирая на все просьбы Лансере к властям помиловать брата, Николая высылают в Котлас, затем в республику Коми, в московскую, а в 1942 — в саратовскую пересыльную тюрьму, где он погибает от голода.

Лансере, как и его современники А. Бенуа и В. Серов, создал в своем творчестве совершенно новый тип исторической картины. Его небольшие по размерам полотна с неглубоким пространством, правдиво передающие дух определенной эпохи, вызывали в воображении зрителя множество исторических и литературных ассоциаций.

Русский художник и живописец Евгений Евгеньевич Лансере родился в городе Павловске под Петербургом. Мальчик рос в художественной среде (его отец, Е. А. Лансере, был скульптором, дядя, А. Н. Бенуа, живописцем).

Графику Лансере начала 1900-х годов можно разделить на два направления: декоративные орнаменты с использованием растительных мотивов и исторические композиции.


В то же время Лансере не только передает общий дух дворцовой церемонии выхода царицы, но и обращает внимание на героев сцены: величественную, тучную императрицу, вельмож и придворных дам с надменными лицами.

В человеческих фигурах нет и намека на гротеск, это не марионетки и не бесплотные сомовские дамы и кавалеры, а живые люди, свободно и естественно расположившиеся в процессии. Они гармонично вписываются в архитектурный пейзаж и как бы составляют единое целое с ансамблем царскосельского дворца с его беломраморными колоннами, статуями, лепными украшениями и декоративными балкончиками. Картина очень тонко передает атмосферу северного города; фигуры людей и здания залиты холодным светом петербургского дня.

Лансере стремился запечатлеть мощь и силу русского флота. Все детали картины подчинены этой цели. Клубящиеся темные тучи на небе, бурные волны, надутые паруса, трепещущие от ветра флаги создают впечатление движения, энергии.


Большое место в творческом наследии мастера занимает монументально-декоративная живопись.

К этому времени относится театрально-оформительская деятельность Лансере, работавшего в Старинном театре.


Перед началом работы над повестью Лансере побывал в Дагестане и Чечне, где сделал множество зарисовок человеческих типов, пейзажей, архитектурных памятников, предметов быта, оружия.

В период Первой мировой войны Лансере отправился на Турецко-Кавказский фронт, где сделал большое количество зарисовок.


К этому времени он был хорошо знаком с жизнью кавказских народов: три года, с 1917 по 1920, художник провел в Дагестане, затем жил в Тбилиси, где работал рисовальщиком в Музее этнографии и много времени проводил в этнографических экспедициях вместе с сотрудниками Кавказского археологического института.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Юон Константин Федорович (1875–1958) Праздничный день. Успенский собор в Троице-Сергиевой лавре

Юон Константин Федорович (1875–1958) Праздничный день. Успенский собор в Троице-Сергиевой лавре Живописное творчество Юона многогранно. Он писал тематические картины, портреты, но излюбленным жанром художника был пейзаж. Этот жанр позволял ему воспевать красоту русской

Жан Франсуа Милле (1814–1875)

Жан Франсуа Милле (1814–1875) Сборщицы колосьев 1857. Музей д’Орсе, ПарижМилле, будучи выходцем из семьи сельского органиста, с ранних лет приобщился к крестьянскому труду, что сказалось на выборе центральной темы его творчества. Сельская тема была достаточно распространена

Камиль Коро (1796–1875)

Карл Петрович Беггров 1799–1875

Карл Петрович Беггров 1799–1875 Беггров закончил пейзажный класс Петербургской Императорской академии художеств. Он учился у знаменитого пейзажиста М. Н. Воробьева.Беггров занимался литографированием и состоял в должности литографа при Главном управлении путей

Евгений Петрович Житнев 1809–1860

Евгений Петрович Житнев 1809–1860 Житнев – ученик А. Г. Венецианова. Был крепостным, но получил вольную, учился вольноприходящим в Петербургской Императорской академии художеств. В 1835 году получил звание свободного художника, в 1856 году стал академиком

Александр Алексеевич Агин 1817–1875

Александр Алексеевич Агин 1817–1875 Агин был незаконнорожденным сыном дворовой крестьянки и богатого псковского помещика, происходившего из древнего рода Елагиных. Ротмистр привилегированного кавалергардского полка Алексей Петрович Елагин был участником Отечественной

Николай Лансере

Николай Лансере Лансере Николай Евгеньевич (1879–1942). Окончил Академию художеств (1904 г.). Выдающийся деятель русской культуры XX века, художник универсального дарования. Крупный и разносторонний архитектор, живописец, график, историк архитектуры, деятель в области

Федор (Фиделио) Антонович Бруни (1799–1875)

Константин Федорович Юон (1875–1958)

Константин Федорович Юон (1875–1958) Картины Константина Федоровича Юона являются как бы мостом, соединяющим Россию конца XIX века с новым государством, образовавшимся в 1917 году. Он с большой достоверностью изображал изменения, происходящие в стране и, особенно, в Москве в эти

Мстислав Валерианович Добужинский (1875–1957)

Мстислав Валерианович Добужинский (1875–1957) Добужинский любил Петербург, но не современный, а старинный, пушкинский. Он сделал множество рисунков, изображавших поэтическое очарование северной столицы. Но был в его творчестве и другой Петербург — с однообразными и унылыми

ИСКУССТВО БЫТЬ СОБОЙ

Текст: Татьяна Иванова
Фото: Игорь Примак

Почти двести лет назад один французский офицер, раненный под Смоленском, остался в России, поступил на службу, обзавелся семейством. Так появился в России род Лансере. Первый в этой династии скульптор - Евгений Александрович Лансере - женился на художнице Екатерине Николаевне Бенуа. В дальнейшем ген искусства прилежно передавался по наследству, генеалогическое древо разрасталось, выбрасывая на новых ветвях почти сплошь одних художников. Наш герой - прямой потомок знаменитого анималиста Евгения Александровича. Спутать имена-отчества последующих Лансере невозможно - один за другим три Евгения Евгенье-вича -художник, художник-архитектор и последний Евгений Лансере художник-дизайнер и скульптор. Стиль, в котором он работает, можно назвать русским модерном XXI века.

Наша семья не живет на современный лад. Я домостроевец, считаю, что жена должна сидеть дома, с детьми. Если к этому не вынуждали обстоятельства, женщины в нашем роду не работали. Семьи были большие, женщины управляли домом: воспитывали в традиционном духе детей, и, кстати, совершенно не случайно у них вырастали талантливые дети.

Есть дизайнеры, которые работают, как стилисты - занимаются подбором в интерьер готовых изделий точно так же, как стилист подбирает эти ботиночки к этим носочкам. Сегодня искушенный заказчик уже хочет своеобразия - не так, как за границей, не лучше, чем у соседа, а так, как ни у кого нет! Люди стали ценить авторские вещи.

- Мы с бригадой в моей мастерской на Плющихе простаивали, от бывших заказов оставалось витражное стекло, и я вдруг загорелся идеей сделать люстру. Пожалуй, ее стиль близок к русскому модерну, более тяжелому, чем европейский ар нуво. Тут и мотивы Тиффани, и технология классического витража, но люстра вышла действительно оригинальная.



Из огромного рода Лансере-Бенуа Серебрякова стала, пожалуй, самой известной художницей. У нее была трудная судьба. Зинаида Евгеньевна эмигрировала, жила в Париже в совершенной бедности, а прославилась как художница лишь после смерти.

Живопись Евгения Лансере


Корабли времен Петра I

Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе, 1905 г.

Никольский рынок в Петербурге —

Петербург в XVIII веке. Здание Двенадцати коллегий, 1903 г.

Взятие шведского укрепления. Заставка к книге Бенуа "Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны", 1904 - 1912 г.

Дорога в Царское Село во времена Анны Иоанновны. Заставка к книге Бенуа "Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны", 1904 - 1912 г.

http://s008.radikal.ru/i306/1012/5b/b28fe61d6a16.jpg

http://i064.radikal.ru/1012/17/506bf26fc02a.jpg


Петербург в XVIII веке. Здание Двенадцати коллегий. 1903

http://i064.radikal.ru/1012/ba/1e1ef965c0ac.jpg

Санкт-Петербург. Обложка к изданию, посвященному двухсотлетию города. 1903

http://s010.radikal.ru/i311/1012/de/7981bde75663.jpg

http://s57.radikal.ru/i156/1012/7b/dcef9c56e9d2.jpg

Читайте также: