На выставке в академии художеств у картины бурлаков на волге ошибка

Обновлено: 04.07.2024

Илья Репин закончил картину "Бурлаки на Волге" в 1873 году. Было ему тогда 27 лет и он заканчивал обучение в Академии Художеств. Он был молод, горяч и жаждал быстрой славы. Для этого ему нужен был сюжет который бы вызвал скандал и привлёк внимание к его особе. Тема бурлаков его давно интересовала, он даже написал акварелью некую композицию, где несчастные заморенные мужички тянут бечеву на фоне праздно гуляющих бездельников на набережной. К сожалению эта акварель не сохранилась и о ней известно только по мемуарам художника, но именно она сформировала саму идею "бурлаков на Волге". Теперь же он задумал большое и по-настоящему трагическое полотно. Он работал над ним почти 3 года. Но картина вызвала недоумение и даже возмущение у художественной критики того времени. Дело было в том, что к тому времени бурлацкий труд практически исчез т.к. его заменили пароходы работающие на дровах или угле. И вся затея художника выглядела в глазах современников довольно нелепой шуткой расчитанной на скандал. Картина была названа "великой профанацией в современном искустве" и "безвкусной театральной постановкой". Тем не менее её отправили в Вену на Всемирную Выставку, где она произвела фурор т.к. сытые европейские буржуа не видели ничего подобного в своей жизни.

Ваша трактовка - "русский народ, достойно и смиренно тянущий баржу Российской Империи" - имеет полное право на существование. Но имейте в виду, что у этой картины имеется несметное колличество определений данных ей за последние 150 лет.

Сегодня ее знает каждый школьник. Еще при жизни художника она обрела культовый статус и по сей день воспринимается как главный репинский шедевр.

Почему российский триколор на мачте перевернут

Первая же деталь, которая кажется грубой ошибкой: российский флаг на мачте изображен вверх тормашками.

Белая полоса должна быть сверху, красная снизу. А у Репина наоборот.

Существует несколько объяснений этому.

2. В морском деле перевернутый флаг означал наличие каких-то неполадок на судне (скажем, проблема с парусом) и даже служил сигналом бедствия. Это упоминается в справочниках по навигации и флоту, а также в словаре морского жаргона.

3. Репин якобы намеренно перевернул триколор, намекая на то, что в России второй половины XIX века политическая ситуация была на грани переворота.

Другие тайны картины

Например, в деревенском пареньке в красной рубахе разглядели молодого революционера, который будто бы сбрасывает лямку рабства. На самом же деле (а все изображенные на картине – реальные люди) паренек только недавно вступил в артель бурлаков и никак не мог приноровиться к лямке.

На самом деле этот человек – водолив – был плотником, который конопатил и ремонтировал судно и отвечал за погрузку-разгрузку. Он лишь замещал хозяина и нес материальную ответственность.

Или вот аргумент, который часто приводится во множестве источников и сегодня – что бурлаки у Репина тянут барку за вершину мачты , а не за корпус, из-за чего судно якобы неизбежно перевернется. Это сочли намеком на то, что режим угнетателей будет свергнут народом.

На самом деле художник точно изобразил реальный способ крепления троса при перетаскивании баржи.

Вот фотофакт: голландская пара со своей баржей на канале в 1931 году, трос крепится к мачте.

Загадка провисшего троса

Этот трос, или бечева на картине Репина, кстати, удивляет внимательных другой странностью: почему бурлаки с усилием тащат здоровенную груженую барку против течения и при встречном ветре, но трос ослаблен и провисает?

А вот какой символ Репин точно зашифровал в картине, так это пароход вдали: есть, что использовать в качестве буксира, но все равно лямку тянет человек. Пароход олицетворяет технический прогресс, который не доходит до простого народа и делает Россию отстающей.

Но Репин на самом деле не собирался делать злободневную провокацию. Художник даже признавался, что когда отправился вдоль Волги, чтобы изучить быт бурлаков и найти натуру, он рассеянно слушал об их тяжкой судьбе и интересовался только деталями внешнего облика.

Ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал , чтобы не пропускать новые публикации!

Картина в 1873 была отправлена на Всемирную выставку в Вене и вызвала огромный скандал на родине.


Сам Репин вспоминает, что замысел картины возник ещё в 1869 году, когда он был на Ниве. 25-летний ученик Академии художеств был так впечатлен бурлацким трудом, что почти сразу сделал первый акварельный эскиз.

Бурлацкий труд был широко распространен в городах России XVI-XIX веков. Это были наемные рабочие, которые с помощью бечевы тянули речные суда против течения. Бурлаки объединялись в артели по 10-45 человек и так отрабатывали сезон. В бурлаки шли, как правило, бездомные и бродяги. Иногда в их числе были крестьяне, которые вынужденно шли на такую работу, из-за нужды и плохих урожаев.


Несмотря на тяжелый труд, бурлак за сезон (весной или осенью) мог заработать столько, чтобы порядка полугода жить безбедно.

Репин в передней лямке изобразил Канина – расстриженного священника, подавшегося в бурлаки. С ним художник познакомился на Волге. Все герои картины Репина имели свои прототипы. У художника даже сохранились эскизы, на которых каждый из героев изображен в отдельности.


И. Репин. Бурлаки на Волге. Фрагмент

Скандал же был вызван тем, что именно именно эту картину отправили на Всемирную выставку в Вене. Дело в том, что картина была завершена в 1873, когда на смену парусным лодкам пришли пароходы, и необходимость в бурлацком труде пропала. К тому же, уже в середине XIX века труд бурлаков стали заменять машинной тягой. По сути это значило, что тема картины на тот момент уже потеряла свою актуальность. Потому и разразился скандал, когда картину отправили на Всемирную выставку.


Бурлаки на Неве. Один из первых эскизов, сделанных до поездки на Волгу


Почему же знаменитая картина спровоцировала скандал на государственном уровне, и насколько Репин на самом деле погрешил против действительности?


Эти образы несчастных оборванцев, зарабатывающих на жизнь непосильным трудом, знакомы всем по школьным учебникам. Бурлаки в XVI-XIX вв. были наемными рабочими, которые при помощи бечевы тянули речные суда против течения. Бурлаки объединялись в артели по 10-45 человек, были и женские артели. Несмотря на тяжелый труд, за сезон (весной или осенью) бурлаки могли заработать столько, чтобы потом в течение полугода жить безбедно. Из-за нужды и плохих урожаев в бурлаки иногда шли крестьяне, но в основном такой работой занимались бродяги и бездомные.



Таким же исключением из правил можно назвать и показанный на картине участок дороги. Бечевник – прибрежная полоса, по которой передвигались бурлаки, по приказу императора Павла не застраивался зданиями и заборами, но кустов, камней и топких мест там было предостаточно. Изображенный Репиным пустынный и ровный берег – идеальный участок пути, каких на самом деле было немного.





И. Репин. Бурлаки на Волге. Фрагмент: *надзиратель*, подгоняющий халтурщиков

В какой комнате дома великого князя Владимира Александровича висела репинская картина с бурлаками на Волге?

Мало кто знает, что И. Е. Репин написал свою знаменитую картину "Бурлаки на Волге" по заказу великого князя Владимира Александровича (1847-1909), сына императора Александра II.


Сделал он это не из сострадания к людям, занятым тяжёлым непосильным трудом, - его привлекли типажи, увиденные на эскизах молодого художника.

Князь купил картину за 3 тысячи рублей и повесил её в своём дворце (сейчас Дом учёных) в бильярдной комнате.

Мне всегда было непонятно как картину "Бурлаки на Волге" можно было повесить на стену, но место, в которой она висела у заказчика, все объясняла.

Великий князь Владимир Александрович, по заказу которого Илья Репин писал своих лапотников, был покровителем многих молодых дарований из Академии Художеств, будучи меценатом, он собрал обширную коллекцию живописи, являлся попечителемРумянцевс­ кого музея.



Известно, что картину эту, повешенную в бильярдной Владимирского дворца, часто просили на выставки, а сам Великий Князь любил рассказывать по ней, какие бывают психологические типы и характеры:

Читайте также: