Наказание за подрезание на дороге без дтп

Обновлено: 02.07.2024

Володин начал поход против автохулиганов

Вместе с лишением свободы на срок до 2 лет водителю запретят занимать определенные должности или осуществлять некоторые виды деятельности максимум на 3 года. Минимальным наказанием за те же деяния будут штрафы в 200–300 тыс. рублей. Но если человек, осужденный по новой статье УК, снова окажется на встречке или значительно превысит скорость, суд сможет приговорить его к 3 годам лишения свободы.

Как отмечается в пояснительной записке к закону, по статистике более 40% водителей не останавливает факт привлечения к административной ответственности за превышение скорости. Они повторно нарушают ПДД, а почти 10% грубо нарушают правила, повторно выезжая на полосу для встречного движения.

Поводом для борьбы законодателей с автохулиганством стала громкая авария в Москве в ноябре 2021 года. Известный автоблогер Саид Губденский не справился с управлением BMW 6-й серии и вылетел на встречную полосу на Кутузовском проспекте. Он погиб вместе с пассажиром — президентом федерации автомобильного и мотоспорта Дагестана Зауром Ибрагимовым. Губденский неоднократно попадался на нарушении ПДД и даже был лишен прав. В апреле прошлого года произошло еще одно скандальное ДТП — блогер Эдвард Билл выехал на встречку на Садовом кольце и столкнулся с автомобилем; в аварии сильно пострадала женщина.

Что является опасным вождением

Существует ли штраф за опасное вождения сегодня

Летом 2016 года в правилах дорожного движения появился термин “опасное вождение”, описанный в пункте 2.7.

Приведенное определение – достаточно длинное и витиеватое, поэтому выделим ключевые моменты, опасное вождение означает, что водитель:

  1. многократно препятствует перестроению ТС с приоритетным правом движения (п. 8.4).
  2. осуществляет перестроения через полосы, занятые другими интенсивно движущимися ТС, без надобности – когда не требуется поворот, разворот, остановка, объезд препятствия (п. 9.4).
  3. не соблюдает дистанцию с впереди идущим авто и боковой интервал между соседними рядами движения (п. 9.10).
  4. осуществляет резкое торможение, не требующееся для предотвращения ДТП (п. 10.5).
  5. препятствует обгону (п. 11.3).

Иными словами, неоднократные действия (комбинация минимум двух маневров, следующих друг за другом), которые могут создавать опасность для людей, приводить к повреждению автомобилей, строений и иного имущества, считаются опасными. Ранее все они уже были описаны отдельными пунктами в ПДД, поэтому опасное движение – это собирательное обозначение целого ряда правонарушений.

Пробелы в законопроекте

Исходя из определения, данного в п. 2.7 ПДД, никак не регламентируются следующие моменты:

  • каким должен быть временной интервал, чтобы маневры считались следующими друг за другом;
  • с какой скоростью должен двигаться поток, чтобы можно было считать его интенсивным и не подходящим для перестроений;
  • какова величина безопасной дистанции, если она является таковой до тех пор, пока не произошло столкновение и ДТП;
  • как понять, представляют ли действия водителя опасность, если они не приводят к ДТП.

Пока перечисленные ситуации никак не оговорены в законе, поэтому их решение остается за рассматривающим дело дорожным инспектором, согласно КоАП. От того, как он интерпретирует действия водителя, будет зависеть получение штрафа.

Что не является опасным движением

Не подпадают под определение опасного движения все маневры и нарушения, не описанные в п. 2.7 ПДД, например:

  • несоблюдение дистанции в пробке;
  • динамичный старт со светофора;
  • превышение скорости и т.д.

Виды штрафов за опасное вождение

На данный момент единый штраф за опасное вождение отсутствует. Действуют лишь штрафы за оговоренные ранее нарушения по отдельности, в соответствии с ч. 3 ст. 12.14 и ч.1 ст. 12.15 КоАП:

  1. Воспрепятствование перестроению ТС с приоритетом – вынесение предупреждения или 500 руб.
  2. Перестроение без необходимости при интенсивном движении – 1500 руб.
  3. Нарушение дистанции и бокового интервала – 1500 руб.
  4. Резкое торможение без необходимости – 1500 руб.
  5. Воспрепятствование обгону – 1500 руб.

Штраф за опасное вождение

Инспектор выписывает штраф за опасное вождение

Впервые законопроект под номером 37057-7 об общем штрафе за опасное вождение находился на рассмотрении Госдумы в 2016 году.

Предполагалось, что выписывать штраф будут сотрудники ГИБДД, либо в качестве доказательной базы будут привлекаться записи с видеорегистраторов участников дорожного движения. Размер штрафа составлял бы 5000 руб., лишение прав за указанное правонарушение не предусматривалось.

Данный вид наказания должен был применяться сотрудниками инспекции в особых случаях – например, когда водитель пытается скрыться от преследования и вынужден нарушать ПДД одно за другим. В иных случаях использовались бы вышеописанные отдельные штрафы, поскольку инспектор, как правило, не может зафиксировать неоднократное совершение опасных маневров.

Будет ли данный проект реализован в ближайшее время – пока не понятно. Одновременно разрабатывается несколько законов о штрафах, первый из которых и займет место в статье 12.38 КоАП. Отметим, что для законопослушных водителей, в любом случае, ничего не изменится. Для любителей опасного вождения, возможно, тоже, поскольку инспекторам будет сложно фиксировать комплекс нарушений.

Штраф за фиксацию опасного движения камерами

Уже сейчас с уверенностью можно сказать, что штраф за агрессивное вождение не будет выписываться только на основании записей камер видеофиксации. Они недостаточно технически совершенны и не могут интерпретировать те или иные маневры водителей как комплексное нарушение.

Как получить штраф

Для того, чтобы получить штраф за опасное вождение, необходимо совершить несколько опасных маневров на глазах у инспектора ГИБДД. Остановивший авто сотрудник составит протокол, куда внесет все детали правонарушения, и направит его руководителю автоинспекции, вручив водителю копию с датой и временем заседания, на котором будет рассмотрено его дело.

Если водитель явится на заседание, то сможет принять в нем участие и привести аргументы в свою защиту. В ином случае ему будет направлена копия постановления.

Должен ли сотрудник доказать факт опасного движения

Согласно постановлению Верховного суда, одного протокола, составленного инспектором ГИБДД, недостаточно для того, чтобы доказать вину водителя. Дополнительно требуются свидетельские показания, фотографии или видеозаписи, зафиксировавшие факт нарушения. Тем не менее, если дело доходит до суда, то судья предпочитает встать на сторону дорожной инспекции, ведь ее сотрудники давали присягу и не могут давать ложные сведения.

Опасное вождение действительно нужно доказать, ведь в отношении водителя действует презумпция невиновности. Но как именно это будет происходить – покажет время. Вероятно, инспекторами будут привлекаться записи с камер видеонаблюдения и видеорегистраторов свидетелей.

Заключение

Таким образом, “полноценный” штраф за опасное вождение пока получить невозможно. КоАП не устанавливает его размер и не регламентирует ряд моментов, на основании которых должно выноситься решение о том, опасно ли вождение того или иного лица. Сотрудник автоинспекции может выписать только штраф за одно или несколько нарушений, составляющих опасное вождение. Но стоит учитывать и человеческий фактор. Известно немало случаев, когда подрезающих или не пропускающих машины лихачей довольно жестко осаждали оскорбленные водители, применяя для этого физическую силу или оружие. На дороге лучше вести себя вежливо, не создавать проблем себе и другим участникам дорожного движения.

В то же время, когда один автомобиль подрезает другого, он, фактически, создает опасную ситуацию. Что делать, если подрезали на дороге, и кто будет виноват в случае ДТП?

В этом процессе, обычно, участвуют, как минимум, два автомобиля: один авто подрезает, и второй авто, собственно, кого подрезают. В итоге, подрезающий пространственно оказывается впереди своего оппонента, которого он подрезал (т.е. которому он преградил путь).

И на дуге поворота, и во время перестроения, подрезание — это маневр, связанный с отклонением от первоначальной траектории движения:

В соответствии с пунктом 8.4 ПДД, водитель, который перестраивается, должен уступить другому, который не перестраивается, а движется не меняя свою траекторию.

Таким образом, действия, выражающиеся в том, когда один автомобилист подрезает другого, преграждая ему путь и вынуждая маневрировать, смело можно отнести к опасному вождению.

А поскольку подрезание — это нарушение, то в случае ДТП, которое это нарушение повлекло, виновником будет считаться водитель, нарушивший Правила.

Подрез справа

Два наглядных случая с подрезанием во время перестроения на примере дорожных ситуаций рассмотрены в статьях Эмоции на дороге – плохой советчик и К вопросу о тактике перестроения.

Еще один случай, достойный того, чтобы обратить на него внимание, рассмотрен в статье Его подрезали, а он не справился. В нем есть пример, что может произойти, когда водитель к такой ситуации оказывается совершенно не готов.

О том, как выглядит подрезание на дуге поворота, и как вообще такое происходит, рассмотрено в статье Поворот налево на перекрестке. Часть1.

Ответ на вопрос что делать, если вас подрезали на дороге, достаточно простой: адекватно реагировать, потому что если оставить все, как есть, то можно дотянуть до столкновения, т.е. произойдет ДТП.

Кто будет виноват в ДТП, это уже другой вопрос, он возникает после происшествия, но если вы не примите должных мер, чтобы избежать аварии, то она непременно произойдет.

Адекватно реагировать — это значит, действовать рационально, т.е. действия должны быть направлены на предотвращение ДТП. Например, тормозить. Иногда бывает достаточным сбавить скорость, или притормозить и увильнуть в сторону. Дальше — по ситуации.

Звуковой сигнал для предупреждения в этих условиях бесполезен, его подача только отнимает драгоценное время, потому что вы одной рукой продолжаете рулить, а второй — давите на клаксон. В итоге, одной рукой вы не всегда сможете своевременно отрулить в сторону.

Перед перестроением есть смысл быстро повернуть голову и посмотреть (если обзор позволяет) назад в сторону, куда собираетесь переместиться. Это нужно для того, чтобы проверить слепую зону зеркал. Иногда такая проверка бывает очень необходима.

По завершении обгона перед возвратом на свою полосу смотрите в зеркала заднего вида. В процессе опережения обгоняемого по встречке, этот обгоняемый автомобиль будет постепенно появляться в зеркалах: сначала левая фара, затем, правая фара и по мере дальнейшего опережения его можно увидеть полностью.

Безопасный возврат на свою половину дороги после обгона — когда в зеркале увидите обе фары обгоняемого автомобиля. При этом, также можете быстро проверить эту зону взглядом, и убедиться, что завершение вашего обгона проходит без подрезания.

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 12.04.2021

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Превысил скорость больше чем на 60 километров в час или выехал на встречную полосу - за подобные нарушения с 10 января 2022 года водитель может оказаться в колонии. Уголовная ответственность введена для лихачей, которых уже ловили за несоблюдение правил дорожного движения. Имеются в виду лица, неоднократно оштрафованные и лишенные права управления транспортными средствами.


Также статья предусматривает обязательные, принудительные и исправительные работы. Максимальное наказание составляет три года лишения свободы.


Вскоре автолюбителям могут грозить и другие новые штрафы, например за так называемое опасное вождение. Этот момент обозначен в свежей редакции Кодекса об административных правонарушениях.

Автоинструктор Егор Егоров выступает за введение наказания за агрессивное поведение на дороге, вот только не вполне понимает, как инспекторы будут фиксировать такие факты.

Он за рулем больше 20 лет. За это время 22 раза становился участником ДТП. 16 из них - когда ехал с учениками на борту. Вины Егора ни в одном не было. И все же положительную тенденцию автоинструктор отмечает: водить пензенцы в последние годы стали гораздо аккуратнее.

Без негатива и лаконично. Мы в Яндекс.Дзен.

Читайте также: