Обманка катализатора kia cerato

Обновлено: 08.07.2024

Не для кого не секрет, что из-за проблем с каталитическим нейтрализатором вышло из строя множество двигателей на Hyundai Solaris, Kia Rio, Ceed, Cerato. Именно по этой причине многие владельцы сразу же проводят процедуру удаления катализатора, вваривания пламягасителя с последующей прошивкой ЭБУ автомобиля. Давайте же разберемся, насколько целесообразен данный метод защиты мотора от вредоносной металлической пыли с сот разрушающегося каталитического нейтрализатора.

Положительные моменты

  • Защита блока цилиндров от вредоносной металлической пыли, двигатель прослужит долго и не выйдет из строя неожиданно;
  • Увеличение динамики после прошивки автомобиля под Евро-2. Двигатель не будет "душить" катализатор и машина поедет процентов на 7-8 бодрее.

Отрицательные моменты

Запах бензина в салоне;

Повышенный расход топлива и масла, особенно, при неправильной прошивке;

Машина может поехать даже хуже, если та же прошивка сделана "криво";

Вред экологии. Ваш автомобиль теперь выбрасывает CO2 в атмосферу как Жигули;

Выхлоп станет громче;

Слет с гарантии, если данные процедуры проводились в гарантийный период.

Отрицательных моментов, конечно, мы насчитали гораздо больше, но одного положительного, ввиду того, что вы перестанете волноваться за здоровье своего мотора и гадать, как там поживает ваш катализатор, хватит чтобы перевесить все минусы. Следует сказать, что данный вопрос актуален только для автомобилей старше 2017 года выпуска. На Hyundai Solaris II и Kia Rio IV стоят уже новые катализаторы, которые не доставляют прежних проблем.


Некоторые производители нас научили тому, что каталитический нейтрализатор – это зло, которое надо как можно скорее вырезать. Иначе – керамическая пыль в цилиндрах, задиры и все прочие радости, о которых рассказывают на форумах, пишут в журналах и которыми папы-автомеханики пугают непослушных сыновей. Многие автолюбители соглашаются на ампутацию этого экологического аппендикса, но потом приходят в ужас от сделанного: мотор начинает жрать масло с невероятным аппетитом. Неужели это из-за удалённого катализатора?

Всё-таки катализатор или нейтрализатор?

Задача нейтрализатора (или катализатора) – сократить выброс в атмосферу оксидов азота NOх и несгоревших углеводородов. Сделать это можно в два этапа. Сначала надо разделить NOx азот и водород. И на первом этапе в нейтрализаторе происходит реакция, которую можно записать так:

2NO => N2 + О2 или 2NO2 => N2 + 2*O2

Таким образом мы вместо вредных оксидов азота получаем абсолютно безвредные азот и кислород. Замечу, что тут происходит реакция восстановления.

Второй этап – реакция окисления, во время которой углеводороды СО вступают в реакцию с освободившимися в первой реакции кислородом. Тот, кто учился в школе хорошо, поймёт такую запись:

2CO + O2 => 2CO2

В итоге мы получаем безвредный азот и обычный углекислый газ (диоксид углерода). И всё это было бы невозможно как раз без катализатора – вещества, которое ускоряет химические реакции, но не участвует в них.

Ну а нейтрализатор, встроенный в выпускной коллектор, и вовсе называют катколлектором. Так что и тут ошибок в терминологии нет.

Что не так?

Теоретически первые катализаторы стали ставить ещё в 1975 году. Но больших проблем от них тогда ещё не было, и до последнего времени никто и подумать не мог, что катализатор может стать причиной задиров и масложора. Дело в том, что нейтрализаторы стояли далеко от блока цилиндров – в выпускной системе где-нибудь под днищем автомобиля. Да, катализатор может умереть и там: забиться и развалиться.

В этом случае страдания автомобилиста незначительны: машина хуже тянет, но мотор остаётся целым. Может ещё раздражать появившаяся ошибка лямбда-датчиков, которые не понимают, что происходит с количеством кислорода. Решение проблемы элементарное – катализаторы вырезают, ЭБУ прошивают под Евро 2 или ставят на лямбда-зонды обманки, которые имитируют штатную работу катализатора.

Ситуация стала намного хуже, когда катализаторы стали ставить близко к блоку. В случае разрушения основы катализатора керамическая пыль стала попадать в цилиндры. Удивительно, что до сих пор существуют люди, убеждённые, что пыль из выпуска попасть во впуск никак не может. Мол, эти каналы никак не пересекаются. На самом деле они пересекаются очень даже здорово. Например, в момент перекрытия клапанов – подхода поршня к верхней мёртвой точке, когда впускной клапан уже открыт, а выпускной – ещё не закрыт. Ну или через EGR.

Скорее всего, в неверии в возможность керамической пыли попадать в цилиндры отчасти виноваты инженеры по гарантии одного корейского бренда (а, может, и не одного), которые в своё время всеми силами убеждали жертв катализаторов в том, что разрушение сего чудесного элемента не может привести к задирам. Хотя при этом гарантия на катализатор составляла всего тысячу километров (несколько лет назад она стала больше), а убитый мотор предлагалось менять за свои деньги. В общем, керамическая пыль в цилиндры попадать может, это факт, спорить с ним не стоит, и останавливаться на этом вопросе не будем и пойдём дальше.

Пути решения

Керамический катализатор со временем выходит из строя на любой машине. Но опасность представляют собой в первую очередь те, которые стоят на выпускном коллекторе на расстоянии 15-20 см от ГБЦ. Кроме того, есть моторы, где катализатор умудрились ставить в выпускной коллектор, встроенный прямо в ГБЦ. Со временем моторов с катколлекторами становится всё больше (потому что они экологичнее – быстрее прогреваются), а проблема – всё более массовой. Мировой автомобильный разум начал искать способы борьбы со злом.

Очевидно, что лучший способ – это установка нового катализатора. Но его стоимость так неприлично высока (десятки тысяч рублей), что согласиться на такую замену могут только потомки Онассиса, Рокфеллера и других завидно богатых дяденек. А с учётом того, что катализатор способен накрыться и за 20 тысяч пробега, обычные люди идут другим путём. Менее законным, но более рациональным – путём удаления катализатора.

Этот метод практикуется уже давно и в целом успешно (есть исключения, о которых скажу ниже). Тут самое главное – выполнить эту не очень законную операцию вовремя. Этот вопрос сложнее, чем кажется на самом деле. И мы потихоньку пришли к главному вопросу: может ли удаление катализатора повысить расход масла? Может! Но только если удалить его слишком поздно.

Стоит признать, что в этом случае повышение расхода масла с удалением катализатора связано очень и очень косвенно. Но существуют ситуация, когда масложор начинается именно из-за удаления катализатора.

Честно говоря, никто из специалистов не смог однозначно ответить, почему именно Pentastar так критичен к удалению катализаторов. Скорее всего, дело действительно в противодавлении, которое создаёт катализатор. Без него расход масла становится больше, поэтому после удаления катализатора приходится его создавать искусственно – установкой пламегасителей или других приспособлений, которые создают препятствие для отработавших газов.

Удалять или нет?

С проблемой масложора после удаления нейтрализатора встречаются многие, и почти все списывают это на недостаток противодавления. А вот специалисты, которые разбирали десятки (если не больше) моторов с повышенным масляным аппетитом, уверены в обратном: исправный мотор после удаления катализатора есть масло литрами не будет (если он не Pentastar). Но убедить в этом сторонников теории противодавления невозможно. Эти сектанты настолько же упёртые, как и те, кто не верит в возможность попадания керамической пыли в цилиндры.

Так что в итоге: можно удалять катализатор или нет? Если отбросить в сторону этическую сторону вопроса, то удалять можно. А некоторым даже нужно. Например, всем корейским автомобилям с моторами Gamma и Theta или Nissan и Infiniti с моторами VQ, QR, VK45, VK50 и VK56. У них и катализаторы слабые, и расположены они неудачно. Так что примеров с задирами от керамической пыли навалом. А удаляются они там без последствий. Но опять же – только при условии полностью исправного мотора. Если масложор уже есть, он, скорее всего, станет ещё заметнее. И очень захочется выставить виноватыми тех, кто удалял катализатор.

Ну а лучше всего, конечно, стараться продлить катализатору жизнь. Основная причина его раннего выхода из строя – неисправности системы зажигания, позволяющие бензину догорать в выпуске. Плохие свечи, неисправные катушки, некачественный бензин – всё это заметно снижает ресурс нейтрализатора.


Ещё ему сильно вредят холодные пуски и езда на непрогретом моторе. Поэтому если приходится ездить зимой короткими перебежками от дома до работы и обратно, перед поездкой мотор надо обязательно прогревать.

Ну и последний совет – не надо гонять по лужам. Если нейтрализатор стоит под днищем, он может трескаться от резкого перепада температур. Правда, на количество пыли в цилиндрах это практически не влияет: как я уже говорил, установленный далеко от мотора катализатор убить его не может.

Заметки на свободную тему


В далеком уже 2016 году я опубликовал две заметки на тему катализатора Kia Ceed JD. Некоторое время следил за темой, в основном глумясь в тредах граждан, которым сервисы напинали в уши, мол, вовремя кат удалил-то - еще бы чуть-чуть и капец. На фотках там в 95% случаев абсолютно целые катализаторы, в оставшихся 5% ситуаций - лишь небольшие оспинки.

Но в последний год сервисы люто присели на тему удаления катов (думается, что не последнюю роль в популяризации этой операции сыграл один известный сервис. Настолько, что Вконтакт регулярно стал подкладывать рекламу, как на скриншоте выше. Заметьте: предлагают рушить катализаторы любых корейских автомобилей и практически бесплатно (на самом деле - нет, саму керамику с покрытием можно сдать примерно за 10 тысяч рублей +-). От этого немного пригорело, и я решил запилить еще один пост про то, почему катализатор вероятнее всего не есть причина проблем двигателя G4FG, а скорее - их следствие. Поехали.

В первую очередь, конечно, хочу отметить, что есть случаи задиров цилиндров на машинах с выбитыми катализаторами. Информации об этом немного, потому как мало кто имеет смелость признать свою ошибку.

Однако, если рассматривать ситуацию по существу, что мы имеем? Граждане заявляют о том, что катализатор, мол, разрушился, пыль затянуло в цилиндры и тот самый капец, которым пугают сервисы некрепких духом - "абразивный" износ стенок цилиндров. Примерно такой, как на фото ниже:


Удивительным образом, износ цилиндров от типа разрушившегося катализатора очень похож на задиры, характерные для другого корейского двигателя - G4KD. Он, кстати, и изображен на фото выше. Очень, знаете ли, смущает, что керамическая пыль локализуется строго в плоскости шатуна. При этом большинство пользователей умерших моторов сообщают нам, что сколько-нибудь заметного расхода масла не наблюдалось. Да вот вам видос, например. Обратите внимание на пятна износа/задиры:

Кроме того, в большинстве случаев керамика никоим образом не затрагивает поршневые кольца и не наносит никакого вреда в других парах трения: шатунных и коренных вкладышах, не убивает постели распредвалов и не образует повышенной выработки, например, шестерни масляного насоса. Как выглядит абразивный износ мотора от обычной дорожной пыли можно увидеть на видео ниже:


Плюс страшно волнует вопрос: а как эта пыль — залетев с облаком газа в цилиндр, бешено летая по нему в пламени сгорающего бензина, подталкиваемая поршнем на выход — вообще умудряется так ловко и ровно упасть в малюсенькую щелку между стенкой цилиндра и поршнем?

Кого-то не убедят мои логические доводы. Ок, я не моторист - всего лишь автолюбитель. Но вот вам, допустим мнение Сергея из BmwService.

Остаётся вопрос: а чего это сервисы так накинулись на тему удаления катализаторов? Да ещё и предлагают это сделать бесплатно. В чём подвох? А подвох здесь в стоимости детали. Каталитический нейтрализатор покрыт разными ценными металлами, которые и катализируют реакции окисления выхлопных газов. В основном, это металлы платиновой группы, в частности, палладий. Один грамм палладия на 29.01.2021 стоит примерно $74 или 5600 рублей.

За выбитый катализатор в пункте приёма вторсырья обычно платят 10-15 тысяч рублей. Вот и прикиньте себе: стоит ли работа по откручиванию трубы или вырезании отверстия и навариванию заплатки столько. Некоторые ещё и отдельные деньги за обманку для датчика кислорода или прошивку ЭБУ берут.

Тема настолько прибыльная, что я с немалым изумлением прочитал несколько восхитительных историй. Как граждане устраиваются в такси на арендную машину, выбивают и продают катализатор, возвращают машину будто бы накатались. А потом хозяин обнаруживает отсутствие детали. В общем, прежде чем слушать шкурно заинтересованных сервисменов, изучите вопрос всесторонне.

Подводя итог: проблемы с задирами в моторах G4FG(C) в большинстве связаны с чем угодно (вероятнее всего — с локальным перегревом — мойте радиаторы раз в несколько лет), но не с разрушением катализатора. И выбивать его никакого смысла нет. Но если решили выбить — сразу заявляйте сервису о своём желании забрать остатки и смотрите на реакцию.

Если заметка была полезной, поддержите блог переводом символической суммы. Ваша помощь очень важна для создания новых статей.

Добрый день, есть идея приобрести данный авто (14 г., 75 тк). Но среди мнений встретил такое -
"На KIA Cerato начали регулярно выявляться случаи с разрушением катализатора, и мало того, если случай запущенный, то за собой он еще забирает и блок цилиндров, в который попадает керамическая пыль благодаря "обратной тяге" (как говорят дилеры), в результате образуются задиры на стенках."
Хотелось бы узнать мнение тех, кто сталкивался с данной проблемой.

Такое может быть у любого современного авто с катколлектором.

А так как они все такие, то выбора нет.
Бери Церату, это одно из самых лучших авто по надежности из всех.

Привет, судя по году машины и пробегу разрушение катализатора тебе не грозит минимум 30 т.км. Рассыпаться катализатор может в случае очень сильной запущенности авто, но я не встречал такого. А ты у дилеров машину покупаешь?

Пока присматриваюсь к предложениям частных лиц. Интересен момент, что в этом годе максимум предложений 70-80 тк. Хочется понять - просто статистика среднего пробега по возрасту или есть ещё какие причины?

Причина на мой взгляд одна, в силу того, что в настоящий момент обслуживание многих СТО (не говоря о дилерах) оставляет желать лучшего, люди придерживаются следующего правила "Поездил 3-5 лет (повезло если без ремонта), то продавай и пусть другие еб..я". Но пугаться этого не стоит, сама машина достаточно надежная, цепь поменяешь на 130-150 т.м, по подвеске все как у любых корейцев - стойки, сайлентблоки раз в 80 тысяч.

Читайте также: