Образ волги в романе обрыв

Обновлено: 07.07.2024

Каждый из этих образов — это одновременно и тип, и символ, за каждым героем в романе встает духовная вертикаль. Райский и бабушка, Марфенька и Вера, Волохов и Тушин.

Внешне, при самом беглом взгляде, вза­имоотношения Бориса Райского и Татьяны Марковны развиваются в русле извечного спора отцов и детей — спора о старых и но­вых правилах, классический пример которо­го мы наблюдаем в романе И.С.Тургенева.

По мысли писателя, Райский концентри­рует в себе признаки той духовной болезни, которой было заражено общество и которая вела Россию к гибели — к обрыву. Райский — дилетант не только в искусстве, но и в жизни. Его речи прекрасны, часто верны (исключая проповеди страсти), но оторваны от почвы, в которую корнями уходят многовековые осно­вы русской жизни, и не прикреплены ни к ка­кой другой почве.

Балансирование между пережитками старой эпохи и ростками новой — не свойст­во одного только Райского, это скорее при­мета времени. Неслучайно в образе этого героя мы обнаруживаем черты, присущие всем персонажам романа, с которыми свя­зана тема нового поколения русских людей.

— Пойдем туда! — вдруг сказал он, пока­зывая на обрыв и взяв ее за руку.

— Ах, нет, нет, боюсь! — говорила она, дрожа и пятясь.

— Со мной боишься?

— Боюсь! . Вон Верочка не боится: одна туда ходит, даже в сумерки! . Да куда же вы?

Для русского человека незыблемым ду­ховным стержнем испокон веков была хри­стианская, православная нравственность. Новая Россия все больше отходит от этих ка­нонов, решив самостоятельно справляться с жизнью, провозглашая свои, новые законы.

Отсутствие прочного нравственного стержня в душе Райского лишает его жизнь

ясного, глубокого смысла, поэтому он и не может найти свое место в искусстве, беско­нечно страдает от скуки и неудовлетворен­ности собой. В душе героя причудливо сме­шиваются высокие идеалы и низменные проявления человеческой натуры. В празд­ности и отсутствии твердого духовного ядра в душе героя кроется и причина его любов­ных неудач.

Но с первых же страниц знакомства с бабушкой читатель ощущает, что за соблю­дением внешнего ритуала жизни, за гото­вой народной мудростью в этой женщине скрывается собственная, усвоенная годами и опытом мудрость, какая-то недюжинная внутренняя сила. Чувствует это и Райский:

Как видим, писатель ставит в вину старо­му поколению гордое нежелание смотреть в глаза веяниям новой жизни, и потому вина за падение Веры тяжелым гнетом ложится на плечи бабушки.

Вывод к третьей главе

Заключение

В наше время Гончаров, включенный в число надежных критических реалистов, переиздавался очень широко (была проделана серьезная текстологическая работа), однако научное освоение его наследия тормозилось обязательностью для всех советских литературоведов следовать набору идеологических клише. Наличие высказываний о Гончарове революционно-демократической критики дополнительно усложнило ситуацию: ее авторитет вставал на пути самостоятельной трактовки. Когда уже в послесталинское время среди пушкинистов, лермонтоведов, исследователей Толстого, Достоевского и Чехова развернулась борьба мнений, гончароведы, в основном, следовали за Добролюбовым и по-прежнему обсуждали социальную природу обломовщины. Под видимостью благополучного спокойствия в науке о Гончарове скрывался застой: работы о романисте на русском языке гласно и негласно исходили из приятия его творчества как бытописательского, отчужденного от вечных проблем бытия.

За тридцать с лишним лет многое изменилось и — особенно — в последнее десятилетие. Гончаров, кажется, дождался своего часа: во всем мире он, наконец, был введен в круг великих авторов русской литературы. Внимание к нему среди специалистов было явно подпитано двумя юбилеями (столетним со дня смерти и стовосьмидесятилетним со дня рождения), а также подготовкой к изданию Первого Академического Собрания сочинений (Институт Русской литературы РАН (Пушкинский Дом)). Правда, среди зарубежных специалистов (и соответственно, студентов-аспирантов) Гончаров по-прежнему менее популярен, чем такие Мастера русской прозы, как Достоевский, Толстой и Чехов, что сказывается на числе и качестве переводов. Тем не менее, есть основания для осторожного оптимизма относительно гончаровистики в следующем столетии.

Литература

1. Айзерман Л. С. Уроки литературы сегодня.- М.: Просвещение, 1974.

6. Корст Н. О. Очерки по методике анализа художественного произведения. М., 1964.

7. Котельников В.А. И.А.Гончаров. М.: Наука, 1993.-263с.

8. Краснощекова Е.Последний роман Гончарова.- М.: Просвещение, 1977.-2241с.

9. Кудряшев Н. И. О творческом изучении литературного произведения./ За творческое изучение литературы в школе.- М.:Просвещение,1963.

10. Криволапов В.Н. Ещё раз об обломовщине // Русская литература. 1994. № 2. С. 27–48.

13. Лощиц Ю.Гончаров.- М.:Наука, 1986. – 135с.

14. Маркович В. М. Тема искусства в русской прозе эпохи романтизма // Искусство и художник в русской прозе первой половины XIX века. Л., 1989. С. 41.

15. Мельник В.И. Реализм И.А. Гончарова. –Владивосток,1985.- 139с.

16. Недзвецкий В.А.Романы Гончарова.- М.:Просвещение, 1996.

17. Николаев П.А. Гончаров // Русские писатели // Библиографический словарь. М.: Просвещение, 1990. С. 202–207.

19. Отрадин М. В.Проза Гончарова в литературном контексте.- СПб., 1994.

22. Рыбасов А.П.И.А.Гончаров.- М.:Просвещение,1962.-241с.

24. Туниманов В. И. А. Гончаров и Н. С. Лесков –М.: Просвещение, 1994. . 408с.

26. Цейтлин А. Г. И. А. Гончаров. М., 1950. С. 235.

27. Чемена О..М. Создание двух романов.- М.:Просвещение, 1966. -208с.

28. Чемена О. М.Гончаров и шестидесятница Е. П. Майкова. - М., 1966.

29. Энгелъгардт Б. М. И. А. Гончаров и И. С. Тургенев // И. А. Гончаров и И. С. Тургенев. – М., 1983. 320с.


В России множество величественных и полноводных рек. Каждая из них по-своему прекрасна и имеет свою ценность. На фоне всех русских рек особенно выделяется Волга. Ее называют не только кладезем жизни, но и источником вдохновения творческих людей. Чтобы доказать искреннее уважение к реке, 20 мая 2008 года был учрежден особенный праздник – день Волги.

Праздник отмечают экологическими природоохранными мероприятиями, проводятся субботники с целью ликвидировать загрязнения прибрежной зоны, семинары, дискуссии, семинары, научные конференции, форумы. Главной проблемой обсуждения является загрязнение и обмеление реки. Виной этому служит активная промышленная деятельность людей. В рамках просветительской деятельности организуются выставки фотографий и картин, ярмарки, благотворительные концерты.






Е. М.Перси-Френч (1864-1938) - владелица Винновки, последняя представительница симбирского рода Киндяковых. Фотография. 1910-е гг.

Беседка-памятник И.А. Гончарову. Фотография М. Каганина. Симбирск. 1912 г. УКМ

Беседка-памятник И.А. Гончарову. Фотография. 1959 г.

6 (18) июня 1912 года в имении дворян Киндяковых Винновке близ Симбирска в честь 100-летия со дня рождения Ивана Александровича Гончарова была торжественно открыта мемориальная беседка. Автором проекта выступил симбирский архитектор А.А. Шодэ. Все расходы на проектирование, изготовление и установку памятника взяла на себя владелица киндяковской усадьбы Екатерина Максимилиановна Перси-Френч.

В годы революции имение Перси-Френч было разграблено и разрушено местными крестьянами, но беседка уцелела и в 1937 году в числе прочих 17 объектов была включена в список памятников культуры, охраняемых государством.

В июне-октябре 1967 г. беседка-памятник И.А. Гончарову была перенесена на новое место – высокий холм на берегу волжского водохранилища севернее села Винновка, где в своё время располагался барский дом помещиков Киндяковых. Причиной тому стали размыв волжского берега, оползни и образование глубокого оврага, наступавшего с востока на территорию расположения беседки и создавшего угрозу разрушения памятника.

Вид деревни Винновки на Волге в Симбирской губернии. Худ. А. Иванов. 1841 г.

Вера и Марк Волохов в беседке. Худ. Ю.М. Игнатьев. 1983 г. УКМ

Реконструкция усадьбы Киндяковых. Автор - А.И. Титовский. 1982 г.

Александр Иванович Титовский (1912-2004) – художник, краевед

Анна Владиславовна и Лев Васильевич Киндяковы – владельцы Киндяковки-Винновки в приезд И.А. Гончарова в Симбирск в 1849 г. Неизвестный художник. 1810-е гг. УХМ


XXX Всероссийский гончаровский праздник. Экскурсия по гончаровским местам Винновки

Авторы виртуальной выставки сотрудники Центра-музея И.А.Гончарова Е. Клевогина , А. Лобкарёва, И. Маршалова

гончаров обрыв

Замысел

Роман Гончарова "Обрыв" создавался почти двадцать лет. Замысел книги возник у писателя в 1849 году, когда тот в очередной раз посетил родной Симбирск. Там на Ивана Александровича нахлынули воспоминания детства. Ему захотелось сделать местом действия нового произведения дорогие сердцу волжские пейзажи. Так началась история создания. "Обрыв" Гончарова, между тем, еще не был воплощен на бумаге. В 1862 году Ивану Александровичу довелось познакомиться на пароходе с интересным человеком. Это был художник - натура пылкая и экспансивная. Он легко менял жизненные планы, вечно пребывал в плену своих творческих фантазий. Но это не помешало ему проникнуться чужим горем и оказать в нужный момент помощь. После этой встречи у Гончарова возникла мысль создать роман о художнике, его артистической сложной натуре. Так, постепенно на живописных берегах Волги возникал сюжет знаменитого произведения.

Публикации

гончаров обрыв краткое содержание

Образ Райского

Софья Беловодова

роман гончарова обрыв

Провинциальная Русь

Жизнь и любовь

обрыв гончарова анализ

Марфенька

иван гончаров обрыв

Бабушка и Россия

история создания обрыв гончарова

Поклонники Веры

Однако, как узнает читатель из третьей части романа, избранником Веры становится апостол нигилистической морали Марк Волохов. В городке о нем говорят страшные вещи: он входит в дом исключительно через окно, никогда не отдает долги и собирается затравить собаками полицмейстера. Лучшие черты его натуры – независимость, гордость и привязанность к друзьям. Нигилистические взгляды кажутся Гончарову несовместимыми с реалиями русского быта. Автора отталкивает в Волохове глумление над старыми обычаями, вызывающее поведение и проповедь свободных половых отношений.

гончаров иван александрович обрыв

Падение Веры

Просветление героев

Подлинную картину воззрений и нравов дворянской России середины 19 века нарисовал в романе "Обрыв" Гончаров. Отзывы литературных критиков свидетельствуют о том, что писатель создал настоящий шедевр русской реалистической прозы. Размышления автора о преходящем и вечном актуальны и в наши дни. Каждому стоит ознакомиться с этим романом в оригинале. Приятного прочтения!

Читайте также: