Обучаемый вождению может подлежать уголовной ответственности в случае

Обновлено: 04.07.2024

Вопрос об ответственности в момент сдачи учеником автошколы экзамена ПДД остаётся спорным до сих пор и во многих случаях решается Верховным судом РФ. По нормативным положениям ПДД существуют определённые заключения:

  1. Пункт 1.2 гласит о том, что в процессе сдачи экзамены учеником инструктор приравнивается к водителю;
  2. Согласно пункту 10.1 обучающий обязан обеспечить оптимальную скорость движения для ученика, гарантирующую контроль за ситуацией внутри салона и на дороге. Тем самым, ответственность за происшествия на дороге или в обучающем полигоне полностью несёт инструктор, отвечает за ПДД.

Большинство конфликтов в случае ДТП межу автошколой и обучаемым базируются на основании двух обстоятельств: обучение вождению производилось на автомобиле от автошколы, полностью оборудованном специальными техсредствами в соответствии в нормативными требованиями ПДД; обучение происходило на автомобиле ученика. Из этого вытекают заключения, прописывающиеся в заключаемом договоре между автошколой и обучаемым изначально:

  • если ДТП происходит в результате технической неисправности предоставляемой автошколой автомобиле, то ответственность несёт безоговорочно школа, инструктор;
  • обучение на личном автомобиле ученика с участием инструктора может производиться только при наличии у первого водительского удостоверения, и так как автомобиль не оснащён спецоборудованием, то инструктор не может никак повлиять на процесс вождения в случае непредвиденных обстоятельств, следовательно всю уголовную и материальную ответственность полностью несёт на своих плечах ученик.

Многие автошколы подталкивают клиентов подписать договор, в котором внесён пункт о том, что в случае ПДД всю ответственность несёт ученик, но такое соглашение не предусматривается ни в ПДД, ни в Гражданском кодексе и может быть полностью аннулировано судом.

Обучение вождению — не самый простой процесс. Человек, который впервые в жизни садится за руль, ощущает панику, страх и переживания. Теоретически всем этим процессом должен руководить инструктор, у которого есть достаточный опыт вождения и преподавания в автошколе. Вполне логично, что при дорожно-транспортном происшествии вся ответственность будет лежать именно на сотруднике, который проводил обучение. Однако, на данный момент не существует законов, которые бы регламентировали подобные ситуации. Поэтому вопрос о том, что будет, если ученик разобьет учебный автомобиль, остается актуальным.

40a494e353aa5932fd563c864a1163c7_w650.jpg

Иногда пункт об ответственности может совсем отсутствовать в договоре, но автошкола все равно требует компенсацию за ущерб

1) обучение проводится на специальном автомобиле, который оборудован педалями тормоза и сцепления, а также дополнительными зеркалами;

2) обучение проводится на личном транспорте ученика, а руководит процессом частный инструктор по вождению.

dbd713f6114089f2780c734c79a5a6ff_w650.jpg

Оградиться от всех неприятностей можно, если внимательно читать договор между вами и автошколой

В первом случае за аварию нести ответственность будет инструктор. Автошколы уже успели пройти через такую процедуру, поэтому научились поступать более хитрым образом. При заключении договора с автошколой нужно внимательно изучать все пункты. Самым маленьким шрифтом будет написано, что материальная и правовая ответственность в случае ДТП ложится на ученика. Очень часто будущие ученики ставят подпись на документе и не вникают в его суть. Иногда пункт об ответственности может совсем отсутствовать в договоре, но автошкола все равно требует компенсацию за ущерб. Заметим, что подобные действия со стороны компании противоречат Гражданскому Кодексу РФ и ПДД.

cd2d255966e8676c717fc4591e159283_w650.jpg

Если автомобиль попал в аварию по вине водителя, а дополнительных педалей нет, то отвечать будет человек, находящийся за рулем

Во втором случае автомобили не оборудованы дополнительными педалями, поэтому на дорогу водитель может выезжать только с водительским удостоверением. Присутствие в салоне инструктора ситуацию не меняет. Если автомобиль попал в аварию по вине водителя, а дополнительных педалей нет, то отвечать будет человек, находящийся за рулем. Не все ситуации расцениваются так однозначно. Некоторые требуют разбирательств в суде.

Оградиться от всех неприятностей можно, если внимательно читать договор между вами и автошколой. Только после изучения всех пунктов можно ставить на документе свою подпись. Если что-либо настораживает, лучше отказаться от услуг данной автошколы. Рекомендуется ориентироваться на рейтинг автошколы и рекомендации знакомых.

Итог. Обучение в автошколе подразумевает некоторые риски для ученика. Ответственность в случае ДТП может нести не только инструктор, но и сам обучающийся.

Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения

В соответствии со ст. 264 Уголовного кодекса РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств) уголовно-наказуемым деянием является такое нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, которое повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека.

Ответственность по данной статье уголовного закона наступает именно в тех случаях, когда водитель, нарушая правила дорожного движения или эксплуатации транспорта, не желал наступления общественно-опасных последствий своих действий, хотя мог и должен был их предвидеть.

Если же транспортное средство используется целенаправленно для посягательства на жизнь и здоровье человека, то применяются другие нормы закона, предусматривающие более строгую ответственность.

В случае, если вследствие дорожно-транспортного происшествия причинен тяжкий вред здоровью потерпевшего, виновному может быть назначено наказание вплоть до лишения свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. Как правило речь идет о лишении права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами.

Если же наступила смерть человека, то основное наказание усиливается до лишения свободы на срок до пяти лет, а в случаях наступления смерти двух и более лиц – вплоть до 7 лет лишения свободы.

Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицом, находящимся в состоянии опьянения, в зависимости от наступивших последствий квалифицируется по ч. 2, 4, 6 ст. 264 УК РФ и предусматривает наказание в случае причинения тяжкого вреда здоровью человека вплоть до лишения свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, а в случае наступления его смерти предусмотрено основное наказание только в виде лишения свободы на срок от пяти до 12 лет, если вследствие дорожно-транспортного происшествия погибли два и более человека, то срок лишения его свободы может составить от 8 до 15 лет.

Статья 264.1 УК РФ предусматривает ответственность находящихся в состоянии опьянения водителей за управление транспортным средством в случаях, если они ранее подвергнуты административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения либо имеют судимость за совершение в состоянии опьянения преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, или этой же статьей.

Верховный суд подтвердил требование к автошколам при обучении кандидатов в водители на дорогах заполнять путевой лист.

Сотрудник ГИБДД может потребовать путевой лист от обучающего вождению на дороге. Фото: Михаил Синицын

Сотрудник ГИБДД может потребовать путевой лист от обучающего вождению на дороге. Фото: Михаил Синицын

До октября прошлого года такой обязанности у автошкол не было. Но 30 октября приказом минтранса утвержден новый порядок заполнения путевых листов. Если раньше эта обязанность возлагалась на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки грузов, пассажиров и багажа, то теперь просто на всех юрлиц и ИП. В том числе которые перевозочной деятельностью не занимаются.

Тогда некий Союз "Центр поддержки и развития автошкол" обратился в Верховный суд с заявлением о признании не действующим этого пункта нового порядка для организаций, осуществляющих подготовку водителей. Но ВС отказал в удовлетворении иска. Тогда союз подал апелляцию.

Апелляционная коллегия Верховного суда напомнила, что в соответствии с законом о безопасности дорожного движения,индивидуальные предприниматели, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения. Закон устанавливает обязанность юрлиц и ИП, осуществляющих перевозки пассажиров, а также перемещение лиц, кроме водителя, организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств. Также закон предусматривает обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств.

Порядок, установленный приказом минтранса, определяет, что путевой лист должен содержать не только сведения о транспортном средстве, но и сведения о водителе, которые включают время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра.

Таким образом, путевой лист - это документ, в том числе подтверждающий прохождение медосмотра водителем и проведение предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства.

Именно обучающий вождению является водителем, и у него должен быть путевой лист, который подтверждает прохождение предрейсового медосмотра

Согласно закону о безопасности дорожного движения, лицо, обучающее управлению транспортным средством, является водителем. А кто бы с ним в машине ни находился - пассажиром.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны вне зависимости от вида и особенностей перевозок обеспечивать безопасность перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, включая наряду с прочим соблюдение порядка заполнения путевых листов; указывать в них обязательные реквизиты и осуществлять контроль технического состояния транспорта, отметила Апелляционная коллегия ВС и жалобу не удовлетворила.

Напомним, что ранее МВД давало разъяснения на эту тему. В них также поясняется, что водители юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должны проходить предрейсовый медицинский осмотр, данные которого вносятся в путевой лист. И этот документ водитель обязан предъявлять сотруднику ГИБДД на дороге.

В официальном разъяснении МВД также подчеркнуло, что именно обучающий вождению является водителем, а не его ученик, хотя именно ученик сидит за рулем.

Но как быть тогда с каршерингом и другими арендованными машинами? Ведь их арендуют также у юридических лиц.

На аренду машин требование об оформлении путевого листа не распространяется, если арендатор - физическое лицо. Он управляет автомобилем на основании договора аренды. Владельцем машины на время аренды стало именно физическое лицо. А на него требования о путевом листе не распространяются.

Читайте также: