Обязанности инструктора по вождению автошколы

Обновлено: 02.07.2024

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Мастер производственного обучения вождению транспортных средств относится к категории специалистов и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2. На должность мастера производственного обучения вождению транспортных средств принимается лицо, имеющее водительское удостоверение категории [вписать нужное] и стаж вождения не менее [значение] лет.

1.3. Мастер производственного обучения вождению транспортных средств должен знать:

- Конституцию РФ, нормативно-правовые акты по вопросам деятельности;

- правила дорожного движения;

- назначение, устройство, принцип действия и работу агрегатов, механизмов и приборов обслуживаемых автомобилей;

- основные технико-эксплуатационные качества обслуживаемых автомобилей и их влияние на безопасность движения;

- признаки, причины, способы определения и устранения неисправностей;

- объемы, периодичность и основные правила выполнения работ по техническому обслуживанию автомобиля;

- способы увеличения межремонтных пробегов автомобилей;

- особенности организации технического обслуживания и ремонта автомобилей в полевых условиях;

- способы увеличения пробега автомобильных шин и срока службы аккумуляторных батарей;

- порядок проведения технического обслуживания и правила хранения автомобилей в гаражах и на открытых стоянках;

- правила обкатки новых автомобилей и после капитального ремонта;

- способы предотвращения дорожно-транспортных происшествий;

- порядок экстренной эвакуации пассажиров при дорожно-транспортных происшествиях;

- правила заполнения первичных документов по учету работы обслуживаемого автомобиля;

- сроки проведения очередного технического обслуживания, технического осмотра;

- влияние погодных условий на безопасность вождения автомобиля;

- приемы оказания первой доврачебной помощи при несчастных случаях;

- педагогику, физиологию, психологию и методику обучения вождению;

- правила по технике безопасности;

- правила по охране труда;

- требования, предъявляемые к качеству выполняемых работ (услуг);

- требования по рациональной организации труда.

2. Должностные обязанности

На мастера производственного обучения вождению транспортных средств возлагаются следующие должностные обязанности:

2.1. Осуществление проверки готовности к работе транспортного средства.

2.2. Проведение практических занятий обучения вождению транспортных средств (разъяснение обучаемым принципов действия и управления транспортным средством, сопровождение в учебных поездках).

2.3. Оценка уровня знаний и навыков обучаемых и их готовности к сдаче практического экзамена.

2.4. Осуществление контроля за знанием обучающимися правил дорожного движения и их соблюдением в учебных поездках.

2.5. Оценка личных качеств кандидатов, влияющих на процесс обучения вождению транспортных средств.

2.6. Диагностика психологического и психофизического состояния обучаемых.

2.7. Выявление недостаточно или чрезмерно выраженных индивидуальных характеристик, затрудняющих усвоение программы обучения, и выдача рекомендаций по их коррекции.

2.8. Поддержание учебной дисциплины, контроль режима посещения практических занятий.

2.9. Осуществление технического обслуживания транспортного средства.

2.10. Обеспечение выполнения учебных планов и программ, соблюдение требований безопасности труда в учебном процессе.

2.11. Ведение установленной отчетной документации.

2.12. [Другие должностные обязанности].

3. Права

Мастер производственного обучения вождению транспортных средств имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.2. Вносить предложения вышестоящему руководству по совершенствованию своей работы.

3.3. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.4. Получать информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.5. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.6. На иные права, предусмотренные трудовым законодательством.

4. Ответственность

Мастер производственного обучения вождению транспортных средств несет ответственность:

4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

4.2. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.

4.3. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа]

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Самый сок!

всё то интересное в сети, что попало в мои сети

Как всё устроено: Инструктор в автошколе

Автоинструктор анонимно рассказал The Village, почему так много ослов на дорогах, как часто инструкторы женятся на своих ученицах и сколько километров нужно проехать, чтобы стать профессионалом.

О профессии

Я не пришёл в профессию автоинструктора — она сама пришла ко мне. Я был водителем такси, а у хорошего извозчика, даже если он при компании, существует круг постоянных клиентов. Постоянными можно считать тех, кто просит в аэропорт отвезти раз в полгода или кто ездит каждый день до метро. Постепенно у меня образовался круг своих клиентов, и некоторые из них стали просить обучить их вождению. Как сейчас помню, моего первого ученика звали Саша. Так я стал совмещать работу таксиста и инструктора: до обеда возил людей, после обеда — обучал.

Разумеется, обучал на машине без дополнительных педалей, заезжал на учебную площадку нелегально, платил деньги, причём немаленькие, и мне разрешали ездить среди учебных машин. Так я подготовил к экзамену в ГАИ первых пять человек. Тренерская деятельность мне понравилась: я бы сравнил её с работой столяра, который из деревянной болванки может сделать всё что угодно. Так и автоинструктор: из человека, который даже не знает, с какой стороны подойти к автомобилю, я делаю хорошего водителя, а в конце курса сижу, как министр, и меня везёт мой ученик.

О культуре вождения

О школах и частниках

В автошколе, где я работаю, полуторачасовое занятие стоит порядка 500 рублей. А теперь вдумайтесь: прокат коньков стоит 400−500 рублей за час. Но тут лезвие и ботинки, а у нас целый автомобиль, да ещё преподаватель в придачу. Частные автоинструкторы, конечно, зарабатывают значительно больше: 1 200−1 500 рублей за урок, в зависимости от задачи. Но чтобы работать частником, надо самостоятельно оборудовать автомобиль дублёрами органов управления, поставить его на учёт, получить удостоверение автоинструктора.

Я совмещаю работу в автошколе с частными уроками, и хочу заметить, что, по сути, качество урока за 1 500 и за 500 рублей не отличается, ведь человек не виноват, что пришёл в автошколу, где дешёвые уроки. Кстати, уходить совсем на вольные хлеба я не хочу. Частный рынок не даёт стабильности: сегодня некуда девать учеников, а завтра никого нет. Плюс никогда не знаешь, сколько уроков возьмёт человек. В автошколе ученик в большинстве случаев пройдёт целую программу, подготовится к экзамену. А тут нужно удерживать учеников, предлагать скидку, торговаться, заниматься маркетингом, но тогда творчество, которое привлекает меня в профессии, уйдёт на второй план.

О призвании

Моё убеждение, что хороший автоинструктор получится из водителя, который проехал не менее 500 тысяч километров без единой аварии. Если где-то в ямку попал — это не считается, главное, без серьёзных ДТП. То есть автоинструктор — человек, который сам не допускает ошибок за рулём. Когда я пришёл в инструкторы, у меня пробег составлял один миллион триста тысяч. Я двадцать три года за рулём, семь из них работаю в автошколе.

И конечно, нужно обладать природным стержнем педагогики. Меня часто спрашивают, как хватает терпения. Я отвечаю, что не в терпении дело. Я ничего не терплю, я леплю. Скульптор ведь, когда лепит, получает удовольствие. Если у ученика что-то не получается, я тоже получаю удовольствие, ведь есть к чему стремиться. Мне нравится, что люди будут помнить обо мне, что ко мне приходят все разные, а уходят одинаковые: я передаю свой стиль вождения. Было несколько случаев, когда в Москве на дорогах мне встречались мои ученики. Они меня узнавали, и я их, по стилю вождения. Но я суеверный, не считаю, сколько у меня было учеников, это плохая примета.

Об учениках

Не знаю, чем это объяснить, но иногда идут учиться мужчины средних лет, иногда молодые люди. Сейчас стало больше женщин 30−40 лет, в прошлом году было много молодых ребят до 25. Обучать легче женщин. На генетическом уровне у женщины заложено воспринимать мужчину как авторитетный источник информации, поэтому она очень внимательно слушает. А мужчина соревнователен по своей сути, он пытается противостоять и не сделает так, как я его прошу, пока не обожжётся. Женщин-автоинструкторов, кстати, мало, и тут я должен сказать немного обидную вещь: так уже повелось, что мужчине больше подвластен автомобиль. Посмотрите, только в каждом сотом автобусе в России за рулём окажется женщина. Хотя в Австралии, например, есть даже женщины-дальнобойщицы.

Об обучении

Об экзаменах

Об отношениях

Автомобиль — интимная зона, когда люди находятся друг от друга на расстоянии менее метра. Но личные отношения с учеником — это нарушение неписаного профессионального кодекса и вся педагогическая деятельность насмарку, так как нарушается субординация. Я никогда не перехожу на ты со своими учениками, и меня в 39 лет называют только по имени и отчеству.

Моя работа включает касание руками каких-либо частей тела ученика. Например, когда нужно удержать, докрутить руль. Какое-то время назад я пришёл к способу помогать подруливать, держа ученика за запястье. Самое страшное на дороге, когда ученик начинает тормозить, причём буквально, то есть сильно жать на тормоз. Тогда приходится убирать ногу, подводя свою руку под бедро ученика. Но и тут я стараюсь соблюсти приличия и делать это не ладонью, а тыльной стороной руки. Не знаю, что она чувствует при этом, но я стараюсь ни о чём не думать. В этот момент для меня не важно, мужчина это или женщина, для меня это просто ученик.

В настоящее время выбор автоинструкторов очень разнообразен. За любую плату вас готовы обучить манёврам в стиле гонщика Форсажа и другим модным вещам, но нужно ли это начинающему водителю?

Помните, что прежде всего, прямой обязанностью вашего наставника по вождению является обучение вас базовым и самым главным навыкам управления авто, с одновременной передачей знаний о безопасности и грамотности поведения на дороге. В целом, все обязанности регламентирует заключенный договор. Важным условием является наличие у инструктора мощной базы знаний и опыта: это, как минимум, законченное среднее образование, курсы спецподготовки, а также стаж вождения.

Итак, инструктор обязательно должен знать правила безопасности на дороге и уметь в экстренной ситуации применить навыки экстремального вождения.

Кроме того, из его уст вы должны узнать устройство автомобиля и правила действия при поломке или чрезвычайных ситуациях. Именно от инструктора вы должны научиться водить при разных погодных условиях, владеть приемами оказания первой медицинской помощи при травмах, отравлениях, четко знать порядок экстренной эвакуации в случае дорожно-транспортного происшествия.

В должностной инструкции можно найти следующие положения:

  • соблюдение санитарной и противопожарной безопасности, а также исполнение всех правил, имеющих отношение к охране труда;
  • ремонт и обслуживание автомобиля, поддержание в должном техническом состоянии;
  • самостоятельная заправка автомобиля;
  • проверка техсостояния перед каждой поездкой; и управления транспортным средством;
  • контроль знаний учащихся и соблюдение ими правил дорожного движения;
  • сопровождение ученика в каждый момент обучения;
  • проведение под роспись инструктажа по охране труда и технике безопасности.

Как и каждый работник, инструктор несет ответственность за ненадлежащее исполнение своих прямых должностных обязанностей, обозначенных в договоре и должностной инструкции.

Что входит в круг обязанностей автоинструктора?

То, чему именно должен обучить вас инструктор по вождению, не определено ни одним документом. Любая автошкола или частный инструктор, конечно, пообещают вам научить всем тонкостям управления автомобилем, однако четкое представление о том, какие именно навыки вы получите, окончив курсы, у вас вряд ли появится сразу. Дело в том, что профессиональное вождение – это умение правильно реагировать на различные дорожные ситуации. Между тем автоинструктор будет учить вас тому, как управлять машиной, даст самые примитивные, первоначальные сведения и умения, которые в лучшем случае помогут сдать без проблем экзамен на права.

По окончании автошколы вы будете уметь:

  • на автодроме: трогаться с места, объезжать метки, расставленные на площадке (слалом), въезжать задним ходом в бокс, парковаться, маневрировать в стесненных условиях;
  • преодолевать перекресток, поворачивать в правую и левую сторону, разворачиваться, перестраиваться в другую полосу на дороге, обгонять идущие транспортные средства, соблюдать скоростной режим, правильно парковаться в городских условиях, в самых общих чертах следить за знаками дорожного движения.

Инструктор научит вас различать показания приборов, а также интерпретировать несложные дорожные ситуации.

Начинающему водителю сложнее всего научиться маневрированию на городских улицах. Собственно говоря, этот навык становится объектом наиболее пристального внимания автоинспектора, который будет принимать у вас экзамен. Однако в большинстве случаев инструкторы заранее тренируют своих подопечных передвигаться по установленным маршрутам и во время испытаний проблем не возникает.

Все перечисленные аспекты входят в число умений, которым вас научит штатный тренер, работающий в автошколе. Однако любой житель мегаполиса прекрасно понимает, что с таким набором навыков выезжать на дорогу преждевременно. То есть уроков, которые дают курсы вождения, явно маловато для того, чтобы считать себя основательно подготовленным водителем.

Совсем иначе подходят к делу частные инструкторы, предоставляющие свои услуги в индивидуальном порядке, а также некоторые работники школ (которых можно без преувеличения назвать исключением из общего правила).

Кончено, все эти навыки вы будете долго тренировать, прежде чем станете опытным драйвером, однако, получив азы вождения у настоящего мастера, вы будете иметь крепкую базу и сможете спокойно совершенствоваться, без опасений выезжая на напряженные магистрали нашего города.

Должностные обязанности инструктора по вождению

Должностные обязанности инструктора по вождению регламентированы трудовым договором в соответствии с Трудовым кодексом и прочими нормативными актами. Инструктор должен иметь образование не ниже законченного среднего, пройти спецподготовку и значительный стаж вождения. Стаж определяется тем учреждением, которое принимает инструктора на работу.

Требования к профессиональным знаниям инструктора по вождению

Читайте также: