Отмена техосмотра в беларуси

Обновлено: 04.07.2024

Техосмотр то ужесточают, то обещают упростить, то вообще отменить, но при этом с марта следующего года отсутствие диагностической карты грозят фиксировать с помощью видеокамер и ввести повышенный штраф.

Мы опросили участников рынка и специалистов и выяснили, что они думают по этому поводу. Мнения разделились.

Нужно проходить техосмотр в 2021-м или нет?

Диагностическая карта — памятка для водителей

  • Если техосмотр закончился в период с 1.02.2021 по 1.04.2021, ТО нужно было пройти до 1 октября включительно.
  • Диагностическая карта закончилась в период с 1.04.2021 по 1.10.2021 года — прибавляем 6 месяцев к дате окончания. Например, 5 июня 2021 года истек техосмотр. В этом случае его нужно пройти до 5 декабря 2021 года.
  • Если срок действия диагностической карты закончился после 1.10.2021 года и позже, то техосмотр нужно пройти сразу после окончания действия диагностической карты.

Если купленный новым автомобиль достиг возраста четырех лет и техосмотр еще не проходил, то процедура обязательна без каких-либо мораториев.

Какой штраф за езду без диагностической карты в 2021-м?

Штраф за непройденный техосмотр составляет 500–800 рублей (ст. 12.1 часть 2 КоАП РФ). Как нам рассказали в РСА, пока такие штрафы оформляются в ручном режиме, видеокамеры ни наличие действующих полисов ОСАГО, ни диагностических карт пока фиксировать не научились.

Нюанс в том, что оштрафовать могут лишь перевозчиков (такси, перевозка пассажиров и грузов). Для частников такой штраф не предусмотрен. Он будет введен в марте 2022 года и составит 2000 рублей (конечно, если техосмотр не отменят).

Нужна ли диагностическая карта для покупки ОСАГО?

Как и ранее, страховая компания будет иметь право регрессного требования к лицу, причинившему вред, в размере выплаченного потерпевшему страхового возмещения, если на момент наступления страхового случая, произошедшего вследствие неисправности транспортного средства, истек срок действия диагностической карты.


Напомним, регрессный иск — требование страховщика вернуть денежную сумму, которую он уплатил за ущерб, нанесенный по вине страхователя.

Также закон предусматривает право страховщика предъявить регрессное требование к оператору техосмотра, оформившему диагностическую карту, если страховой случай наступил вследствие неисправности транспортного средства, которая была выявлена или могла быть выявлена во время процедуры технического осмотра, но сведения о ней не были внесены в диагностическую карту.

Как проверить свою диагностическую карту?

Российский союз автостраховщиков (РСА) напоминает, что 1 октября истек срок продления диагностических карт, введенный постановлением правительства от 27 февраля 2021 года №275. Чтобы избежать конфликтных ситуаций автовладельцам рекомендуют проверить, когда заканчивает действие ваша диагностическая карта (с учетом продления ее на полгода), и при необходимости своевременно пройти техосмотр.Срок действия диагностической карты указан на ней самой в верхнем правом углу. Если у вас не сохранилась распечатка, то можно попробовать проверить ее онлайн.

  • На сайте ГИБДД
  • На сайтах страховщиков (например, Росгосстраха)

При этом, даже если вам удастся достучаться до одного из этих сервисов, помните, что полугодовой мораторий ни в одном из них не учтен.

Начиная с 22 августа 2021 года ОСАГО можно оформить без подтверждения прохождения технического осмотра, однако если ДТП произойдет по причине неисправности автомобиля, на который отсутствует действующая диагностическая карта (с учетом продления), страховая компания может предъявить к виновнику аварии регрессное требование. Хотя на практике доказать такую неисправность достаточно проблематично.

Техосмотр отменят или нет?

Техосмотр может стать необязательным для физлиц уже до конца 2021 года. Такой законопроект уже в середине сентября был внесен на рассмотрение в Госдуму. Профильный комитет Государственной Думы по транспорту и строительству до 30 октября 2021 года принимает отзывы, предложения и замечания, ну а потом последует какое-то решение. С большой долей вероятности — для частных владельцев легковых авто техосмотр все же отменят.

В РСА к полной отмене не готовы, но поддерживают предложение по упрощению процедуры для автовладельца. В первую очередь необходимо контролировать те системы автомобиля, которые реально влияют на безопасность дорожного движения. При этом бо́льший контроль необходим для более старой техники, подчеркивают в Союзе.

«По данным ГИБДД, сейчас активно работают и оформляют диагностические карты более 4700 пунктов техосмотра.

По мнению юриста Сергея Смирнова, отмена обязательной процедуры ровным счетом ничего не изменит. Сегодня техосмотр — это, по сути, дополнительный налог для автовладельцев. Чтобы они самостоятельно следили за исправностью своих автомобилей и регулярно проходили техническое обслуживание, нужен не кнут, а пряник. Он также полагает, что это может быть отдельный бонус при покупке ОСАГО.

Вот только рассчитывать на это не стоит. Страховые компании, уверен, воспользуются поводом и обязательно поднимут стоимость страховки в случае отмены обязательного ТО.

Что думают автомобилисты об отмене техосмотра?

  • 40% готовы подождать, так как это было предвыборным обещанием ведущей партии, а обещания нужно исполнять
  • 32% в отмену не верят, поэтому собираются пройти техосмотр по всем правилам
  • 16% и так прекрасно без него обходятся
  • 12% купят диагностическую карту для подстраховки.

Опрос проводили с 1 по 7 октября, в нем приняли участие более 2000 респондентов.

Президент РФ Владимир Путин подписал закон об отмене обязательного техосмотра для легковых автомобилей и мотоциклов, принадлежащих гражданам (Федеральный закон от 30 декабря 2021 г. № 494-ФЗ 1 ). При этом машины и мотоциклы должны использоваться исключительно в личных целях.

Таким образом, под действие нового правила не попадают автомобили такси и иные автомобили, которые используются для услуг по перевозке пассажиров. Обязательный техосмотр сохраняется и для машин, используемых в служебных целях. То же касается грузовиков и автобусов.

Владельцы личных машин и мотоциклов вправе проходить техосмотр по своему желанию. При этом инспектор ГИБДД не может требовать предъявления диагностической карты, за исключением случаев, когда визуально заметна неисправность, угрожающая безопасности дорожного движения.

Нововведение вступило в силу 30 декабря 2021 года.

При какой технической неисправности автомобиль могут задержать? Узнайте из Домашней правовой энциклопедии системы ГАРАНТ! Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Напомним, идея об отмене техосмотра принадлежит начальнику ГИБДД МВД России Михаилу Черникову. Он объяснил это недостаточностью пунктов техосмотра в стране, а также тем, что водители и так не имеют права выезжать на дорогу на неисправном автомобиле или мотоцикле.

1 С текстом Федерального закона от 30 декабря 2021 г. № 494-ФЗ "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статью 15 Федерального закона "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"можно ознакомиться на официальном интернет-портале правовой информации (номер опубликования: 0001202112300173).

Об изменениях в более далеком, чем завтрашнее утро, будущем ранее рассказывал начальник управления организации гостехосмотра Михаил Ващило: отвязка госпошлины от ТО, возможность получения результатов ТО на смартфон и закрепление базы данных предприятия в законе, QR-код вместо наклейки, исключение из перечня необходимых для ТО вещей огнетушителя и аптечки, прохождение процедуры при смене владельца. Все эти предложения были еще зимой направлены в Минтранс.

Быстрая связь с редакцией: пишите нам в Viber!

— Начну с того, что 2020-й можно назвать худшим за всё время существования предприятия. К счастью, в этом году ситуация кардинально поменялась. В январе к нам буквально хлынул поток автомобилистов, которые так ждали отвязки дорожной пошлины от техосмотра.

Техосмотр

А в марте здесь вообще всем обрывали телефоны! Запись была забита на месяц вперёд, но люди всё равно звонили и просили вклинить их в очередь. Я сам, если честно, не смог вовремя заехать на станцию! Пришлось месяц ждать.

— Но скоро стало понятно: система не совершенна. Чтобы попасть в объектив камеры фотофиксации, нужно ещё нарушить скорость. И только после этого проверят, есть ли у тебя техосмотр. Что произошло, когда водители это осознали?

— Статистика, конечно, начала падать, а с ней и количество желающих пройти техосмотр. Их число уменьшалось каждый месяц. Тем не менее всего за этот год было выдано более 1,5 миллиона разрешений на допуск к участию в дорожном движении. Это более чем в два раза превышает результат нашей работы за 2020-й.

— Давайте вернёмся к дорожному налогу. Его должен уплачивать раз в год каждый, кто владеет транспортным средством. Но у многих представителей старшего поколения машина всю зиму стоит в гараже в ожидании дачного сезона. Мотоциклы проводят на крытых парковках и того больше. Тем не менее их владельцы вносят в казну столько же, сколько те, кто каждый день пользуется личным авто. Как-то не очень честно получается.

— Честного и справедливого варианта, который устроил бы всех, не найти. Столько лет обсуждали, как этот транспортный налог взимать. У меня волосы дыбом вставали от предложений!

Вопрос с сезонной оплатой тоже поднимался. Но, чтобы её контролировать, пришлось бы дополнительно и камеры задействовать, и программу извещения под это делать.

Самым простым вариантом, который к тому же не требовал бы дополнительных вложений, был имеющийся на сегодня. Его можно сравнить с налогом на недвижимость. Есть у тебя дом за городом — неважно, живёшь ты в нем или нет, всё равно пошлину надо уплачивать. А не нужна тебе такая дача или машина в гараже — так продай. Тем более по сравнению с пошлиной налог был уменьшен. Я на данный момент не вижу других альтернатив.


— Будут автомобилисты проходить техосмотр вовремя или нет — это во многом сегодня зависит от Госавтоинспекции. Вот выпишут человеку пару раз штраф — может, и одумается. Как у вас налажена работа с ГАИ? Довольны ли вы количеством совместных рейдов?

— С ГАИ мы бы хотели сотрудничать на регулярной основе. У нас на дорогах работает много патрульных машин ДПС. Ежемесячно они проводят различные рейды: и по шинам, и по нетрезвым водителям. Потом сообщают: вот выявлено столько-то нарушителей. А что мешало заодно проверить и техосмотр у тех, кого останавливали? Ведь чем чаще об этом будут говорить и писать — тем больше шансов, что мы наконец-то достучимся до автолюбителей.

Что ещё хотелось бы поменять в работе ГАИ? Если во время аварии никто не пострадал — в статистике Госавтоинспекции нигде не будет отражено, был автомобиль технически исправен или нет. А ведь ДТП могло произойти из-за проблем в тормозной системе или тусклого света фар. Я неоднократно пытался эту мысль донести до руководителей ГАИ. Но у них свои какие-то взгляды на статистику.

Да и к страховым организациям есть вопросы. Если машина не прошла техосмотр, то как ей можно полис открывать? Должно быть так: сначала проверка состояния ТС, потом получение страховки и лишь после — допуск к дорожному движению. Это несложно реализовать: нужно лишь желание всех заинтересованных органов.

— Но не даст ли такой метод кнута обратный эффект? Ведь, возможно, тогда на дорогах станет меньше водителей с действующей страховкой…

— Страховые компании как раз этого и боятся. Но я считаю, что нужно не тушить пожар, а его предупреждать. Страховая включается в работу только тогда, когда автомобиль уже получил повреждения. А нужно работать над тем, чтобы аварий было как можно меньше. И при должном контроле ГАИ, как я уже говорил, без страховки и техосмотра никто ездить не будет.

Те, кто застал 1990-е годы, когда не было обязательного страхования, наверняка помнят: автовладельцы в большинстве случаев сами разбирались, как возмещать ущерб. И не дай бог рядовому гражданину врезаться в какой-нибудь дорогой Mercedes — потом всю жизнь расплачиваться будет! Думаю, никто к этому возвращаться не хочет.

— Сейчас мы работаем над заключением соглашения с Таможенным комитетом, чтобы за границу на автомобиле без техосмотра выехать было нельзя. Мы уже получили положительный ответ от заинтересованных органов. Осталось только отладить все механизмы. Конкретную дату не назову, но в ближайшее время всё заработает.

Читайте также: