Ответственность кандидата в водители

Обновлено: 08.07.2024


Ключевые слова: безопасность дорожного движения, правовой статус, проведение экзамена, управление транспортным средством, экзаменатор, учебная езда, кандидат в водители, экзаменационное транспортное средство, Госавтоинспекция, ответственность

Abstract: The object of this research is the system of public legal relations in the area of ensuring traffic safety. The subject of this research is the legal norms that regulate the administrative legal status of the driving examiner and examinee during a driving test. This work aims to conduct the analysis of the normative legal base regulating the driving test, as well as the legal status of the parties present in the vehicle during the driving test. The novelty of this study is justified by the practical and scientific importance of the problems of law enforcement activity in the area of ensuring traffic safety, as well as the need for improvement of the legal framework regulating authority of police divisions and departments in Russia. The authors analyze the federal legislation regarding legal status of the driving examiner and examinee during a live driving test. Proposals are made on establishing administrative legal status of the examiner, development the definition of “practice driving”, and determination of relation of live driving test to practice driving.

examination vehicle, candidate drivers, driving training, examiner, vehicle management, examination, legal status, road safety, traffic police, responsibility

В октябре 2019 г. на третьем семинаре-совещании руководителей Госавтоинспекции субъектов РФ в Екатеринбурге, руководителем ГУОБДД МВД России Черниковым М.Ю. были анонсированы новеллы в деятельности регистрационно-экзаменационных подразделений [5] , касающиеся состоявшихся в декабре 2019 года и грядущих в 2020 году изменений в правила дорожного движения и правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами, являющиеся закономерными в контексте реализации основных направлений государственной политики Российской Федерации по совершенствованию обозначенных общественно-правовых отношений.

Бесспорно, данные преобразования ставят своей целью повышение безопасности дорожного движения в Российской Федерации и их принятие продиктовано объективной действительностью и необходимостью, однако нормативно-правовые акты, несущие в себе инновации, как и многие уже действующие нормативы не лишены недостатков, в связи с чем требуют дальнейшей доработки, в целях формирования действенного механизма их реализации и претворения в жизнь основных идей в виде рекомендаций или предложений по корректировке.

К примеру, в контексте исполнения, озвученного выше направления Стратегии, летом 2018 года ГУОБДД МВД России был подготовлен проект изменений в Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и ряд других нормативных актов. Данный документ небезосновательно вызвал споры и жаркие дискуссии автомобильных экспертов и правозащитников, но в результате многочисленных совещаний, круглых столов и пресс-конференций руководству Госавтоинспекции все же удалось убедить общественность в правильности выбранного вектора реформ. Замечания и предложения многих образовательных и общественных организаций были учтены в законопроекте и осенью 2019 года документ был направлен в Правительство Российской Федерации на финальную доработку, где его доработали и утвердили.

Данное положение, несмотря на то, что фактически обучение закончено, до 1 октября 2020 г. вносит конкретику в правовой статус кандидата в водители, экзаменатора и лица обучающего вождению при проведении экзамена. Пункт 123 данного Регламента, указывает на порядок допуска лица, обучающего вождению к участию в проведении экзамена, проверяется наличие документа на право обучения вождению транспортного средства данной категории или подкатегории, водительского удостоверения на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории и страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Общие положения Правил дорожного движения Российской Федерации [11] также определяют, что к водителю приравнивается обучающий вождению, учебная езда в соответствии с пунктом 21.2 Правил, на дорогах допускается только с обучающим вождению. Согласно пункта 21.3 Правил, при обучении управлению транспортным средством на дорогах, обучающий вождению должен находиться на сиденье, с которого осуществляется доступ к дублирующим органам управления этим транспортным средством.

С вступающими в законную силу с 1 октября 2020 г. изменениями, фактически, имеем ситуацию, когда экзаменатор, в соответствии с пунктом 15 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, обязан при приеме экзамена по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения находиться на сиденье с которого осуществляется доступ к дублирующим органам управления транспортным средством. В соответствии с Правилами дорожного движения и КоАП РФ он, ввиду того, что кандидат в водители пока еще водителем не является, приобретает статус лица, приравненного к водителю – лицу обучающему вождению, несмотря на то, что обучение закончилось в тот момент, когда кандидат в водители получил свидетельство об освоении им основной программы профессионального обучения водителей транспортных средств отдельной категории.

В российском правовом поле также присутствует ряд федеральных законов и Указ Президента Российской Федерации, которые конкретизируют правовой статус участников дорожного движения и никоем образом не регламентируют статус кандидата в водители и экзаменатора.

Существующие научные исследования оказания административной процедуры в виде проведения экзамена на право управления транспортным средством в основном посвящены учету зарубежного опыта проведения экзамена на право управления, совершенствованию методики его проведения, использования технических средств объективного контроля и взаимодействия с образовательными организациями, осуществляющими подготовку водителей. Тонкостям разграничения правового статуса таких участников дорожного движения как экзаменатор, обучающий вождению и кандидат в водители, по нашему мнению, не уделялось должного внимания.

Вот только некоторые ДТП, о которых было упомянуто в средствах массовой информации: февраль 2016 г. в Санкт-Петербурге [17] , январь 2016 г. в Москве на ул. Пяловской [18] , июль 2019 г. в Белгороде [19] .

П.8 раздела III, Приложения № 7 к Административному регламенту Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений/

P.8 razdela III, Prilozheniya № 7 k Administrativnomu reglamentu Ministerstva vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii po predostavleniyu gosudarstvennoi uslugi po provedeniyu ekzamenov na pravo upravleniya transportnymi sredstvami i vydache voditel'skikh udostoverenii/

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

МВД России планирует пересмотреть действия экзаменатора и кандидата в водители на практическом экзамене на право управления транспортным средством, сообщает ТАСС со ссылкой на заявление ведомства.

В России с 1 апреля вступил в силу новый административный регламент МВД, который исключил площадку в формате отдельного экзамена. С момента вступления регламента в силу по 20 июля практические экзамены в условиях дорожного движения сдавали более 1,1 миллиона человек. В МВД уточнили, что только треть из них (более 386 тысяч) получили положительную оценку, а с первого раза успешно сдали экзамен лишь 148 тысяч будущих водителей. По новым правилам выдано 411 тысяч водительских удостоверений, за аналогичный период 2020 года было выдано почти в два раза больше. Чаще всего кандидаты в водители не уступают дорогу другим участникам движения, не включают или включают не вовремя сигнал поворота и пересекают сплошную линию при парковке.

Фото:Андрей Любимов / РБК

Также по новым правилам тест считается проваленным, если была допущена хоть одна грубая ошибка — к примеру, непристегнутый ремень или использование телефона. Кроме того, маршрут теста теперь определяется экзаменатором прямо во время движения, согласно перечню улиц и проспектов, где допустимо проведение экзамена. Прежде каждое подразделение ГИБДД, экзаменующее кандидатов, имело единый утвержденный маршрут следования автомобиля на экзамене.

Предыдущие изменения в регламент вступили в силу 1 сентября 2016 года. Тогда ввели правило, что при сдаче теории кандидатам в водители, допустившим одну либо две ошибки в разных тематических блоках, придется ответить на дополнительные вопросы, по пять за каждую ошибку. До этого нужно было ответить правильно на 18 из 20 экзаменационных вопросов. При сдаче вождения на автодроме кандидатов в водители обязали пройти не три упражнения, как раньше, а пять.







Mozilla/5.0 (Windows NT 6.2; WOW64) AppleWebKit/537.14 (KHTML, like Gecko) Chrome/24.0.1292.0 Safari/537.14

ИМСО создана ведущими методистами России на основе современных мультимедийных технологий, использование которой в учебном процессе позволит:

  • значительно расширить возможность применения новых методик преподавания,
  • повысить мотивацию обучающихся и эффективность усвоения учебного материала,
  • интенсифицировать процесс подготовки водителей,
  • снизить уровень затрат на оснащение учебных аудиторий,
  • достичь явных конкурентных преимуществ,
  • повысить качество подготовки водителей.

ИМСО состоит из набора независимых модулей, каждый из которых охватывает какую-то часть Примерных программ подготовки водителей.

Читайте также: