Ответственность водителя тележки какая

Обновлено: 05.07.2024

Перевозчик несет полную материальную ответственность перед заказчиком за вверенный груз. К возмещению ущерба в порядке регресса можно привлечь водителя.

Как известно, перевозчик отвечает за сохранность груза с момента принятия к перевозке до выдачи грузополучателю . И хотя де-юре перевозчик — юридическое лицо или ИП, де-факто перевозку осуществляет физическое лицо (водитель).

Несет ли наемный работник ответственность за груз и отвечает ли он по обязательствам перевозчика? Можно ли переложить ответственность перед заказчиком с перевозчика на водителя, если тот совершил противоправные действия?

Пример из судебной практики

Из приведенного примера мы видим, что перевозчику не избежать гражданско-правовой ответственности перед заказчиком, даже если водитель совершил противоправные действия в отношении груза. Пункт 1 ст. 937 ГК четко закрепляет, что юридическое лицо либо гражданин возмещают вред, причиненный их работниками при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. При этом работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также гражданско-правового договора, если они действовали или должны были действовать по заданию юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасностью работ.

Однако возмещение ущерба заказчику не лишает перевозчика права взыскать с водителя уплаченные суммы в порядке регресса. Условия и порядок привлечения работников к материальной ответственности определяет ТК, Декрет N 29, постановление Пленума Верховного Суда N 2 и другие нормативные акты.

Лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении служебных, должностных или иных трудовых обязанностей; лицом, управляющим транспортным средством и т.д.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не определен законодательством, или в порядке, им устанавливаемом . Эту же норму содержит и п. 11 постановления Пленума Верховного Суда N 2.

Работник несет материальную ответственность в полном размере за ущерб, причиненный нанимателю (п. 8 постановления Пленума Верховного Суда N 2), если в этом есть вина работника либо если причиной ущерба стало преступление .

Следует помнить, что привлечь работника к ответственности можно при одновременном наличии :

— ущерба, причиненного нанимателю;

— противоправности поведения (действий или бездействия) работника;

— прямой причинной связи между противоправным поведением работника и возникшим у нанимателя ущербом;

— вины работника в причинении ущерба.

Согласно п. 2 постановления Пленума Верховного Суда N 2 по общему правилу доказать наличие указанных выше условий материальной ответственности должен наниматель . В отдельных случаях невиновность в причинении ущерба должен доказать сам работник. Это касается и случая возложения полной материальной ответственности по основаниям, предусмотренным п. 1, 2, 4, 6 ст. 404 ТК. Но и в этом случае доказывает наличие других условий материальной ответственности наниматель.

Отметим, что при определении размера ущерба учитывается только реальный ущерб. Упущенная выгода во внимание не принимается. Исключение составляет причинение ущерба не при исполнении трудовых обязанностей . Под реальным ущербом понимается утрата, ухудшение или снижение ценности имущества, влекущие для нанимателя необходимость затрат на восстановление, приобретение имущества или иных ценностей либо излишних денежных выплат (за исключением штрафов, взыскиваемых с нанимателя) .

Ущерб возмещается независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия (бездействие), причинившие ущерб нанимателю .

Суд может с учетом степени вины, конкретных обстоятельств и материального положения работника уменьшить размер ущерба, подлежащего возмещению.

Таким образом, перевозчику следует помнить: именно он несет ответственность перед заказчиком за действия водителей, привлеченных к перевозке груза. В дальнейшем с них можно взыскать сумму ущерба в порядке регресса.

1.2.На должность водителя автомобиля принимается лицо со средним образованием и удостоверением на право управления автомобилем соответствующей категории.

1.3.Водитель автомобиля должен знать:

-назначение, устройство, принцип действия и работу агрегатов, механизмов и приборов обслуживаемых автомобилей;

-правила дорожного движения и технической эксплуатации автомобилей;

-причины, способы обнаружения и устранения неисправностей, возникших в процессе эксплуатации автомобиля;

-порядок проведения технического обслуживания и правила хранения автомобилей в гаражах и на открытых стоянках;

-правила эксплуатации аккумуляторных батарей и автомобильных шин;

-правила обкатки новых автомобилей и после капитального ремонта;

-правила перевозки скоропортящихся и опасных грузов;

-влияние погодных условий на безопасность вождения автомобиля;

-способы предотвращения дорожно-транспортных происшествий;

-порядок экстренной эвакуации пассажиров при дорожно-транспортных происшествиях;

-правила заполнения первичных документов по учету работы обслуживаемого автомобиля.

1.4.Водитель автомобиля принимается на должность и освобождается от нее по приказу руководителя учреждения в соответствии с действующим законодательством РФ.

1.5.Водитель автомобиля находится в подчинении у руководителя автотранспортного подразделения (гаража) или заместителя руководителя по АХЧ.

2. Должностные обязанности

Водитель автомобиля обязан:

2.2.Управлять подъемным механизмом самосвала, крановой установкой автокрана, насосной установкой автоцистерны, холодильной установкой рефрижератора, подметально-уборочными механизмами и другим оборудованием специализированных автомобилей.

2.3.Заправлять автомобили топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью.

2.4.Проверять техническое состояние и принимать автомобили перед выездом на линию, осуществлять сдачу и постановку автомобилей на отведенное место по возвращении в автохозяйство.

2.5.Подавать автомобили под погрузку и разгрузку грузов и контролировать погрузку, размещение и крепление груза в кузове автомобиля.

2.6.Устранять возникшие во время работы на линии мелкие неисправности, не требующие разборки механизмов.

2.7.Оформлять путевые документы.

3. Права

Водитель автомобиля вправе:

3.1.Вносить предложения руководству учреждения по вопросам организации и условий своей трудовой деятельности.

3.2.Пользоваться информационными материалами и нормативно-правовыми документами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей.

3.3.Проходить в установленном порядке аттестацию с правом получения соответствующего квалификационного разряда.

3.4.Повышать свою квалификацию.

Водитель автомобиля пользуется всеми трудовыми правами в соответствии с Трудовым кодексом РФ.

4. Ответственность

Водитель автомобиля ответственен за:

4.1.Своевременное и качественное осуществление возложенных на него должностных обязанностей.

4.2.Организацию своей работы, своевременное и квалифицированное выполнение приказов, распоряжений и поручений руководства, нормативно-правовых актов по своей деятельности.

4.3.Соблюдение правил внутреннего распорядка, противопожарной безопасности и техники безопасности.

4.4.Ведение документации, предусмотренной действующими нормативно-правовыми актами.

4.5.Оперативное принятие мер, включая своевременное информирование руководства, по устранению нарушений техники безопасности, противопожарных и иных правил, создающих угрозу деятельности учреждения, его работникам и иным лицам.

4.6.Нарушение трудовой дисциплины, законодательных и нормативно-правовых актов водитель автомобиля может быть привлечен в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности.

Руководитель структурного подразделения: _____________ __________________

С 1 сентября 2021 года вводятся новые правила предрейсового и предсменного контроля. Что изменилось в процедуре проверки? Что нужно проверять перед выходом машины на линию? Какие проблемы могут поджидать перевозчиков? Со всеми этими вопросами разбираемся в статье!

Изменения вводятся Приказом Минтранса №9 “Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств” от 15 января 2021 года. Новые правила прохождения процедуры предрейсового и предсменного контроля вступят в силу уже с 1 сентября 2021 года.

Зачем нужен предрейсовый контроль?
Предрейсовый или предсменный контроль обязателен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся грузовыми и пассажирскими перевозки. Процедура необходима, чтобы регулярно проверять техническое состояние машины и не допустить выхода на рейс неисправного ТС.

Новые правила предрейсового контроля. Как пройти проверку с 1 сентября 2021?

КАК ПРОЙТИ ПРЕДРЕЙСОВЫЙ И ПРЕДСМЕННЫЙ КОНТРОЛЬ?

Когда необходимо выполнять проверку?

1. Перед отправкой водителя (или водителей) на один или нескольких рейсов в течение одного или нескольких рабочих дней с оформлением одного путевого листа.
2. Проверка проводится в любой момент в промежутке между возвращением машины в парк и ее выездом на рейс.
3. Если несколько водителей работают на одной машине посменно, проверка проводится до начала рейса или смены водителя, который первым выезжает с парковки.

Что необходимо проверять во время предрейсового контроля?

В законе прописан длинный перечень механизмов, которые необходимо проверять во время процедуры. Мы перечислим их кратко, а полный список можно найти по ссылке.

Во время проверки надо отметить исправность всех основных механизмов ТС: тормозной системы, рулевого управления, стеклоомывателей, колес, шин, звукового сигнала, фар, всех зеркал, замков, запоров бензобака, индикацию на приборной панели. Нужно проверить герметичность систем, узлов и агрегатов, наличие аптечки, огнетушителя и противооткатных упоров (для грузовиков и автобусов), страховочных тросов и запасного колеса.

Дополнительно, если они есть в конструкции машины, надо проверять: запоры бортов грузовой платформы, запоры горловин цистерн, фиксаторы транспортного положения опор полуприцепов.

Проверка тахографа, ЭРА-ГЛОНАСС и АСН (оборудования мониторинга)

Основные изменения в законе коснулись перечня для проверки. С 1 сентября 2021 года перед выездом на рейс необходимо проверять наличие и исправность тахографа, системы ЭРА-ГЛОНАСС и оборудования мониторинга. Это необходимо делать для всех категорий ТС, которые должны быть оснащены оборудованием по закону.

С 1 сентября 2021 года работать и выпускать на линию машину без тахографа, ЭРА-ГЛОНАСС или оборудования слежения (если они должны быть по закону) запрещено и наказывается штрафом.

У вас еще не установлено оборудование? Не знаете, обязательно ли вам ставить тахограф, ЭРА-ГЛОНАСС или оборудование мониторинга? Мы поможем разобраться в этом!

Новые правила предрейсового контроля. Как пройти проверку с 1 сентября 2021?

КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ НУЖНЫ ДЛЯ ПРЕДРЕЙСОВОГО КОНТРОЛЯ?

Проводить проверку может сотрудник компании, сам владелец или водитель авто, сторонний представитель или организация. Любой контролер должен соответствовать “профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”.

Необходимо вести учет всех проверок и заносить данные о каждом ТС в Журнале регистрации результатов контроля технического состояния транспортных средств. В Журнал нужно записывать данные о каждом осмотре машин:

1) наименование марки, модели машины;

2) государственный регистрационный номер ТС;

3) фамилию, имя, отчество (при наличии) контролера;

4) дату, время проведения контроля;

5) показания одометра (полные километры пробега);

6) отметку о прохождении контроля (пройден или не пройден);

7) подпись контролера.

Журнал можно вести в бумажном и электронном виде. Во втором случае его придется заверять электронной подписью организации.
После успешного прохождения предрейсового контроля, отметка о нем делается в путевом листе водителя.

Отсутствие путевого листа расценивается проверяющими как непрохождение предрейсового технического осмотра. Штраф за отсутствие путевого листа у водителя – 500 руб за каждый выявленный случай.

Вакина Ольга

5 августа 2019 г. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ вынесла Определение по делу № 82-КГ19-1, которым отменила судебные акты первой и второй инстанций и направила дело на новое рассмотрение.

Отмечу, что ВС РФ объективно подошел к рассмотрению спора о возмещении вреда в ДТП, изучив все обстоятельства дела. На мой взгляд, выраженная позиция интересна также тем, что в ГК РФ отсутствует прямое указание на то, что добровольная, в нарушение закона, передача законным владельцем его транспортного средства иному лицу является противоправным выбытием ТС из законного владения по вине законного владельца.

ВС: Совместная ответственность владельца авто и лица, управляющего им без водительских прав, возможна

Как указал Суд, долевая гражданская ответственность наступает, если владелец заранее знал, что второе лицо не имеет права на управление транспортным средством, при этом доля ответственности определяется в зависимости от степени вины каждого из них

Такая позиция высшей судебной инстанции представляется обоснованной. Кроме того, ранее ВС РФ уже выносил аналогичные судебные акты.

ГК РФ предусмотрен круг лиц, которые несут ответственность в случае причинения вреда ТС.

Доказательством законного владения также служат добровольная передача собственником ключей и документов на ТС, а также указание лица в полисе ОСАГО в качестве допущенного к управлению. Такой позиции придерживается и ВС РФ (Определение от 14 марта 2017 г. № 7-КГ17-2).

В частности, долевая ответственность предусмотрена в случаях, когда законный владелец оставил автомобиль на неохраняемой парковке открытым с ключами в замке зажигания либо передал полномочия по управлению автомобилем лицу, не имеющему соответствующего права и находящемуся в состоянии опьянения.

Во-первых, законное владение. Пассажир данного автомобиля будет являться законным владельцем на момент ДТП, если помимо указания его в полисе ОСАГО как лица, допущенного к управлению ТС, будет доказано, что ключи и документы на машину собственник передал ему добровольно. Для этого собственника следует вызвать на судебный процесс для дачи показаний по делу. В определении ВС РФ не упомянуто, были ли переданы ключи и документы добровольно.

Думается, что данное Определение поможет людям, оказавшимся в аналогичной ситуации, подтвердить неправомерность выбытия ТС из законного владения, ссылаясь на позицию ВС РФ.

Читайте также: