Передача данных с тахографа онлайн

Обновлено: 07.07.2024

В конце февраля стало известно , что в России появится автоматизированная информационная система ( АИС ) тахографического контроля . В данный момент проводится тестирование онлайн - тахографов , система которых в последствие будет установлена на новых грузовиках и автобусах . Данные , переданные с такого тахографа-online, позволят оформлять штрафы за нарушение режима труда и отдыха , а также за нарушение скорости .


Что же это такое ? Online - тахограф - устройство контроля режима труда и отдыха , а также скоростного режима , осуществляющее передачу данные в режиме реального времени на телематический сервер Ространснадзора и прочие инстанции .
Подобная автоматизация системы позволит заменить инспекторов , занимающихся фиксацией этих данных . Нарушения отмечаются в режиме онлайн , вследствие чего автоматически будут выписываться соответствующие штрафные санкции . На данный момент решение о назначении штрафа принимает инспектор .
Однако в Министерстве транспорта отмечают , что принятие решения по штрафам не станет полностью автоматическим . Должностному лицу будут направляться лишь информация о подтвержденном нарушении , а вот назначать наказание будет должностное лицо .
Эта мера планируется также по причине уменьшения нагрузки на дорожных инспекторов , сокращения их количества и автоматизации обработки данных .
Разработка Минтрансом проекта закона об онлайн - тахографии и его внесение в правительство планируется осенью 2020 года . В документе есть пункт об отложении срока вступления в силу ( 1 год для Москвы и Московской области , 2 года - для других регионов ).


Предполагается оборудовать онлайн - тахографами только новый транспорт . Ранее установленные тахографы могут эксплуатироваться до момента окончания их срока службы . С начала производства тахографов Атол Drive Smart изначально был предусмотрен отсек, под так называемый пенал для дооснащения дополнительной начинкой, что бы полностью соответствовать требованиям онлайн тахографу, в то время тахографы Штрих ТахоRUS, Меркурий ТА-001, VDO 3283, Касби, ТЦА не предусматривают дооснащение дополнительным пеналом уже установленных тахографах, которые в дальнейшем скорей всего придется заменить.
Начало внедрения системы будет происходить в ходе пилотного проекта при комплектации автобусов и троллейбусов в рамках обновления пассажирского транспорта в назначенных агломерациях .

В России начинается тестирование онлайн-тахографов, на которые в перспективе переведут все новые грузовики и автобусы. На смену инспекторам, фиксирующим превышение скорости или нарушение режима труда и отдыха водителей, должна прийти автоматизированная система, которая фиксирует нарушения в онлайн-режиме. Пока онлайн-тахографы планируют установить на пассажирский транспорт в 20 крупнейших агломерациях. Однако у юристов и участников рынка есть сомнения в том, что показатели тахографа в принципе могут корректно применяться для дистанционного назначения штрафов.

Минтранс готовится полностью автоматизировать систему штрафования и контроля водителей грузовиков и автобусов, изъяв из нее инспекторов

Минтранс готовится полностью автоматизировать систему штрафования и контроля водителей грузовиков и автобусов, изъяв из нее инспекторов

Фото: Александр Петросян, Коммерсантъ / купить фото

Минтранс готовится полностью автоматизировать систему штрафования и контроля водителей грузовиков и автобусов, изъяв из нее инспекторов

Фото: Александр Петросян, Коммерсантъ / купить фото

Как стало известно “Ъ”, началось тестирование онлайн-тахографов, внедрение которых позволит выписывать штрафы за нарушение скоростного режима и режима труда и отдыха (РТО) водителей на основании данных, переданных с такого прибора онлайн. Минтранс разработал проект закона об онлайн-тахографии, его внесение в правительство запланировано на осень, пояснили в министерстве. Документ предполагает отлагательный срок вступления в силу: год — для Москвы и Московской области, два года — для остальных регионов.

Сейчас решение о штрафах за нарушение принимает инспектор. При введении онлайн-тахографов процесс будет автоматизирован, система сама выставит штраф.

Законопроект предполагает оборудование онлайн-тахографами только новых машин. Уже установленные тахографы могут быть использованы до конца срока службы, пояснили в Минтрансе.

Городской транспорт могут оставить без тахографов

Как в ПДД закрепили режим труда и отдыха при управлении автобусами и грузовиками

Господин Мирошин добавляет, что есть вопросы к онлайн-контролю РТО водителей. Сейчас, говорит он, инспектор собирает все данные и принимает решение, имело ли место нарушение. Например, на МКАД автомобиль вынужден стоять в пробке и не может остановиться на отдых, и инспектор может принять это во внимание. Если же показания прибора будут передаваться в онлайн-режиме, такие обстоятельства вряд ли будут учтены. Кроме того, отмечает эксперт, если инспекторов уберут, относительно подконтрольными в первый год окажутся только те 100 тыс. новых автомобилей, которые будут оснащены онлайн-тахографами, тогда как остальные 4 млн грузовиков и порядка 1 млн автобусов останутся безнадзорными. Он отмечает, что в Европе из системы тахографического контроля инспектора решили не исключать.

Выгрузка данных с тахографа

Выгрузка данных с тахографа — обязательная процедура, которую нужно выполнять с определённой периодичностью. График каждая компания выбирает отдельно, но выгружать сведения из памяти прибора нужно регулярно, иначе модуль будить переполнен.

Выполняется выгрузка карты тахографа несколькими способами (в том числе и в удаленном режиме). Собранные данные переносятся на внешний носитель и там хранятся — он должны быть доступными для проверок контрольными органами.

Зачем нужно выгружать данные с карт тахографа?

Аргументов в пользу регулярной выгрузки данных с карт тахографа два — рациональный и законодательный:

  • Во-первых, объем модуля памяти карты ограничен, потому после заполнения всех ячеек для записи система будет выдавать ошибку. Это приведет к потере данных, фиксируемых тахографом — а применяется эта информация не только для составления отчетности при проверках, но и для анализа внутри предприятий.
  • Во-вторых, обязательность выгрузки зафиксирована в нормативных документах. Приказ №36Минтранса РФ (от 13 февраля 2013 года) устанавливает правила, согласно которым не реже, чем в 28 дней, сведения с карточек водителей для тахографов нужно выгружать и переносить на жесткий диск или другой носитель для длительного хранения.

Соблюдение сроков, прописанных в нормативной базе, строго контролируется. При проверке любые нарушения выявляются, а компания, их допустившая, практически гарантированно будет оштрафована.

Выгрузка данных с карт тахографа

Чтобы избежать штрафных санкций и связанных с ними конфликтов с представителями контролирующих органов, компании нудно организовать процесс считывания данных на картах, выгрузку сведений, записанных тахографом, и их дальнейшее хранение.

Конструкция смарт-карт для приборов СКЗИ/ЕСТР дает возможность выгружать данные несколькими способами.

  • Проще всего использовать кард-ридер. Этот прибор через USB-разъем подключается к ПК или ноутбуку, на которых должна быть установлена программа для считывания данных карт тахографа. карточка вставляется в слот кард-ридера, затем нажатием соответствующей кнопки в программе с нее выгружаются данные. Иногда для считывания нужно вводить ПИН-код карты.

Обратите внимание! По умолчанию данные с карты выгружаются на внешний носитель в зашифрованном формате .ddd. Для просмотра и изучения записанных тахографом сведений нужно либо конвертировать файл в формат .xml, либо использовать ПО, которое одновременно создает оба файла — и зашифрованный, и доступный для ознакомления.

Оба способа надежны, но не слишком удобны — минимум раз в 28 дней нужно физическое присутствие водителя с картой тахографа на предприятии. Это не всегда возможно, потому машины, которые выполняют длительные рейсы, часто оснащают тахографами с GPRS-модемами. Помимо основных функций GPRS-модем также дает возможность удаленно выгружать данные с карты. После настройки системы в авторизованном сервисном центре данные с тахографа или карты водителя можно будет удаленно переслать на любой компьютер, на котором будет установлено соответствующее ПО.

GPRS-оборудование также используется при интеграции тахографов, установленных на автомобилях, с системой спутникового мониторинга транспорта. В этом случае выгрузка данных с карты водителя может быть полностью автоматизирована и не требовать от сотрудника дополнительных сложных действий.

Храненные данных с карты после выгрузки

Согласно действующему законодательству, срок хранения данных с карт тахографа — не менее одного года с момента выгрузки. В течение этого времени информация находится в зоне ответственности предприятия, которое должно обеспечить:

  • Сохранность данных.
  • Их каталогизацию (т.е. привязку каждого файла к дате и конкретному прибору).
  • Свободный доступ представителей контролирующих органов для анализа информации.

Нарушение любого из этих требований может привести к наложению штрафных санкций. Кроме того. Штраф накладывается, если при анализе собранных сведений проверяющие зафиксируют нарушение установленного законом режима труда и отдыха или нарушение других норм.


Приложение Tacho Manager, доступное пользователям в разделе Apps, позволяет импортировать файлы водителя (DDD-файлы) на сервер Wialon, где впоследствии загруженные и декодированные файлы будут долгосрочно храниться. Загружать DDD-файлы можно как самостоятельно, путем несложных манипуляций, так и в автоматическом режиме.

Активность водителя

В этом режиме данные представлены в виде таблицы. При нажатии на дату показываются детализированные данные по активности водителя за указанный временной период.

График активности

В данном режиме отображения выбранный временной интервал разбит на сутки, где на шкале цветовыми индикаторами отмечается соответствующий тип активности водителя.

Нарушение режима

Данный отчет представляет собой таблицу, в которой представлены такие параметры, как время и дата начала нарушения, тип нарушения, его краткое описание, а также степень значительности.

Этапы сотрудничества






АТОЛ Smart Box – это модуль, которым в любой момент может быть дооснащен тахограф АТОЛ Drive Smart для расширения его функциональных возможностей.

Модуль Smart Box позволяет владельцам тахографов АТОЛ Drive Smart:

Переход на онлайн-тахографы начнётся в 2022 году. На федеральном портале нормативно-правовых актов опубликован проект о внесении изменений в приказ Минтранса №440, который описывает правила использования онлайн-тахографов и устанавливает сроки их введения — 1 сентября 2022 года.

Напомним, онлайн-тахограф — устройство, способное в режиме реального времени передавать данные о РТО водителя и скорости транспортного средства в автоматизированную информационную систему. В 2020 году в России прошёл эксперимент по использованию таких устройств.

Тогда стало известно, что менять старые тахографы на новые перевозчикам не придётся. Опубликованный документ также не предусматривает принудительной замены: переход на онлайн-тахографы будет добровольным, а данные, полученные от устройств, не будут передаваться контролирующим органом (соответственно, и штрафовать за нарушения, зафиксированные таким образом, перевозчиков не будут).

В проекте, однако, говорится о подготовке изменений в КоАП, которые сделают онлайн-тахографы обязательными и позволят передавать информацию о нарушениях в контролирующие органы. Судя по всему, такие изменения будут внесены позднее.

Проект поправок, помимо всего прочего, упрощает работу с блоками СКЗИ: владельцы ТС смогут менять их и корректировать идентификационные данные самостоятельно, не обращаясь в мастерскую. Наличие руководства по эксплуатации в машине также станет необязательным.

Читайте также: