Почему не хватает водителей категории е

Обновлено: 02.07.2024

В настоящее время недостаток дальнобойщиков – проблема от Владивостока до Лиссабона. Правда, причины дефицита кадров разные. В транспортной отрасли Украины дефицит водителей привел к кризису в этой отрасли. В России и Беларусь также несладко в этой сфере. Водители стремительно стареют, а молодежь в эту профессию не стремится. И если молодой человек получает права, то чаще всего стремится уехать на Запад в поисках лучшей жизни.

Больше всех в Европе иностранных водителей поляков. В 2013 году в Польше дорожная инспекция выдала 5 тысяч сертификатов приезжим водителям, через год уже 9 тысяч, затем 20 тысяч и в 2016 году было выдано 41 тысяча. А в прошлом 2018 году уже выдано свыше 65 тысяч сертификатов. Но все равно дефицит водителей не уменьшается.

Украина в этом отношении оказалась в самой сложной ситуации. В 2017 году там не хватало 120 тысяч человек. Массовый отток водителей на Запад и в страны Прибалтики идет до сих пор. И эта проблема прослеживается не только в транспортной отрасли. Миграция приведет к сокращению рабочей силы (до 30%) и населения, и все это произойдет, если экономическая ситуация не улучшится, в течение трех десятков лет.

В Белоруссии также ощущается нехватка рабочих кадров. 4,5 тысячи вакантных мест для водителей из 93 тысячи открытых вакансий. Не хватает водителей-международников и специалистов по экспедированию. Белорусы пытают счастье в Польше, Чехии, в Прибалтике. Раннее они уезжали в Россию, но после введения торгового эмбарго это направление не стало столь популярным. Не хватает шоферов и в России. Сегодня средний возраст водителя - 45 лет. Но при этом при возрасте старше 50 лет работу найти совсем непросто.

Перевозчики неохотно нанимают водителей в возрасте, опасаясь за их здоровье. А молодежь все меньше получает права на управление коммерческим транспортом. Впрочем, нехватка водителей вызвана демографической ситуацией. Попросту не хватает мужиков, отсюда и водителей мало. Ведь в профессии дальнобойщика женщина - большая редкость, скорее исключение из правил. Минтруд даже ввел в связи с этим сокращение списка запрещенных для женщин профессий, то есть теперь женщины могут спокойно устраиваться водителями.

Работа водителя тяжелая и однообразная, и романтика здесь лишь изредка выскальзывает наружу. Перевозчики видят выход из создавшейся ситуации в найме работников из стран третьего мира. Например, Прибалтика привлекает водителей из Боснии и Герцеговины. В России также мигрантов много, но дальнобойщиков среди них совсем немного.

Россияне-дальнобойщики чаще всего уезжают на заработки в США. Нужно господдержка в этом вопросе. В частности, обучение категории Е должно стать бесплатным, и не мешало бы ввести снижение пенсионного возраста для водителей-дальнобойщиков. По прогнозам экспертов, проблема нехватки кадров будет продолжаться вплоть до 2030 года. Её решение возможно за счёт активного внедрения беспилотного транспорта.

Исследование, в котором приняли участие 800 автотранспортных предприятий более чем из 20 стран показало, что проблема нехватки водителей „наиболее остро стоит в Евразии”. В данном регионе в течение последнего года пустовало 20 проц. вакансий для дальнобойщиков. Наименее пострадавшей от нехватки водителей страной оказался Китай — не заполнены были всего 4 проц. вакансий.

Что интересно, в других странах ситуация под влиянием пандемии улучшилась. В Европе по сравнению с 2019 г. спрос на водителей упал примерно на три четверти: годом ранее нехватка водителей профессионалов составляла 24 проц., в 2020 году эти показатели снизились до 7 проц. В России дефицит в этом году должен увеличится до уровня 2019 года – до 24 проц.

Нехватка водителей в 2021 г. – прогноз и сравнение с прошлыми годами


Задачи и решения проблемы дефицита водителей

По данным рапорта, одним из решений проблемы дефицита профессиональных водителей может быть привлечение в отрасль женщин и молодежи. С точки зрения привлечения женщин в профессию, исследование показало неоднозначные результаты. В мире среди водителей грузового транспорта всего 2 проц. женщин, и во всех странах доля женщин, выбравших эту профессию, снижается.

В свою очередь, привлечение в отрасль молодежи не должно быть проблематично, т. к. в некоторых странах безработица среди молодежи превысила 30 проц. Но тут появляются другие препятствия – во многих странах минимальный возраст профессиональных водителей составляет 21 год и выше, а это значит, что между возрастом окончания школы и возрастом приобретения профессии водителя существует огромный временной зазор.

Дополнительные инвестиции в строительство безопасных охраняемых стоянок для грузового транспорта, которых сегодня очень не хватает, позволят повысить безопасность водителей-дальнобойщиков и привлечь в профессию больше работников.

С 1 января 2021 года изменились особенности режима труда и отдыха водителей автомобилей. 253 нормативных акта в сфере транспорта утратили силу. Взамен им утвердили новые документы, регулирующие режим труда и отдыха водителей 2021. Утвердили новые реквизиты путевых листов, новые правила по охране труда и новые требования к квалификации.

Работодателям стоит иметь в виду, что для трудовой инспекции водители — это одна из излюбленных категорий проверяемых работников. На этих сотрудников приходится и максимальное количество штрафов. Чтобы избежать неприятностей, нужно изучить все особенности режима труда и отдыха водителей автомобилей. Вот некоторые из них.

Кого работодатели имеют право принимать на работу в качестве водителя

Принимаемый на работу водитель должен документально подтвердить:

Категории водительского удостоверения должны соответствовать ряду требований (таблица 1).

Таблица 1. Категории водительских удостоверений

Транспортное средство

Категория водительского удостоверения

Легковые автомобили (легковые такси)

Требования к опыту работы предъявляются для некоторых категорий водителей (таблица 2).

Таблица 2. Требования к опыту работы и стажу водителей в зависимости от категории

Вид транспорта

Опыт работы (стаж) водителя

Не менее трёх лет

Автобусы, осуществляющие организованную перевозку групп детей

Непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства соответствующей категории не менее одного года

Транспортные средства, осуществляющие перевозку опасных грузов

Непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства соответствующей категории не менее одного года

Тяжеловесные или крупногабаритные транспортные средства

Общий стаж работы в качестве водителя автомобиля не менее пяти лет, из которых не менее одного последнего года — в качестве водителя грузового автомобиля

Транспортные средства, сопровождающие тяжеловесные или крупногабаритные транспортные средства

Стаж работы в качестве водителя тяжеловесного или крупногабаритного транспортного средства не менее одного года

Для прочих категорий водителей требования не установлены. Однако внести в должностную инструкцию необходимые требования может сам работодатель.

Нанимаемый на работу водитель должен пройти медосмотр. А после приёма на работу водителя необходимо проинструктировать.

Профотбор водителей: три изменения 2021 года

Изменения коснулись профессионального отбора водителей. Он, как и прежде, состоит из двух этапов:

Рекомендуем

На семинаре слушатели получат практические рекомендации по режиму труда водителей, особенностям оформления трудовых договоров и мероприятий по охране труда, смогут разобраться требованиях к квалификации водителей.

Читайте также: