Почему нельзя пройти техосмотр с разбитым бампером

Обновлено: 04.07.2024

Без технического осмотра невозможно получить диагностическую карту, которая, в свою очередь, требуется для оформления полиса ОСАГО. Однако правила техосмотра содержат массу подводных камней. Если раньше специализированные центры могли выдавать подобные документы по упрощенной схеме, то сейчас, с внедрением фотоконтроля и жестким регулированием посещаемости мастерских, вряд ли уже удастся применять отработанные процедуры, которые так нравились водителям, приезжающим зачастую на неисправных машинах.

К примеру, представим, что накануне визита в технический центр произошла небольшая авария. Случайный автомобиль помял крыло у припаркованной машины и уехал. Ремонтировать повреждения на свои деньги не хочется, и, пока ГИБДД ищет нарушителя, приходится ездить с поврежденным кузовом. На безопасность поездок эта вмятина не влияет. Конструкция транспортного средства не задета, детали подвески и рулевого управления в порядке. Есть ли в этом случае шанс пройти официальное ТО и получить законную диагностическую карту?


Перечень неисправностей и технический регламент

Помимо повреждений тормозной системы и рулевого управления, а также шасси, двигателя и трансмиссии, в нем есть список повреждений ряда кузовных элементов.

К примеру, в пунктах 7.1.-7.4 указывается, что автомобиль нельзя эксплуатировать, если:

«Количество, расположение и класс зеркал заднего вида не соответствуют ГОСТ Р 51709-2001, отсутствуют стекла, предусмотренные конструкцией транспортного средства.

Не работает звуковой сигнал.

Установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя.

Однако там не упоминаются вмятины или иные повреждения кузова.

Вторым документом, определяющим порядок допуска машин к эксплуатации, является Технический регламент Таможенного союза, в котором также приведен похожий перечень неисправностей. Но и в нем нет противопоказаний в отношении вмятин на кузове.


Что говорит ГОСТ?

Главное – страховка!

Под чужой фамилией я невероятно смелый, поэтому скажу прямо: давненько я не ездил проходить техосмотр на машине. С тех пор, как его начали продавать страховщики, надобность в этой процедуре пропала окончательно. Со страховщиками вообще жилось легче: им всегда очень хотелось продать полис ОСАГО, а без ТО этого сделать невозможно. Поэтому работники страховых легко и непринуждённо продавали техосмотры всем клиентам, нуждающимся в страховке. Последние несколько лет я вообще никуда не ездил, а полис ОСАГО и бланк техосмотра мне просто привозили домой. И я уверен, что привозили не только мне, а такое формальное прохождение техосмотра для заключения ОСАГО стало нормой.

Затем началась пандемия. Разрешали ездить с просроченными водительскими удостоверениями и с просроченным техосмотром. Правда, со вторым скоро начались сложности: те, кто успел легально купить ОСАГО, внезапно поняли, что в случае ДТП этот полис без пройденного техосмотра не всегда работает. А спустя ещё некоторое время выяснилось, что ездить без ТО нельзя вообще, и если не пройти ТО, полис тоже будет недействительным. И оно бы всё ничего: отдал те же самые полторы тысячи – и нет проблем. Однако нет. Регламент ТО тоже поменялся. Я не буду повторять того, что там изменилось (об этом речь пойдёт чуть ниже, когда я буду говорить о посещении станции техконтроля), но от субъективной оценки (на которую всё равно всем плевать) не удержусь. Этот регламент настолько суров и дурен, что повысить безопасность на дорогах не в состоянии в принципе.


Оказывается, пока я ещё могу сделать ОСАГО по старой диагностической карте: помогла пандемия, которая внесла свои коррективы в срок её действия. Но как только срок действия закончится, полис работать не будет. Так что сделать ОСАГО можно со старой диагностической картой (конечно же, действующей), но техосмотр пройти тоже надо. Иначе у меня уже на следующий день вместо полиса будет бесполезная бумажка. И вот тут начинается главное: как его пройти?

Ещё походит!

Агент поясняет: у компании-страховщика есть договорённость с несколькими пунктами ТО, так что я могу оплатить техосмотр вместе со страховкой, выбрать время и место проведения ТО, приехать туда и пройти всю процедуру. Время прохождения стандартное – 20 минут. И ехать туда теперь нужно в любом случае, потому что ведётся обязательная фотофиксация прохождения ТО. Пройду ли я техосмотр? Ну… Наверное… Если нет, то вот мой номер телефона. Но, наверное, пройдёте. Хотя…

Оk, понятно. Нервы всё-таки трепать будут. Но и назад пути нет. Поэтому вот вам 2100 рублей (ага, стало заметно дороже – раньше с моим присутствием это стоило бы, как я уже говорил, 900 рублей), а я побежал в аптеку за каким-нибудь антидепрессантом.

Антидепрессант я купил, но не в аптеке, а в известном красном и белом магазине. Потому что стал читать направление на ТО, полученное у агента после оплаты, и требования к машине. И вот что я узнал.

Второе – шины. Остаётся только догадываться, в каком состоянии должны быть шины, чтобы издалека на фотографиях было заметно, что с ними что-то не так… Вероятно, зимние с частично выпавшими шипами (дело происходит в мае) или совсем лысые с торчащим кордом.

Третье – течи моторного масла и других жидкостей. Четвёртое – должны работать все лампочки. Пятое, шестое, седьмое – это требования иметь документы на все переделки, которые невозможно скрыть на фотографиях (ГБО, фаркоп, багажник на крыше).

И последний пункт – наличие катализатора. С вырезанным катализатором (или каталитическим нейтрализатором, для зануд) пройти ТО, увы, нельзя.

Моя машина проходит по всем пунктам, кроме последнего. Да-да, мне стыдно (нет), но катализатор был вырезан при пробеге около 185 тысяч километров. Покупать новый за треть стоимости автомобиля меня не заставит никакой регламент.

Нет – и ладно

Подъезжаем к назначенному времени – опаздывать нельзя, каждые 20 минут въезжает новая машина. Жду, смотрю на Тигуан, который пытается пройти ТО. Машина свежая, но владелец не выглядит счастливым. Чуть позже узнал: его завернули. Это на Тигуане? Который обслуживал дилер? И который приехал с таким же направлением от моего страховщика? Ой-ой-ой… Однако отступать некуда. Заезжаю на линию, выхожу из машины. Пока её фотографируют в начале процесса, смотрю, что тут есть.

Интересно, что осмотр начинается с шин. У меня они новые, так что делаю вид сильного независимого мужчины и смотрю, как специалист проверяет маркировку. И сверяет её с табличкой на стойке кузова. Колёса штатные, шины новые, так что всё в порядке. Следующий пункт – тормозной стенд.

Вот на эту деталь прошу обратить внимание. Несмотря на то, что этот техосмотр полулегальный, с нерабочими тормозами его пройти нельзя. Об этом предупреждает специалист. Мол, извини, но если тут что-то пойдёт не так, дальше смотреть смысла нет. Конечно, я посмотрю и напишу, что не так (если хочешь), но техосмотр всё равно будет провален. Хоть он и по направлению от страховщика.

Весь остальной техосмотр – это просто формальность. Никто даже не попытался сунуть под хвост машине газоанализатор или проверить что-то ещё. В итоге техосмотр пройден, хотя и с замечаниями (не горит одна из двух лампочек подсветки номера и нет аптечки). Аптечку предложили тут же купить, но так как диагностическая карта была у меня уже в руках, я сделал невероятную подлость и отказался от неё (тут за неё просили приблизительно три цены). На меня посмотрели, как на урода, но ничего не сказали.

Странно, что порошковый огнетушитель, который лежит у меня в багажнике, оказался не просроченным. Я про него уже давно забыл. А про знак аварийной остановки, которого у меня сроду не было, забыли спросить меня. Ну и хорошо.

Пройдёт или нет?

Моя машина не прошла бы точно (катализатор, подсветка номера, отсутствие знака аварийной остановки и аптечки). Конечно, всё это решаемо (кроме катализатора), но всё же. Тем не менее многие сейчас уже пытаются проходить ТО самостоятельно. Но некоторые вещи всё равно забывают.



И в этом нет ничего странного. Чем сложнее регламент (особенно в стране, где подавляющая часть автомобилей своё отъездила приблизительно ещё лет пятнадцать назад), тем меньше желающих проходить такой техосмотр легально. Так что никакого практического значения вся эта возня не принесёт. Тут работает другой принцип: чем строже, тем дороже.

С какими неисправностями не пройти техосмотр: список 2021 года

МВД прописало обязательные требования к безопасности машины для прохождения техосмотра в 2021 году – всего более 80 пунктов. Об этом сообщает ТАСС.

Примеры неисправностей, которые не дадут пройти техосмотр в 2021 году:

  • подтекание тормозной жидкости
  • нарушена герметичность трубопроводов
  • нерабочий стояночный тормоз
  • недостаточная плавность изменения усилия при повороте рулевого колеса
  • суммарный люфт в рулевом управлении в пределах определенных значений
  • наличие всех стекол
  • наличие большой трещины, мешающей обзору, на ветровом стекле
  • отсутствие ремней безопасности
  • дефекты ремней безопасности (надорвана лямка, ремень не вытягивается или не втягивается в катушку)
  • неработающие стеклоочистители или стеклоомыватели
  • неправильная настройка световых приборов
  • отсутствие хотя бы одного болта или гайки крепления дисков и ободьев колес
  • шины разного размера или конструкций
  • несоответствие шин сезону

С 1 марта в России меняется порядок прохождения ТО на автомобиль, а диагностические карты становятся электронными – ГИБДД разъяснила автомобилистам вопросы проведения ТО в 2021 году.

UPD: ГИБДД готовит изменения в ПДД, которые существенно расширят список неисправностей. С весны 2022 года инспектор сможет запретить эксплуатацию и выписать штраф в 500 рублей за мешающий обзору регистратор, отсутствие противосолнечных козырьков и другие проблемы. Подробнее тут.

Езда без бампера – штраф и лишение

Передвигаться на машине без бампера в России по закону нельзя. Но, на самом деле, за это предусмотрен очень небольшой штраф, а чаще всего инспекторы ДПС и вовсе игнорируют нарушение – особенно, если вы едете без переднего, а не заднего. Но отсутствие этой детали кроет в себе другое нарушение – отсутствие номерного знака на предусмотренном месте, а это уже чаще всего актуально, если вы едете без переднего бампера, так как сзади у многих автомобилей конструктивно регзнаки крепятся к крышке багажника. И за отсутствие номеров уже могут лишить прав. Можно ли в теории и на практике ездить на машине без номеров, поставить такое авто на учёт ГИБДД и пройти техосмотр, какие за это штрафы и как их избежать, давайте выяснять!

Можно ли ехать без бамперов?

Об этом вопросе не утихают споры и в 2022 году. Дело в том, что пункт 7.18 Основных положений ПДД чётко указывает на то, что управлять автомобилем запрещается, если в его конструкцию внесены изменения без регистрации в ГАИ.

Допустим, вы сняли бампер для покраски, либо он у вас отвалился в результате ДТП. Сама эта деталь является компонентом транспортного средства. Логично, что регистрировать изменение вы не будете, да и не сможете, так как это влияет на безопасность дорожного движения. И закономерно, что за это положен штраф.

С другой стороны данного вопроса многие юристы ссылаются на Техрегламент, который является практически единственным нормативным актом, регулирующим изменение конструкции. И в нём можно найти всего 2 близких упоминания по нашей теме:

  • запрещён демонтаж некоего "заднего защитного устройства",
  • нельзя повреждать бампер таким образом, чтобы у него были металлические закругления (вследствие вмятины, к примеру), радиус которых менее 5 мм.

Последний вариант к нам не относится, так как бампер у нас заведомо отсутствует. А вот для второго варианта нужно определение термина. Так вот, заднее защитное устройство – это никакой не задний бампер, а устанавливается он на грузовых автомобилях, и выглядит вот так:

Что не является бампером?

Таким образом, другая точка зрения делает вывод о том, что если Техрегламент не запрещает снимать временно бампер, значит, изменения конструкции и нет вовсе.

Тем не менее, бампер всё же является компонентом транспортного средства, поэтому это есть ни что иное, как изменение конструктивной целостности машины.

Какой штраф?

За незаконное изменение конструкции предусмотрен штраф в размере 500 рублей по части 1 статьи 12.5 КоАП.

Хорошая новость заключается в том, что на практике сотрудники ГИБДД очень и очень редко штрафуют водителей, передвигающихся без бамперов. Но есть важная тонкость в этом вопросе, заключающаяся в отсутствии специального места для крепления госномера.

Важное замечание!

Куда крепить номера без бампера?

Итак, давайте сначала выясним, как точно делать нельзя:

  1. ездить вообще без бамперов и без номеров – вывод о том, что если нет детали, куда крепится ГРЗ, то и сам регистрационный знак можно убрать, в корне неверный,
  2. положить госномер под лобовое стекло.

За оба перечисленных способа вы получите часть 2 статьи 12.2 КоАП, влекущая либо штраф 5 000 рублей, либо лишение прав на 1-3 месяца.

А как можно?

Самый простой и очевидный способ избежать штрафа за езду без номера и без бампера – это закрепить госномер максимально в то же место, где он был при наличии бампера. Но есть ряд тонкостей.

Следует обеспечить выполнение ГОСТа Р 50577-93:

Угол госномеров при езде без бампера

  • при отсутствии бампера госномер должен быть закреплён на вертикальной поверхности (например, на усилителе, если тот остался, либо на радиаторе),
  • его не должны загораживать другие элементы,
  • сам номер не должен загораживать световые приборы,
  • если вы передвигаетесь без переднего бампера, то номер можно закрепить либо строго посередине, либо левее – правее середины нельзя,
  • задний госномер должен быть также посередине или слева, но один из его краёв не должен быть наклонён более чем на 3 o ,
  • наклон обоих регзнаков вперёд или назад должен быть не более 5 o ,
  • задний ГРЗ должен быть не ниже 30 см от дороги (нижний его край),
  • задний номер должно быть видно под следующими углами:
  • нельзя закрывать номер плёнками, стеклом и любыми другими – даже прозрачными – покрытиями,

Но главное требование, если вы ездите без заднего бампера – вы обязаны обеспечить прочтение заднего госномера с 20 метров в тёмное время суток. А, так как у вас отсутствует подсветка номера, то сделать это не представляется возможным. Вот почему можно сделать вывод, что без заднего бампера ездить в принципе запрещено.

Какой штраф за номера без бампера?

Если инспектор ДПС решит выписать штраф за несоответствие установки госномера ГОСТу, то это будет небольшое наказание – штраф 500 рублей по части 1 статьи 12.2 КоАП.

А вот при отсутствии у вас госномеров вовсе, либо если вы установили ГРЗ в непредусмотренное место (под стекло, на капот, да хоть на крышу), вас уже будет ждать часть 2 этой же статьи, которая предусматривает либо лишение прав на 1-3 месяца, либо штраф 5 тысяч рублей.

Поставят ли на учёт?

Нет. Если выше мы и рассуждали над теоретической частью нарушения езды без бампера, то у инспекторов МРЭО ГИБДД на практике мнение одно. Отсутствие бампера – это изменение конструкции, влияющее на безопасность, поэтому в регистрации на этом основании в 2022 году вам может быть отказано на вполне законных основаниях.

Техосмотр и штраф за движение без переднего бампера

Можно ли пройти техосмотр?

А вот тут практика несколько отличается от теории, но не сильно. Дело в том, что операторы технического осмотра нередко пропускают автомобили без бамперов. Но по закону этого не допускается.

ФЗ О техосмотре предписывает, что основной целью проведения такого контроля является проверка на соответствие конструкции машины требованиям безопасности дорожного движения. Отсутствие бампера – это изменение конструкции. Поэтому в выдаче диагностической карты по закону вам обязаны отказать.

Читайте также: