Почему происходит дтп на железнодорожных переездах

Обновлено: 02.07.2024

В Челябинской области на железнодорожном переезде столкнулись локомотив и ВАЗ-2108. Никто не пострадал, но были задержаны несколько поездов, в которых ехали сотни пассажиров.

Авария произошла около 22 часов 27 марта в Чебаркуле.

— Увидев движущийся локомотив, 19-летний водитель вышел из машины, закрыл дверь и скрылся с места ДТП, испугавшись ответственности, — рассказали в полиции. — В аварии никто не пострадал. Позже инспекторы ДПС разыскали владельца автомобиля и привлекли к административной ответственности за оставление места ДТП. Решается вопрос о привлечении водителя к ответственности за нарушение правил движения через железнодорожные пути.

Локомотив не сошёл с рельсов, но ДТП привело к задержкам нескольких пассажирских поездов.

С января по июль в России произошло почти 130 аварий на железнодорожных переездах, что на 26% превышает показатель первых шести месяцев прошлого года. Жертвами этих инцидентов стали 22 человека, свидетельствует статистика РЖД. Во всех случаях автомобилисты были признаны виновниками.

«Причинами таких ДТП стали грубые нарушения ПДД водителями транспортных средств, которые объезжают шлагбаумы и выскакивают на пути под запрещающий сигнал светофора.

На этом фоне 2020 год выглядит куда более безопасным, за все 12 месяцев произошло всего 204 ДТП на переездах. Это на 18% меньше, чем в 2019-м году. Жертвами таких аварий стали 29 человек, 66 получили различные травмы, уточняют в РЖД. Впрочем, прошлый год отличался общим снижением трафика из-за введения режима повышенной готовности и ограничений на передвижение.

1-го мая 2021 года в России вступили в силу более жесткие санкции за нарушения правил проезда железнодорожных переездов. Штраф вырос с 1 тыс. до 5 тыс. рублей, а у нарушителей исчезла возможность оплатить этот штраф с 50-процентной скидкой.

Причина столь значительного роста аварийности на переездах может крыться в непродуманной градостроительной политике и архаичных нормативах строительства жилья, полагает профессор Высшей школы экономики (ВШЭ) Михаил Блинкин.

«Наличие рядом с потенциальным местом застройки железнодорожных путей не является для застройщика ограничением с точки зрения транспортной инфраструктуры – регулирующими документами это никак не регламентируется.

По его словам, раньше через расположенные рядом с жилыми домами переезды в единицу времени проезжало небольшое число машин, теперь же их число выросло в сотни раз. Особенным анахронизмом Блинкин считает переезды в крупных городах.

«Безусловно, водитель, объехавший шлагбаум на переезде, нарушает ПДД и должен нести за это ответственность. Но простояв в пробке минут 40 или час и увидев опускающийся перед капотом шлагбаум или заморгавший запрещающий сигнал светофора, человек понимает, что рискует застрять надолго.

Наводить мосты

В РЖД также ведут разъяснительную работу среди водителей и патрулируют аварийные участки с полицией.

Требования к самим переездам нужно менять, считает Петр Шкуматов, действующие ГОСТы предусматривают, что пересечения с рельсами могут иметь только по одной полосе для движения в каждую сторону. В результате перед железной дорогой возникают «бутылочные горлышки.

Конец прошлой и начало нынешней недели ознаменовались несколькими похожими друг на друга ДТП с участием железнодорожного транспорта. Сначала произошла страшная авария под Владимиром, где в результате столкновения пассажирского поезда и автобуса погибли 17 человек. Затем трагедия случилась в подмосковном Сергиевом Посаде - тепловоз врезался в автомобиль патрульно-постовой службы, водителя и пассажира машины госпитализировали с травмами средней тяжести.

В пресс-службе Московской железной дороги "РГ" рассказали, что с января по сентябрь 2017 года на путях МЖД произошло 20 столкновений автомобильного транспорта с железнодорожным, в них погибли 6 и пострадали 19 человек. Это вдвое больше, чем в прошлом году. Печальную статистику усугубляют случаи гибели под колесами поездов пеших граждан. Только за 10 дней октября и только в Подмосковье на железнодорожных путях погибли 7 человек. В Павловском Посаде, например, электричка насмерть сбила мужчину, решившего сократить путь до оборудованного перехода. На платформе Хлебниково в Долгопрудном под поезд попал пожилой гражданин. В Мытищах под колесами электровоза погиб мужчина, который пытался залезть на платформу в обход турникетов.

Фото: УМВД России по Владимирской области/ТАСС

В чем причина участившихся происшествий на железной дороге? "В беспечности водителей автомобилей и пассажиров электропоездов, - считает автоэксперт Игорь Моржаретто. - Мне доводилось видеть, как группа людей толкала перед приближающимся поездом заглохшую на железнодорожном переезде машину. А за тем, с каким риском для жизни проникают на платформы безбилетники, ежедневно наблюдают сотни пассажиров пригородных электричек". При этом, подчеркивает эксперт, в Московском регионе еще самая благополучная ситуация с безопасностью железнодорожной инфраструктуры - переезды оборудованы звуковыми и световыми сигналами, автоматическими шлагбаумами, а выходы с платформ модернизированы так, чтобы свести к минимуму несчастные случаи. "А если смотреть по России в целом, можно найти десятки вообще никак не оборудованных переездов и переходов, и их никто не считает", - говорит Моржаретто.

В подавляющем большинстве случаев все столкновения железнодорожного транспорта с автомобильным происходят по вине автомобилистов. Они же в основном и являются пострадавшими - машинисты электропоездов обычно отделываются сильным стрессом. Вот, скажем, что показал предварительный разбор ДТП в Сергиевом Посаде, случившемся, как оказалось, на подъездных путях частной сторонней организации. "На этом участке дорога идет под уклон, плохая видимость, поэтому, приближаясь к переезду, машинисты обязаны подавать непрерывный гудок. А водители автомашин зачастую ведут себя беспечно. Они должны при приближении к переезду руководствоваться знаком "Стоп", убедиться в безопасности и только после этого пересечь переезд. Вероятно, в данном случае водитель эти правила нарушил", - рассказал журналистам начальник железнодорожного участка, на котором произошло ДТП, Дмитрий Охрименко.

Эксперты сходятся во мнении, что снижения количества таких трагедий ожидать трудно - слишком быстрыми темпами развивается транспортная инфраструктура, пассажиров, как и водителей, все время прибавляется и беспечные граждане всегда найдутся. Проблему можно было бы ликвидировать на корню, разнеся по разным уровням железные и автомобильные дороги. Но такие развязки дорогое удовольствие: один такой переезд в среднем стоит 2-4 миллиарда рублей. Денег на все аварийные участки не хватает даже у благополучной РЖД.

По статистике и в целом по наблюдениям процент ДТП на железнодорожных переездах, произошедших по техническим причинам (сбои в работе системы сигнализации и т.п.), крайне мал. Львиная доля таких аварий происходит все-таки по вине автолюбителей. И ведь не пугает их даже тот факт, что выжить в столкновении с поездом почти нереально. Почти всегда кажется, что такие вещи происходят с кем-то другим…

Начало текущей недели было омрачено новостью о том, что в Молодечненском районе Mercedes на российских "номерах" буквально разорвало между двумя поездами. Это же нужно, чтобы так сошлись звезды (или графики движения поездов): сначала автомобиль протаранил один поезд, а после другой, следовавший во встречном направлении. В машине ехали белорусы, трое погибли на месте, одному чудом удалось выжить, но информации о том, в каком состоянии он находится сейчас, нет.



А люди все равно едут. Вот это, по сути, глупое ДТП произошло в районе поселка Кедровый (Россия), на несколько часов парализовав движение. Автомобиль Renault врезался в подъемные барьеры. По словам водителя иномарки, он отвлекся за рулем, не заметил включенный светофор, ограждения и шлагбаумы.

Время, на которое закрывается железнодорожный переезд, для многих тянется очень долго. Но все знают, что сначала загорается световая сигнализация, а только потом опускается шлагбаум - между этими двумя событиями есть немного времени…

Непонятно, что творилось в голове у водителя встречного автомобиля с этого видео. Вроде ничто не предвещало… Хотя, как потом стало известно, водитель ВАЗ-21102 был пьян. Мужчину, управлявшего автомобилем с регистратором (кстати, это была Lada Granta), медикам спасти не удалось, хоть он и был пристегнут ремнем безопасности. Водитель автомобиля-тарана "сломался", но остался жив.

В фильмах мы часто видим, как автомобили застревают на железнодорожных путях. В это время на огромной скорости на них несется поезд. В кадре – адреналин и тщетные попытки водителя дрожащими руками завести машину… Дальше в зависимости от задумки сценаристов герой или спасается бегством, или погибает в авто, которое от столкновения с поездом охватывает огонь, а тепловоз еще много метров толкает груду металла впереди себя. В жизни такое тоже бывает, но, как говорят специалисты, крайне редко. Все-таки железнодорожные переезды – объекты повышенной опасности, поэтому их стараются содержать в надлежащем виде, чтобы не было ям, в которых можно было застрять автомобилю. Но порой человеку и ямы не нужно – достаточно посмотреть пару-тройку тематических фильмов.

В начале сентября этого года ранним утром в Бресте водитель BMW разворотил железнодорожный переезд. Официальная причина – неправильно выбрал скорость. Результат - механический поворотный шлагбаум, 2 светофора автогужевого транспорта, 2 автоматических шлагбаума со стойками и 5 столбиков под замену. Способствующий фактор – водитель был пьян. Сам не пострадал.



Но что у нас? Вот в России…

К слову о грузовиках. Ладно еще легковушки, но эти-то куда спешат?!

Если вы думаете, что это только славяне такие, вам стоит посмотреть следующее видео. Оказываются, американцы ничуть не лучше.

А если вы думаете, что инстинкта самосохранения нет только у водителей, посмотрите еще и это видео. В нем, правда, собраны истории с хорошим концом. Но так происходит далеко не всегда.

В начале мы говорили о том, что аварий, случившихся по техническим причинам, крайне мало, но они все же есть. Один из примеров – жуткая авария в российской Щербинке, произошедшая в конце августа этого года. Поначалу все службы рапортовали о том, что водитель нарушил ПДД. Но позже появилось видео, которое все расставило по своим местам.

Любопытно

Международный аэропорт Гибралтара принимает и отправляет более 300 тысяч человек и 380 тонн груза в год. Но особенность его не в этом. Взлетно-посадочная полоса этого аэропорта пересекает главный местный автомобильный проспект – авеню Уинстона Черчиля, проходящую через весь город и ведущую к испанской границе. Каждый раз, когда самолеты взлетают или садятся, проспект перекрывается с помощью шлагбаумов в среднем на 10 минут. Вряд ли томящиеся в ожидании автолюбители рискуют выехать за шлагбаум. Тут такое дело - можно и не проскочить.

Читайте также: