Почему водители не пропускают пешеходов

Обновлено: 05.07.2024

Из года в год сотрудники ГИБДД популяризируют среди автолюбителей принцип пункта 14.1 – как только пешеход вступил на проезжую часть дороги, нужно встать колом и ждать, пока тот закончит переход. Но с новыми ПДД, которые уже давно не новые по части правил пропуска пешеходов, вообще не требуют пропускать последних. Они требуют уступить им дорогу, а этот процесс подробно расписан в действующих на 2022 год Правилах. Но помните, что в любом случае в приоритете должна стоять безопасность самой уязвимой категории участников дорожного движения.

Официальная трактовка на 2022 год

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

Способ пропуска пешеходов, согласно пункту 14.1 ПДД, изменился как раз с последним нововведением 14 ноября 2014 года. Ранее в Правилах было прописано, что водитель обязан "пропустить" пешехода, ныне же есть обязанность "уступить дорогу", а в чём разница, Вы поймёте ниже.

Изменение в пункте 14.1 Правил
Было Новая редакция
14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов , переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода. 14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам , переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

Комментарии и разъяснения к пункту 14.1 ПДД

Итак, начнём мы с того, как нужно на 2022 год пропускать пешеходов на переходе.

Как правильно пропускать пешехода?

Как видно из цитаты пункта 14.1 выше, пешеходам необходимо уступить дорогу. До ноября 2014 года было несоответствие ПДД и КоАП: первый предписывал пропустить пешеходов, второй наказывал за неуступление дороги. Поэтому соответствующим изменением их привели в соответствие. Но в чём же был подвох?

А в том, что термин пропуска никак не описан в Правилах дорожного движения. А вот определение уступления дороги в новых ПДД есть.

Водитель должен не создавать помех пешеходу. Согласно пункту 1.2 Правил это означает, что он не должен вынудить его изменить скорость и/или направление движения именно по своей вине. Обратите внимание, что в контексте уступления дороги важно условие: Ваши траектории движения с пешеходом должны пересекаться одновременно в пространстве и во времени – то есть если Вы не уступите дорогу, то собьёте его, либо заставите пешехода остановиться/отбежать. В любом случае, по инициативе пешехода он изменит скорость и траекторию или же Вы корпусом своего автомобиля измените эти физические свойства, будет нарушен пункт 14.1 ПДД.

Таким образом, пешеходов пропускать по правилам нужно так:

  1. Вы подъезжаете к переходу и видите, что пешеход уже начал переход. Если он ещё не на проезжей части, то обязанность уступить тому дорогу у водителя не наступила.
  2. Вы обязаны остановиться или снизить скорость так, чтобы пешеход перешёл дорогу, не изменив ни траекторию движения из-за Вас, ни скорость. Обратите внимание, если он передумал переходить и таким образом изменил траекторию и скорость, Вашей вины тут нет. А вот если испугался Вас, резко приближающегося, то возможны варианты, увы, уже на усмотрение инспектора.
  3. Как только пешеход покинул место пересечения Ваших траекторий, Вы можете ехать. Обязанности дожидаться, когда он покинет проезжую часть полностью, у Вас нет. Ещё раз обращаем внимание – есть обязанность уступить дорогу, и она выполнена.

На схемах ниже Вы помех пешеходу не создали, и выполнили требование пункта 14.1 полностью.

Но это теория, а на практике.

Если непропуск пешехода зафиксировала камера, то не имеет значения факт уступления ему дороги – если Вы на пешеходном переходе, а пешеход – на проезжей части дороги, то будет выписан штраф. Это существенная недоработка на сегодняшний день (точнее, вероятно, ухищрение ЦАФАП, потому такие штрафы нужно обжаловать).

А на практике инспектор ДПС попытается оштрафовать Вас в любом случае, если пешеход уже на дороге. Увы, но сотрудники ГИБДД играют на незнании водителей Правил дорожного движения, и это самый распространённый их "развод".

Поэтому, вышеперечисленные комментарии Вам помогут только в случае, если у Вас есть видеорегистратор, запись с которого может подтвердить отсутствие созданной пешеходу помехи и выполнение пункта 14.1 ПДД, и как следствие, избежать штрафа за непропуск пешехода. Просто сообщите инспектору о наличии у Вас регистратора и намерении обжаловать штраф, если он всё же настаивает о непропуске. Будьте уверены, он то точно знает трактовку 14.1.

Если же регистратора нет, то разъясняем следующее:

  • свидетельские показания будут вескими, если свидетели не Ваши родственники, не пассажиры,
  • инспектор обязан всесторонне рассматривать дело об административном нарушении (статья 26.11 КоАП), а это значит, что он при наличии возможности обязан привлечь самого пешехода как свидетеля,
  • Верховный суд РФ не так давно постановил, что одного только протокола о нарушении недостаточно, и этот документ сам по себе доказательством не является, поэтому от инспектора нужны доказательства непропуска пешехода (при обжаловании лучше напомнить об этом решении суда).

По новым правилам 2022 года инспектор вправе сразу выписать постановление. А если Вы с нарушением не согласны, то он обязан составить протокол. В нём и укажите нарушения инспектора. Также, если тот не разъяснил Вам статью 51 Конституции (никто не обязан свидетельствовать против себя и ближайших родственников) и статью 25.1 КоАП (о праве знакомиться с материалами дела), то также укажите это. Если инспектор отказывается составлять протокол, то можете указать это в постановлении.

Важное замечание!

Какой штраф за нарушение 14.1?

Он составляет вилку сумм от 1500 до 2500 рублей на усмотрение инспектора и предусмотрен статьёй 12.18 КоАП. Если непропуск пешехода был зафиксирован на камеру автофиксации, то, скорее всего, будет назначена максимальная планка штрафа.

Штраф за непропуск пешехода можно оплатить со скидкой 50 процентов в первые 20 дней от дня вынесения постановления (не путать с днём вступления в силу).

Судебная практика

  • Алтайский краевой суд удовлетворил жалобу водителя на постановление инспектора ДПС о том, что он не создавал помех пешеходу на дороге, инспектором не был составлен протокол, несмотря на оспаривание нарушения пункта 14.1, а также не был опрошен свидетель. В обоснование своей правоты водитель предоставил видеозапись. Суд учёл, что водитель выполнил требование уступить дорогу пешеходу, хотя оба пересекали проезжую часть по переходу одновременно.
  • А вот другой суд оставил без изменения штраф сотрудника ГИБДД, несмотря на те же доводы водителя.

Один из водителей решил даже поспорить с инспектором, пытаясь доказать, что пешеход не всегда прав.

—Нет, он ступил на пешеходный переход. Получается, что Вы нарушили, - ответил ему инспектор.

—Я -то был слева. Выезжал с Красноармейской, а пешеход шел по другой улице. Мы по разным улицам шли.

—Пешеход уже начал движение по пешеходному переходу. Вы двинулись, не пропустив. То есть пешехода не видели? Или просто решили, что успеете?, - спросил инспектор, проверяя водительское удостоверение нарушителя.

—Я эту ситуацию с правилами понимаю так: светофоры и все остальные знаки на дороге одинаково относятся как к пешеходу, так и к водителю. И не значит, что водитель всегда должен уступать. Если на светофоре или на пешеходном переходе встречается водитель и пешеход, они взаимно друг другу уступают.

—У нас есть обязанности и права. В обязанностях написано, что вы должны пропустить пешехода на переходе. Вы его не пропустили.

—И что, он тормозил резко? Или отпрыгнул назад?

—Давайте не будем доводить до маразма. Вы не пропустили.

—Нет, ну подождите, как же. Ширина дороги 12 метров. Я еду по своей полосе, а он только-только сделал первый шаг, места же много.

—Если бы он прошел и Вы бы вслед за ним поехали, я бы ничего не сказал. Но когда он идет вам навстречу и вы начинаете движение в этот момент, пешеход может только бежать.

—Я аварийной ситуации не заметил.

—И не надо видеть аварийных ситуаций. Просто больше не нарушайте и пропускайте пешеходов на переходе, - сказал инспектор, возвращая удостоверение.

Ситуация, когда водители считают, что успеют проехать, наверное, является одной из распространенных причин, почему автомобилисты нарушают правила.

По словам Александр Братухина, инспектора отдела пропаганды УГИБДД по городу Кирову, главная проблема — это несоблюдение скоростного режима.

Александр Братухин:
—Водители едут по городу с большой скоростью и, подъезжая к переходу, где идет пешеход, считают, что прибегать к экстренному торможению не стоит. Они говорят, что делают это для того, чтобы не создавать помех другим участникам движения. Бывает и такое, что говорят по телефону, отвлекаются на музыку и не замечают на переходе пешеходов.

С начала 2015 года на дорогах города Кирова произошло 125 дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов. 50 человек пострадало, в том числе 11 детей. Из этого числа ДТП 33 произошли на пешеходных переходах по вине водителей. Из-за нарушения правил проезда пешеходного перехода погибло 5 человек.

За нарушение правил проезда пешеходного перехода предусмотрен штраф в размере 1,5 тысячи рублей. С начала года уже немало водителей получили эту санкцию. С 1 января 2015 года составлен административный протокол и выписан штраф в отношении 2 тысяч 608 водителей.

Впрочем, и пешеходам нужно помнить о правилах перехода проезжей части. В частности, за переход в неположенном месте предусмотрен штраф в размере 500 рублей.

вчера даже на разрешающий сигнал сфетофора не могла перейти дорогу, машины все ехали на красный. Неужели ни один водитель никогда не был пешеходом?

по правилам, водитель должен пропускать пешехода на пешеходной дорожке.
была в Хабаровске, только подходишь к "зебре" - все стоят!
Да жаль, конечно, что не все водители как в Пензе или в Хабаровске.

а еще знаете, бывает такое: пропускает тебя водитель, идешь такой радостный по зебре, а тут раз - и какая-то сволочь по второй полосе выскакивает на скорости, и видит же скотина, что машина остановилась на переходе- человек значит идет, ан нет - проскочу.

Потому, что не штрафуют за это.. . Правда в основном в Москве.. . В Пензе например народ меньше зарабатывает и платить за каждое нарушение накладно.. .
А в европейских странах стоит пешеходу ногу поставить на зебру - все встали! Штраф около 300 евро в зависимости от страны заставляет подумать.

пропускают иногда)) )
но чаще думают не столб - обойдет, а пешеход думает не трамвай - объедет. вот и случаются аварии и несчастные случаи.

По той же причине, по которой люди лаются в очередях, мужчины не пропускают вперед женщин, власть имущие гребут взятки и народное добро. Не хватает Совести и Культуры, чтоб подняться над мироощущением крысы и ее крысиным кредо - своя рубашка ближе к телу.

Потому что пешиходы вечно бегают через дорогу на красный свет как угарелые
И регулярно бросаються под колеса сломя голову. и по сторонам не смотрят
И обходят автобусы и трамваи с неправильных сторон
И т. д. и т. п.

А если без шутко вечный конфликт: водитель-пешеход
И тут нет не правых не левых
Просто надо уважать друг друга и все :-)

Это смотря где живешь. В Москве, Хосте, Ростове-на - Дону, Будешь вечно на обочине стоять, ХРЕН КТО ПРОПУСТИТ! В Оренбурге ночью, на пустой дороге, перед тобой всегда тормознут. Культура однако.

Нормальные - еще пропускают. Но в массе некультурных создается такое впечатление.
Да, один пропутит, остановить, другой вылетет на пешехода. Не раз видел.

Потому что водители забыли как были пешеходами =) Вот сейчас учусь в Автошколе и нам рассказывают что водитель ОБЯЗАН пропускать пешехода, даже если он выскочил на проезжую часть в неположенном месте. И все одобрительно восклицают: "Так и должно быть!". но к сожалению могу предположить что через год и половина группы об этом не вспомнит.

Как говорил Жириновский, штрафовать их штрафовать, гнид. Правда он про прогнозы пагод, но это тоже к месту,


Большинство водителей пропускают пешеходов на пешеходном переходе, не дожидаясь, пока те дойдут до конца зебры и станут на тротуар. Вот только относительно недавно один водитель рассказал, как ему выписал штраф инспектор ДПС за то, что он вроде как не пропустил пешехода. Сотрудник ГАИ был уверен в том, что надо ждать, пока пешеход станет именно на тротуар, но это не так.
Эти споры тянутся ещё с тех времён, когда в ПДД был пункт, который требовал от водителей пропускать пешеходов даже на нерегулируемом пешеходном переходе. Поэтому сотрудники ГАИ трактовали и до сих пор, судя по всему, трактуют, в свою пользу эти слова. Однако многих это не устроило, в связи с чем люди стали обращаться вплоть до Верховного суда, чтобы тот пояснил однозначно насчёт этого нюанса. Действительно ли надо ждать, пока пешеход станет на тротуар, или же можно ехать сразу после того, как он прошёл траекторию движения вашей машины.
Верховный суд по итогу дал чёткое объяснение по этому поводу. В ПДД есть однозначное определение данному случаю. Водители должны уступать дорогу пешеходам, а не пропускать их. Термин “уступить дорогу” означает не создать препятствий. То есть, если пешеход ещё не стал на тротуар, или идёт ещё далеко на противоположной стороне дороги, но наш проезд не будет ему препятствовать, то можно ехать. Если наше движение будет сопровождаться тем, что человеку придётся резко остановиться или резко ускориться, то это уже будет считаться нарушением и созданием препятствий. В общем главное не создать препятствия своим движением.

Читайте также: