Почему женщины не работают водителями

Обновлено: 08.07.2024

К актуализации перечня работ, на которых запрещается применение труда женщин, Минтруд приступил в 2017 году. Представители ведомства и крупные работодатели, в том числе ОАО "РЖД", отмечали тогда, что действующий список из 456 профессий, утвержденный правительством в 2000 году, устарел: какие-то из них перестали существовать (на железной дороге это аккумуляторщик, водитель дрезины, кочегар и промывальщик котлов паровозов), другие значительно изменили свое содержание и перестали представлять угрозу для женского здоровья.

Главный критерий, которым Минтруд руководствовался при составлении нового списка, – опасно ли то или иное производство или работа для репродуктивного здоровья женщин и может ли воздействие вредных факторов повлиять на здоровье будущего поколения.

В итоге перечень запрещенных видов работ сократился в 4 раза – до ста позиций. Минтруд снял ограничение на трудоустройство женщин на позиции машиниста электропоезда (электрички), скоростных и высокоскоростных поездов ("Ласточка", "Сапсан" и другие). Также ведомство разрешило дамам водить большегрузные автомобили и сельскохозяйственную спецтехнику, работать на судне боцманом, шкипером и матросом, заниматься верхолазными работами на высоте свыше 10 м. "Наибольший интерес у женщин вызывают профессии в морском и речном судоходстве, автомобильном и железнодорожном транспорте, в гражданской авиации, сельском хозяйстве", – отметили в ведомстве.

По словам генерального директора общероссийского отраслевого объединения работодателей железнодорожного транспорта "Желдортранс" Сергея Чаплинского, обновление перечня – долгожданный шаг для предприятий отрасли. "Специальная оценка условий труда, законодательно утвержденная несколько лет назад, позволяет оценить реальные условия на конкретном рабочем месте. Не вижу никаких сложностей, чтобы женщины работали машинистами, помощниками машиниста на современных электропоездах, где созданы безопасные и комфортабельные условия труда. У нас женщин набирают даже в военные училища на военных летчиков. Военным бомбардировщиком можно управлять, а почему поездом нельзя? Есть старые типы локомотивов, где действуют вредные факторы, там, наверное, не надо женщинам работать. Но эти факторы выявляются при проведении спецоценки. К слову, последние несколько лет многие девушки поступили в колледжи в разных городах на факультет "Локомотивное хозяйство", – отметил он.

Как ранее отмечали в ОАО "РЖД", все серии локомотивов, которые сейчас поставляют холдингу производители, соответствуют нормативам по вибрации на рабочем месте. При этом специально адаптировать кабины локомотивов для женщин не придется. По словам заместителя председателя Роспрофжела, главного технического инспектора труда профсоюза Алексея Налетова, в плане эргономики кабины скоростных поездов универсальны – они "унисекс" и подходят для женщин.

В то же время ряд ограничений в отношении работ на железной дороге Минтруд все-таки сохранил. Так, женщины не должны управлять железнодорожными строительными машинами, тяговым, моторвагонным и специальным самоходным подвижным составом, в условиях превышения предельно допустимых концентраций вредных химических веществ и предельно допустимого уровня общей вибрации.

Дамам также запрещено заниматься ремонтом и техническим обслуживанием объектов инфраструктуры (монтеры пути и осмотрщики-ремонтники вагонов), контактной сети электрифицированных железных дорог и подвижного состава (электромеханик контактной сети), если рабочий процесс предполагает поднятие и перемещение вручную тяжестей более установленных норм. Напомним, что предельно допустимым для женщин считается подъем и перемещение тяжестей при чередовании с другой работой до двух раз в час – 10 кг, подъем и перемещение тяжестей постоянно в течение рабочей смены – 7 кг.

Под запретом остались и маневровые работы по расформированию-формированию составов, регулированию скорости движения тормозными башмаками, поскольку это также связано с поднятием и перемещением тяжестей вручную сверх установленных норм, а также работы по пропарке и очистке внутренних поверхностей цистерн из-под нефтепродуктов и ядохимикатов.

"Важно отметить, что при создании безопасных условий труда работодатель вправе применять труд женщин без ограничений", – подчеркнули в Минтруде.

С каждым днем все больше и больше девушек приходит в такси. Я уверена, что скоро эта профессия станет по-настоящему женской! Близкие первое время относились очень подозрительно к моей работе, говорили, что это опасно, и не очень одобряли. Но я могу сказать, что это безопасно. Главное — как ты работаешь, как ты контролируешь дорогу. Я работаю в такси полтора года и за это время стала намного увереннее, я с легкостью преодолеваю ситуации, которые когда‑то казались мне сложными и неразрешимыми. Я точно стала более мобильной и общительной. Мне приходится быть психологом для моих пассажиров. Я всегда наблюдаю за тем, какой человек ко мне садится, с какой стороны к нему сегодня подойти. Если у него хорошее настроение, я его поддержу, если ему грустно — мы просто помолчим . Мои пассажиры развивают меня, а я — их. Руль и дорога дают ощущение динамики в жизни.

36 лет, работает в сфере такси 5 лет

Он считал, что я как женщина не могу профессионально управлять автомобилем, плохо знаю город и не смогу помогать пассажирам с габаритным багажом.

Но все же дал мне возможность попробовать. Экзамены я сдала на отлично. В тот момент я поняла, что для женщин нет вообще ничего невозможного. С тех пор я пропагандирую эту идею.

Через два года я решила открыть свой таксопарк. Я уже понимала, как работает бизнес, но все пришлось начинать с нуля. Я искала партнеров, машины, арендовала офис. Сейчас я не просто руководитель компании: опираясь на свой опыт, я обучаю своих водителей — как правильно выполнять заказы, в каких районах и в какое время лучше работать, как пользоваться рабочими программами.

Мои советы для женщин, которые приходят в такси: оставаться хладнокровными в любых ситуациях, не давать себя никому обижать, быть внимательными на дороге и к своим клиентам и, конечно, помнить, что женщины в такси — это красиво!

37 лет, работает таксисткой 1 год

Когда я пришла в такси, то слабо представляла, как буду работать. Я долгое время сидела в декрете, и самым сложным было из него выйти и выстроить график. Сейчас я выхожу на работу в 6 утра и мой день расписан почти по минутам. Для детей это тоже был шок: мама сидит-сидит дома — и вдруг идет работать! Но они очень гордятся тем, что я работаю в такси, ведь не так много женщин в этой профессии. Они даже в школу на День матери приносили мою фотографию за рулем: класс был в восторге.

Работа не связывает меня по рукам и ногам, как это было до этого, когда я работала в офисе менеджером по персоналу. Я вышла на линию, но в любой момент могу поехать по своим делам. Для матери троих детей это очень удобно. Мне очень нравится водить машину: я постоянно в движении, люблю общаться с пассажирами. Однажды маленькая девочка начала танцевать от радости, когда увидела, что к ней приехала тетя-водитель, а не дядя .

На работе я отвечаю не только за свою жизнь, но и за жизнь пассажиров. У меня это перекликается с домом и семьей, где я также отвечаю за жизнь своих детей. Я всегда была ответственным человеком, и я очень аккуратно веду машину. Я не сталкивалась со стереотипами, но чувствую, что к таксистам в целом на дороге относятся плохо. Для многих водителей мы — красная тряпка. В советское время таксистов на дороге уважали, а сейчас, наоборот, норовят подрезать и не пропускают, как только видят шашечки.

28 лет, работает таксисткой 1 год

58 лет, работает таксисткой 3 года

33 года, работает таксисткой 2 года

Я десять лет работала в финансовой сфере, но в какой‑то момент поняла, что это не мое и ушла в свободное плавание. Мама на тот момент уже работала в такси (Наталья Куркова — мама Александры, они вместе работают таксистками. — Прим. ред.), и, можно сказать, она меня вовлекла в эту профессию. Глядя на то, с каким драйвом и кайфом она этим занимается, я подумала, что у меня тоже могло бы получится.

Таксист — это профессия, в которой работает человек порядочный, адекватный, и неважно, какого он пола.

Все дело в стереотипах, которые разделяют сами женщины. До тех пор, пока не появится женщина, которая добреется трудоустройства водителем метро к примеру, - такие стереотипы будут разделяться обществом. В доказательство своей точки зрения приведу пример вдохновляющей истории о девочке, которая в 12 лет мечтала пилотировать военные самолеты, но получив ответ от Конгресса. Читать далее

Вы даже не стали разбираться в сути вопроса - Вы просто начали сразу себя строить жертву угнетенную по половому. Читать дальше

1) Часть хорошо изложена в довольно комичной статье, но тоже - далекой от идеала. https://www.the-village.ru/village/city/asking-question/143999-mashinisti-v-metro Цитата: "Работа машинистом, помимо огромной физической нагрузки, подразумевает и психологическую. Возьмём современный подвижной состав: в критической ситуации решение должен принимать машинист. Бывают. Читать далее

Всем известно(ща буду пруфчанский откапывать, но на TheQ это не раз уже всплывало), что мужчины благодаря физиологи. Читать дальше

Перечень
тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин
(утв. постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 162)

XXXI. Автомобильный транспорт

Работы, выполняемые по профессиям:
387. Водитель автомобиля, работающий на автобусе с количеством мест свыше 14 (кроме занятого на внутризаводских, внутригородских, пригородных перевозках и перевозках в сельской местности в пределах одной дневной смены, при условии непривлечения к техническому обслуживанию и выполнению ремонта автобуса)
388. Водитель автомобиля, работающий на автомобиле грузоподъемностью свыше 2,5 тонн (кроме занятого на внутризаводских, внутригородских, пригородных перевозках и перевозках в сельской местности в пределах одной дневной смены, при условии непривлечения к техническому обслуживанию и выполнению ремонта грузового автомобиля)

Кстати, юридический казус - данный перечень невозможно распространить на женщин, являющихся индивидуальными предпринимателями.

Кому? Работодателю:
Статья 5.27. Нарушение законодательства о труде и об охране труда
1. Нарушение законодательства о труде и об охране труда -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
2. Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -
влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

УК
Статья 143. Нарушение правил охраны труда
1. Нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, -
наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.
2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, -
наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Кстати, юридический казус - данный перечень невозможно распространить на женщин, являющихся индивидуальными предпринимателями.

правильно подмечено.
И ответственность только работодателю получается или лицу, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил

Есть несколько причин, по которым электротранспортом чаще управляют представительницы слабого пола.

Историческая причина. Так сложилось, что водителями транспортных средств на электротяге чаще становились женщины. Началось это еще со времен Советского Союза, когда имела место нехватка рабочей силы и женщины начали водить трамваи и троллейбусы. Именно в тот момент в сознании людей закрепилось, что водителем такого транспорта является именно представительница прекрасного пола. Помимо этого, роль сыграло наличие гендерных стереотипов – управление транспортом, едущим строго по заданной колее, казалось людям более простым. Хотя сегодня водить его могут люди как одного, так и другого пола, появившийся в СССР образ сохранился.

64873701969dc19e7eab5a61ff98b752_w650.jpg

Обслуживание трамваев и троллейбусов. Сейчас много девушек выражает желание пройти обучение этой профессии. Водитель трамвая – это престижно, неожиданно и вызывает уважение. Вторым фактором становится то, что работы по ремонту выполняются механиками, тогда как водителю автобуса при поломке приходится чинить транспорт самостоятельно.

Обучение. Процедура получения возможности управления троллейбусом намного проще, чем другими видам транспорта. Проводятся специальные курсы с выдачей водительского удостоверения соответствующей категории, сдается экзамен на знание Правил дорожного движения, проходится стажировка у опытного водителя. Для того чтобы управлять автобусом, получают права категории D, что на порядок сложнее.

Управление электротранспортом проще в физическом плане. Для вождения трамвая требуется собранность, внимательность, терпеливость и аккуратность. Эти качества присутствуют у женщин от природы, поэтому они легко справляются с задачей.

af9205ba46485ace192316bc336af0bb_w650.jpg

Безопасность дорожного движения. Аварийные ситуации с участием трамвая или троллейбуса встречаются нечасто. Причина в том, что движение проходит по выделенной полосе и контакты с другими участниками исключены. При соответствующем уровне безопасности установлена достаточно высокая оплата.

Поскольку получить водительские права для управления грузовыми автомобилями было проще мужчинам, они быстрее получают категорию для управления автобусами. На протяжении последних лет наблюдается выравнивание гендерного баланса среди водителей общественного транспорта. Все большее количество троллейбусов и трамваев ведутся мужчинами, тогда как автобусами управляют и женщины.

801731479aa5f4fe52e5e977fd0b6c43_w650.jpg

Причин, по которым среди водителей электротранспорта все же больший процент составляют женщины, много. Основой стал стереотип со времен СССР, от которого общество пока не избавилось, и более безопасное движение по определенным полосам.

Читайте также: