Порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения водителей

Обновлено: 04.07.2024

Порядок распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств.

Как предусмотрено Порядком, профессиональный отбор включает в себя:

- подтверждение соответствия представленных работником документов необходимым профессиональным и квалификационным требованиям;

Наличие у работника права на управление транспортными средствами соответствующих категорий и подкатегорий подтверждается водительским удостоверением; квалификация
работника и уровень его профессионального образования - документами об образовании и о квалификации; стаж (опыт) работы - трудовой книжкой и (или) сведениями о трудовой деятельности или иными документами в соответствии с трудовым законодательством РФ.

В целях проверки соответствия поручаемой работе водители могут быть допущены к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, только после прохождения у работодателя испытания в соответствии со статьей 70 Трудового кодекса РФ.

Требования к проведению испытания закреплены Порядком.

Информация о проведенных испытаниях должна содержаться в листах испытаний, которые работодателю необходимо хранить не менее 5 лет.

Друзья, обсуждение темы стажировки и испытания продолжается.

И я предполагаю, что подобных запросов в Минтранс намного больше чем мы думаем.

Тема то дейстивтельно острая.

За много лет мы привыкли к тому, что стажировка это часть нашей работы. Мы привыкли к тому, что стажировка, а не испытание это одно из основных мероприятий при обеспечении БДД.

И многие годы данное мероприятие сопровождало нас своей прямой обязательностью в нормативных актах.

Именно в нормативных актах на тему обеспечения БДД.

Я не против того, что теперь испытание это обязательное мероприятие при приеме на работу.

Но я не могу отделаться от ощущения, что обязательность испытания предложена нам не вместе со стажировкой, а вместо стажировки.

Именно поэтому по новому изложенная текстовка закона о профессиональном отборе вызывает у многих не только вопросы, но и раздражение.

Так все-таки стажировка или испытание? А может и стажировка и испытание?

Начало обсуждения этого вопроса о переписке с Минтрансом размещено в предыдущей статье.

Не буду повторяться снова об истории вопроса. Если вы не читали о первом запросе в Минтранс, то переходите на предыдущую статью и ознакомьтесь.

А здесь мы осветим второй вопрос и второй ответ Минтраса! который попал ко мне от наших подписчиков.

Второе официальное обращение в Минтранс. Стажировка или испытание?

Привожу обращение в Минтранс дословно от Леонида, который любезно предоставил данный материал.

  1. Возникает ли у работодателя обязанность проводить стажировку водителю при переводе с одного типа ТС на другой? Если да, то каким НПА это регламентируется.
  2. Возникает ли у работодателя обязанность проводить стажировку водителю при перерыве в трудовой деятельности более одного года? Если да, то каким НПА это регламентируется.
  3. По мнению Минтранса — лист испытания (стажировки) это два разных документа? Стажировка и испытание — это два разных понятия в трудовом кодексе.
  4. На основании чего ответственный за БДД должен дать заключение о допуске к самостоятельной работе водителя, если в листе испытания, в соответствии с приказом Минтранса № 264, отсутствует требование вносить замечания водителя-наставника по работе водителя-стажера?

Ну а теперь давайте я процитирую ответ Минтранса, в котором по моему мнению, есть очевидный ляп.

Спорный ответ Минтранса о стажировке и испытании.

Вы сами можете посмотреть этот очень интересный ответ.

Итак, цитирую ответ Минтранса:

«…Департамент государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта РФ рассмотрел Ваше обращение от 11.03.2021 № 66879 и в рамках своей компетенции сообщает.

Согласно пункту 9 порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 29.07.2020 № 264 (далее – Порядок), испытание водителей проводится на транспортных средствах того типа и модели, на тех маршрутах (при их наличии), на которых он будет в дальнейшем самостоятельно работать.

Требование к водителям автотранспортных средств по проведению испытания при перерыве в трудовой деятельности законодательством Российской Федерации не установлено.

Пунктом 11 Порядка установлено, что информация о проведенных испытаниях содержится в листах испытаний. Пунктом 12 Порядка определены обязательные сведения, которые должен содержать лист испытаний. Форма такого листа Порядком не установлена, соответственно работодатель может самостоятельно дополнить указанный лист необходимыми ему сведениями.

Согласно пункту 13 Порядка, лист испытаний и лист стажировки является одним и тем же документом.

Разница стажировки и испытания? А листы одинаковые. Вот чудо!

Еще раз даю определения.

Испытание и Стажировка.

Испытание — это период, в течение которого претендент на должность проходит испытания с целью проверки соответствия поручаемой работе и определения его профессиональной пригодности.

Стажировка — это более широкое понятие и согласно новому ГОСТУ – это одна из форм обучения безопасности труда. И Работодатель обязан обеспечить обучение лиц, принимаемых на работу, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте. Причем на время стажировки составляется конкретный план ее прохождения.

Давайте подведем итог.

С каждым новым ответом минтранса я узнаю что-то новое!

Как такое может быть, что есть два абсолютно разных мероприятия, у которых разные цели, разные задачи, разные сроки, разные программы, а вот лист испытаний и лист стажировки является одним и тем же документом?

г. Симферополь, ул. Маяковского , 14, лит. А, аудитория 204

ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК

Минтранс вводит новые квалификационные требования к водителям и специалистам с 1 января 2021 года


Министерство транспорта Российской Федерации обновило профессиональные и квалификационные требования к работникам организаций при выполнении перевозок автомобильным транспортом, установленные приказом № 287. C 1 января 2021 года будет введён в действие новый Приказ Минтранса от 31.07.2020 № 282. Какие новшества он закрепляет в отношении профессиональных и квалификационных требований работников транспортной сферы? Читайте в нашем материале.


КАКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАСАЮТСЯ НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ?


ДЛЯ КАКИХ ПРОФЕССИЙ И ДОЛЖНОСТЕЙ УСТАНАВЛИВАЮТСЯ ТРЕБОВАНИЯ?


Приказом установлены профессиональные и квалификационные требования к следующим профессиям и должностям:

КАКИЕ НОВШЕСТВА В ОТНОШЕНИИ ТРЕБОВНИЙ К КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ВСТУПАЮТ В СИЛУ С 2021 ГОДА?


Большинство положений нового приказа Минтранса остаются такими же, как и в приказе №287, определявшем квалификационные требования к работникам до 2021 года. Однако есть несколько важных изменений, на которые стоит обратить внимание:

1. Специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения:

В соответствии с новыми требованиями, специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, может иметь среднее профессиональное образование, в отличие от требований приказа №287, по которым данную должность мог занимать только специалист с высшим образованием.

2. Контролер технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта:

Контролером состояния транспортных средств автомобильного транспорта может быть назначен работник, освоивший профессию, входящую в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", однако только при условии наличия опыта работы в данной сфере не менее трех лет. Ранее должность контролера мог занимать только специалист, имеющий диплом по специальности данной группы. Перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования утвержден Приказом Минобрнауки России от 29 октября 2013 г. N 1199.

3. Диспетчер:

В новом прказе Минтранса требования по должности диспетчера автомобильного и городского наземного электрического транспорта полностью исключены.

4. Водитель:

В отношении квалификации водителей с 1 января 2021 года будут введены следующие новые требования:

  • Водитель, перевозящий пассажиров должен:
    • уметь оказывать помощь пассажирам, в том числе пассажирам-инвалидам, которые используют для перемещения специальные устройства;
    • знать, как в соответствии с правилами безопасности загрузить и выгрузить, а также разместить и закрепить груз в автомобиле.
  • Водитель грузового транспорта должен:
    • знать правила использования тахографов

Также установлено, что водитель грузового транспорта может иметь иностранное водительское удостоверение в случаях, установленных законодательством РФ.

Учебный центр "Сфера охраны труда" осуществляет профессиональную переподготовку специалистов по безопасности дорожного движения, контролеров технического состояния автотранспортных средств в соответствии с актуальными квалификационными требованиями, а также проводит повышение квалификации водителей авторанспортных средств по различным направлениям, в том числе по оказанию первой помощи.

Подробная информация - по телефону:

ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК

О других многочисленных измнениях транспортного законодательсва, вступающих в силу в 2021 году, читайте в материале на нашем сайте.


Приказом Минтранса установлены правила прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, которые принимаются на работу, связанную с движением транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта.

Порядок распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств.

Отбор проводится с целью привлечения к выполнению обязанностей, связанных с движением транспортных средств, лиц, имеющих уровень компетенции, необходимой для надлежащего выполнения возлагаемых трудовых функций и требованиям, предъявляемым к ним в соответствии с законодательством:

  • требование по наличию у таких лиц права на управления транспортом подтверждается водительским удостоверением;
  • работники обязаны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры;
  • соответствие работников требованиям к уровню образования подтверждается документом об образовании и квалификации. Профессиональные и квалификационные требования к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом утверждены приказом Минтранса N 287;
  • соответствие работника требованиям к стажу работы подтверждается трудовой книжкой работника.

При предоставлении всех этих документов юридическое лицо или индивидуальный предприниматель проводит собеседование с работником. Результаты собеседования заносятся в листы собеседования, хранящиеся работодателем не менее 5 лет.

Водители, впервые принимаемые на работу или имевшие перерыв в трудовой деятельности более одного года, а также переведенные при приеме на работу с одного типа транспортного средства на другой, допускаются к самостоятельной работе после прохождения у работодателя стажировки.

Читайте также: