При каком расположении центра тяжести автомобиль наиболее устойчив против опрокидывания пдд

Обновлено: 02.07.2024

Клуб хороших водителей 40 ЗАПОВЕДЕЙ АВТОМОБИЛИСТА 1. Не садись за руль пьяным. 2. Пристегнись. 3. Ни одного дня езды без страховки. 4. Запускать двигатель можно только при условии, что ты сидишь в машине на водительском месте, и обе ноги у тебя находятся на педалях. 5. Не пытайся в движении нажать на тормоз левой ногой. 6. Не игнорируй поворотник. 7. При движении назад всегда подавай внятный звуковой сигнал. 8. Во дворах, перед тем как двигаться назад — обойди машину. Нет

1. Должен снизить скорость.2. Должен сместиться как можно правее.3. Не должен препятствовать обгону путем повышения скорости движения или иными действиями.

Немного о том, как бдительные сотрудники ДПС контролировали, наблюдали, выявляли возможных нарушителей. От Бельского до карайганово перекрëстка. Моë виляние по дороге их насторожило)) . Спасибо, что не проехали мимо. Вместо меня мог быть и нетрезвый водитель(( . А я просто не торопился, хотел аккуратно проехать, поменьше ямочек и кочек собрать. (( по всему городу вообще стиралка)). Так вот, остановили, поговорили, убедились, и разъехались. Всем счастливого пути и аккуратнее на дорогах !

В повседневной жизни каждый автолюбитель практически не задумывается об изменениях в автомобиле при дополнительном весе на нём. Понять принцип модификаций при этом помогают знания о центре тяжести.

Что такое центр тяжести. Условная точка, в которой можно сосредоточить весь совокупный вес автомобиля, принято называть центром тяжести. Она располагается в определенном месте и определяет, какой вес будет возложен на оси автомобиля. В легковых автомобилях принцип распределения заключается в равноценном весе на обе оси. Это придает автомобильному устройству устойчивость, что позволяет более уверенно управлять им.

Центр тяжести довольно просто сместить, если нагрузить автомобиль. Это важно помнить, так как смещение центра тяжести является следственной причиной опрокидывания легковых машин.

Некоторые примеры изменения точки тяжести: -Перегруженный багажник заставляет сместиться центр тяжести вверх; -Расположение тяжелых предметов в салоне автомобиля также поднимает этот центр кверху.

И в том, и в другом случае, машина с дополнительным непредусмотренным весом на дороге теряет свою устойчивость. Понятие центра тяжести важно при представлении перераспределения веса по нормальному покрытию при наборе скорости, торможении, различных маневрах в виде поворотов. Понять это проще, если вообразить подъемный кран, то и дело, теряющий устойчивость, даже вначале движения.

В проектах автомобильных устройств инженеры стремятся поместить детали кузова таким образом, чтобы центр тяжести располагался максимально близко к автодорожному покрытию. Особенно это важно для машин спортивной категории. Также понятно, что любой универсальный седан будет держаться на дороге значительно увереннее, чем кроссовер с длинным просветом между дном и асфальтом.

Центр тяжести и сила тяжести. С понятием центра тяжести тесно связано и понятие силы тяжести. Сосредоточенный в центре вес автомобиля направляет силу тяжести к центру Земли. Устойчивость автомобиля вдоль и поперек дороги сохраняется до тех пор, пока сила тяжести находится внутри воображаемого четырехугольника в проекции колес. Четыре колеса, по сути, и есть опорные точки любых транспортных средств. Если вектор силы тяжести выходит за пределы этого периметра, возникает угроза потери устойчивости автомобиля и его опрокидывания.

Рассмотрим случай прохождения поворота на высокой скорости. При этом сила тяжести смещается по инерции во внешнюю сторону поворота или просто в бок - возрастает риск опрокидывания. При вынужденном торможении сила тяжести резко смещается вперед - возрастает риск опрокидывания вдоль дороги. На высокой скорости и вовсе потеря равновесия возможна при самых простых маневрах.

Вывод. Таким образом, понятие центра и силы тяжести очень важны для безопасного вождения. Понимая принцип физического изменения этих параметров, водитель предохраняет себя от жизнеугрожающих дорожно-транспортных происшествий.

При движении на автомобиль действуют всевозможные силы, различные по величине и направлению – сила тяжести и сила реакции грунта, сила тяги и сопротивления качению колес, сила инерции, сила сопротивления воздуха и т.д.

На вираже дороги к существующим силам добавляется еще и центробежная сила. Именно она заставляет машины опрокидываться и "вылетать" на обочину.

Центробежная сила

Если взять теннисный мячик, привязать к нему резинку и раскручивать над головой, то по мере увеличения скорости вращения резинка будет растягиваться все больше и больше. Это работает центробежная сила. Она стремится порвать резинку и отбросить мячик подальше от Вас (от центра поворота).

С автомобилем происходит то же самое. Центробежная сила на вираже дороги пытается "отбросить" автомобиль от центра поворота на обочину. И зачастую это ей удается!

К счастью, вестибулярный аппарат человека прекрасно воспринимает радиальные ускорения. Прислушиваясь к своим ощущениям, водитель в состоянии определить критическую скорость движения на повороте, превышение которой может привести к боковому скольжению или опрокидыванию автомобиля.

Вместе с тем, Вы должны знать и учитывать то, что центробежная сила находится в квадратичной зависимости от скорости движения! Увеличение скорости в 2 раза приводит к увеличению центробежной силы в 4 раза!

Следовательно, если Вы хотите существенно уменьшить центробежную силу, то во время прохождения поворота Вам следует хотя бы немного снизить скорость движения. И наоборот, чтобы перевернуться, достаточно лишь немного прибавить "газу", и центробежная сила быстро вырастает до той величины, которая позволяет ей "выбросить" машину на обочину.

Экспериментируя с критической скоростью на вираже дороги, нельзя забывать о траектории движения. Выбирать траекторию прохождения поворота следует с учетом возможного смещения, то есть немного ближе к центру поворота, чтобы у Вас оставался некоторый запас расстояния до обочины (рис. 61). Если центробежная сила достигнет опасной величины и Вам не захочется переворачиваться, то Вы всегда сможете ослабить эту силу, сместившись чуть дальше от центра поворота.


Рис. 61. Смещение автомобиля на повороте

Центр тяжести

Как Вы думаете, какой автомобиль будет более устойчивым против опрокидывания на повороте – груженый или порожний?

Сомневаетесь в ответе? Тогда представьте себе такую картину. В крутой поворот на большой скорости входят две машины – одна с огромным холодильником на крыше (рис. 62 б), другая вообще без верхнего багажника (рис. 62 а). В какой машине Вам будет легче перевернуться?

Правильно, в той, что с холодильником. Вот видите, даже не находясь за рулем, Вы уже можете находить правильные решения. Для этого надо лишь представить себе ситуацию и прислушаться к своим ощущениям.


Рис. 62. Центр тяжести легкового автомобиля: а) без груза; б) с грузом

А как доказать, что груженый автомобиль менее устойчив против опрокидывания по сравнению с порожним?

Да очень просто. Центробежная сила всегда имеет точку приложения, и точкой этой является центр тяжести автомобиля.

У порожнего легкового автомобиля центр тяжести находится где-то между передними сиденьями на уровне пола салона (рис. 62 а). В машине с пассажирами суммарный центр тяжести хоть и немного, но все же будет выше.

А если на крышу машины и в правду водрузить нечто типа холодильника? Тогда центр тяжести переместится вверх от днища кузова на значительное расстояние и окажется намного выше, чем у порожнего автомобиля (рис. 62 б).

Дальше остается вспомнить школьные опыты на уроках начальной физики либо просто поиграть со спичечным коробком. Попробуйте уронить вертикально стоящий коробок, толкая его спичкой в узкое ребро внизу, по центру и в самом верху. Очень быстро Вы убедитесь в том, что: Чем выше точка приложения усилия, тем легче уронить предмет.

Поскольку точкой приложения центробежной силы является центр тяжести предмета, то, применительно к машине на вираже дороги, приходим к следующему выводу: Чем выше расположен центр тяжести автомобиля, тем легче его опрокинуть.

Под центром тяжести автомобиля подразумевается условная точка, в которой сосредоточен весь его вес. От ее расположения зависит распределение веса по осям машины, и в легковушках эта нагрузка разделяется по ним примерно поровну. От размещения центра тяжести зависит устойчивость, а следовательно, и управляемость машины.


Нагружая автомобиль тяжелой поклажей, мы можем запросто сместить его центр тяжести. Поэтому делать это надо с умом, иначе машина во время движения будет склонна к опрокидыванию. Например, при перегруженном багажнике на крыше центр тяжести сместится вверх. Впрочем, он все равно окажется выше, даже если забить неподъемным барахлом салон и багажник. Так что в любом случае груженая машина на дороге менее устойчива, чем пустая.

Как раз высота центра тяжести автомобиля влияет на перераспределение нормальных реакций по колесам при разгонах и торможении, а также при кренах автомобиля во время поворотов. Чем выше находится центр тяжести, тем меньше его устойчивость, и больше его склонность к опрокидыванию. Чтобы это понять, достаточно представить, что происходит при разгоне, торможении и в поворотах с движущимся подъемным краном.


Неслучайно инженеры стремятся разместить центр тяжести автомобиля как можно ближе к поверхности дороги, чтобы конструкция была максимально устойчива во время движения. Неслучайно спортивные машины имеют низкий клиренс. Так что кроссовер с большим дорожным просветом в сравнении с седаном всегда будет менее устойчив.

Еще одна важная величина — сила тяжести. Речь идет о весе автомобиля, сосредоточенном в его центре тяжести, откуда эта сила направлена к центру Земли. Движущейся прямо транспортное средство будет сохранять продольную и поперечную устойчивость до тех пор, пока линия действия силы тяжести не выйдет за пределы периметра четырех колес, которые являются точками опоры автомобиля. Как только вектор направления силы тяжести автомобиля сместится за пределы площади, ограниченной колесами, автомобиль тут же потеряет устойчивость и может опрокинуться.

Например, во время прохождения поворотов на высокой скорости линия действия силы тяжести сдвигается в бок под воздействием инерции на автомобиль — во внешнюю сторону поворота. В этом случае высок риск опрокидывания. При крутом спуске с горы в случае экстренного торможения вектор направления силы тяжести резко смещается вперед, провоцируя автомобиль к продольному опрокидыванию. И чем больше скорость, тем выше шанс потерять равновесие во время любых маневров.

Читайте также: