При перевозке скоропортящихся грузов водитель должен иметь

Обновлено: 18.05.2024

К скоропортящимся относятся грузы, которые для обеспечения сохранности во время перевозки требуют соблюдения температурного режима и определенных санитарно-гигиенических требований.

Санитарно-гигиенические требования в первую очередь касаются груза, водителя, состояния ПС, влажности, давления и газового состава воздуха в кузове АТС и т. п. Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы устанавливаются государственной системой санитарно-эпидемиологического нормирования Российской Федерации, основными документами которой являются Санитарные нормы и правила (СанПиН) Госкомсанэпиднадзора РФ.

Грузоотправитель обязан при предъявлении к перевозке скоропортящегося груза:

  • • предъявлять продовольственные грузы к перевозке только упакованные в тару;
  • • обеспечивать перед погрузкой требуемую температуру груза и его качество в соответствии со стандартами или техническими условиями;
  • • проверять коммерческую пригодность поданного для погрузки ПС;
  • • прикладывать к транспортным документам необходимые разрешения, ветеринарные и карантинные сертификаты;
  • • указывать в ТТН предельную продолжительность транспортирования предъявленных грузов;
  • • проверять правильность загрузки ПС и опломбировать его.

Перевозчик обязан подать под погрузку ПС, отвечающий

санитарным требованиям, с соответствующей условиям перевозки данного вида груза температурой внутри кузова. Установленная температура должна поддерживаться в течение всей перевозки. При перевозке скоропортящихся грузов норма среднесу-

Таблица 7.1. Требования к подвижному составу для перевозки скоропортящихся продуктов

Изотермические

С нормальной изоляцией

Перевозка на короткие расстояния при температуре погрузки

Изменение температуры внутри кузова не более 1 °С в течение 1 ч

С усиленной изоляцией

Сохранение температуры погрузки

Фургоны-пецники

Перевозка охлажденных или замороженных грузов на небольшие расстояния

То же, температура в кузове -10 °С

То же, температура в кузове -20 °С

Рефрижераторы

Перевозка глубоко-замороженных грузов на дальние расстояния

Температура в кузове поддерживается

0 + +12 °С в течение 12 ч при наружной температуре +30 °С

То же, температура в кузове -10 + +12 °С

То же, температура в кузове -20 + +12 °С

Отапливаемые фургоны

Перевозка грузов, требующих подогрева

За счет принудительного подогрева температура внутри кузова поддерживается +12 °С в течение 12 ч при наружной температуре -10 °С

То же, при наружной температуре -20 °С

точного пробега устанавливается не менее 600 км, начиная с момента окончания погрузки и оформления документов, указанного в ттн.

Перевозчик имеет право выборочной проверки качества предъявляемого к перевозке скоропортящегося груза.

Температуру скоропортящихся грузов перед погрузкой и температуру в кузове ПС перед погрузкой и разгрузкой проверяют грузоотправитель и грузополучатель, о чем они делают записи в листе контрольных проверок.

При перевозке скоропортящихся грузов помимо путевого листа и ТТН водитель должен иметь:

  • • санитарный паспорт АТС;
  • • лист контрольных проверок температуры груза и воздуха в кузове АТС;
  • • сертификат качества продукции или удостоверение качества;
  • • карантинный сертификат;
  • • ветеринарное свидетельство.

Последние три документа водитель получает от грузоотправителя перед погрузкой.

Перевозка мясных и рыбных продуктов. Мясо и мясопродукты относятся к скоропортящимся грузам, и сохранность качества их при перевозках зависит от сроков доставки и теплового режима.

Мясо можно перевозить в следующих состояниях:

  • • остывшем при температуре воздуха в кузове рефрижераторного автомобиля +10 н- +4 °С; охлажденном — Он— 1 °С;
  • • замороженном — не выше -12 °С (быстрозамороженные мясные и рыбные кулинарные изделия — не выше -18 °С).

ДТП Допущено к перевозке

1 1 скоропортящихся продуктов

Номер свидетельства АВ-000015

Транспортное средство В 425 АВ 16

обозначение СПС 1Х1ж^-Ц_

Действительно до 06-2006

Рис. 7.3. Пример табличек о соответствии автотранспортного средства требованиям СПС и для перевозки скоропортящихся грузов (цвет знаков — синий)

Вареные колбасы и колбасные изделия должны перевозиться при температуре 0 ч- +6 °С, их перевозка продолжительностью более 24 ч не допускается.

Замороженные мясные блоки до погрузки в автомобиль должны быть завернуты в пергамент. Солонина из говядины и баранины и языки соленые предъявляются к перевозке в бочках со сроком засола не менее 10 сут. Автотранспортному предприятию дано право выборочно проверить качество предъявляемых к перевозке мяса и мясных продуктов (как других скоропортящихся продуктов), состояние тары и их соответствие установленным стандартам или техническим условиям. Грузоотправитель несет ответственность за правильность укладки (подвески) мясных туш и продуктов в кузове подвижного состава.

В случаях поломки автомобиля или рефрижераторной установки или обнаружения признаков порчи перевозимого груза автотранспортное предприятие или организация обязаны принять меры для передачи груза в местную торговую сеть для реализации.

Птицу битую перевозят в охлажденном и замороженном состояниях, упакованную в ящики, стенки которых должны иметь просветы. Тушки кроликов перевозят только в замороженном состоянии, упакованными в ящики. Рыбу замороженную упаковывают в деревянные или картонные ящики, бочки сухотарные, тюки (для осетровых рыб), корзины и короба. Рыбу, сельди и сардины маринованные пряного посола перевозят в заливных бочках. Рыбу холодного и горячего копчения упаковывают в деревянные, фанерные и картонные ящики.

Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом определены перечни мясных продуктов, которые допускаются или не допускаются к совместной перевозке в одном кузове автомобиля. Запрещается совместная перевозка замороженных грузов с охлажденными или остывшими, а также остывшего мяса с охлажденным.

Перевозка молока. Молоко с колхозных и совхозных ферм доставляют на молочные заводы в цистернах или бидонах. При перевозке молока в цистернах снижаются затраты на загрузку и выгрузку, тару и ее санитарную обработку. На заводах молоко очищают, охлаждают и направляют на городские молочные заводы. Оттуда молочные продукты поступают на предприятия торговли и общественного питания.

Цистерны для молоковозов вместимостью 0,9—20,0 м 3 изготавливают из алюминиевых сплавов. Поверхность цистерны покрывают термоизоляционным материалом и облицовывают тонким стальным листом. При температуре воздуха +30 °С температура молока в цистерне не должна изменяться более чем на 2—3 °С в течение 10 ч. Заполнение цистерны молоком может осуществляться с помощью насоса на молокозаводе или за счет создания разрежения воздуха в цистерне. Работу вакуум-насоса, установленного на автомобиле, контролирует водитель. Не допускается чрезмерное разрежение в секциях цистерны. Вакуум в цистерне более 45 кПа может привести к деформации стенок цистерны от давления воздуха снаружи. Слив молока из цистерны происходит преимущественно самотеком.

При организации перевозок молока в автомобильных цистернах следует обеспечивать возможно более ускоренную доставку, так как от этого зависит качество молока, доставленного на молокозавод для переработки. Расфасованные молочнокислые продукты перевозят в пакетах или бутылках на поддонах, контейнерах, большей частью в кузовах-фургонах различных типов.

Перевозка живой рыбы. Живая рыба относится к скоропортящимся грузам. Основными требованиями к ее перевозке являются следующие: соблюдение норм посадки рыбы в тару (соотношение массы рыбы к массе воды), нормальное насыщение воды кислородом в течение всего времени перевозки (не менее 8 мл кислорода на 1 л воды при +10 °С), периодическая смена загрязненной воды свежей, небольшие сроки доставки (не более 20 ч).

Рыбу перевозят в цистернах, разделенных перегородками для предохранения от травмирования, в специализированных живорыбных автомобилях, применяя при этом воздух для аэрации воды.

На снулость рыбы влияют условия взвешивания, погрузки и выгрузки. Эти операции должны заблаговременно подготавливаться и проводиться быстро с применением соответствующих средств механизации. Наибольший процент выживания рыбы (до 93 %) достигается при 20-часовой перевозке в живорыбных автомобилях с кислородными установками. Если для аэрации используется воздух (с продувкой через трубы), выживание резко уменьшается (до 30 %).

Известны живорыбные контейнеры размерами 1900 х ПООх х 1000 мм, вместимостью 2 м 3 , изготовленные из стекловолокнистого полистирола. Собственная масса контейнеров 95 кг. Выгрузка рыбы производится по наклонному желобу из полиэтилена.

В этой статье описано, как правильно перевозить скоропортящиеся грузы.

Скоропортящиеся грузы – это специальные грузы, при перевозке которых нужно соблюдать определенный температурный режим, влажность и выполнять санитарно-гигиенические требования.

Скоропортящиеся грузы могут быть растительного (овощи, ягоды, фрукты, грибы) и животного происхождения (мясо животных, птиц, рыба, молоко, яйца, икра и др.). Также к скоропортящимся грузам относят продукты переработки (колбасные изделия, молочные продукты, жиры) и живые растения (саженцы, цветы).

Каждый груз требует определенный температурный режим. Если он не будет соблюден, то может измениться качество продуктов. Это следует учитывать при длительных (междугородных и международных) перевозках.

Скоропортящиеся грузы делятся на:

  • Замороженные – при их перевозке нужно соблюдать температуру -6С и ниже;
  • Охлажденные – перевозятся при температуре -5. - 1С;
  • Охлаждаемые – перевозятся при температуре 0. 15С;
  • Вентилируемые – конкретный температурно-влажностный режим не нужен, но необходима интенсивная вентиляция кузова.

Обязанности сторон

  • предъявлять скоропортящиеся грузы упакованные в тару;
  • предъявлять груз, который обеспечивает всем стандартам качества;
  • проверять пригодность автотранспорта к перевозке скоропортящихся грузов;
  • правильно размещать скоропортящийся груз в кузове транспортного средства;
  • прилагать к транспортным документам требуемые разрешения, карантинные и ветеринарные сертификаты;
  • указать в ТТН максимальную продолжительность доставки скоропортящихся грузов;
  • проверять правильность загрузки и пломбировки автомобиля.

Перевозчик обязан:

  • подать подвижной состав, который подходит под транспортировку конкретного груза, обеспечивает должную температуру и влажность и отвечает всем санитарным требованиям;
  • выборочно проверить качество загружаемого груза;
  • доставить груз в максимально сжатые сроки.

Документы для перевозки скоропортящихся грузов

Кроме ТТН и путевого листа, у водителя, транспортирующего скоропортящиеся грузы, должны быть еще такие документы:

  • санитарный паспорт подвижного состава;
  • медицинская книжка;
  • лист контрольных проверок влажности в кузове и температуры груза;
  • сертификат качества продукции;
  • ветеринарное свидетельство;ф
  • карантинный сертификат.

Автомобили для перевозки скоропортящихся грузов

Скоропортящиеся грузы по санитарным нормам должны транспортироваться в закрытом кузове при строгом соблюдении температурного и влажностного режима, что позволяет сохранить качество перевозимого груза неизменным. Грузовой отсек должен регулярно санитарно обрабатываться и быть чистым.

Как правило, скоропортящиеся грузы доставляют в изотермических фургонах и рефрижераторах.

Кузов изотермического фургона состоит из термоизолирующих стенок, которые ограничивают теплообмен между наружной и внутренней поверхностью кузова. Это позволяет сохранить в кузове определенную температуру.

Существуют изотермы-ледники, в которых с помощью специального источника холода (естественный или сухой лед, сжиженные газы, эвтектические плиты) можно понизить температуру в кузове и поддерживать ее на заданном уровне.

Рефрижератор — это тот же изотермический фургон, только имеющий индивидуальную холодильную установку, которая позволяет понизить температуру в кузове до -20°С и сохранять ее на таком уровне на протяжении всего пути следования.

Жидкие скоропортящиеся продукты (молоко, пиво, квас, вино) транспортируются в цистернах, которые при необходимости оборудуют термоизолирующими стенками.

Внутренние стенки кузова транспортного средства, в том числе потолок, пол и двери, должны быть изготовлены из материалов, которые не поддаются коррозии. Также эти материалы должны быть невосприимчивыми к внешним воздействиям, легко мыться, чиститься и поддаваться дезинфекции. Дезинфекция кузова осуществляется обычно раз в две недели.

На каждый автомобиль, предназначенный для перевозки продуктов, должен выдаваться санитарный паспорт.

Упаковка скоропортящихся грузов

Важное значения для обеспечения сохранности скоропортящихся грузов имеет тара и упаковка. Как правило, скоропортящиеся пищевые продукты перевозятся в таре. Она должна быть прочной, исправной, сухой и чистой, без постороннего запаха.

Скоропортящиеся продуктов транспортируются деревянных, картонных и пластмассовых ящиках; картонных коробках; бочках и флягах; мешках.

Многие скоропортящиеся продукты до укладки в тару предварительно упаковывают в пакеты, помещают в металлические или стеклянные банки, разливают в бутылки.

Перевозчик может проверить качество скоропортящихся грузов, состояние их тары. Вскрытие груза и последующая его упаковка после проверки производится грузоотправителем.

Читайте также: