Принцип работы рулевого управления автомобиля маз

Обновлено: 05.07.2024

ния: рулевой механизм с встроенным распределителем (643008–
3902002 РЭ) и рулевой механизм интегрального типа с встроенным
распределителем.

Усилитель руля – силовой гидравлический цилиндр или рулевой

механизм интегрального типа с дополнительным силовым цилиндром.

Конструкцией рулевого управления предусмотрена пассивная бе-

зопасность, противоугонное устройство и регулировка рулевого коле-
са по углу и высоте:

а) при установке ключа в позицию III замка–выключателя стартера,

колонка заблокирована, ключ вынимается. При установке ключа в
позиции 0-I-II замка–выключателя стартера, колонка разблокирована,
ключ не вынимается;

б) изменение расположения рулевого колеса по высоте осуществ-

ляется нажатием на педаль до упора, установленной на левой сторо-
не рулевой колонки. Промежуточное положение педали (ход 10. 15
мм) – регулировка только по углу.

4.4.1 Рулевое управление с рулевым механизмом с встроен-

ным распределителем

Рулевое управление включает в себя: рулевой механизм с встро-

енным распределителем, колонку, рулевое колесо, силовой цилиндр,
масляный бак, шланги, насос с приводом от двигателя, насос с при-
водом от трансмиссии и управляющий клапан (рисунок 4.4.1).

Рулевое управление состоит из основной и вспомогательной систем.

Основная система обеспечивает требуемое усилие на рулевом колесе
при работающем двигателе, вспомогательная при неработающем.

При работающем двигателе усилие на рулевом колесе обеспечива-

ется насосом с приводом от двигателя. Насос с приводом от транс-
миссии работает на слив без нагрузки.

При неработающем двигателе или при выходе из строя насоса с

приводом от двигателя усилие на рулевом колесе (на автомобиле в
движении) обеспечивается насосом с приводом от трансмиссии. Вклю-
чение вспомогательной системы обеспечивается управляющим кла-
паном. В кабине на панели приборов предусмотрен световой индика-
тор для информирования водителя о потере работоспособности ос-
новного контура гидросистемы рулевого управления.

Устройство рулевого механизма, уход и его регулировка описано в

руководстве по эксплуатации (643008–3902002 РЭ).

1 – рулевой механизм; 2 – силовой цилиндр; 3 – насос с приводом от
трансмиссии; 4 – насос с приводом от двигателя, 5 – клапан, 6 – масле-
ный бачок, 7 – рулевая колонка, 8 – рулевое колесо, 9 – контрольная
лампа включения вспомогательной системы; 10 – контрольная лампа
уровня масла в бачке.

Рисунок 4.4.1 – Принципиальная схема (гидравлическая)

полуинтегрального рулевого управления

4.4.2 Рулевое управление с рулевым механизмом интеграль-

Рулевое управление включает в себя рулевой механизм интеграль-

Принципиальная схема рулевого механизм интегрального типа со

встроенным 2-х контурным распределителем, системой клапанов и
встроенным усилителем показан на рисунке 4.4.2. Общий вид руле-
вого механизма показан на рисунке 4.4.3.

1–рулевой механизм; 2–основной насос; 3–аварийный насос; 4–датчик
расхода; 5–силовой цилиндр; 6,7–масленый бак

Рисунок 4.4.2 – Принципиальная схема (гидравлическая) рулевого

механизма интегрального типа

Принцип работы. Рулевое управление состоит из двух систем –

основной и вспомогательной. Основная система обеспечивает требу-
емое усилие на рулевом колесе при работающем двигателе, вспомо-
гательная при неработающем.

Основная система включает в себя рулевой механизм, насос с при-

водом от двигателя, силовой цилиндр, маслобак и соединительные
шланги.

Вспомогательная система состоит из рулевого механизма, насоса

с приводом от коробки передач или раздаточной коробки, маслобака
и соединительных шлангов.

При работающем двигателе усилие на рулевом колесе обеспечива-

ется насосом с приводом от двигателя, при этом насос с приводом от
трансмиссии работает на слив без нагрузки.

При неработающем двигателе или при выходе из строя насоса с

приводом от двигателя – усилие на рулевом колесе (на автомобиле в
движении) обеспечивается насосом с приводом от трансмиссии. Вклю-
чение вспомогательной системы обеспечивается автоматически уп-
равляющими клапанами, встроенными в рулевой механизм. В каби-
не на панели приборов предусмотрены световые индикаторы Л1, Л2
(поз. 20, 21, рисунок 3.5), Л3 (поз. 22, рисунок 3.4) для информирова-
ния водителя о потере работоспособности основного контура гидро-
системы рулевого управления либо аварийного насоса, и индикатор
Л4 (поз. 12, рисунок 3.3) уровня рабочей жидкости в маслобаках.

При включении зажигания на панели приборов загораются свето-

вые индикаторы Л1, Л2, Л3. После запуска двигателя основной насос
Р1 (рисунок 4.5) подает рабочую жидкость к рулевому механизму,
отключая индикаторы Л1, Л2, и к силовому цилиндру.

При движении автомобиля гаснет индикатор Л3 датчика расхода

рабочей жидкости, указывающий на исправную работу аварийного
насоса Р2.

При неисправном основном насосе Р1 или остановке двигателя в

движении, или буксировке автомобиля переключающий клапан под-
ключает аварийный насос Р2 к рулевому механизму (загорается ин-
дикатор Л2), блокирующий клапан отключает силовой цилиндр (заго-
рается индикатор Л1).

Маслобак Т1 имеет датчик уровня рабочей жидкости. При уровне

жидкости ниже минимально допустимого на панели приборов загора-
ется индикатор Л4.

А недостаток в скорости реакций, или ее чрезмерность, нехватка или избыток вектора смещения, это прямая угроза безопасности движению и вообще возможности его самое!


Так как в зависимости от модели некоторые нюансы процесса могут отличаться, в качестве примера разберем его принципы относительно легендарного МАЗ-500А. Весь процесс включает два этапа, на первом потребуется отрегулировать подшипники винта, на втором – зацепление гайки-рейки и зубчатого сектора…

Для начала потребуется снять РМ и сошку, затем отворачиваются болты, крепящие крышку сектора, и можно будет доставать все компоненты. После этого снимается стопорная пластина и, используя регулировочную гайку, выставляется натяг (небольшой) в подшипниках. Адекватным считается то положение, при котором необходимый для проворачивания винта момент составляет от 12 до 25 кгс.

Бывают ситуации, когда вышеописанный процесс пустая трата времени. Наш объект вмешательства, это сложное устройство, состоящее из деталей, которым при работе пригодится испытывать определенные нагрузки, а также истирающее воздействие. Конечно, они не сравнимы с теми, что выпадают на долю карданных валов, например, или поршневую дизель-мотора (да и вообще ДВС). Но все же их достаточно, для постепенного износа комплектующих даже при очень хорошей смазке. К тому же, вибрация и удары от дороги тоже вносят свою лепту в нарушение геометрии.

Рулевое управление современного автомобиля -- один из наиболее ответственных механизмов. Повышение грузоподъемности и интенсивности эксплуатации повышает требования к рулевым управлениям автомобилей. Рулевое управление должно обеспечивать легкость и четкость управления, сохранение заданного направления движения и обладать высокой надежностью и долговечностью.

Рулевое управление автомобилей МАЗ обладает высоким коэффициентом полезного действия и снабжено гидравлическим усилителем (гидроусилителем) и телескопической рулевой колонкой с рулевым колесом. Рулевое управление установлено в передней части автомобиля на левой продольной балке рамы, что обеспечивает хороший доступ к механизмам для их осмотра и обслуживания.

Рулевое управление служит для изменения направления движения автомобиля путем поворота передних колес при неподвижной оси. В него входят рулевой механизм и рулевой привод.

Рулевой механизм предназначен для передачи усилия от рулевого колеса к сошке рулевого привода. Он состоит из рулевого колеса, рулевой колонки с установленным в ней валом, передачи рулевого механизма (рулевой передачи) и сошки.

Рулевой привод служит для передачи усилия от рулевого механизма к передним колесам. К нему относятся: продольная рулевая тяга, поворотные цапфы и с рычагами и Р и поперечная тяга.

От рулевого колеса усилие через рулевой вал и рулевую передачу передается на сошку. Нижний конец сошки при своем перемещении воздействует на тягу, вследствие чего поворачивается левая поворотная цапфа вместе с левым передним колесом. Одновременно усилие от левой цапфы через рычаги и поперечную тягу передается на правую поворотную цапфу, от чего происходит поворот правого колеса.

Балка передней оси, рычаги, соединенные с поворотными цапфами, и поперечная тяга образуют рулевую трапецию. На резьбовых концах поперечной тяги установлены закрепленные стяжными болтами наконечники с резьбой. Правый наконечник имеет правую резьбу, а левый -- левую. Вращением поперечной тяги можно изменять расстояние между рычагами, регулируя угол схождения колес.

Рис. 1. 1 -- рулевое колесо, 2 -- колонка, 3 -- вал, 4 -- рулевой механизм, 5 -- сошка, 6 и 12 -- тяга, 7 и 9 -- рычаги, 8 -- цапфы, 10 -- балка

Рулевой механизм (рисунок 1) имеет встроенный распределитель и отдельный силовой цилиндр. Гидравлическая система включает в себя бачок 6, лопастной насос 5 и радиатор охлаждения масла 9, установленный в сливной магистрали.


Рисунок 1 – устройство рулевого управления МАЗ-6422

1 – карданный вал; 2 – рулевая колонка; 3 – рулевое колесо; 4 – рулевой механизм; 5 – насос; 6 – бачок; 7 – сошка; 8 – продольная тяга; 9 – радиатор; 10 – силовой цилиндр гидроусилителя.

Устройство рулевого механизма со встроенным распределителем



В современных автомобилях применяют рулевое управление, в котором редуктор рулевого механизма объединен с распределителем, а силовой гидроцилиндр действует на продольную тягу, соединённую с сошкой (рисунок 1). Если гидрораспределитель установлен между сошкой рулевого механизма и рычагом поворотной цапфы, его чувствительность значительно повышается.

Распределитель гидроусилителязолотникового типа (рис. 4.8) встраивают в рулевой механизм. В корпусе 6 золотника имеются три кольцевые рас­точки: А, Б, В. Средняя расточка Б соединена с каналом Г для подвода рабочей жидкости от насоса, а крайние (А и В) —с каналом Д слива ее в бак. В трех реактивных камерах корпуса 6 размещены плунжеры 25.

В центральном отверстии, выпол­ненном в корпусе, установлен золотник 26 закрепленный упорными под­шипниками 4 и 11 на втулке 12. Последняя шлицами соединена без боко­вого зазора с винтом 28 рулевого ме­ханизма и может перемещаться в осе­вом направлении. Винтовым соедине­нием втулка связана с входным валом 18.

При прямолинейном движении автомобиля золотник 25 за нимает нейтральное положение и масло от насоса по каналу Г поступает к средней расточке Б в корпусе золот­ника, заполняя реактивные камеры между плунжерами 25, а по каналам £ и Ж в корпусе и трубопроводам — в полости силового цилиндра. Когда силовой цилиндр заполнен полностью, масло, минуя его, идет через кольце­вые расточки А, В в канал Д и далее на слив.

При повороте рулевого колесаи, следовательно, входного вала 19 влево благодаря винтовому соединению втулка 12 с закрепленным на ней золотником 26 по шлицам винта 28 пере­мещается в осевом направлении впра­во. В начале смещения, когда давление в системе незначительно, усилие на рулевом колесе в основном создается торсионом 20, который непосредствен­но воздействует на вал 18. При смещении золотника в пределах зазора в шлицевом соединении прекращается доступ масла к кольцевой расточке А. Масло от насоса подается к средней расточке Б, а затем через канал Е в корпусе и трубопровод — в надпоршневую полость силового цилиндра. В результате при перемещении поршня поворачиваются влево вал сектора с сошкой, а через продольную тягу — управляемые колеса автомобиля. Из штоковой полости силового цилиндра масло по трубопроводу, каналу Ж в корпусе поступает в кольцевую рас­точку В, а затем через канал Д в бак.

При повороте рулевого колеса вправо втулка 12 с золотником 26 пе­ремещаются влево. Подвод масла к кольцевой расточке В прекращается: от насоса оно поступает в среднюю расточку Е и по каналу Ж в штоковую полость цилиндра. Поршень со штоком перемещается вправо, управляемые колеса автомобиля поворачиваются тоже вправо. Из надпоршневой полости цилиндра масло по каналу Е в корпусе поступает в кольцевую проточку А по каналу Д в бак.

Когда увеличивается сопротивление повороту управляемых колёс автомобиля, повышается давление масла в системе и, следовательно, в реактивных камерах, что вызывает пропорциональное увеличение требуемого усилия на рулевом колесе.

При снятии усилия с рулевого ко леса торсион 20 и плунжеры 25 возвращают золотник в нейтральное положение

Когда насос не работает или недостаточна эффективность гидроусилителя, после выборки зазора в шлицевом соединении вала 20 с винтом 28 усилие от рулевого колеса передается так же, как и в рулевом управлении без усилителя. Обратный клапан 7 перепускает масло из одной полости силового цилиндра в другую.

Читайте также: