Проблемы судоходства на волге

Обновлено: 07.07.2024

Росводресурсы не собираются увеличивать сброс воды для Нижней Волги. Дальнейшее уменьшение водного потока может оказаться критическим для Волгоградской и Астраханской областей. Специалисты фиксируют рекордно низкий уровень воды за всю историю наблюдений, что негативно скажется на судоходстве, туризме, охоте и рыбалке.

Во вторник федеральное агентство водных ресурсов обсудило готовность водохозяйственного комплекса двух регионов в условиях низкой водности к переходу на зимний режим.

Ситация катастрофическая — Волга мелеет

По данным Росгидромета, обстановка на реке Волга в октябре не улучшилась. Количество осадков в первой декаде текущего месяца не достигло и 10% от нормы. Ожидается, что величина притока в водохранилища Волжско-Камского каскада составит 11,5 км³ при норме сброса воды в 14,9 км³, сообщает пресс-служба Минприроды РФ.

Для сравнения, в 2010 году приток воды составлял 8,7 км³. Это минимальное значение за последние десять лет.

Большой воды не будет

В связи с низким объемом накопленных водных ресурсов на Волжско-Камском каскаде увеличения сброса воды не будет. Но дальнейший низкий уровень воды может иметь катастрофиеские последствия, по словам представителей Волгоградской и Астраханской областей. Под угрозой находится работа водозаборных сооружений.

В Росводресурсах отметили, что Волга нуждается в профилактических мероприятиях. Но из года в год ничего не меняется.

— Водозаборы, проходные каналы, ковши — все это регулярно необходимо содержать в проектных параметрах. Водозаборная инфраструктура требует соответствующей работы коммунальных служб. Если она не велась — ее надо организовать и придать ей соответствующий импульс. Вадим Никаноров, замруководителя Росводресурсов

Руководство федерального агентства снова дало понять, что режим работы Волгоградского гидроузла сохранит сброс воды на уровне 4700±100 м3/с. А жителям двух регионов на Нижней Волге рекомендовали учиться жить в условиях, когда уровень воды мал, заметив, что планового снижения расходов уже сейчас не выдерживают более десятка населенных пунктов

Чем грозит обмеление Волги

Исторически низкий уровень воды грозит серьёзными проблемами как для судоходства, так и для местных жителей — без воды могут остаться в Икрянинском, Лиманском, Наримановском районах Астраханской области. А зимой из-за столь сложной гидрологической ситуации есть риск массовой гибели рыбы, которой будет не хватать водных ресурсов.

Учитывая, что в Волгоградской и, особенно, Астраханской области серьёзно развит рыболовный туризм, следующий сезон охоты и рыбалки может стать катастрофически провальным.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Жмачинский В. И., Гурьянов Д. Н.

Статья посвящена проблеме улучшения условий судоходства по Волге. Рассматриваются два проекта: поднятие уровня Чебоксарского водохранилища и строительство низконапорной плотины с мостовым переходом в районе г. Городца (Нижегородская область).

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Жмачинский В. И., Гурьянов Д. Н.

Использование лесов Республики Марий Эл для строительства и эксплуатации искусственных водных объектов

Современное состояние и прогноз изменения сообществ гидробионтов в зоне строительства Нижегородского низконапорного гидроузла

About projects of maintenance of through navigation on the Volga river highway

The article is devoted to a problem of improvement of navigation conditions across the Volga. Two projects are considered: a rising of the Cheboksary reservoir level and the building of low pressure dams with the bridge transition around Gorodez (the Nizhniy Novgorod region).

[5] Ступаков В. С., Токаренко Г. С. Риск-менеджмент: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2005.

EARLY WARNING SYSTEM SHAPING OF FINANCIAL AND ECONOMIC CRISES

V. I. Zhmachinsky, I. V. Zhmachinskaja

The analysis of existing early warning systems of financial crisis at the enterprises is made and the basic measures used for the early warning of crises are systematized, and also the early warning system structure is defined.

В. И. Жмачинский, д. э. н., профессор, ВГАВТ. 603950, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5 а.

Д. Н. Гурьянов, начальник отдела маркетинга, ф-л ОАО «Мобильные ТелеСистемы

603093, Нижний Новгород, ул. Белинского, 32, офис 204.

О ПРОЕКТАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СКВОЗНОГО СУДОХОДСТВА ПО ВОЛЖСКОЙ РЕЧНОЙ МАГИСТРАЛИ

Статья посвящена проблеме улучшения условий судоходства по Волге. Рассматриваются два проекта: поднятие уровня Чебоксарского водохранилища и строительство низконапорной плотины с мостовым переходом в районе г. Городца (Нижегородская область).

До последнего времени не утихают острые споры по проблеме судоходства на Волге. Столкнулись два взаимоисключающих мнения специалистов.

Первое выдвинуто энергетиками, которые предлагают за счет достройки Чебоксарской ГЭС поднять уровень водохранилища до отметки 68 м (в настоящее время - 63 м).

Второе выдвинуто транспортниками, которые считают более целесообразным проект строительства низконапорной плотины с мостовым переходом через р. Волгу в районе Городца.

Каждый из проектов имеет как достоинства так и недостатки. В связи с этим есть необходимость более детального рассмотрения обоих проектов:

Рассмотрим оба проекта с конкурентных позиций и оценим с помощью ^ОТ-аналгоа. Таким образом, SWOT-aнaлиз конкурентоспособности показал преимущество второго проекта. Сравнительно высокий уровень конкурентоспособности проекта строительства низконапорной плотины в районе г. Городца связан с конкурентными преимуществами за счет:

- решения проблемы судоходства и обеспечения гарантированных глубин;

- роста объемов перевозок, в том числе судами загранплавания;

Факторы конкуренции проектов Экспертная оценка (в баллах)

-5 I -4 | -3 I -2 I -1 +1 |+2 |+3 I +4 | +5

1. Первый проект: поднятие /ровня Чебоксарского водохранилища

Рост выработки электроэнергии на 1.5 млрд. кВт. час X

1.2. Поднятие уровня Чебоксарского водохранилища до отметки 68 метров и улучшение судоходства X

Í.3. Использование завершенных объектов береговой инфраструктуры X

1.4. Затраты на поднятие уровня воды и обустройство зоны затопления -33,4 млрд. руб. X

1.5. Строительство дополнительных защитных сооружений в Н.Новгороде, Дзержинске, Балахне потребует до 105 млрд. руб. X .

1.6. Финансирование объектов инженерной защиты города за счет регионального бюджета (около 19 млрд. руб.) X ■

1.7. Затопление территорий в Воротынском, Лыс-ковском, Кстовском и других районах (всего около 168 тыс. Га) X

1.8. Подтопление территорий в Нижегородской области и Республике Марий Эл (всего около 350 тыс. Га) X

1.9. Переселение с затопленных территорий 19.5 тысяч жителей X

1.10. Нарушение экосистемы в районе затопления X

1.12. Мероприятия по бере-гоукреплению в связи с подъемом воды в реках Оке, Веглуге и Суре X

1.13. Экологическое состояние водного бассейна X

Факторы конкуренции проектов Экспертная оценка (в баллах)

-5 -4 -3 -2 -1 +1 +2 +3 +4 +5

1.14. Подтопление исторических памятников (Макарьевский монастырь, Староярмарочный собор, Смоленская церковь, Собор Александра Невского и т. д.) X

1.15. Улучшение баланса полезного объема водохранилища (в настоящее время 4,6 куб. км вместо 12,6 куб. км по проекту) X

Итого: -10 -12 -9 -2 -1 +2 +3 +4 +10

2.1. Улучшение судоходной обстановки путем обеспечения гарантированных глубин 3.5 м на участке Н. Новгород -Городец X

2.3. Строительство ГЭС мощностью 40 МВт в составе низконапорной плотины X

2.4. Перенос Нижегородского речного порта в район низконапорной плотины и автомобильного моста X

2.5. Санитарное состояние воды в районе г. Городец X

2.6. Недостаток полезного объема воды в водохранилищах, что снижает регулирующую способность Волжско-Камского каскада X

2.7. Снятие угрозы подтопления территорий в низовьях р. Волги, особенно в Астраханской и Волгоградской областях X

2.8. Обеспечение экологической безопасности в районе г. Н. Новгорода X

Факторы конкуренции проектов Экспертная оценка (в баллах)

-5 -4 -3 -2 -1 +1 +2 +3 +4 +5

2.10. Участие в финансировании проекта как федерального, так и регионального бюджета X

2.11. Сравнительно низкие объемы капитальных вложений по сравнению с первым проектом (100-150 млрд. руб. против 250 млрд. руб.) X

2.12. Открытие сквозного судоходства по всей магистрали р. Волги для иностранных судов и отечественных судов загранплава-ния X

2.13. Рост объемов перевозок в 1,5-1,7 раза - X

2.15. Снижение объемов подготовительных работ и сокращение сроков реализации проектов Т 1- X

Итого: -5 -4 -3 -2 -1 + 1 +2 +6 +12 +15

- более низких капитальных вложений;

- сохранения прибрежных земель, исторических памятников, объектов производственного и жилищно-коммунального хозяйства.

P.S. Как стало известно, правительством РФ принято решение о строительстве низконапорной плотины с мостовым переходом.

ABOUT PROJECTS OF MAINTENANCE OF THROUGH NAVIGATION ON THE VOLGA RIVER HIGHWAY

V. I. Zhmachinsky, D. N. Guryanov

The article is devoted to a problem of improvement of navigation conditions across the Volga.

Two projects are considered: a rising of the Chebobary reservoir level and the building of low

pressure dams with the bridge transition around Gorodez (the Nizhniy Novgorod region).

Правительство Нижегородской области поддерживает вариант решения проблемы судоходства на участке от Городца до Нижнего Новгорода, озвученный ранее экспертами Всероссийского научно-исследовательского института им. Б. Е. Веденеева, пишет Koza.press.

Представители НИИ предложили построить третью нитку шлюзов Городецкого гидроузла. Власти региона согласились с этой позицией пояснив, что предложенное решение, в сочетании с проведением дноуглубительных работ, позволит избежать негативного влияния на санитарно-эпидемиологическую и экологическую ситуацию. Также отмечается, что альтернативный вариант обойдется дешевле и может быть реализован быстрее по сравнению со строительством новой плотины.

Минтранс РФ окончательно отказался от прежних планов


Первоначальный проект гидроузла включал также мостовой переход через Волгу. Но от него пришлось в 2018 году отказаться. Слайд Минтранса РФ

Первоначальный проект гидроузла включал также мостовой переход через Волгу. Но от него пришлось в 2018 году отказаться

Слайд Минтранса РФ

Тогда нижегородцы проявили единство мысли и действий и направили видеообращение по привычному адресу: Москва, Кремль, Путину. Надо признать, что в этом порыве их поддержало областное правительство, выступающее с альтернативным вариантом возобновления судоходства. На стороне Нижегородской области сыграла не только солидарность жителей и кабмина Никитина, но и сроки реализации строительства гидроузла, которые постоянно переносились, и главгосэкспертиза, забраковавшая первоначальный проект, и даже РАН, увидевшая угрозу экологии.

Вода непостроенного гидроузла в итоге подточила уверенность Минтранса РФ, и на прошедшем в Совфеде круглом столе замминистра Александр Пошивай заявил, что вместо низконапорного гидроузла Москва планирует построить дополнительные камеры шлюза.

Александр Пошивай развязал нижегородский гидроузел. Фото Михаила Курникова

Александр Пошивай развязал нижегородский гидроузел

Фото Михаила Курникова

Аналитики считают, что с финансовой точки зрения дополнительный шлюз – крайне выгоден федеральному бюджету, учитывая нагрузки коронавирусного кризиса. Ведь строительство гидроузла потребовало бы от казны около 80 млрд рублей, а еще одна камера шлюза обойдется всего в 15 млрд.

Ранее они уже предлагали заменить строительство низконапорного гидроузла вариантом строительства третьей нитки шлюзов Городецкого гидроузла, который был предложен ВНИИ гидротехники им. Б.Е.Веденеева.

По информации министерства транспорта России, новый проект, который планируют реализовать в Нижегородской области, не создает дополнительной нагрузки на экологию.

Речь идет о строительстве дополнительной камеры шлюза Нижегородской ГЭС (Городецкого гидроузла), а также о дноуглубительных работах на участке в 40 км.

По информации министерства, проект не создаст дополнительной нагрузки на экологию региона. Сроки проведения мероприятий и объем финансирования пока не определены, добавили в минтрансе.

О новом проекте объявил ранее на круглом столе в Совете Федерации и заместитель министра транспорта России Александр Пошивай.

Это… не решает всех задач, которые решал первоначальный проект строительства низконапорного гидроузла, но это будет решение проблемы разделения Волги на две части, — сказал он.

В правительстве Нижегородской области заявили, что предложенное минтрансом решение позволяет избежать рисков, связанных со строительством гидроузла:

К предложенному в настоящее время к реализации варианту строительства дополнительной камеры шлюза в составе Городецких шлюзов принципиальных возражений правительство Нижегородской области не имеет. Ранее ВНИИ гидротехники им. Б.Е.Веденеева рассмотрел вместе с вариантом третьей нитки вариант третьей ступени Городецких шлюзов, предложенный сейчас вариант строительства дополнительной камеры шлюза также позволяет решить проблему судоходства, а также позволяют избежать рисков, связанных с реализацией варианта строительства Нижегородского низконапорного гидроузла.

Напомним, строительство нижегородского низконапорного гидроузла необходимо для восстановления судоходства на Волге на участке в 50 км между Нижним Новгородом и Городцом. В результате, провозная способность речного флота увеличится более чем в два раза, восстановится в полном объеме судоходство между Балтийским, Белым, Каспийским, Азовским и Черным морями. Ввод гидроузла в эксплуатацию планировался на 2024 г.

В мае 2020 г. стало известно, что правительство Нижегородской области разделяет мнение экспертов о целесообразности строительства третьей очереди шлюзов нижегородской ГЭС в Заволжье вместо возведения нового низконапорного гидроузла на Волге.

Читайте также: