Раф 977 и ераз 762 отличия

Обновлено: 07.07.2024

Найденный в Чили в 2020 году советский микроавтобус RAF-977 раннего образца переправили на родину, в Латвию, об этом сообщил клуб фанатов марки RAF Reunion и показал фотоподтверждение — раритет погружен на автовоз с латышскими номерами. Это единственный доживший до наших дней RAF-977 раннего типа.

Уникальный автомобиль нашли случайно — более полутора лет назад один из энтузиастов советской автостарины заметил его на сайте объявлений Чили по цене 800 000 чилийских песо ($930 по тогдашнему курсу). Выяснилось, что в 1960 году этот RAF экспортировали в латиноамериканскую страну, где его до последнего времени эксплуатировал католический миссионер.

977-й выпускался в Риге (Латвия), оснащался бензиновым двигателем ЗМЗ-21 (2,5 л, 70 л.с.), трехступенчатой механической коробкой передач, имел переднемоторную заднеприводную компоновку. Длина и ширина автомобиля составляли 4900 и 1815 мм, колесная база — 2700 мм.

В 1960-х годах автопром нуждался в компактных транспортных средствах, которые могли бы перевозить грузы весом до 1 тонны, но были бы экономичными и не часто ломались. Тогда в РАФе приняли решение начать сборку модели ЕрАЗ-762, которая так и не смогла достичь больших успехов.

Почему советские водители не любили ЕрАЗ-762

Почему советские водители не любили ЕрАЗ-762 3

Недостатки производства. Сразу же после выпуска нового грузовика стали явно заметны недостатки производства. К таковым относились:

Почему советские водители не любили ЕрАЗ-762 4

  • Слишком большая нагрузка на переднюю ось
  • Плохая развесовка
  • Быстрое разрушение деталей
  • Недостаточная жесткость кузова

Почему советские водители не любили ЕрАЗ-762 5

Кабина была сконструирована таким образом, что при росте выше среднего нельзя было расположиться. Узкое и высокое лобовое стекло препятствовало обзору на дороге, рычаг переключения давил водителю в бок из-за центрального размещения моторного отсека.

Почему советские водители не любили ЕрАЗ-762 6

Решение проблем. Инженеры пытались выпустить усовершенствованную версию фургона, предлагая новые решения для устранения недостатков. В 1970-х годах появилось сразу несколько вариантов обновления ЕрАЗ-762, которые даже одобрили и принялись за их выпуск. Тем не менее, все финансирование автопрома направили на выпуск КамАЗов и ВАЗов, а завод так и продолжил собирать старую версию транспортного средства.

Так как в Советском союзе наблюдался дефицит подобных транспортных средств, выпускали модель достаточно большими партиями, а из-за скорости продаж страдала и техническая сторона сборки авто. В итоге на грузовике было просто нереально ездить без ежедневного ремонта.

Позже спрос на ЕрАЗ-762 окончательно упал, на протяжении нескольких лет завод еще выпускал по несколько партий моделей ЕрАЗ-3730, а в 2002 году его признали банкротом и закрыли.

Итог. Микроавтобус ЕрАЗ-762 обещал стать альтернативой популярным тогда моделям АвтоВАЗа, обещая большую экономичность и удобство. В итоге модель стала изгоем среди автомобилистов, ведь недостатки разработки стали видны сразу же после старта продаж.




Собственно, в девичестве ЕрАЗ-762 как раз и был РАФом - грузовой фургон на базе микроавтобуса РАФ-977 был разработан в Риге, в 1962 году выпустили первую пробную партию таких фургонов, получивших индекс РАФ-977К, но мощности завода не позволили развернуть полноценный серийный выпуск, поэтому специально под производство таких автомобилей был построен Ереванский автомобильный завод, который с 1966 года начал выпускать рижский фургон под названием ЕрАЗ-762 и производил его аж до 1996 года, поэтому многие ЕрАЗы сохранились до наших дней, несмотря на невысокое качество изготовления.


Впрочем, именно таких, как этот ЕрАЗ, сохранилось как раз немного - это модификация ЕрАЗ-762Б, которая выпускалась с 1976 по 1979 год. В отличие от предыдущей версии, имевшей в своей основе, как и исходный РАФ, агрегаты ГАЗ-21, этот ЕрАЗ получил двигатель, КПП и прочие агрегаты от новой "Волги" - ГАЗ-24. Основное внешнее отличие ЕрАЗ-762Б - выпуклые продольные выштамповки кузова, на последующей и самой массовой версии машины - ЕрАЗ-762В, выштамповки стали вогнутыми. В 1990-х многие ЕрАЗы попали в частные руки, и новые владельцы стали переделывать фургоны под свои нужды, этот экземпляр получил остекление салона и стал почти микроавтобусом. Само остекление было очень похоже на укороченные форточки от какого-то автобуса, со сдвижными стёклами, а в боковой и задней двери были вставлены цельные стёкла, причём, судя по их матовости, они вполне могли достаться от списанного медицинского РАФ-977ИМ. Но на этом переделки не заканчивались - у этого ЕрАЗа был установлен передний мост от УАЗ-451, с УАЗовскими же колёсами.


Ещё одна характерная примета ранних ЕрАЗов - минимальное количество задней светотехники. Видно, что менялась юбка кузова, причём новое железо посадили на заклёпки. Интересна также двухцветная окраска фургона - такое впечатление, что крышу покрасили корабельным суриком. А вот морду зачем-то обтянули тряпкой, из-под которой проглядывала ржавчина.


Автомобиль долго стоял на этом месте на приколе, затем исчез, скорее всего отправился в металлолом - в наше время любителей возиться с такой техникой немного.

Но, конечно, на ЕрАЗе был конструкторский отдел, который занимался новыми разработками, пусть и не всегда удачными.

1966 год, ЕрАЗ-762. Первая версия развозного фургона, ещё без боковых рёбер жёсткости. Производилась с 1966 по 1976 год под документации РАФ.

1971 год, ЕрАЗ-762Р. Рефрижераторный фургон на базе модифицированного ЕрАЗ-762А. Внешних отличие от 762-го эти машины почти не имели.

1981 год, ЕрАЗ-762В. Самая массовая версия фургона получила новую форму рёбер жесткости и ряд модификаций ходовой части, а также замену некоторых агрегатов. Именно такие ЕрАЗы в основном дошли до наших дней.

ЕрАЗ-762Г. Грузовая версия с деревянным кузовом.

1972 год, ЕрАЗ-762П. Тягач прогулочного автопоезда.

1968 год, ЕрАЗ-773. На самом деле замену 762-му начали искать ещё в конце 60-х. Одним из ходовых макетов был 773-й.

1980 год, ЕрАЗ-3730. Эта машина могла бы стать самой успешной коммерческой моделью СССР и идти на экспорт – конструкторы действительно постарались. Но коммерческий транспорт одобрялся и финансировался по остаточному принципу, и о конвейере речи не шло. Серии по 20-30 машин, не более того.

1966 год, ЕрАЗ-762. Первая версия развозного фургона, ещё без боковых рёбер жёсткости. Производилась с 1966 по 1976 год под документации РАФ.

Читайте также: