Ремонт якоря стартера своими руками

Обновлено: 30.06.2024

В предыдущей статья мы рассказывали про устройство стартера, а сегодня расскажем о том, как проверить его на неисправности и отремонтировать.

При отказе стартера запустить двигатель автомобиля становится достаточно проблемным, а в большинстве случаев и невозможным. Поэтому для владельцев авто желательно знать самые простые способы проверки и ремонта автомобильного стартера, которые можно выполнить своими руками, не обращаясь к профессионалам автосервиса.

На фото - редукторный стартер

На фото — редукторный стартер

Так как стартер относится к электромеханическому изделию, то его отказ вызван только двумя неисправностями: механическими или электрическими.

Для проверки понадобится минимальный набор инструментов, перечень которых есть у большинства автолюбителей. А именно:

Паяльник и мультиметр

Паяльник и мультиметр

• Отвертки (простая и крестовая);

• Гаечные ключи или головки (в большинстве 13Х14 и 17Х19).

Проверку стартера можно выполнить как на двигателе, не снимая его, так и на верстаке, после его демонтажа.

Проверка на автомобиле

Без снятия стартера можно проверить следующие моменты:

• Наличие напряжения на силовой контакт реле от аккумуляторной батареи;

• Питание на управляющий контакт реле от замка зажигания;

• Сколько приходит от батареи и сколько передается напряжение на электродвигатель стартера при срабатывании реле в момент включения стартера от замка зажигания;

• Пусковые обороты (например, медленно крутится якорь);

• Состояние нагрева корпуса статора и запаха горелого бакелита, которым обрабатываются обмотки;

• Исправность электродвигателя можно проверить путем подачи 12V с аккумулятора минуя реле на вывод стартера (второй вывод реле, идущий к стартеру). Если двигатель крутит, то все в порядке.

Из чего состоит стартер

Из чего состоит стартер

Проверка на снятом изделии

После демонтажа стартера проверяются такие его элементы, как:

• Обмотка статора. С помощью мультиметра на предмет межвиткового или короткого замыкания, или обрыва, а также следов возможного затирания якоря об ламели (полюса) статора (например, при сильном износе втулок якоря) или отпускания полюсов от корпуса.

Обмотка статора

Обмотка статора

С помощью мультиметра проверяется сопротивление между корпусом и обмоткой — проводимость должна отсутствовать.

• Обмотка якоря. Аналогично проверке статора, плюс состояние пластин коллектора на предмет их износа, распайки.

Проверяем якорь

Проверяем якорь

Обмотку проверяют таким же образом, как и обмотку статора. Контрольку с лампой включают в сеть 220 В и один конец подают на пластину коллектора, вторую на сердечник якоря. Загорание лампы покажет, что необходима перемотка обмотки либо замена ротора. Пробой обмотки на корпус выявляется с помощью мультиметра. Распайку выводов коллектора выявляют путем визуального осмотра.

На исправном якоре между проточками пластин коллектора должна быть глубина не менее 0.5 мм.

• Втулки якоря. Зазор между валом якоря и втулками.

• Щеточный узел. Состояние щеток, пружин и свободность передвижения щеток в щеткодержателях.

Щеточный узел в плохом состоянии

Щеточный узел в плохом состоянии

Проверяется сопротивление между щеткодержателем и основной пластиной, при это сопротивление должно уходить в бесконечность. В зависимости от конструкции, щетки могут быть с креплением к корпусу, либо припаянные. В последнем случае потребуется паяльник.

На заводе выполняется соединение точечной сваркой, поэтому нужно просто обрезать провод от старой щетки и припаять провод от новой

• Обгонная муфта (бендикс) и шестеренка. Муфта должна проворачиваться только в одну сторону, в другую сторону только вместе с валом якоря. Шестерня не должна иметь сколов или выработки зубьев.

Старый и новый бендикс стартера

Старый и новый бендикс стартера

Для проверки обгонная муфта (ее корпус) зажимается через мягкий материал в тиски. Далее пробуется прокручивание шестерни бендикса туда и обратно, она на должна вращаться в обе стороны.

Проверяем бендикс - вращается или нет.

Проверяем бендикс — вращается или нет.

• Втягивающее реле. Обмотки на предмет обрыва или короткого замыкания (при условии, что реле разбирается). Также состояние возвратной пружины сердечника.

Проверка втягивающего реле

Проверяем втягивающее реле

• Вилка бендикса. Целостность самой вилки и износа ее кроев, где они входят в зацепление кольца обводной муфты.

Вилка с бендиксом

Вилка с бендиксом

• Шестерни редуктора (редукторный стартер). Целостность наружной и внутренних шестерен.

Ремонт стартера

• Статор. При обнаружении неисправностей в обмотке статора (пробой изоляции, обрыв) либо производится ремонт обмоток полюсов, либо выполняется замена статора. Для ремонта необходимо открутить крепеж полюсов к телу корпуса.

Обмотка статора отмечена стрелками

Обмотка статора отмечена стрелками

При необходимости заменяется старая изоляция, где надежнее зарекомендовала себя лента из лакоткани, чем лента из хлопчато-бумаги с пропиткой лаком.

В редукторном стартере полюса выполнены постоянными магнитами, которые крепятся к корпусу с помощью клея или иным способом. Проверяется их надежность. Для восстановления магнитов (при их отпадании) рекомендуется использовать композиционный клей, как более надежный.

• Якорь. При выявлении проблем с обмоткой якоря или пластин коллектора выполняется их реставрация, либо замена якоря.

Якорь стартера

• Втулки. В большинстве случаев выполняется замена втулок с последующей их развертки под диаметр вала.

• Щеточный узел. Замеряются щетки на предмет их высоты, свободности передвижения в щеткодержателях. Изношенные щетки заменяются новыми.

• Бендикс. При обнаружении любой неисправности обводная муфта подлежит замене.

• Втягивающее реле. В случаях, когда реле разборное, то оно разбирается и зачищаются или меняются силовые контакты. При поломке возвратной пружины сердечника реле, производится ее замена. Когда же оно не разборное, то меняется реле в сборе.

Втягивающее реле

• Вилка привода. При любом износе вилки необходима ее замена;

Вилка бендикса

Вилка бендикса

• Шестерни редуктора. При неисправности выполняется замена изношенных шестерен, либо весь их набор в сборе.

В случаях, когда обнаружится трещина в передней крышке стартера (редко, но бывает), то производится ее замена.

В заключение

Как видим, практически все работы по ремонту стартера можно выполнить своими руками, сэкономив свое время на поездку в сервис, а также собственные финансы.
При правильном же использовании и своевременном обслуживании стартера его ресурс может составлять порядка 200 тыс. километров, поэтому для длительной эксплуатации рекомендуем периодически проверять его состояние.

Читайте также: