Rpm на спидометре что это

Обновлено: 02.07.2024

Revolutions Per Minute

aktrissa_ns


Что такое SCR (Selective Catalytic Reduction)?


Что такое RWD (Rear Wheel Drive)?


Что такое RTV (Room Temperature Vulcanization)?


Что такое ROV?


Что такое RON (Research Oktan Number)?

Программы групповых тренировок Les Mills пользуются огромной популярностью во всем мире. Их придумал Филипп Миллс и начал разрабатывать в своем фитнес-клубе Les Mills в Новой Зеландии, который назван в честь отца — Леса Миллса, члена олимпийской сборной Новой Зеландии.

RPM — интенсивная программа на велотренажёрах

Все упражнения и музыку для занятий разрабатывают в специально созданном для Les Mills новозеландском институте. Только этот институт продает программы во все страны мира и обучает тренеров, которые будут вести их. В России представлены только 4 вида:

  • Bodypump — тренировка со штангой,
  • Bodycombat — тренировка, основанная на движениях, взятых из разных видов единоборств,
  • Bodybalance — тренировка, соединяющая в себе элементы йоги, пилатеса, тай-чи,
  • RPM — тренировка на стационарных велосипедах.

Всем привет! Сегодня обсудим, что такое RPM вентилятора, как рассчитывается, какие бывают параметры и сколько должно быть у вентилятора процессора на компьютере.


О правильной установке вентиляторов охлаждения в системном блоке можно почитать в этом посте.

Что это за характеристика RPM

Скорость вращения кулера, как и некоторые прочие характеристики, влияют, какой поток воздуха он будет создавать и, соответственно, насколько эффективно будет охлаждать компоненты компьютера.

Чем выше скорость вращения, чем эффективнее вентилятор будет охлаждать детали, но при этом создавать и больше шума.

Естественно, технические параметры имеют ограничения, обусловленные конструкцией кулера. В силу ряда причин делать высокоскоростные качественные вентиляторы нерентабельно, и в топовых сборках, которые выделяют много тепла, выгоднее использовать жидкостную систему охлаждения.

Оптимальные обороты кулера ЦП

В зависимости от нагрузки, подаваемой на процессор, температура его нагрева может существенно отличаться в течение рабочей сессии — в среднем, от 40 градусов в режиме простоя до 90 градусов при сложных вычислениях. Больший нагрев уже считается критическим и приводит к аварийному отключению компьютера.

Соответственно, и крыльчатку для более эффективного охлаждения следует раскручивать с разной скоростью. Этот параметр регулируется системной платой, может регулировать автоматически, если пользователь не задаст через БИОС или с помощью специальной утилиты фиксированное значение.

Кулер подключается к материнке с помощью 4-пинового коннектора. Один из контактов которого и влияет на скорость вращения, регулируя подаваемое напряжение.

Буду признателен всем, кто расшарит этот пост в социальных сетях. До скорой встречи!

Измерение скорости движущегося транспортного средства всегда было интересной задачей для любителей электроники. Сейчас, в эпоху почти тотального перехода на цифровую технику, наиболее просто сделать цифровой спидометр и подобный спидометр для велосипеда на основе платы Arduino мы уже рассматривали на нашем сайте. Но для многих людей визуально более удобен аналоговый спидометр, поэтому в данной статье мы рассмотрим создание аналогового спидометра на основе платы Arduino и инфракрасного датчика. В данном проекте инфракрасный датчик будет использоваться для измерения скорости. Во многих других проектах для измерения скорости используется датчик Холла, но в этом проекте мы применим инфракрасный датчик – его достаточно легко купить и его можно использовать практически в любом типе транспортного средства.

Внешний вид аналогового спидометра на основе Arduino и инфракрасного датчика

В рассматриваемом проекте мы будем показывать скорость как в аналоговой, так и в цифровой форме. Также в данной статье мы можем улучшить свои познания в области шаговых двигателей и использования прерываний и таймеров в Arduino. В результате реализации данного проекта мы сможем измерять скорость любого вращающегося объекта, отображать ее в цифровой форме на экране ЖК дисплея 16x2 и в аналоговой форме на соответствующем указателе.

Необходимые компоненты

  1. Плата Arduino Uno (купить на AliExpress).
  2. Биполярный (двухполюсный) шаговый двигатель (4 провода) (bipolar stepper motor).
  3. Драйвер шагового двигателя L298n (Stepper motor driver) (купить на AliExpress).
  4. Модуль инфракрасного датчика (IR sensor module) (купить на AliExpress).
  5. ЖК дисплей 16х2 (16*2 LCD display) (купить на AliExpress).
  6. Резистор 2,2 кОм (купить на AliExpress).
  7. Соединительные провода.
  8. Макетная плата.
  9. Источник питания.
  10. Напечатанная на принтере картинка спидометра.

Внешний вид компонентов для проекта

Расчет скорости и ее отображение на аналоговом спидометре

Инфракрасный (ИК) датчик представляет собой устройство которое может обнаруживать присутствие объекта перед собой. Для тестирования работы проекта мы использовали двухлопастной вентилятор, который поместили перед инфракрасным датчиком, поэтому всегда когда лопасть вентилятора будет проходить над датчиком ИК датчик будет обнаруживать это. Для расчета времени одного оборота вентилятора мы задействуем таймеры и прерывания платы Arduino. В определенной степени данная часть проекта похожа на тахометр на основе платы Arduino, ранее рассматривавшийся на нашем сайте.

Внешний вид инфракрасного датчика

В этом проекте мы будем использовать прерывание самого высокого приоритета для определения числа оборотов вентилятора в минуту (rpm - revolutions per minute). Мы будем применять это прерывание в нарастающем режиме. То есть всегда когда выход датчика будет изменять свое состояние с LOW на High будет вызываться на выполнение функция RPMCount(). А поскольку в проекте мы использовали двухлопастной вентилятор это значит что данная функция будет вызываться 4 раза за один оборот.

Когда мы определим время одного оборота мы можем рассчитать по ниже приведенной формуле число оборотов в минуту (RPM). В этой формуле 1000/time позволит определить нам число оборотов в секунду (RPS - revolution per second), а умножив полученное значение на 60 мы получим число оборотов в минуту.


В этой статье я расскажу как собрать свою уникальную виртуальную или цифровую панель приборов и получить данные с любых датчиков в автомобилях группы VAG (Volkswagen, Audi, Seat, Skoda).

Мною был собран новый CAN сниффер и CAN шилд для Raspberry Pi на базе модуля MCP2515 TJA1050 Niren, полученные с их помощью данные я применил в разработке цифровой панели приборов с использованием 7″ дисплея для Raspberry Pi. Помимо простого отображения информации цифровая панель реагирует на кнопки подрулевого переключателя и другие события в машине.

В качестве фреймворка для рисования приборов отлично подошел Kivy для Python. Работает без Иксов и для вывода графики использует GL.

  1. CAN сниффер из Arduino Uno
  2. Подслушиваем запросы с помощью диагностической системы VAG-COM (VCDS)
  3. Разработка панели приборов на основе Raspberry Pi и 7″ дисплея
  4. Софт панели приборов на Python и Kivy (UI framework)
  5. Видео работы цифровой панели приборов на базе Raspberry Pi

CAN сниффер из Arduino Uno

Чтобы послушать, что отправляет VCDS в CAN шину я собрал сниффер на макетке из Arduino и модуля MCP2515 TJA1050 Niren.

Схема подключения следующая:

CanHackerV2 позволяет смотреть пролетающий трафик, записывать и проигрывать команды с заданным интервалом, что очень сильно помогает в анализе данных.


Подслушиваем запросы с помощью диагностической системы VAG-COM (VCDS)

Программно-аппаратный сканер VCDS предназначен для диагностики электронных систем управления, устанавливаемых на автомобилях группы VAG. Доступ ко всем системам: двигатель, ACP, АБС, климат-контроль, кузовая электроника и т.п., считывание и стирание кодов неисправностей, вывод текущих параметров, активация, базовые установки, адаптация, кодирование и т.п.


Подключив сниффер к линиям CAN_L и CAN_H в диагностическом шнурке я смог увидеть какие запросы делает VCDS и что отвечает авто.



Особенность авто группы VAG в том, что OBD2 разъем подключен к CAN шине через шлюз и шлюз не пропускает весь гуляющий по сети трафик, т.е. подключившись в OBD2 разъем сниффером вы ничего не увидите. Чтобы получить данные в OBD2 разъёме нужно отправлять шлюзу специальные запросы. Эти запросы и ответы видно при прослушивании трафика от VCDS. Например вот так можно получить пробег.

В VCDS можно получить информацию почти с любого датчика в машине. Меня в первую очередь интересовала информация, которой вообще нет на моей приборке, это:

  • температура масла
  • какая именно дверь открыта

Разработка панели приборов на основе Raspberry Pi и 7″ дисплея

В качестве аппаратной части я выбрал Raspberry Pi. Была идея использовать Android планшет, но показалось, что на Raspberry Pi будет проще и быстрее. В итоге докупил официальный 7″ дисплей, и сделал CAN шилд из модуля TJA1050 Niren.


OBD2 штекер использовал от старого ELM327 адаптера.


Используются контакты: CAN_L, CAN_H, +12, GND.


Тесты в машине прошли успешно и теперь нужно было все собрать. Плату дисплея, Raspberry Pi и блок питания разместил на куске черного пластика, очень удачно подобрал пластмассовые втулки, с ними ничего не болтается и надежно закреплено.


Местом установки выбрал бардачок на торпедо, которым я не пользуюсь. По примеркам в него как раз помещается весь бутерброд.


Напильником довел лист черного пластика до размера крышки бардачка, к нему прикрепил бутерброд и дисплей. Для прототипа сойдет, а 3D модель с крышкой для дисплея и всеми нужными крепежами уже в разработке.


Софт панели приборов на Python и Kivy (UI framework)

Параллельно со сборкой самой панели приборов я вел разработку приложения для отображения информации с датчиков. В самом начале я не планировал какой либо дизайн.



Первая версия панели приборов

По мере разработки решил визуализировать данные более наглядно. Хотел гоночный дизайн, а получилось, что-то в стиле 80-х.



Вторая версия панели приборов

Продолжив поиски более современного дизайна я обратил внимание какие цифровые приборки делают автопроизводители и постарался сделать что-то похожее.



Третья версия панели приборов

Ранее, я никогда не разрабатывал графические приложения под Linux поэтому не знал с чего начать. Вариант на вебе простой в разработке, но слишком много лишних компонентов: иксы, браузер, nodejs, хотелось быстрой загрузки. Попробовав Qt PySide2 я понял, что это займет у меня много времени, т.к. мало опыта. Остановился на Kivy — графический фреймворк для Python, простой в понимании с полной библиотекой графических элементов и дающий возможность быстро создать мобильный интерфейс.

Kivy позволяет запускать приложение без Иксов, прямо из консоли, в качестве рендера используется OpenGL. Благодаря этому полная загрузка системы может происходить за 10 секунд.

Алгоритм работы следующий, используется 3 потока:

  1. В главном потоке работаем с графическими элементы (спидометр, тахометр, часы, температуры и др) на экране
  2. Во втором потоке каждые 5 мс делаем опрос следующего датчика
  3. В третьем потоке слушаем CAN шину, получив ответ парсим его и обновляем соответствующий графический элемент

Проект цифровой панель приборов открытый. Рад буду предложениям и комментариям!

Читайте также: