Схема березовского с автовазом

Обновлено: 08.07.2024

БЕРЕЗОВЫЙ СОК

Об истории Волжского автомобильного завода в советские времена написано множество книг, а журнальным статьям просто нет числа. Но нас интересует новейшая ее часть — та, что развертывалась в последние 20 лет.

В начале 1990-х годов вся советская экономика стремительно шла ко дну. Нормально выживать могли лишь нефтянка (наряду с другими отраслями, занятыми экспортом сырья) и АВТОВАЗ. Завод в Тольятти, несмотря на проблемы с поставщиками, продолжал выпускать машины, которые россияне (и жители стран СНГ) по-прежнему были счастливы купить. Спрос на них в это время многократно превышал предложение. При этом себестоимость производства была невелика: сырье и комплектующие стоили копейки, рабочая сила — тоже. В 1990-х рабочий на АВТОВАЗе получал зарплату, эквивалентную 150–250 долларам. Производство одного автомобиля обходилось в 2–4 тыс. долларов, а в розницу он стоил в среднем 7 тысяч. Быть бы АВТОВАЗу самым прибыльным предприятием в стране, но на счету висели одни убытки.

Не помогла предприятию и перемена формы собственности. В конце 1992 года его акционировали: половину акций получило государство, остальные разделили между работниками. В ту пору на головном заводе и в филиалах числилось 290 тыс. человек.

В 1995 году АВТОВАЗ официально прекратил сотрудничество с Березовским: тот задолжал предприятию крупную сумму денег (называли 1,2 млрд. долларов). AVVA перестала дарить вкладчикам автомобили, а затем и вовсе обанкротилась. Денег на ее счету не нашлось.

ВДОГОНКУ ЗА ЛИДЕРАМИ

ВАРЯЖСКАЯ САГА

СЧАСТЛИВЫЙ ФИНАЛ?

11_no_copyright

Все схемы открываются в полный размер по клику мышки.

Похоже, теперь у автогиганта неплохие перспективы. Хотя за покупателя сегодня надо бороться, ведь выбор у него огромный.

10_no_copyright

НАША СПРАВКА

(мнение) Красный директор, заложник бандитов, партнер Березовского: история Владимира Каданникова

Каданников помог заработать первое состояние Березовскому

От разнорабочего до патриарха

Симбиоз с Березовским

СОК была основана в 1994 году и буквально за несколько лет превратилась из небольшой региональной торговой фирмы в гигантский промышленный конгломерат, объединяющий более 40 предприятий. В 2004 году Forbes оценивал оборот всех компаний группы в $1,75 млрд.

Вооруженное собрание акционеров и отставка


- Александр Васильевич, начнем плясать, что называется, от печки. Как вы познакомились с Борисом Березовским?

- Он был исполнительным подчиненным или просто шустрым малым?

- Он был прирожденный фарцовщик. На завод в Тольятти Березовский никогда не приезжал без московских гостинцев и деликатесов. Всегда в подарок привозил дефицитные колбасы и несколько остреньких ножичков. Колбасы было немного, но он нарезал ее так тоненько, так пергаментно, что хватало накормить чуть ли не сто человек! Моя супруга постоянно им восхищалась - как прекрасно он резал колбасу.

- А у Березовского не было проблем с алкоголем?

- Нет. Выпивал за общим столом, конечно, но всегда знал меру. Держал себя в рамках приличия.

- Уловим ли тот момент, когда Березовский из мелкого спекулянта стал превращаться в крупную фигуру?

Весь его бизнес и, если хотите, жизнь построены на этой теории. Благодаря ей Березовский оказался на голову выше всех дельцов и чиновников, с кем сталкивался в постсоветской России.

- Только потому, что он обводил вокруг пальца и первых лиц страны, и спецслужбы.


Проживающий в Лондоне российский бизнесмен Борис Березовский получил новый срок. Красногорский городской суд приговорил предпринимателя к 13 годам лишения свободы в колонии общего режима за хищение 58 миллионов рублей у компании "АвтоВАЗ". За это же преступление на девять лет колонии осужден Юлий Дубов. Суд обязал подсудимых выплатить похищенную сумму правительству Самарской области в счет возмещения нанесенного ущерба.

Это уже второй заочно вынесенный российским судом приговор Березовскому. В ноябре 2007 года его приговорили к шести годам лишения свободы, признав виновным в хищении более 200 миллионов рублей у "Аэрофлота".

Новый процесс проходил по схожей схеме. Березовский считает, что уголовные обвинения в экономических преступлениях выдвигаются против него российскими властями по политическим мотивам. В связи с этим бизнесмен, как и в случае с делом "Аэрофлота", запретил своим адвокатам представлять его интересы в российском суде, и ему был назначен государственный адвокат.

Собственно по делу "ЛогоВАЗа" Березовский получил 11 лет. Но суд включил в это наказание предыдущий приговор, и в итоге совокупный срок наказания вырос до 13 лет.

Мотивация приговора, срок по которому в два раза превышает предыдущий, судом пока не раскрыта, хотя сумма похищенного по этому делу меньше суммы хищений у "Аэрофлота". Возможно, суд руководствовался тем, что это уже второй приговор и таким образом Березовский формально является рецидивистом. Однако события, во время которых происходили хищения в "АвтоВАЗе", относятся к 1994-95 годам, тогда как хищения в "Аэрофлоте" совершались, по версии следствия, в 1996-97 годах.

Как бы там ни было, сути это не меняет: Березовский получил вторую судимость, и у российской прокуратуры появился новый повод потребовать его экстрадиции от британских коллег. Вряд ли и эта попытка окажется успешной, тем более с учетом того, что британские суды уже признали обвинения Березовскому по этому делу политически мотивированными.

Березовскому были предъявлены обвинения по статьям сразу двух уголовных кодексов: статье 147 УК РСФСР в редакции 1994 года "мошенничество" и статье 174 УК РФ "легализация денежных средств". По мнению прокуратуры, созданная предпринимателем в качестве официального дилера "АвтоВАЗа" компания "ЛогоВАЗ" похитила мошенническим способом 143 миллиона деноминированных рублей (или 143 миллиарда неденоминированных рублей). Уголовное дело по факту хищения было возбуждено в августе 2002 года.

Как утверждает обвинение, в 1994 году "ЛогоВАЗ" договорился с "АвтоВАЗОм" о реализации двадцати тысяч автомобилей различных моделей, однако расчет с поставщиком был произведен не полностью, и деньги за более чем пять тысяч машин завод не получил. Предпринимателей обвинили в том, что на украденные деньги они приобрели объекты недвижимости и акции различных компаний, в том числе медийных. В частности, на эти средства были приобретены доли в телекомпаниях ОРТ (ныне "Первый канал") и ТВ-6, а также в журнале "Огонек".

По версии следствия, в одном из случаев была использована следующая схема: в 1995 году "АвтоВАЗ" передал правительству Самарской области две тысячи своих облигаций стоимостью в 60 деноминированных миллионов рублей в счет налоговых отчислений в региональный бюджет. На этот шаг завод пошел в связи с острой нехваткой оборотных средств, и уплата налога облигациями стала предметом отдельного разбирательства.

Затем облигации у области выкупил "ЛогоВАЗ", председателем правления которого был Борис Березовский, а его заместителем Бадри Патаркацишвили. Кроме того, по данным прокуратуры, к сделке был причастен замгендиректора "ЛогоВАЗа" Юлий Дубов. За облигации "ЛогоВАЗ" отдал самарским властям шесть процентов собственных акций, и затем вернул ценные бумаги "АвтоВАЗу" в обмен на две тысячи автомобилей.

Следствие на разных этапах то утверждало, что цена акций "ЛогоВАЗа", использованных в сделке, была сильно завышена, то склонялось к тому, что этих акций вообще не существовало в природе. До момента объявления приговора речь шла о хищении упомянутых 143 миллионов рублей, но в итоге бизнесменам было вменено хищение только 58 миллионов. Именно на эту сумму был предъявлен иск от Самарской области. Причину изменения похищенной суммы на меньшую суд не назвал.

Исполнение приговора осложняется физической недоступностью осужденных для российских правоохранителей: Березовский и Дубов получили в Великобритании политическое убежище и для пересмотра этого решения будут нужны очень веские аргументы. В отношении Патаркацишвили уголовное дело было ранее выделено в отдельное производство, а затем прекращено в связи со смертью подозреваемого.

Всего против Березовского возбуждено до 11 уголовных дел, в том числе по подозрению в хищении государственной дачи в подмосковном поселке "Жуковка", хищении кредита на 13 миллионов долларов у банка "СБС-Агро" и в попытке насильственного изменения конституционного строя. По мнению назначенного предпринимателю адвоката Валерия Доронина, "в ходе процесса никаких доказательств вины Березовского и Дубова представлено не было". Он добавил, что бывший глава Самарской области Константин Титов и бывший глава "АвтоВАЗа" Владимир Каданников заявили в суде, что никакого ущерба Березовский своими действиями не причинил.

Читайте также: