Сколько водителей ездят без прав статистика

Обновлено: 05.07.2024

Водителя, попавшегося в третий раз за превышение скорости более чем на 60 или 80 км/ч, а также выезд на встречную полосу в руки инспектору, привлекут к уголовной ответственности, если ранее за это же нарушение он был лишен прав. Вступила в силу поправка, которая ввела в УК новую статью 264.2. Документ об этом сегодня публикует "Российская газета".

Новая статья предусматривает за такое нарушение уголовный штраф от 200 до 300 тысяч рублей, либо обязательные работы на срок до 480 часов, либо принудительные работы на срок до двух лет, либо лишение свободы на срок до двух лет. И все это - с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Часть вторая новой статьи предусматривает наказание для того, кто, уже имея судимость по этой статье, снова превысил скорость более чем на 60 км/ч или проехал по встречке и был пойман инспектором. Наказание гораздо строже: штраф от 300 до 500 тысяч рублей, либо исправительные работы до двух лет, либо ограничение свободы до трех лет, либо принудительные работы до трех лет, либо лишение свободы на срок до трех лет. И все это также сопровождается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет. То есть впервые в нашем законодательстве предусматривается лишение прав на 6 лет.

Против кого направлена эта статья? Как не раз говорилось при ее принятии Госдумой - против блогеров-лихачей, которые ничего не боятся, закон которым не писан, поскольку денег у них много. Оплатил штраф и поехал дальше.

Но будет ли эта статья работать и кого по ней будут наказывать? А вот тут как раз та самая собака и зарыта. Давайте разберемся.

Превышать скорость более чем на 60 км/ч можно сколько угодно раз без особого риска даже лишиться прав. Главное - штрафы вовремя оплачивать

Как считает адвокат Сергей Радько, водителей, лишенных прав именно за превышение скорости, днем с огнем поискать. Ведь превышение скорости инспекторами ДПС на дороге практически не фиксируется. Для этого есть камеры фотовидеофиксации. А за нарушения, выявленные камерами, лишение прав не назначается. Только штраф 5 тысяч рублей.

Поэтому превышать скорость более чем на 60 и даже более чем на 80 км/ч можно сколько угодно раз без особого риска не только сесть за решетку, но и даже лишиться прав. Главное - штрафы вовремя оплачивать.

Впрочем, движение по встречной полосе пока чаще выявляется все-таки инспекторами. Но трудно представить, чтобы вменяемый водитель, который только что отделался за такое нарушение штрафом, снова выехал на встречку, лишился прав и, уже будучи лишенным их, снова сел за руль и поехал по встречке. Причем эти нарушения нужно совершить в течение года. Ведь максимальный срок лишения прав за выезд на встречку - полгода.

Сергей Радько также уточняет, что по новой статье УК не все лишенные прав водители могут быть осуждены. Если, например, водитель был лишен прав за движение по односторонней дороге во встречном направлении и выехал, не имея прав, на встречку, то уголовная ответственность ему уже не грозит. Если он был лишен прав за повторный проезд на красный свет, без прав сел за руль и превысил скорость более чем на 80 км/ч, ему также уголовная статья не грозит.

Кстати, среди тех самых блогеров-лихачей, попавших в резонансные ДТП в последнее время, не было ни одного лишенца. Либо срок лишения давно истек и права были возвращены.

В общем, похоже, статья работать не будет. Либо будет работать только в таких эксклюзивных случаях, которые в ней и описаны.

Если у водителя нет прав, то ему не грозит ни их лишение, ни уголовная ответственность. Только штраф от 5 до 15 тысяч рублей

Кроме того, юрист Сергей Смирнов обратил внимание еще на одну деталь. Новая статья не затрагивает водителей, не имеющих права управления. То есть сколько бы они не превышали скорость, не выезжали на встречную полосу, им ничего не грозит, кроме штрафа от 5 до 15 тысяч рублей. Лишить прав их нельзя, ведь таких прав у них нет. А раз прав они не лишены, то и привлечь их к уголовной ответственности невозможно. Получается, что богатым блогерам становится выгодно не иметь права управления, чтобы лихачить на дорогах.

Еще один момент. В Кодекс об административных правонарушениях при принятии поправок в Уголовный кодекс не внесли изменения, которые предусматривали бы применение наказания за выезд на встречку и превышение скорости более чем на 60 или 80 км/ч, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния. Получилось, что судья может и за третье нарушение лишить прав и не применять уголовную статью. Тем более что есть примеры гуманного правосудия, когда суд за повторное управление в нетрезвом виде освобождал водителя от уголовной ответственности за деятельное раскаяние.

А значит, своей задачи новая уголовная статья не выполнит, на дорогах ничего не изменится, и вновь речь пойдет о необходимости еще более усилить ответственность водителей, считает Сергей Радько.

Абсолютно непонятно, по какой причине, но законодатели до сих пор игнорируют такой юридический казус. Если человек совершает несколько сотен нарушений в год, но вовремя оплачивает штрафы, он никому не интересен. Претензии к нему начинают предъявляться только с того момента, когда он перестает их оплачивать. А чем отличается лихач, который платит, от того, который игнорирует штрафы? На дороге они одинаково опасны. Уже не раз предлагалось ввести ответственность за систематическое нарушение правил. Но эти поправки воспринимаются в штыки. И даже та поправка, которая заложена в проекте нового КоАП, эффекта не даст. Ведь она тоже исключает нарушения, выявленные камерами. А значит, гонять на предельных скоростях по нашим дорогам можно, если регулярно оплачивать штрафы. Для таких нарушителей просто проезд будет, по сути, платным. Штраф становится чем-то вроде индульгенции.


Однако при остановке инспектором дело не ограничится штрафом: водитель без удостоверения не вправе продолжать движение. Часть 1 статьи 27.13 КоАП РФ предусматривает в этой ситуации задержание транспортного средства и его перемещение на спецстоянку.

Отдельное наказание ждет владельца машины, который позволил человеку без прав управлять своим автомобилем. Для него существует часть 3 статьи 12.7, которая устанавливает санкции за передачу управления транспортным средством лицу, заведомо не имеющему права управления транспортным средством (за исключением учебной езды) или лишенному такого права. Такое нарушение влечет наложение административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Если наказания за просроченные права ожидают не все, то вариант с отсутствием нужной категории более предсказуем. Управление автомобилем категории, которая отсутствует в удостоверении водителя, тоже трактуется как езда без прав и наказывается по той же части 1 статьи 12.7. Сев за руль автомобиля без нужной категории, водитель получит штраф в размере от 5000 до 15 000 рублей. Ну и, разумеется, здесь тоже применяется часть 1 статьи 27.13 КоАП РФ, по которой автомобиль будет задержан и отправлен на штрафстоянку. Так что, садясь за руль микроавтобуса, пикапа или легкого коммерческого автомобиля, лучше проверить, какая категория указана в документах, чтобы не попасть впросак без прав категории С или D.

Недавно мы подробно разбирались, как ездить на легковушке с прицепом, и в числе прочего выяснили, что категория BE нужна далеко не всегда. Однако если правила все же предусматривают наличие категории BE для буксировки конкретного прицепа, а у водителя ее нет, то при остановке инспектором это тоже будет трактоваться как езда без прав. Соответственно, наказание будет тем же: штраф в размере от 5000 до 15 000 рублей, а также задержание прицепа и отправка его на штрафстоянку. Так что перед тем как отправляться в дорогу, лучше открыть документы на автомобиль и прицеп и посчитать, сходятся ли параметры максимальной массы для того, чтобы можно было ехать без нарушения.

Отметим, что обо всех нарушениях, за которые могут лишить прав, мы рассказывали в подробном материале, а также разбирались, как вернуть права после лишения.

Всё больше французских автомобилистов садится за руль без водительских удостоверений: по мнению экспертов, причины надо искать в высокой стоимости обучения и длительном ожидании переэкзаменовки после возвращения прав. Такое правонарушение часто сопровождается опасным вождением под действием алкоголя и наркотиков, а в случае ДТП виновнику приходится возмещать убытки без помощи страховки, передаёт France 3.


Сегодня в Люнеле проверяют одного из автомобилистов: он ехал, не пристегнувшись. Однако первые же вопросы выявляют более серьёзное правонарушение.

Водитель ездил, хотя временно лишён прав. Машину оставили на месте, а его самого забрали в отделение жандармерии для дополнительного освидетельствования.

ПОЛИЦЕЙСКИЙ: То есть вы сейчас ехали без прав, в состоянии алкогольного опьянения и под действием кокаина? Понимаете, в чём проблема?

Его приговорили к штрафу в размере 150 евро, четырём месяцам тюрьмы условно и временному лишению прав ещё на четыре месяца.

В 2019 году по крайней мере 770 тысяч автомобилистов также ездили без действующих прав. В результате в 2020 году в ДТП с участием водителей без прав погибло 220 человек. В таких показателях винят высокую стоимость обучения вождению, а также задержки в переэкзаменовке после возвращения прав — по мнению этого адвоката, они слишком большие.

ЖАН-БАТИСТ ИОСКА, адвокат по дорожному праву: Человек, который потерял право управлять транспортным средством и которому оно нужно ежедневно,он не сможет себе позволить ждать полгода, чтобы пересдать экзамен и получить временные права с шестью пунктами на три года.

Однако у таких автомобилистов также существует связь между отсутствием водительских прав и опасным вождением.

ЭКСПЕРТ: Конечно, мы видим по статистике, что такие водители употребляют наркотические вещества и алкоголь в больших количествах, чем среднестатистический водитель.

Для водителей без прав предусмотрено наказание в виде штрафа до 15 тысяч евро и до года в тюрьме. В случае ДТП ему придётся из личных средств возместить убытки.


Сейчас экзамен в ГИБДД можно сдавать начиная с 17 лет, но даже успешно пройдя тестирование садиться за руль по действующим правилам разрешено только с 18 лет. До этого момента в ГИБДД водительское удостоверение просто не выдадут. И если такого водителя остановит инспектор, нарушителя накажут: согласно ст. 12.7 КоАП, управление автомобилем водителем, не имеющим прав, влечет штрафа от 5 тыс. руб. до 15 тыс. руб. Накажут и того, кто не уследил за своим автомобилем и допустил, что в него заберется подросток без водительского удостоверения: передавшему свое транспортное средство водителю без прав грозит штраф 30 тыс. рублей.

Статьи 28 ноября 2014 От 16 и старше. Зачем подросткам права

При этом в ГИБДД обратили внимание: прошедшие обучение молодые водители, которые вынуждены еще год ждать возможности сесть за руль, за это время теряют практические навыки управления. Чтобы устранить этот недостаток, в МВД придумали два изменения. Во-первых, там разработали проект нового административного регламента проведения экзаменов на водительское удостоверение. Согласно этому документу, сдавать экзамены можно будет еще раньше — уже с 16 лет. Для этого нужно будет получить письменное согласие одного из законных представителей (родителей, усыновителей или попечителей) несовершеннолетнего кандидата в водители на сдачу им экзамена и выдачу российского национального водительского удостоверения.


С аналогичным предложением ранее уже выступал депутат Госдумы от ЛДПР Василий Власов. Он обратил внимание на то, что в ряде регионов страны молодые люди и так садятся за руль раньше 18 лет и просто ездят без прав. По его словам, 16-летние люди уже могут работать и жить отдельно от родителей, соответственно они могут и самостоятельно приобрести автомобиль. При этом депутат считает, что стоимость страховки для 17-летнего водителя новичка не должна отличаться от цены страховки для такого же новичка, но на год старше.


Эксперт также обратил внимание, что наличие водительских прав может стать большим плюсом для молодых людей при поступлении на службу в армию, где им могут доверить управление спецтехникой.

Эксперт по безопасности дорожного движения и юрист Катерина Соловьева также считает, что нововведение позволит легализовать устоявшуюся практику в ряде регионов, где за руль часто садятся подростки без прав. Молодежь не опасается проверок инспекторов ГИБДД, поскольку на дорогах их осталось очень мало.

Также Соловьева обратила внимание, что вместе с поправками, новый вид ответственности нужно будет внести и в КоАП. Это должны быть статьи в отношении молодых водителей за управление автомобилем без наставников, а также за передачу управления начинающему водителю со стороны владельца транспортного средства.


Там уточнили, что по статистике, чем моложе автовладелец, тем более высока для него попасть ДТП. Однако готовых расчетов, на основании которых можно было бы говорить о конкретных повышающих коэффициентах для 17-ти летних автолюбителей, пока нет.

Читайте также: