Со скольки лет можно ездить на машине за рулем

Обновлено: 05.07.2024

На самом деле поправки, внесенные в административный регламент, по факту работать не будут – до тех пор, пока Госдума не изменит закон о безопасности дорожного движения. А это потребует много времени – и вообще не факт, что когда-то такой закон будет принят.

Что на самом деле изменилось с 1 апреля?

Многие СМИ и эксперты поспешили сообщить, что с 1 апреля правила изменились и теперь водительские права можно получить с 16 лет, а начинать ездить – с 17-летнего возраста в присутствии водителя-наставника. Увы, радость оказалась преждевременной:

Когда появится все остальное?

Практика показывает, что такие спорные вопросы обычно проходят все эти этапы лишь за несколько лет.

Депутат Власов получил ответ от руководителя ГИБДД. Там говорится следующее:

  • уже готов законопроект , который разрешит управлять транспортом с 17-летнего возраста в присутствии опытного водителя-наставника;
  • законопроект пока только внесен в правительство (в августе 2020 года), до Госдумы он еще не дошел;
  • когда этот законопроект будет принят, вступит в силу и будет действовать какое-то время, в ГИБДД проведут анализ практики правоприменения. И если нововведения покажут себя с лучшей стороны, ведомство будет обсуждать вопрос снижения возраста водителей до 16 лет.

Как предполагают эксперты, вопрос будет сложным – как минимум потому, что еще нужно будет урегулировать вопросы с ОСАГО (скорее всего, для водителей младше 18 лет полис будет гораздо дороже).

В любом случае, законопроект еще даже не попал из правительства в Госдуму, а это означает одно – ждать практической реализации этой идеи предстоит еще долго (и те, кому сейчас 16-17 лет, скорее смогут сдать на права по действующим правилам, чем дождутся поправок).

А нужно ли это вообще?

Говоря о том, что подросткам нужно дать право получить водительское удостоверение, чаще всего вспоминают о зарубежном опыте. Действительно, в ряде стран Европы и в США есть возможность получить водительские права с 16-летнего возраста.

Депутат Василий Власов, который все это инициировал, приводит разные аргументы – это позволит вовлечь несовершеннолетних в экономическую жизнь страны, а также сделает их более мобильными и независимыми от общественного транспорта (который во многих отдаленных районах работает плохо).

В Национальном союзе автомобилистов говорят, что давать несовершеннолетним водительские права можно – ведь они и так несут административную и уголовную ответственность за свои поступки, а также отвечают своим имуществом. Поэтому отказывать им в правах вообще нельзя – но при желании можно предусмотреть какие-то ограничения (установить более низкую максимальную скорость передвижения или требовать обозначать автомобиль какими-то предупредительными знаками).

Есть и другие идеи. Например, независимый эксперт Алексей Тузов говорит, что нужно внести изменения в процедуру обучения молодых водителей, сделав упор на практическое обучение:

Способности юных водителей адекватно оценивать дорожную обстановку и оперативно реагировать на чрезвычайные ситуации несколько ниже, чем у более взрослых водителей, поэтому существует риск увеличения числа ДТП. Для того, чтобы количество ДТП не увеличилось, необходимо на несколько месяцев увеличить срок обучения молодых водителей, сделать больше практических часов, а также ввести дополнительные тестирования, чтобы лучше контролировать обучаемость подростков. Кроме того, важно разработать законодательную базу и нормативные санкции, предусматривающие наказание за езду без сопровождения наставника.

— независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов

Другой вариант – ввести дополнительный коэффициент, если за рулем будет ездить несовершеннолетний. Однако настолько кардинальная смена правил ОСАГО потребует изменения законов, а это процесс длительный.

Таким образом, хоть и существуют идеи допустить за руль несовершеннолетних водителей, этот вопрос настолько сложный, что вряд ли будет решен в обозримом будущем.

84,7 тыс.

1

читать меньше минуты

Представители туризма считают, что новые правила изменят не только оформление поездок в лагеря, но и путешествия детей в целом, так как многих сопровождают другие родственники (на бабушек и дедушек тоже нужно будет оформлять доверенность). Более того, из-за изменений в законе оформление групповых поездок станет дороже, а значит, многие могут отказаться от детских лагерей.

При этом для путешествия на самолёте, поезде и теплоходе доверенность не нужна: правило распространяется только на размещение детей в гостиницах.

Среди других изменений в правилах предоставления гостиничных услуг:

Представители турбизнеса намерены выдвинуть предложение об отмене или отсрочке введения новых правил. В текущей редакции они будут действовать до 31 декабря 2026 года.

Подпишись на обновления блога, и мы откроем для тебя целый мир вдохновляющих путешествий, тревел-лайфхаков и небанальных направлений на все случаи и для любых компаний.

ГИБДД по-прежнему будет проверять, есть права или нет. Поблажек молодым водителям не будет. Фото: Сергей Михеев/РГ

ГИБДД по-прежнему будет проверять, есть права или нет. Поблажек молодым водителям не будет. Фото: Сергей Михеев/РГ

Исключение, правда, есть. Это те, кто обучался водить по направлению военкоматов. Но всем остальным раньше 18 лет за руль автомобиля будет не сесть. Исправленный законопроект о внесении поправок в закон о безопасности дорожного движения поступил в Аналитический центр при правительстве по регуляторной гильотине.

Напомним, что в первоначальной версии этого законопроекта предлагалось допустить до управления легковыми автомобилями, а также квадрициклами тех, кому исполнилось 17 лет. Но, конечно же, после сдачи экзамена, получения водительского удостоверения и только с сопровождающим наставником. Требования к наставнику, а также условия такого управления должно было установить правительство.

Однако это новшество ушло. Как пояснили эксперты, знакомые с ситуацией, в Госавтоинспекции решили, что 17-летние водители при нынешнем уровне их подготовки еще не доросли до самостоятельного управления автомобилями. Что наглядно показала недавняя авария в Москве, когда 19-летняя девушка со стажем вождения меньше года сбила на нерегулируемом пешеходном переходе троих детей. Двоих, как оказалось, насмерть.

Также ушли из законопроекта разъяснения, что считать трициклами. Напомним, что под определение, фигурировавшее изначально в поправках, попадали любые электросамокаты.

Однако в законопроекте остались некоторые важные вещи. Например, разрешение управлять легковушкой с прицепом тем, у кого есть право водить грузовики с прицепом. Речь идет о прицепах, массой более 750 кг. Действительно странно: если водитель может управлять фурой с более серьезным прицепом, то почему он не может управлять легковушкой с любым другим прицепом? Эту несправедливость планируется убрать.

Еще одна важная вещь касается иностранных водителей. То есть, тех кто управляет по своим национальным удостоверениям на дорогах России. Для управления грузовиками или автобусами им потребуется пройти обучение в автошколе, а потом сдать экзамен в ГИБДД. Нераспространяется это только на тех, кто участвует в международных перевозках. Понятно, что у иностранного водителя, приехавшего, например, из Польши, и привезшему группу туристов, никому в голову не придет требовать предъявления российского водительского удостоверения. Там действует другие, международные правила. А вот тем иностранным водителям, которые хотят работать в этом качестве на российских автопредприятиях, придется сначала подучиться.

Примечательно, что такого требования нет для водителей легкового транспорта. Так что иностранцам, собирающимся работать в такси, такие ограничительные меры не грозят.

Законодательство некоторых стран позволяет обучаться вождению с подросткового возраста, а после окончания курсов такие водители получают право самостоятельного вождения машины, даже если не достигли совершеннолетия. Молодежь часть стремится попасть за руль еще до 16, поэтому вопрос о том, со скольки лет можно водить машину, возникает у многих. Получение прав – сложная и многоэтапная процедура, включающая теоретическое, практическое обучение и сдачу экзаменационных норм. В России есть некоторые возрастные ограничения. Они привязаны к классу транспортного средства (ТС), поэтому стоит подробно разобраться во всех нюансах.


  • предоставить справку о пройденной медкомиссии по установленной форме;
  • завершить обучение для приобретения практических навыков и знаний ПДД;
  • получить свидетельство от автошколы об успешном окончании курса с указанием количества часов теории и занятий на учебном авто.
  • удостоверение личности;
  • справку об окончании обучающего курса в автошколе;
  • заключение медицинской комиссии.

При успешной сдаче государственная дорожная служба выдает водительские права, которые являются основанием для законного самостоятельного управления машиной.


Один из главных вопросов, возникающих у молодых водителей, которым уже выдали права на мотоцикл: со скольки лет можно ездить на нем вместе с пассажиром? Здесь во внимание принимается водительский стаж. Для перевозки пассажиров нужно более 2 лет иметь права любой категории. То есть минимальный возраст составляет 18 лет.

Современная учебная программа уделяет много внимания психологии водителя. Учащиеся знакомятся с принципами экономичного использования ТС, способами уменьшения ущерба окружающей среде, а также с методами обеспечения безопасности детей-пассажиров и уязвимых участников дорожного движения: пешеходов, мотоциклистов, велосипедистов и др. Изучать такие рекомендации, как и сами ПДД, можно с 14 лет и даже раньше. Никаких ограничений по возрасту на посещение теоретических курсов законом не предусмотрено. Наоборот, интерес к культуре поведения на дороге всячески приветствуется. Знание правил убережет от многих дорожных инцидентов и поможет успешно получить права в будущем.

Современная учебная программа уделяет много внимания психологии водителя. Учащиеся знакомятся с принципами экономичного использования ТС, способами уменьшения ущерба окружающей среде, а также с методами обеспечения безопасности детей-пассажиров и уязвимых участников дорожного движения: пешеходов, мотоциклистов, велосипедистов и др. Изучать такие рекомендации, как и сами ПДД, можно с 14 лет и даже раньше. Никаких ограничений по возрасту на посещение теоретических курсов законом не предусмотрено. Наоборот, интерес к культуре поведения на дороге всячески приветствуется. Знание правил убережет от многих дорожных инцидентов и поможет успешно получить права в будущем.

Читайте также: