Соглашение абандон каско образец

Обновлено: 08.07.2024

Правовая основа

Правила оформления

Страхователю (выгодоприобретателю) необходимо обратиться с заявлением к страховщику до выплаты компенсации. В морском страховании установлен четкий срок — не позднее 6 месяцев с момента страхового случая. Сомневаться в согласии страховщика не стоит, поскольку закон предусматривает реализацию прав клиента без одобрения компании. Для оформления предусмотрено 2 процедуры:

  • Заключение дополнительного соглашения, где прописывается передача прав собственности на утраченное (поврежденное) имущество;
  • Переход прав прописывается в договоре страхования. Если пункт содержит требования, противоречащие действующему законодательству, то они считаются ничтожными.

Страховщики используют способ, позволяющий избежать выплаты всего возмещения. Для этого клиенту предлагают оформить дополнительный документ, предусматривающий передачу пострадавшего автомобиля (другого объекта) комиссионному магазину для реализации сохранившихся деталей. При этом страхователь теряет право требовать полной выплаты, поскольку передал право на имущество третьей стороне. Никто не может заставлять клиента писать заявление: данное решение принимается по доброй воле, согласно собственной выгоде. Документ передается сотруднику фирмы под роспись (копия остается у заявителя), пересылается заказным письмом. Отказаться от заявленных прав невозможно.

Нарушение права

Страховые компании и суды по-своему трактуют условия абандона, что приводит к нарушению прав страхователя. Например, пострадавшей стороне отказывают в иске к лицу, причинившему вред. Истец, попав в аварию, отказался передавать право собственности страховщику, хотя транспортное средство требовало существенного ремонта, цена которого превышала 70% от страховой стоимости. Возмещения от компании не хватило на полноценное восстановление, и владелец авто подал иск, требуя от виновника аварии выплатить недостающую сумму. Судья встал на сторону ответчика, обосновав свое решение тем, что истец мог воспользоваться правом абандона и полностью покрыть расходы страховой суммой.

Данная позиция противоречит положениям гражданского законодательства, которые дают возможность физлицу воспользоваться указанным правом только по собственному желанию. В судебной практике большинство решений принимаются в пользу клиента, однако возникают споры касательно размера возмещения, которое должно равняться указанной в договоре страховой сумме. В некоторых ситуациях данная величина может уменьшаться пропорционально износу имущества, вследствие чего выплаты будут равняться страховой сумме за вычетом стоимости деталей транспортного средства, признанных годными.

Заключение

Таким образом, абандон представляет собой право страхователя отказаться от объекта страхования в связи с тем, что он безвозвратно утрачен или поврежден настолько, что не подлежит восстановлению. В обмен на этот отказ от своего имущества страхователь получает от страховщика полное страховое возмещение. Это право является добровольным, поэтому страховщик не может принудить своего клиента им воспользоваться.

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

Моё ТС признали тотальным. Написал заявление об отказе от прав на ТС в пользу СК. Согласовали сумму выплаты и подписали с СК доп. соглашение, в котором зафиксировали сумму выплаты и тот факт, что я должен передать ТС на стоянку СК.

В принципе, меня устраивает, как идёт процесс, но смутило, что в направлении на стоянку, с которым я должен привезти ТС, указан перечень документов, которые мне нужно отдать вместе с ТС, и в нём фигурируют ПТС с заполенным только одним поле — подпись предыдущего владельца (моя), оригинал полиса КАСКО и квитанция об оплате. Всё остальное — сервисная книжка, инструкция, СТС, ключи — это понятно, и меня устраивает, что должен их отдать.

1. Зачем СК понадобилось, чтобы я отдавал оригинал полиса и квитанции? Ведь у них есть свой экземпляр оригинала. Если я отдам им оригиналы, какие могут быть последствия?

2. Я предполагаю, что пустой ПТС нужен СК, чтобы потом не указывать себя, как промежуточного собственника, а перепродать как бы от меня следующему владельце восстановленное ТС. То есть, они упрощают себе жизнь. У меня нет желания сильно бодаться и затягивать выплату мне возмещения, поэтому второй вопрос — что может грозить мне, если я отдам пустой ПТС? Или всё-таки советуете внести запись о новом собственнике, чтобы потом не возникло проблем, например претензий ко мне со стороны новых собственников (которым СК затем продаст машину)?

Эти ситуации можно назвать классическими и самыми распространенными, но вообще у каждой страховой компании могут действовать свои особенности, которые изначально прописываются в заключенном договоре.

Варианты выплаты

Опять же, здесь все тоже зависит от конкретной страховой компании. Ведь есть такие организации, которые в договоре прописывают возможность оценки гибели автомобиля только определенными экспертными организациями. Надо ли уточнять, что эти экспертные организации в таком случае назначаются только самой страховой и могут быть не очень добросовестными, либо действовать по указке страховых агентов.

Свои права тогда придется долго и сложно отстаивать в суде.

В плане же выплаты может быть предложено несколько вариантов действий:

  1. Страховщик выплачивает полную сумму компенсации автовладельцу и забирает автомобиль с неповрежденными запчастями и элементами кузова себе (по договоренности).
  2. Страховщик выплачивает сумму компенсации, но вычитает из этих денег те годные запчасти, которые автовладелец пожелал оставить себе. Естественно, проводится экспертная оценка стоимости этих запчастей с учетом зафиксированного на момент сделки износа.
  3. Некоторые страховые компании сразу же предлагают воспользоваться вторым пунктом, но в тот же момент советуют своих партнеров, которые занимаются продажей автомобилей по запчастям. В таком случае тоже выплачивается компенсация за вычетом реализованных деталей.

Какой вариант выбирать, а от какого сразу же отказываться, стоит решать в каждом отдельном случае самостоятельно. Именно потому важно понимать, что страховая компания делать в праве, а какие ее действия находятся уже вне юридического поля.

Например, неблагонадежные страховые компании могут запросто навязывать свои услуги по продаже целых запасных частей или по реализации аварийного автомобиля без разборки. В таком случае нужно оставаться внимательным в любом случае, поскольку неизвестно, кто будет заниматься продажей, в каких отношениях страховая компания с этими людьми или организацией, есть ли у них возможность занижать выплаты и стоимость продажи годных частей имущества в свою пользу.

Одними из ключевых показателей надежности страховщика являются: прозрачный договор, только безналичные формы оплаты по КАСКО, минимум попыток навязать свои услуги в случае возникновения страхового случая.

Сроки выплаты

Обыкновенно выплата по КАСКО при тотале производится в строго установленные сроки. Для этого по закону у страховщика есть 30 дней на рассмотрение поданных документов, а потом еще 10 рабочих дней для передачи денежных средств собственнику авто.

Как известно, сегодня компании предпочитают работать и по безналичным формам возмещения, и с выплатами наличными на руки. Нередко страховщики даже настаивают на наличной системе расчета – так намного проще договориться, но и сделать факт передачи денег менее прозрачным для контролирующих органов. В какой-то степени можно утверждать, что уважающие себя компании будут работать строго с зачислениями на банковскую карту.

Ну а что касается момента, когда начинается отсчет сроков выплаты, то тут все гораздо понятнее. Все страховые компании придерживаются правила, что ожидание выплаты начинается с того момента, как был подан последний необходимый документ.

Что такое абандон?

Тогда можно воспользоваться правилом абандона. Абандон по КАСКО – это право владельца передать автомобиль в собственность страховой компании, а взамен получить компенсацию, положенную по договору. Нередко это самый простой и быстрый способ получить деньги и забыть о проблеме.

Несомненным плюсом абандона в страховании автомобиля по КАСКО является то, что по закону автовладельцу достаточно просто передать соответствующее заявление страховщику, после чего запускается процесс. Но и минус тоже имеется: страховые компании зачастую все случаи абандона стараются решать через судебное разбирательство, а это требует много времени и сил.

Если действия страховой компании вызывают вопросы, то в таком случае не остается других вариантов, как:

  1. Проводить независимую экспертизу за свой счет.
  2. Подавать заявление в суд (с сохранением всех чеков и документов об экспертизе для компенсации в случае выигрыша).

Однако, если вы сомневаетесь в честности страховщика, вы имеете полное право сделать дополнительную экспертизу сами. Делают это либо независимые СТОА, либо официальные дилеры, которые в свое время продавали вам автомобиль. Тут меньше шансов ошибиться, но важно также проконтролировать, чтобы компания, занимающаяся экспертизой, имела официальный допуск к работе с маркой вашего автомобиля, обладала соответствующими лицензиями и разрешениями. Тогда вы всегда сможете доказать свою правоту в любом суде.

Добровольная автостраховка призвана возместить ущерб, нанесенный авто в ДТП, при несчастных случаях и чрезвычайных происшествиях. Полис обходится дороже обязательной автогражданки. Поэтому покупатели рассчитывают на максимальную поддержку страховщика, в том числе и что выплата по КАСКО при тотале покроет утрату ТС. На практике в процессе получения возмещения есть ряд подводных камней. Конструктивная гибель автомобиля по КАСКО оплачивается не по заявленной стоимости машины, а с учетом износа и цены сохранившихся деталей и узлов.

Выплаты по КАСКО при тотальной гибели автомобиля

В отличие от ОСАГО, обязательного для каждого водителя, КАСКО - страхование добровольное. Окончательные правила устанавливаются договор между страховщиком и клиентом. Законодательно данный вид услуг страхового рынка регулируется только общими нормами:

Ключевую роль в отношения страхователя и страховщика играют правила страхования, которые утверждаются корпоративными нормативными актами компаний и могут различаться у разных СК. Помимо очевидной разницы в стоимости страховки, компании могут устанавливать:

  • критерии оценки гибели авто;
  • процентные ставки износа за каждый год эксплуатации;
  • правила расчета страховой выплаты при повреждении или гибели авто;
  • перечень ситуаций, при которых выплаты не производятся.

После этого стороны должны прийти к консолидированному решению:

Обратите внимание!

Однозначного ответа, какой вариант выгоднее, не существует. Например, если битую машину можно реализовать за 100 тысяч рублей, а выплата по абадону составит всего 80 - выгоднее получить неполное возмещение и самостоятельно продать ТС. Если же машина пострадала настолько, что продать можно только отдельные детали, то выгоднее полностью передать ее страховщику. Реализация б/у запчастей с рук производится по невысокой цене и требует значительного времени, в течение которого их нужно хранить.

Приняв решение о виде компенсации, автовладелец подает страховщику заявление на страховое возмещение или абадон, к которому прилагает:

  • паспорт страхователя (паспорт и права водителя, бывшего за рулем во время ДТП, если он не владелец);
  • договор КАСКО;
  • ПСТ и СТС автомобиля;
  • админпротокол ГИБДД или документы о происшествии из других компетентных органов;
  • документы СТО о стоимости восстановления.

Выплаты КАСКО при тотальной гибели кредитного автомобиля

Ситуация, когда полностью разбит автомобиль, за который еще не выплачен кредит, сложнее. Часто по договорам КАСКО на кредитные авто получателем страхового возмещения за уничтоженный автомобиль выступает банк. Расчет по абадону должен произойти следующим образом:

  1. СК перечисляет средства банку.
  2. Возмещение погашает остаток кредита.
  3. Если сумма, с учетом уже выплаченного заемщиком, превышает сумму кредитного договора, клиенту-плательщику возвращается остаток.

Опасность для страхователя заключается в том, что сумма страховой выплаты, с учетом удержаний страховой компании, зачастую ниже его ожиданий и может не покрыть объем займа или же де-факто лишить его части ранее уплаченных средств. Во избежание подобного сценария рекомендуется не писать отказ от застрахованного имущества, а получить страховую выплату на ремонт и за счет этих и личных средств закрыть кредитный договор. После того, как залоговое обременение и право банка на страховку будут сняты, страхователь сможет оформить абадон и получить остаток средств по КАСКО.

Стоимость годных остатков транспортного средства (ГОТС)

Редко в аварии происходит 100% уничтожение ТС. Страдает кузов, двигатель, электроника, но значимая часть узлов и отдельных запчастей сохраняется. Если клиент хочет полностью передать машину страховщику, оценка для него не принципиальна - формула расчета страховой выплаты в этом случае ее не учитывает.

Если же машина остается у владельца, выплата начисляется за вычетом стоимости остатков. Страховые компании, оценивая ущерб, стремятся завысить этот показатель, чтобы снизить окончательную сумму. Так как Правила оценивания Центробанка позволяют определять стоимость ГОТС на аукционе, нередки случаи, когда на торгах аффилированные со страховщиками лица умышленно завышают стоимость таких лотов.

Для получения справедливой компенсации автовладелец имеет право:

  • присутствовать при проведении оценки - это позволит проконтролировать, насколько тщательно производится осмотр, все ли детали обследованы, учтены ли мелкие дефекты, неочевидные повреждения, которые могли возникнуть из-за аварии;
  • требовать проведения независимой экспертизы.

Обратите внимание!

Полностью объективная оценка непострадавших деталей выгодна для расчетов со страховщиком, но малоприменима на практике при попытке продать б/у запчасти или при проведении восстановительных работ. Например, к непострадавшим может быть отнесена одна из запчастей, которые меняются парами. В этом случае от страховщика сумма снизиться, а покупать придется все равно комплект.

Учет износа автомобиля для выплат КАСКО при признании полной конструктивной гибели авто

Еще один камень преткновения между страховщиком и страхователем - износ ТС во время эксплуатации. Его процентная ставка зачастую составляет от 10% в год, что существенно влияет на стоимость машины и возможную выплату. Пункт 5 статьи 10 ФЗ-4015-1 устанавливает, что в случае тотала автовладельцу должна быть выплачена полная страховая сумма. При этом многие СК указывают в договоре, что страховое возмещение выплачивается с учетом износа. Такой полис дешевле, но потенциальная выплата снижается ежемесячно на существенную сумму.

Сроки выплаты по КАСКО при тотале

В связи с отсутствием единого законодательного регулирования добровольного автострахования, общих правил расчета с клиентами в этом сегменте рынка не существует. В среднем, на оформление бумаг и получение средств уходит от 2 недель до 2 месяцев.

Заявление на абандон по КАСКО, образец

Большинство страховых компаний разработали собственные бланки заявлений для клиентов, в том числе и на отказ от застрахованной собственности. Шаблон можно взять в офисе страховщика, но законодательных требований к оформлению документа нет. Поэтому сформулированное самостоятельно заявление также должно быть принято к рассмотрению.

Обращение должно содержать следующие блоки:

Сформулировать все необходимые сведения можно самостоятельно, придерживаясь официально-делового стиля, а можно воспользоваться образцом.

Читайте также: