Теплоход булгария катастрофа на волге причины

Обновлено: 05.07.2024

Чехословацкие корабли для нужд Советского Союза

Река — дело иное. Кажется, что здесь ничего страшного произойти не может. Ведь до берега, как правило, рукой подать. А на берегах — люди, всегда готовые прийти на помощь.

10 июля 2011 года показало, что нет ничего вреднее иллюзий. Немыслимая трагедия разыгралась посреди Куйбышевского водохранилища.

Деньги не пахнут

Под русский авось собрали команду, члены которой верили, что и в этот раз пронесет. И началась бойкая продажа билетов.

В тот роковой рейс отправилось много семейных пар с детьми и беременных женщин. Для многих круиз в Болгар был заменой полноценному путешествию, которое по тем или иным причинам не получилось совершить. На борту собрался 201 человек: пассажиры и члены экипажа.

Одни приглашали родных и друзей отметить в круизе семейный праздник, другие делали сюрприз ненаглядным детям и внукам.

Вода ворвалась через открытые иллюминаторы

До Болгара добрались с грехом пополам. Экскурсия заставила забыть о негативном впечатлении, но сильно вымотала: приходилось много ходить пешком. Некоторые из пассажиров едва не опоздали к возвращению в Казань. Вернувшись на борт, люди отправлялись в каюты отдыхать.


Минуты на спасение

Находившиеся внутри о грозящей опасности не знали. Поэтому те, кто, несмотря на погоду, оставался на палубе, бросались к каютам, чтобы вытащить своих близких.

Те, кто плавал лучше других, пытались помогать тонущим. Но в мутной воде что-либо разглядеть не представлялось возможным.

Вскоре на поверхности остались лишь спасательные плоты да шокированные люди, державшиеся за них и не верившие, что весь этот кошмар происходит наяву.

Мимо прошли два сухогруза, капитаны которых потом объясняли: на то, чтобы застопорить ход, развернуться и приступить к спасательной операции, у них ушло бы слишком много времени.

Боль, которая не уйдет

Встать, суд идет!

В 2014 году суд приговорил Инякину к 11 годам лишения свободы, Хаметова — к 6,5 годам лишения свободы, Семенова, Ивашова и Тимергазеева – к 5, к 5 и к 6 годам лишения свободы соответственно.

Оказавшись в СИЗО, Инякина вспомнила, что она мать-одиночка с двумя детьми, и стала отправлять прошения о смягчении своей участи. И ее услышали: срок даме сократили в связи с… амнистией в честь 70-летия Победы. Наверное, по закону все верно, но звучит это как форменное издевательство. Сократили сроки и другим фигурантам дела.


Инякина вышла на свободу в сентябре 2018 года, стараясь не привлекать к себе внимания. Женщина изменила внешность: поговаривают, что она всерьез опасалась мести со стороны родственников погибших.

Неужели для того, чтобы взяться за ум, нам всегда будет нужна большая беда?

Советское наследство

Примечательно, что за всё время эксплуатации электрохода российские речники ни разу не проводили его капитального ремонта . За 30 лет использования Россия запросила техническую документацию всего 1 раз. Иностранный специалист был удивлён, что судно до сих пор не списано.

Важную роль в катастрофе сыграли открытые иллюминаторы, через которые на борт хлынула вода . Команда просто забыла их задраить. Кроме того, как было выяснено позже, у электрохода не работал один из дизельных двигателей, а также присутствовали повреждения в корпусе.

Трагедия напрямую затронула тысячи людей в Татарстане, а косвенно — еще сотни тысяч человек. В те дни никто не мог остаться равнодушным, а многие до сих пор не простили экипажу и руководству компаний, с которыми был связан теплоход, гибель родных и близких. Выжившие же в катастрофе не могут забыть те страшные минуты. Подробнее — в материале Inkazan.

До 1962 года судно принадлежало Волжскому объединенному речному пароходству (ВОРП), а порт прописки был в Нижнем Новгороде (ранее — Горький).

Сам теплоход не был застрахован, также пассажиры отдельно не страховались. Все потенциальные выплаты должны были бы проводиться в рамках программы обязательного страхования на транспорте. По ней родственники погибших могли получить 519 тысяч рублей за смерть пассажира.

Перед потоплением всех несовершеннолетних пассажиров собрали в детской комнате, а многие туристы были в каютах. Как рассказывал радист Ринат Габидинов, люди разбивали окна и выпрыгивали из них. Выжили только те, кто успел выбраться в то время, пока тонул теплоход.

Примерно в 21:00 воскресенья в речной порт Казани доставили всех выживших в трагедии: некоторых госпитализировали с различными травмами, некоторых отпустили на амбулаторное лечение. К этому времени на место уже прибыли родственники пассажиров, с ними работали сотрудники МЧС и министерства здравоохранения Татарстана.

В это время на месте крушения вовсю шла спасательно-поисковая операция. К 4:00 понедельника, 11 июля, нашли тела пятерых погибших, среди которых — один ребенок. На место прибыл и глава РТ Рустам Минниханов, прервав свой отпуск, а также тогдашний премьер-министр республики Ильдар Халиков.

В результате водолазы нашли 114 тел погибших за несколько дней, еще несколько человек были указаны как пропавшие без вести. Когда теплоход подняли со дна, сотрудники МЧС еще раз осмотрели судно и нашли тела еще восьми погибших. Позже стало известно, что среди тех, кто не выбрался с теплохода, были и беременные женщины.

Инякиной дали 11 лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. Однако позже ей сократили срок до 9,5 лет, потом засчитали каждый день в СИЗО как за 1,5 дня в тюрьме. В результате она вышла из колонии уже в августе 2018 года.

Семенова и Тимергазеева признали виновными в злоупотреблении полномочиями из личной заинтересованности при выдаче положительного заключения компании Инякиной к перевозке пассажиров, при этом оснований для этого не было. Первого подсудимого приговорили к 5 годам колонии общего режима, а второго — к 6 годам тюрьмы.

79 спасено, из которых 9 человек госпитализировано в связи с порезами и ушибами, 5 после оказания первой помощи направлены на амбулаторное лечение.

Содержание

Общая информация



Хронология событий

Память

На месте крушения установлен буй. Проплывающие мимо суда должны давать длинный звуковой сигнал (гудок), тем самым отдавая дань памяти погибшим на теплоходе. [8]

Итоги расследования

Ространснадзор

Из резолютивной части заключения проверки:

Комиссией сделан вывод, что причинами аварии явилась совокупность следующих факторов:

1. Невыполнение судовладельцем и капитаном судна требований нормативных документов, регламентирующих безопасность судоходства при планировании, подготовке и осуществлении рейса, в ходе которого не обеспечивалась безопасность плавания судна. Так судовладельцем и капитаном судна сознательно были нарушены ограничения Российского Речного Регистра к судам данного проекта, запрещающие их эксплуатацию:

2. Низкая квалификация и недисциплинированность членов экипажа судна, выразившаяся:

Следственный комитет Российской Федерации

Официальный представитель СК РФ Владимир Маркин [12] :

Следственный комитет официально заявляет, что окончательно установить причину затопления судна будет возможно только по результатам судебной комиссионной судоводительской и инженерно-технической экспертизы, которая в настоящий момент проводится. С учетом заключения экспертной комиссии будут приняты соответствующие процессуальные решения.

Относительно информации о пробоинах на корпусе теплохода, Владимир Маркин пояснил:

Министерство транспорта Российской Федерации

Общественная палата Российской Федерации

Мнения о катастрофе



Президент России Д. А. Медведев написал в своём твиттере:

Страшная трагедия произошла на Волге. Мои соболезнования родным и близким погибших

а на совещаниях дал поручение:

Все поисковые мероприятия должны быть доведены до конца, несмотря на то, что надежды найти кого-либо в живых практически нет. Это нужно сделать по вполне понятным морально-этическим соображениям и для того, чтобы выяснить все обстоятельства его гибели

Количество старых посудин, которые плавают у нас, запредельное! Если раньше проносило, то это не означает, что этого не могло произойти. Это случилось, причем с самыми страшными последствиями. Надо оценить эту ситуацию и заставить либо провести необходимый капитальный ремонт всех, кто имеет суда в собственности, либо вывести их из эксплуатации, если они не годятся по своим качествам для осуществления такого рода перевозок.

Патриарх Кирилл во время молитвы о погибших заявил [15] :

Если техника устарела, разве можно использовать эту технику с риском для человеческой жизни только для того, чтобы получить деньги? Не случайно, что все эти катастрофы сопровождаются, с одной стороны, примерами мужества, беззаветного подвига, а с другой — примерами трусости и безрассудства… Если по-прежнему доминантой нашей жизни будет стремление как можно больше заработать любыми путями, то нас ждут ещё большие катастрофы.

…Вообще, как могло получиться, что компания без лицензии на туристическую деятельность, без лицензии на использование судов могла работать? Как вообще билеты продавали в порту? Кто разрешил? Как выпустили из порта? Как порт заключил договор с этой компанией, не имеющей ни одной лицензии на обслуживание в порту? Как это могло случиться? Где был Ростехнадзор, Ространснадзор? Где были все эти ведомства?

В данном случае за гибель пассажиров мы несем не юридическую, а лишь моральную ответственность.

Всё в порядке было с теплоходом. По регистровым документам всё в порядке было, в технически годном состоянии был теплоход. Это просто штурмовое предупреждение и сильный ветер. В шторм попали, и залило трюма.

Читайте также: