Уснул за рулем дтп ответственность

Обновлено: 04.07.2024

В ГИБДД совершенно справедливо полагают, что сонный водитель порой намного страшнее пьяного.

Самое главное - вовремя заметить признаки переутомления. Самым явным является, конечно, зевота. Сигналом может послужить и тяжесть в веках, учащенное моргание, звон в ушах, ощущение тяжести в руках. Если вовремя не принять во внимание эти признаки, то наступает самое страшное - кратковременный сон с открытыми глазами.

В последнем случае необходимо срочно остановиться у обочины и поспать хотя бы 15-20 минут. Даже такого незначительного промежутка времени будет достаточно, чтобы побороть сонливость за рулем. Если же такой возможности нет, то ГИБДД советует следующее:

  • Употребление бодрящих или энергетических напитков, таких, как кофе, или так называемых энергетиков. Однако стоит помнить, что в большом количестве такие напитки могут вызвать обратный эффект, также не стоит забывать и о физических показателях своего здоровья.
  • Физическая нагрузка в виде различных упражнений на некоторое время позволит обмануть организм, кроме того, краткосрочная остановка и свежий воздух взбодрят водителя.
  • Беседы с пассажирами или прослушивание музыки также помогут отогнать сон. Вместе с тем не забывайте, что излишняя разговорчивость может привести к потере внимательности за рулем, а музыка не должна быть медленной и монотонной.

Пункт 2.7 ПДД запрещает водителю управлять автомобилем не только в состоянии опьянения, но и в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.


В частности в 24% дорожных инцидентов водитель заснул перед тем как врезаться в другое транспортное средство. Еще в 17% аварий автомобилисты не спали, но находились в утомленном состоянии, что стало важнейшим обстоятельством при выявлении причин аварии. В каждом третьем дорожном инциденте с заснувшим водителем на дороге погиб хотя бы один человек.

Немецкие специалисты отмечают, что в 76% случаев за рулем засыпали мужчины. Статистика аварий показала, что наиболее подвержены риску уснуть во время движения люди двух совершенно разных возрастных категорий:

начинающие водители в возрасте от 20 до 29 лет и люди более старшего поколения — от 50 до 59 лет.

Кто еще в зоне риска

Чаще всего (примерно в 40% случаев) склонность ко сну проявляется у водителей, которые перед поездкой находились на работе более восьми часов, а каждый десятый автомобилист, попавший в ДТП, садился за руль после ночной смены, сообщается в отчете компании.

В ходе исследования выявился также парадоксальный факт: оказывается нередко водители, отправляются в путь в уставшем состоянии, в надежде на то, что современные системы безопасности — типа экстренного торможения, адаптивного круиз-контроля и системы удержания в полосе — предотвратят потенциальную аварию.

Эксперты страховщика предупреждают, что такие инструменты отнюдь не гарантируют безопасность движения, они лишь могут немного подстраховать и то, не во всех случаях. Поэтом специалисты страховой компании резюмируют свое исследование хоть и банальным, но единственным верным выводом —

любому водителю даже профессионалу нужно отдохнуть, перед тем, как садиться за руль.

Почему водитель пропускает тревожный звонок

Апноэ – это многократно повторяющиеся во время сна остановки дыхания, приводящие к вынужденному пробуждению спящего мозга из-за недостатка кислорода. Эта проблема вызвана распространением ожирения, а также анатомическим строением глотки человека, которая из-за развития речи у людей в два раза длиннее, чем у приматов.

Острый эпизод удушья, связанный со спадением дыхательных путей в области глотки, может длиться от 10 секунд до двух минут, описывает Бузунов эффект апноэ. Из-за недостатка кислорода, поясняет он, происходит стрессовая реакция, мозг просыпается и дает команду на открытие дыхательных путей. Человек в этот момент громко всхрапывает. Но как только мозг насытился кислородом, дыхательные пути сузились – организм опять засыпает. Этот цикл может повторяться 200-500 раз за ночь.

По его словам, с 2016 года

в Евросоюзе апноэ включено в перечень заболеваний, при наличии которых действие водительского удостоверения может быть приостановлено или даже аннулировано.

И все же поспите

Неплохим способом, позволяющим не уснуть за рулем, может служить положенная под язык долька лимона или аскорбинка:

кислота во рту будет способствовать повышению концентрации и внимания. А вот печенье, конфеты и прочие сладости, считает он, напротив, еще больше расслабляют организм.

Это коварное чувство знакомо многим водителям: накануне не удалось выспаться, а сейчас приходится наматывать километр за километром, превозмогая усталость. Голова тяжелеет, все время хочется зевать. И ты начинаешь то носом клевать, то таращиться на дорогу

Человек так устроен, что он не в силах контролировать некоторые процессы, происходящие с ним. Когда усталость переходит все грани, то рано или поздно человек уснет. И чтобы попасть в аварию, вовсе не обязательно громко храпеть на весь салон. Опасно и пограничное состояние, сон с открытыми глазами.

Следующие кадры наглядно демонстрируют, что происходит с человеком в этот момент. Более одной минуты водитель находился фактически в бессознательном состоянии! Вот то же самое рано или поздно происходит с каждым, кто не только пренебрегает элементарным отдыхом в дальней дороге, но и игнорирует тревожные сигналы, которые подает наш организм. А ведь он всегда заранее предупреждает нас о погружении в сон через второстепенные признаки: зевота, светобоязнь, слабость и т.д. Езда за рулем в подобном состоянии, по сути, та же самая преступная халатность, которая может стоить жизни. И не одной. Такой водитель будет опаснее иного пьяного.

Как бороться со сном?

Ответ будет банален: а) высыпаться перед дальней дорогой; б) не ездить по ночам; в) делать регулярные остановки в пути для отдыха; г) вести беседы с пассажирами, если едешь с кем-то. Это о профилактике утомления за рулем. Помните, что в Правилах Дорожного Движения есть пункт 2.7, который запрещает управлять транспортным средством в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.

Если же вы за рулем почувствовали, что вас клонит ко сну, то тут, конечно, без вариантов: не испытывайте судьбу, не рискуйте своим здоровьем, а также здоровьем тех, кто находится вокруг вас. Сразу же сворачивайте на обочину и останавливайтесь как можно скорее. Вам надо поспать хотя бы 20-30 минут. Плевать, что там говорят ваши пассажиры, что трезвонит телефон, мол, надо доставить как можно скорее груз, что можно потерять деньги, опоздать на встречу и т.д. Заснув за рулем, вы можете потерять все и сразу, включая свою жизнь. Навсегда.


Сон за рулем незаметен

Главная проблема: сон за рулем не обнаруживается самим водителем и плохо заметен со стороны. Опасная фаза начинается еще до того, как он уснул в классическом смысле: уронил голову, захрапел, отпустил руль. Первые секунды он продолжает сидеть прямо и сохранять видимость бодрствования, но мозг уже отключился от реальности.

Внешние наблюдатели могут заметить аномальную частоту морганий водителя: либо очень частые, либо наоборот редкие. Стекленеет взгляд, снижается активность, разговорчивый человек вдруг становится угрюм и молчалив – все это косвенные признаки скорого засыпания. Однако медики предупреждают, что использовать их в качестве надежного критерия нельзя: человек может заснуть и без "симптомов".

Кратковременный сон помогает ненадолго

Излюбленный совет бывалых: поспать 15 минут, запарковавшись на обочине или заправке. Такой способ имеет право на существование, если водитель осознает его ограниченность.

– 15 минут недостаточно, чтобы организм восстановил силы, поэтому использовать такой способ в дальней дороге я бы не стала, – говорит Наталья Белинская. – Если вы не доехали до дома 50 километров и смертельно хотите спать, можно остановиться на четверть часа или чуть больше. Но если вы планируете после 15-минутного сна одолеть еще 500 км – это большой риск. После некоторого облегчения сон накатит с удвоенной силой.

Как не попасть в транс

Усыпляет и однообразный ритм езды по пустой ночной трассе, поэтому особенно осторожны будьте на дороге, которая кажется легкой.

И старайтесь исключить любую монотонность. Например, медики советуют вместо альбома любимого исполнителя слушать радио: постоянная смена ритма, новостные включения, голос ведущего действуют как раздражители. Помогает разговор с пассажиром, который, кроме прочего, сможет контролировать бодрствование водителя.

Популярный рецепт от засыпания – выпить кофе, крепкого чая или энергетиков. Как и кратковременный сон, такой способ имеет право на жизнь, но крайне важно понимать его ограниченность.

Во-вторых, любой стимулятор действует ограниченный промежуток времени, и, как правило, через полчаса-час провоцирует еще большую сонливость.

– Научно доказанные факты: кофе и прочие энергетики на время повышают тонус, но за фазой возбуждения всегда наступает фаза спада сил, когда засыпание наиболее вероятно, – поясняет Наталья Белинская. – Поэтому, как и в случае с недолгим сном, рекомендовать такой способ можно лишь с осторожностью. Если водителю осталось проехать всего ничего, можно взбодриться чашкой кофе, но ехать сутками напролет, регулярно употребляя кофе или другие тонизирующие напитки, крайне рискованно: в какой-то момент они не разбудят, а усыпят.

Семечки, чипсы, огурец

Один из сравнительно простых и действенных способов слегка взбодриться – есть за рулем что-то, что требует некоторых усилий. Грызть в машине семечки или чипсы захочет не каждый, но врачи советуют, например, морковь или яблоки. Процесс требует сосредоточенности и повышает общий тонус. Автору в недавней поездке помогли садовые огурцы, разогнавшие утреннюю сонливость в первые часы. Некоторые советуют есть лимон: его резкий вкус действует ободряюще.

Однако воздержитесь от плотного обеда: многие после него чувствуют сонливость, даже если выспались накануне.

Все народные методы являются лишь полумерами, которые не спасут от засыпания, а в лучшем случае отсрочат его на час-другой. Единственным надежным способом является остановка для полноценного сна. Опытом делится водитель-дальнобойщик Эдуард Белкин:

Врачи, в свою очередь, предупреждают, что опасно не только засыпание, но и предшествующая ему сонливость.

– Дело же не только в том, что водитель вот-вот отключится, – комментирует Наталья Белинская. – Накануне засыпания нарушается концентрация внимания, время реакции, адекватность оценки обстановки, и это также провоцирует аварии. У сотрудников ГИБДД, кстати, есть критерии, по которым они определяют, что ДТП произошло по причине засыпания или сонливости водителя, скажем, отсутствие следов торможения.

Длительность нормального сна зависит от человека, но, как правило, составляет не менее восьми часов. Если спали меньше или плохо, учитывайте это обстоятельство при планировании маршрута.

Помните: сон за рулем накатит незаметно, а проснуться можно уже на больничной койке. Если вообще проснуться.

Читайте также: