Водитель автобуса место встречи изменить нельзя

Обновлено: 05.07.2024

События и героев фильма "Место встречи изменить нельзя" помнят наверное большинство россиян. Фильм любимый и смотренный, пересмотренный много раз, поэтому детали хорошо узнаваемы.

В фильме муровцы ездят на стареньком автобусе, он немецкий, марки "Опель-Блитц".

Сотрудники уголовного розыска называют его по имени - "Фердинанд".



Многие жаргонные слова и выражения из этой замечательной советской картины с Владимиром Высоцким в главной роли стали очень популярными в народе. Так, например, милицейский автобус герои называли звучным словом ФЕРДИНАНД.

Насколько помнится , он звался "Фердинанд". Это советский вариант автобуса модели ЗИС 8. Выпускался на Московской заводе с тысяча девятьсот тридцать четвертого года \ до 1936 \ . Автобус был длиной около четырех с половиной метров и в нем могло поместится сидя двадцать два человека.

Ответ на задание "Фердинанд"


Самих автобусов в оригинале до наших дней не сохранилось. А для фильма была реконструирована единичная модель , которая и приняла участие в съемках легендарной картины.

Трофейный Опель Блитц наверняка за долгую свою жизнь повидал всякие виды. От старости… просели рессоры и высохли амортизаторы, машина словно припала к земле на хилых, перелатанных баллонах и походила на огромного больного бульдога.


Aвтобус Opel Blitz: ведь в фильме его, за неимением сохранившихся в нашей стране экземпляров, заменили отечественным ЗИСом…


Впрочем, Глеб Жеглов и Володя Шарапов, скорее всего, ездили не на такой машине, а на автобусе с более примитивным кузовом фирмы Ludewig (эта фирма была основным поставщиком автобусов для Вермахта) .

Те кузова вначале были дерево-металлическими, потом, когда фронт покатился на запад, обшивались фанерой; а затем их выпуск и вовсе прекратился. Не до автобусов стало.


ЗиС-8 ("Фердинанд" из кинофильма "Место встречи изменить нельзя")
Производство мастерской Миниклассик .
Единственная (пока) модель в коллекции попадающая в довольно интересную категорию – автомобили-киногерои.

В 1934 году на улицы советских городов въехали ЗИС-8, созданные на базе грузовика ЗИС-5, ставшие первыми массовыми отечественными автобусами.

Они имели 21 место для сидения, увеличенный салон уже позволял провозить также 8–10 стоячих пассажиров. 73-сильный двигатель разгонял автобус до 60 км/час, что было достаточно для городского транспорта.

21-местный автобус ЗИС-8 был построен по традиционной для своего времени рамной схеме. Он имел удлиненную раму грузового автомобиля ЗИС-5. Деревянный каркас кузова автобуса был обшит стальным листом. Двери не оснащались ни электрическим, ни пневматическим приводом. Переднюю дверь открывал водитель со своего места при помощи длинного рычага. О задней же двустворчатой двери приходилось заботиться кондуктору.

На заводе в Москве ЗИС-8 выпускался около двух лет, пока в 1936 году не началась реконструкция предприятия. В дальнейшем производство этого автобуса было организовано на других заводах и ремонтных предприятиях во многих уголках нашей страны.

По чертежам завода ЗИС-8 выпускали в Ленинграде, Киеве, Харькове, Ростове-на-Дону, Туле, Калуге, Тбилиси и других городах, монтируя кузова на готовые шасси. До конца 30-х годов ЗИС-8 были основой автобусного парка Москвы. Они же стали первыми советскими автобусами, которые выпускались на экспорт: в 1934 году партия из 16 машин ушла в Турцию.
А еще на базе ЗИС-8 выпускали специальные фургоны для работы в городской черте: хлебовозы, рефрижераторы.

С началом Великой Отечественной войны большинство автобусов ЗИС-8 было мобилизовано на военную службу, а оставшиеся были законсервированы в парках. Бахметьевский парк был переоборудован в авторемонтные мастерские для военных машин, а автобусы реквизированы армией и частично переданы во Второй парк, где они использовались для военных нужд. В феврале 1945 г. начались работы по восстановлению автобусного хозяйства – проводился капитальный ремонт возвращённых армией, а также расконсервация остававшихся в городе автобусов. Последние автобусы вернулись в строй в самом конце 1945 г. Помимо Первого (Дружинниковского) , восстановленные автобусы были размещены и во Втором автобусном парке, а также возвращены в Третий. В октябре 1948 г. часть автобусов из Третьего парка были переведены в новый Четвёртый.

Несмотря на то, что к 1946 г. машины исчерпали установленный им срок службы, из-за отсутствия замены списывать их не торопились. Только в 1948 г. началось массовое поступление в парки г. Москвы более современных автобусов. Последние ЗИС-8 были списаны в 1950-51 гг. Всего было произведено 547 единиц.

К концу 1970-х гг. "живых" ЗИС-8 на территории СССР практически не осталось. По обрывочным сведениям, в 80-х гг. ЗИС-8 видели в Турции, райцентре Фирово Калининской области, в хозяйстве театра им. Волкова в Ярославле. Похоже, до сегодняшнего дня не сохранилась ни одна машина, правда в Москве чудом уцелела рама от ЗИС-8. Однако, учитывая просторы нашей страны, все может быть, и, возможно, мы еще увидим ЗИС-8 не только на картинках.

101

На вопрос "Какой самый сложный эпизод в фильме "Место встречи изменить нельзя"?" режиссёр Станислав Говорухин всегда отвечает: "Погоня муровцев за Фоксом". В фильме сцены этой погони за Фоксом занимают несколько минут, но снимались они в течении месяца, а потом еще пришлось кое-что доснимать уже во время монтажа фильма

Но давайте сначала вспомним сам эпизод

Средств на постановку столь сложных сцен было в обрез. Кроме того, обе машины – "Фердинанд" и "Студебеккер" оказались в очень плачевном состоянии - едва могли двигаться.

Вот что вспоминал художник-постановщик Валентин Гидулянов: "Мы нашли совершенно "убитый" "Студебеккер" – не на ходу, без тормозов. Разгонять этого инвалида должен был специальный грузовик-толкач. В определенный момент он должен был отцепиться, и в кадре "Студер" катил под уклон к реке самостоятельно. Чтобы автомобиль более эффектно "спланировал" с набережной, соорудили перед парапетом небольшой деревянный трамплин. В кабину сели два наших лучших каскадера — Владимир Жариков и Олег Федулов. "

Кстати, для подстраховки Говорухин пригласил еще двух известных автогонщиков, но те вынесли убийственный вердикт: "Башку разобьете". И все же.

"Предстояло сделать лишь один дубль, причем в условиях "режимной съемки", за те считанные минуты, когда сгущаются сумерки, — рассказывает главный оператор фильма Леонид Бурлака. — Вроде бы все подготовили, отрепетировали — нужно начинать. Вдруг выясняется: у толкача заглох двигатель, и никак не могут его завести. Я вижу, что свет катастрофически уходит — еще чуть-чуть, и снимать уже будет нельзя. Наконец, буквально в последний момент автомобиль все же завелся, разогнал "Студебеккер", тот покатил к реке, сбил решетку. "

102

Послушаем В. Жарикова: "Мы загорелись этим трюком и даже подписку режиссеру дали: "За наши жизни и здоровье киногруппа ответственности не несет". Сцену репетировали две недели: изучили трассу, рассчитали скорость. Наконец день съемки. Кончается сентябрь, холодно. Подъезды перекрыты, но на мосту толпа зрителей. Мы уже сидим в машине, а команды все нет, что-то заело с камерами. Наконец — сигнал. Разгоняемся. Машина ударяется колесами о тротуар, подпрыгивает, и я чувствую — летим. Ремни безопасности применить нельзя, мы упираемся во что можем руками, ногами, спинами. Навстречу несется что-то черное. "

Больше всего съёмочная группа опасалась, что машина в полете перевернется вверх колесами. Но именно это и произошло: грузовик воткнулся в воду радиатором, его заднюю часть задрало (хотя планировалось что она упадет в воду брюхом, для этого в кузов положили тяжелую плиту). Вдобавок оказалось, что в этом месте дно Яузы покрыто метровым слоем ила. В него целиком ушла кабина "Студебеккера", так что каскадерам было очень непросто выбраться наружу. Все решили, что кабина сплющилась от удара о дно и каскадеры погибли. Но они чудом остались живы и даже не пострадали. Им было больно по другой причине: самая главная камера, та, что должна была снимать падение крупным планом, не сработала.

И ещё один интересный момент - во время преследования грузовика слышен только голос Жеглова, но в кадре почти нет. Как рассказывал Говорухин, это сделано специально: Еще в самом начале съемок фильма они договорились с Высоцким, что ему будет дана возможность отдохнуть. Почти весь месяц, что снимались эти кадры, он провел в зарубежных поездках. Высоцкий появился лишь в самом конце и работал в течение буквально двух часов — помните сцену: Жеглов разбивает стекло "Фердинанда" и, высунувшись, стреляет по уходящему "Студебеккеру" с бандитами?

103

Первоначально предполагалось, что герой Высоцкого должен опустить раму автобусного окна, но Владимир Семёнович вдруг решил сымпровизировать. Как рассказывал главный оператор Леонид Бурлака, стекло в окне "Фердинанда" оказалось толстое. "Высоцкий раз по нему ударил, другой. Наконец с третьей попытки высадил. И тут же закричал сердито: "Ну все, п. ц, приехали!" Смотрим, у него рука в крови: на пальце — глубокий порез от осколка. А ведь тем же вечером Высоцкий должен был вылетать на очередные гастроли в Сибирь. Но пришлось эти концерты отменить. "

И ещё один момент про этот эпизод. Артист Алексей Миронов, игравший водителя Копытина, работал без дублера и сам управлял ретроавтобусом. Участники съемочной группы рассказали, что в разгар работы над фильмом у Миронова стало сильно сдавать зрение – развивалась катаракта. Тогда Высоцкий решил помочь "коллеге по МУРу". Он позвонил академику Федорову, и в клинике знаменитого офтальмолога Миронову "отремонтировали" глаза

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Диорама по фильму "Место встречи изменить нельзя"

Идея этой диорамы появилась ещё до того, как модели грузовика "Студебеккер" появились в продаже в Москве. Автобус "Фердинанд" сделан наполовину вручную с использованием кабину и колёсной базы от грузовика ЗИС-5. Фигурка Глеба Жеглова конверсионная из какого-то наборного солдата. Для диорамы был выбран, после некоторого размышления, кульминационный момент погони, когда "Студик" с Фоксом пробивает ограждение и падает в Яузу:



Высокое разрешение

В отличие от предыдущей диорамы, здесь нет никакого компьютерного вживления в реальное фото, некоторое подобие эффекта реальности достигается только освещением.


В фильме это было так:

По кадрам я без особого труда вычислил точное место действия, однако воспроизвести его на диораме получилось чисто условно, максимально сжав пространство.


Набережная сделана из жесткого пенопласта, самую большую проблему представляло изготовление ажурной решетки набережной. Мой отец (который непосредственно делал все диорамы) придумал отлить её из гипса по выточенному вручную шаблону.

Особенно интересно отметить, что автобус имитирует не реальный ЗИС-8 образца 1938 года, а мосфильмовский муляж, который был изготовлен на базе грузовика ЗИС-11 специально для фильма Говорухина. Поэтому в обоих случаях база оказалась короче, чем у реального ЗИС-8. Вообще, в книге "Эра милосердия", по которой снят фильм "Фердинандом" назывался трофейный немецкий "Опель Блиц". Однако мосфильмовцы не смогли найти ничего похожего и решили схитрить, подменив его советской машиной.


Вот он стоит на Мосфильме:

Высокое разрешение


К сожалению, на некоторых кадрах кладка набережной бликует, что несколько портит впечатление:


Хотелось передать динамику:

Читайте также: