Водитель автоцистерны на пункте слива разгрузил весь опасный груз

Обновлено: 05.07.2024

Правила перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума

(с изменениями на 27 ноября 2020 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Протоколом СЖТ СНГ от 14 мая 2010 года N 52 (изменения вступили в силу с 1 сентября 2010 года);

Протоколом СЖТ СНГ от 21 октября 2010 года N 53 (изменения вступили в силу с 1 января 2011 года);

Протоколом СЖТ СНГ от 29 октября 2011 года N 55 (изменения вступили в силу с 1 января 2012 года);

Протоколом СЖТ СНГ от 18 мая 2012 года N 56 (изменения вступили в силу с 1 сентября 2012 года);

Протоколом СЖТ СНГ от 17 октября 2012 года N 57 (изменения вступили в силу с 1 марта 2013 года);

Протоколом СЖТ СНГ от 7 мая 2013 года N 58 (изменения вступили в силу с 1 июля 2013 года);

Протоколом СЖТ СНГ от 20 ноября 2013 года N 59 (изменения вступили в силу с 1 марта 2014 года);

Протоколом СЖТ СНГ от 7 мая 2014 года N 60 (изменения вступили в силу с 1 августа 2014 года);

Протоколом СЖТ СНГ от 21 мая 2015 года N 62 (изменения вступили в силу с 1 января 2016 года);

Протоколом СЖТ СНГ от 19 мая 2016 года N 64 (изменения вступили в силу с 1 января 2017 года);

Протоколом СЖТ СНГ от 19 октября 2018 года N 69 (изменения вступили в силу с 1 января 2019 года);

Протоколом СЖТ СНГ от 15 мая 2019 года N 70 (изменения вступили в силу с 1 июля 2019 года) ;

Протоколом СЖТ СНГ от 16 октября 2019 года N 71 (изменения вступили в силу с 1 января 2020 года) ;

Протоколом СЖТ СНГ от 27 ноября 2020 года N 73 (изменения вступили в силу с 1 января 2021 года).

- Примечание изготовителя базы данных.

- Примечание изготовителя базы данных.

1. Общие положения

1.1. Настоящие Правила определяют порядок и условия перевозки железнодорожным транспортом грузов (в том числе опасных) наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума на сети железных дорог государств - участников Содружества и являются обязательными для работников железнодорожного транспорта, грузоотправителей и грузополучателей, а также для транспортно-экспедиционных предприятий, обслуживающих грузоотправителей и грузополучателей.

1.2. В настоящих Правилах используются следующие термины и определения:

1.2.1. Вагон бункерного типа для перевозки нефтебитума - вагон, предназначенный для перевозки высоковязких и застывающих нефтепродуктов.

1.2.2. Вагон-цистерна - вагон, предназначенный для перевозки и хранения газообразных, жидких, порошкообразных или гранулированных веществ, кузовом которого является котел.

1.2.3. Вагон-цистерна специализированный - вагон, выделенный для перевозки конкретного груза или группы грузов, близких по своим физико-химическим свойствам.

1.2.4. Вагон-цистерна специальный - вагон, имеющий специальную конструкцию, устройства и оборудование, исходя из особых физико-химических свойств перевозимого груза, и предназначенный для перевозки одного груза или группы грузов, близких по своим физико-химическим свойствам.

1.2.5. Вместимость - полный объем внутренней полости сосуда.

1.2.6. Газ - вещество, которое:

a) при температуре 50°C имеет давление пара более 300 кПа; или

б) является полностью газообразным при температуре 20°C и нормальном давлении 101,3 кПа.

1.2.7. Груз опасный - вещества, материалы, изделия, отходы производства и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств и особенностей при наличии определенных факторов в процессе транспортирования, при производстве погрузочно-разгрузочных работ и хранении могут нанести вред окружающей природной среде, послужить причиной взрыва, пожара или повреждения транспортных, средств, устройств, зданий и сооружений, а также гибели, травмирования, отравления, ожогов или заболевания людей, животных и птиц.

1.2.8. Железная дорога - перевозчики, владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования в соответствии с национальным законодательством.

1.2.9. Жидкость - вещество, которое при температуре 50°С имеет давление пара не более 300 кПа, не является полностью газообразным при температуре 20°С и давлении 101,3 кПа и

а) имеет температуру плавления или начала плавления 20°С или меньше при давлении 101,3 кПа, или

б) является жидким согласно испытанию по методу ASTM D 4359-90, или

в) не является пастообразным в соответствии с критериями, применяемыми при испытании для определения текучести (испытание с использованием пенетрометра).

1.2.10. Запорная арматура - арматура, предназначенная для перекрытия потока рабочей среды с определенной герметичностью.

1.2.11. Запорно-пломбировочное устройство (ЗПУ) - контрольные элементы, совмещенные в единой конструкции с блокирующими устройствами.

1.2.12. Испытательное (пробное) давление - наибольшее избыточное давление, при котором проводятся гидравлические испытания вагона-цистерны, принимается равным 1,25 расчетного давления, если в специальных предписаниях по условиям перевозок опасных грузов отдельных классов опасности не указаны иные давления.

1.2.13. Испытания на герметичность - испытания вагона-цистерны в сборе с оборудованием на плотность внутренним избыточным давлением воздуха или инертного газа, равным рабочему давлению, но не менее 0,05 МПа.

1.2.14. Код цистерны - четырехзначный код, присвоенный цистерне в соответствии с ее техническими характеристиками и элементами оборудования.

1.2.15. Компетентный орган - орган власти либо другой орган, назначенный в качестве такового в каждом государстве и в каждом конкретном случае в соответствии с национальным законодательством.

1.2.16. Конструктивное оборудование котла - элементы усиления, крепления и придания устойчивости, расположенные снаружи или внутри котлов.

1.2.17. Котел - грузовая емкость, на корпусе которой смонтированы детали и узлы эксплуатационного и конструктивного оборудования, стационарно установленная на раме железнодорожного вагона.

1.2.18. Легковоспламеняющиеся жидкости - жидкости, которые соответствуют определению п.1.2.6 и имеют температуру вспышки не выше 60°C.

1.2.19. Номер ООН - четырехзначный идентификационный номер вещества или изделия, указанный в Типовых правилах перевозки опасных грузов ООН.

1.2.20. Опасная реакция - химическая реакция, в результате которой происходит:

- возгорание и/или выделение значительного количества тепла;

- выделение воспламеняющихся, удушающих, окисляющих и/или ядовитых газов; - образование коррозионных веществ;

- образование нестабильных веществ;

- опасное повышение давления.

1.2.21. Предохранительная арматура - арматура, предназначенная для автоматической защиты котла и его оборудования от недопустимого повышения давления посредством сброса избытка рабочей среды.

Пункты 1.2.23-1.2.26 предыдущей редакции с 1 января 2011 года считаются соответственно пунктами 1.2.22-1.2.25 настоящей редакции - Протокол СЖТ СНГ от 21 октября 2010 года N 53.

1.2.22. Полный объем котла - см. Вместимость.

1.2.23. Рабочее давление - наибольшее из трех следующих давлений:

а) наибольшее избыточное давление паров жидкости или газа в котле при наибольшей рабочей температуре (включая случаи, когда котел, кроме перевозимого вещества, дополнительно наполнен газом);

б) наибольшее избыточное давление, образующееся при наполнении котла;

в) наибольшее избыточное давление, образующееся при сливе котла.

Наибольшая рабочая температура принимается равной 50°С, если в специальных предписаниях по условиям перевозок опасных грузов отдельных классов опасности не указана другая температура.

1.2.24. Расчетное давление - внутреннее избыточное давление для определения минимальной толщины стенки котла, при этом влияние внешних и внутренних элементов жесткости не учитывается. За расчетное давление принимается большая из двух величин:

- 1,3 рабочего давления (если в специальных предписаниях по условиям перевозок опасных грузов отдельных классов опасности не указано иное);

- сумма избыточного давления паров жидкости или газа при наибольшей рабочей температуре и давления гидравлического удара при ударном взаимодействии вагона-цистерны с соседними вагонами.

1.2.25. Эксплуатационное (рабочее) оборудование котла - устройства наполнения и опорожнения, вентиляции, подогрева и теплоизоляции, запорная и предохранительная арматура, дренажные устройства, контрольно-измерительные приборы, а также устройства для обслуживания и осмотра котла.

1.3. Грузы, перевозимые наливом, делятся на неопасные, которые транспортируются с соблюдением общих условий, и опасные, для которых должны выполняться кроме общих также специальные условия перевозок, предусмотренные настоящими Правилами для соответствующих классов опасности, а также дополнительные требования по маркировке вагонов-цистерн и оформлению перевозочных документов.

1.4. Опасные грузы допускаются к перевозке наливом в вагонах-цистернах, если они поименованы в Алфавитном указателе опасных грузов, допущенных к перевозке железнодорожным транспортом (далее - Алфавитный указатель опасных грузов) (приложение 2 к Правилам перевозок опасных грузов по железным дорогам), и в графе "Род вагона, тип контейнера" для них проставлена запись "ВЦ".

Неопасные грузы допускаются к перевозке наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, если они поименованы в Алфавитном указателе неопасных грузов, допущенных к перевозке наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа (далее - Алфавитный указатель неопасных грузов) (приложение 1 к настоящим Правилам).

Пищевые грузы, поименованные в Алфавитном указателе неопасных грузов (приложение 1 к настоящим Правилам), допускаются к перевозке наливом в вагонах-цистернах с соблюдением дополнительных условий, предусмотренных разделом 6.

Внесение изменений и дополнений в настоящие Правила на основании ходатайства грузоотправителя осуществляется в соответствии с порядком внесения дополнений и изменений в правила перевозок грузов, утвержденным на 15-м заседании Совета по железнодорожному транспорту 05.04.96.

Указанное ходатайство направляется в железнодорожную администрацию страны отправления груза не менее чем за 6 месяцев до начала перевозки.

К ходатайству на перевозку опасных грузов должны быть приложены в двух экземплярах: характеристика груза и аварийная карточка по формам, указанным в приложении 3 к Правилам перевозок опасных грузов по железным дорогам и в Аварийных карточках на опасные грузы, перевозимые по железным дорогам СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики, подписанные руководителем предприятия-грузоотправителя и заверенные печатью; стандарт или технические условия и паспорт безопасности на груз; сведения о типе и модели вагона-цистерны, в котором предполагается перевозить опасный груз, и обоснование завода-изготовителя о пригодности вагона-цистерны для этой перевозки; согласование компетентного органа и железной дороги страны отправления груза предлагаемых грузоотправителем изменений в правила, если иное не предусмотрено национальным законодательством.

К ходатайству на перевозку пищевых грузов должны быть приложены в двух экземплярах: характеристика груза; стандарт или технические условия; сведения о типе и модели вагона-цистерны, в котором предполагается перевозить груз, и обоснование завода-изготовителя о пригодности вагона-цистерны для перевозки этого груза; согласование компетентного органа и железной дороги страны отправления груза предлагаемых грузоотправителем изменений в правила, если иное не предусмотрено национальным законодательством.

1.5. Грузоотправители, грузополучатели, железные дороги несут ответственность за несоблюдение настоящих Правил в соответствии с национальным законодательством и международными соглашениями.

1.6. Опасные грузы, отмеченные в Алфавитном указателе опасных грузов (приложение 2 к Правилам перевозок опасных грузов по железным дорогам) в графе "Специальные условия" цифрой "2", перевозятся в сопровождении проводников или специалистов грузоотправителя, грузополучателя с соблюдением требований настоящих Правил.

2. Требования к вагонам-цистернам и вагонам бункерного типа для перевозки нефтебитума

Технические требования к вагонам-цистернам и вагонам бункерного типа, включая: предписания по их эксплуатации в отношении кодирования цистерн, специальных положений по их использованию, конструкции, элементам оборудования, официального утверждения типа, испытания и маркировки вагонов-цистерн, переходные меры, определяются положениями Правил перевозок опасных грузов (приложения 2 к СМГС) и решениями Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества.

3. Предписания по эксплуатации

3.1. Использование вагонов-цистерн и вагонов бункерного типа

3.1.1. Перевозка жидких грузов наливом осуществляется только в технически исправных и предназначенных для этих грузов вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа.

3.1.2. Порядок налива и слива жидких опасных грузов и пищевых продуктов, перевозимых в специальных (специализированных) вагонах-цистернах, устанавливается руководством по эксплуатации специального (специализированного) вагона-цистерны, а также инструкциями, разрабатываемыми предприятиями-отправителями или получателями этих грузов.

3.1.3. Порожние вагоны-цистерны, подаваемые под погрузку опасных грузов, предъявляются к техническому обслуживанию, о чем делается соответствующая отметка в книге формы ВУ-14 с указанием наименования груза, под перевозку которого этот вагон-цистерна предназначается.

При передаче железной дороге (перевозчику) собственного или арендованного вагона-цистерны, загруженного опасным грузом, грузоотправитель обеспечивает исправное техническое состояние котла вагона, арматуры и сливного прибора вагона-цистерны, гарантирующее безопасность перевозки конкретного опасного груза до станции назначения, включая этап выдачи груза, что подтверждается записью в графе накладной "Заявление отправителя" в соответствии с пунктом 3.5.3 настоящих Правил.

При техническом обслуживании вагона-цистерны также проверяется правильность окраски котла и нанесения на него владельцем (арендатором) специальных надписей и трафаретов.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2021 года Протоколом СЖТ СНГ от 27 ноября 2020 года N 73. - См. предыдущую редакцию)

3.1.4. Во время перевозки как наполненные, так и порожние вагоны-цистерны не должны иметь на наружной поверхности остатков перевозимых веществ.

3.1.5. Персонал, обеспечивающий налив, слив вагонов-цистерн, вагонов бункерного типа, обязан знать конструкцию и оборудование вагонов-цистерн, вагонов бункерного типа, а также назначение их отдельных элементов, обеспечивать сохранность железнодорожного подвижного состава при производстве работ по наливу, сливу груза.

Запрещается выполнение технологических операций, связанных с осмотром, подготовкой вагонов-цистерн и оборудования грузовых фронтов к процессу налива или слива воспламеняющихся газов, легковоспламеняющихся жидкостей, окисляющих веществ и органических пероксидов с использованием искрообразующих инструментов. Пломбы или ЗПУ, применяемые для пломбирования вагонов-цистерн с воспламеняющимися газами, легковоспламеняющимися жидкостями, окисляющими веществами и органическими пероксидами, должны исключать вероятность возникновения искр при их навешивании, снятии, а также в пути следования.

3.1.6. Эксплуатация вагонов-цистерн на железных дорогах без знаков опасности, надписей, трафаретов и отличительной окраски не допускается.

Читайте также: