Водитель маршрутного такси совершил за месяц 200 поездок

Обновлено: 30.06.2024

Во многих городах из всех видов общественного транспорта самой большой популярностью пользуются маршрутные такси. При этом часто можно услышать, как люди ругают водителей маршруток за их склонность к лихачеству на дорогах. Пассажиры считают, что за счет быстрой езды водители пытаются совершить как можно больше рейсов и тем самым заработать как можно больше денег. Но какова в действительности зарплата водителей маршруток?

Даже при наличии собственной машины, как правило, приходится работать на компанию, содержащую маршруты. Ей нужно ежемесячно отчислять определенную сумму денег за возможность выходить на маршруты (около 30 тыс. руб.). Все расходы, связанные с бензином, ремонтом транспортного средства и мойкой водитель берет на себя. Те, кто арендуют машину, платят за это примерно 3-3,5 тыс. руб. в день. При этом рассчитываться с компанией, которой принадлежат маршруты, приходится уже владельцу транспортного средства, а заправка и мойка осуществляются за счет водителя.

Величина зарплаты

Если говорить об окладах, которые предлагают работодатели водителям маршруток, то, согласно статистике вакансий, средние зарплаты по стране у представителей этой профессии будут такими:
Московская область – 51 тыс. руб. в месяц;
Тюменская область – 44 тыс. руб.;
Тверская, Нижегородская, Ульяновская области – 40 тыс.;
Брянская область – 35 тыс.;
Саратовская, Свердловская, Омская, Новосибирская области, Красноярский край – 30 тыс.;
Волгоградская область – 25 тыс.;
Челябинская, Кемеровская области – 23 тыс.

При фиксированной зарплате водители тоже предпочитают работать сверх плана, проводя за рулем больше положенного времени. Несмотря на нелегальность подобной практики, далеко не все работодатели это запрещают. При подработках сверх плана водители маршруток зарабатывают от 1000 до 2500 руб. в день. А месячный доход зависит уже от количества рабочих дней.

Горожане под этими новостями разделились на две неравные группы: одни ожидают повышения комфортности поездок, другие боятся сокращения маршрутов и роста числа пересадок. В качестве примера кивают на Новокузнецк, где транспортная реформа стартовала в минувшем году довольно резко и потому вызвала ряд нареканий.

В чём схожи и чем отличаются транспортные системы Кемерова и Новокузнецка, какие маршруты закроют первыми и на каких условиях частные перевозчики останутся в городе, — в нашем материале.

Не реформа, а модернизация

— Мы изучали опыт всех городов, которые к этому стали прикасаться. Мы увидели, что там, где существует и создана собственная база, правильнее идти по пути модернизации, а не привлечения на аутсорсинговой основе подрядчика, что тоже имеет свои риски. Всё-таки муниципальное управление в этой сфере, жизненно важной для города, очень важно, — подчеркнул тогда Илья Середюк.

По его словам, городские власти уже разработали обновлённую транспортную схему для Кемерова и готовы её внедрять. Радикальных перемен не будет: схема подразумевает исключение дублирующих маршрутов и запуск дополнительных в новые микрорайоны. Конкретных этапов и сроков модернизации ранее публично не называли.

— Пригласили частников, ИП, [то есть] владельцев маршруток. Задача поставлена полностью закрыть маршрутки максимум к 1 апреля, ведь контракты у многих до 31 марта. Часть закроют с 1 января. Частникам сказали: покупайте автобусы большой и средней вместимости на газу или уходите. Часть маршруток закрывают полностью: 4т, 5т, 6т, 7т, 11т и другие. Часть переводят в обычный автобус: 8т, 13т, 48т, 83т, 2т, 28т. Маршрут 27т переведут в 227 автобус, 1т в 111 автобус и так далее. Маршруты будут дотируемые, то есть льготники едут бесплатно, — сообщил в редакцию человек, близкий к отрасли и осведомлённый о ходе встречи.

Таким образом, ключевое условие для продления контрактов — вместительные автобусы на газовом топливе и в едином цветовом оформлении.

Получается, маршруткам в Кемерове осталось работать чуть больше трёх месяцев. Вместе с ними в прошлое уйдёт кусок истории города, целый культурный пласт. Кто-то пожалеет о нём, кто-то вздохнёт с облегчением.

Маршрутные такси существовали и в СССР, но от автобусов-экспрессов отличались мало. Роль маршруток радикально изменилась после развала Союза и зарождения рыночной экономики. Муниципальные предприятия стагнировали, техника разваливалась, и к середине 90-х частные маршрутки стали спасательным кругом для городских властей, которые пытались хоть как-то обеспечить перевозку. И, конечно, важным источником дохода для нарождающегося бизнеса.

Поначалу кемеровские маршрутки останавливались в любом месте по требованию — как настоящие такси. С середины нулевых эту практику стали изживать по всей России, но окончательно покончить с ней удалось только с введением больших штрафов в 2016 году. С тех пор маршрутки останавливаются исключительно на остановках общественного транспорта. Кнопки со звуковым сигналом начали нормально работать чуть раньше, а до того просить водителя об остановке следовало голосом, что регулярно провоцировало конфликты.

К третьему десятилетию XXI века весь этот клубок постепенно перестал устраивать и администрацию, и горожан. Практичность автобусов пассажиров волновать перестала, появился запрос на безопасность и комфорт. Теперь в чести исправный и просторный салон, широкие двери и быстрая оплата без нужды возиться с мелочью и сдачей. И, конечно, чёткий график и доступность транспорта. Такие цели заявляли в минувшем году перед реформой в Новокузнецке.

Новокузнецк: двойственные итоги первого года

Однако врождённые особенности системы никуда не денутся. Чтобы избежать дублирования, которое раньше превышало 70%, сеть сконструирована как переплетение магистральных и подвозящих маршрутов. В результате на малолюдных направлениях время ожидания транспорта увеличилось, а добраться без пересадки куда-то вне популярных маршрутов невозможно. И хоть пересадка бесплатная, сам факт двойного ожидания многих горожан раздражает.

Уроки для Кемерова

Так как трансформация системы общественного транспорта в областной столице происходит более плавно, проблем с маршрутной сетью наверняка удастся избежать. По словам источника, близкого к отрасли, на момент отмены маршруток схема движения останется прежней.

— У нас просто убирают маршрутки, но схемы движения не трогают. 40 автобус только пойдёт через улицу Терешковой, а не через центр, и есть пара маршрутов новых, а в остальном всё тоже самое минус дублирующие направления. Возможно, кто-то из частников выполнит новые требования, закупит технику и останется, но не всем это под силу. Да и за такой срок заводам будет сложно выполнить заказ, они сейчас загружены на месяцы вперёд. В целом эти изменения, считаю, правильные, хотя интервалы с увеличением вместимости явно вырастут, будет много возмущений от пассажиров. Нужно вводить пересадочный тариф, пересадочная карта даёт возможность уехать на первом пришедшем, не мёрзнуть на остановке, — подчеркнул эксперт.

— Должно быть меньше 50%, даже меньше 40% в руках частных перевозчиков. Основная доля должна быть в руках правительства Кузбасса. […] Но ещё раз подчёркиваю, это будет и государство, и частный бизнес. Если всё отдать государству, тоже есть риски потерять эффективность. Поэтому нужен баланс, — рассказывал губернатор на пресс-конференции по итогам 2020 года.

В Кузбассе подняли стоимость проезда. До перехода на новые тарифы осталось две недели.

Согласно постановлению, подписанному Региональной энергетической комиссией Кузбасса 30 декабря в Кузбассе устанавливаются новые предельные регулируемые тарифы на перевозки пассажиров общественным транспортом. Отметим, что новые тарифы начнут действовать с 15 января 2022 года.

Школьники и студенты очной формы обучения будут платить по 14 рублей за проезд при оплате транспортной картой. При наличном способе оплаты – 18 рублей.

Пенсионеры при оплате транспортной картой будут платить 12 рублей, а при наличном способе оплаты – 15 рублей.

Все остальные пассажиры будут платить по 25 рублей, если оплата производится безналичным способом, и 30 рублей – если наличным.

Устанавливает новое постановление и стоимость месячных проездных билетов. Для школьников, имеющих право на льготы, они будут стоить 300 рублей, для студентов, имеющих право на льготы – 450 рублей. Прочие школьники и студенты очной формы обучения будут платить по 700 рублей за месячный проездной. Пенсионеры – 600 рублей. А вот все остальные граждане – 1250 рублей.

Впрочем, будут и недельные проездные на предъявителя. Их стоимость для школьников и студентов составит 252 рубля. Для пенсионеров – 216 рублей, а для всех остальных категорий граждан, не имеющих льгот – 450 рублей.

Предусмотрены и дневные проездные на предъявителя. Для школьников такие проездные будут стоить 84 рубля, для пенсионеров – 72 рубля, для других категорий граждан – 150 рублей.

Напомним, ранее глава Кемерова рассказал о том, когда с улиц Кемерова исчезнут маршрутки. А мэр Новокузнецка предложил отменить пересадочный тариф и ввести проездные билеты.


Организация направляет в командировку за границу своих сотрудников на принадлежащем ей легковом автомобиле. Является ли эта перевозка международной перевозкой для собственных нужд? Необходима ли лицензия для выполнения перевозки в указанной ситуации?

В этом случае нужно рассматривать вопрос как с точки зрения законодательства об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках, так и с точки зрения ПДД. Следует понимать, кто относится к пассажирам, какие заключаются договоры (и заключаются ли). С учетом законодательства об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках данная перевозка является международной автомобильной перевозкой пассажиров для собственных нужд. При этом в данном случае пассажир — с точки зрения ПДД — лицо, находящееся в транспортном средстве и непричастное к его управлению. В указанной ситуации заключение договора перевозки и наличие лицензии на право осуществления деятельности в области автомобильного транспорта в ситуации не требуются.

Какие изменения коснулись порядка предварительной продажи билетов и бронирования мест для проезда при пригородных автомобильных перевозках пассажиров? Как это повлияет на перевозчиков?

Случаи, когда у водителя закончились билеты, отдельно в Правилах автомобильных перевозок пассажиров не прописаны. Будет ли нести ответственность пассажир, который зашел в транспорт с остановки, где нет продажи билетов, и не смог купить билет у водителя?

С точки зрения Правил автомобильных перевозок пассажиров у пассажира есть обязанность заблаговременно приобретать билеты и оплачивать проезд. Соответственно, если по какой-либо причине у водителя не будет билетов (закончились, не было изначально), в случае отсутствия билета у пассажира последний будет считаться безбилетным и вся ответственность (в том числе административная, в виде штрафа за безбилетный проезд) будет лежать на пассажире.

Обязан ли водитель пассажирского автотранспорта иметь при себе размен денег при реализации билетов? Будет ли нести ответственность пассажир, если водитель не смог продать ему билет в связи с отсутствием сдачи?

Исходя из Правил автомобильных перевозок пассажиров обязанность по наличию разменных денег у водителя возлагается на автомобильного перевозчика. Именно он обязан обеспечить водителя разменными деньгами в случае продажи билетов за наличный расчет. Однако обязанности водителя иметь при себе размен Правилами автомобильных перевозок пассажиров не предусмотрено. Пассажиру в любом случае следует предусматривать ситуацию, в которой такой размен будет отсутствовать, и иметь при себе купюру (монеты) минимального номинала. Если же в результате отсутствия размена у водителя пассажир останется безбилетным и будет привлечен к административной ответственности, он может обратиться в адрес автомобильного перевозчика с конкретной претензией о том, что автомобильный перевозчик не выполнил ч. 2 п. 26 Правил автомобильных перевозок пассажиров и не обеспечил водителя разменными деньгами, и требовать возмещения уплаченного штрафа.

Ряд документов, упоминаемых в Правилах автомобильных перевозок пассажиров, установлен Минтрансом (в частности, формуляр поездки, список пассажиров). Что нужно учитывать субъектам хозяйствования при работе с ними?

Заказчик подобной перевозки в большинстве случаев — администрация торговых центров — обращается с соответствующим письмом в адрес исполнительного комитета, на территории которого располагается данный торговый объект. Строгого регламента по подаче документации нет. В целях организации подобных перевозок хотелось бы порекомендовать администрациям торговых центров оборудовать соответствующие места для посадки и высадки пассажиров, размещать соответствующие дорожные знаки и согласовывать размещение остановочных пунктов (площадок) с органами ГАИ, чтобы соблюсти вопросы, связанные с безопасностью посадки и высадки пассажиров.

Действовавшая до 12.10.2018 редакция Правил автомобильных перевозок пассажиров содержала в себе требования к обязательной экипировке транспортных средств (аптечкой, огнетушителями и т.д.). В действующей редакции такой нормы нет. Чем теперь следует руководствоваться субъектам хозяйствования при экипировке транспортных средств?

Указанные требования исключены из новой редакции Правил автомобильных перевозок пассажиров, так как наличие такой экипировки в транспортном средстве регламентируется ПДД . Автомобильный перевозчик обязан руководствоваться ПДД.

Чем являются контрольно-ревизорские службы? Каковы их функции и полномочия?

Контрольно-ревизорские службы (далее — КРС) создаются государственными предприятиями, операторами автомобильных перевозок с целью контроля за полнотой оплаты проезда. Также в функции сотрудников КРС могут входить вопросы, связанные с контролем за соблюдением водителем Правил автомобильных перевозок пассажиров. К примеру, объявление остановок во время движения (а не до отправления транспортного средства), движение транспортного средства с открытыми дверями являются нарушением Правил автомобильных перевозок пассажиров.

Ряд иных функция может быть отдельно прописан в должностных инструкциях работников КРС и, соответственно, утверждается на уровне организаций — учредителей КРС. Отметим, что общего регламента действий сотрудников КРС на сегодняшний момент нормативными правовыми актами не предусмотрено. Все вопросы, не рассмотренные в Правилах автомобильных перевозок пассажиров, дополнительно регулируются должностными инструкциями и порядками, которые непосредственно утверждаются организациями — учредителями КРС. Поэтому если пассажир по какой-либо причине интересуется правильностью действия работников КРС, ему необходимо обращаться непосредственно к учредителям КРС.

Как используются электронные информационные системы при осуществлении автомобильных перевозок автомобилями-такси?

Минтранс считает, что тема развития информационных систем (ИС), электронных информационных систем (ЭИС) является очень актуальной, так как их использует достаточное количество граждан при заказе автомобилей-такси. Однако необходимо различать понятия ЭИС и ИС, с помощью которой осуществляется прием и передача заказов. Фактически ЭИС позволяет как оформить заказ автомобиля-такси, так и оплатить в безналичном порядке (по окончании поездки у пассажира автоматически с банковской карты будет списана сумма, соответствующая выполненной поездке). Если же система не позволяет воспользоваться такой функцией, как автоматическое списание с карточки клиента стоимости поездки, то тогда идет речь о мобильных приложениях, об ИС, которые просто позволяют передавать заказ от пассажира перевозчику, а перевозчику — предлагать свои услуги.

При использовании ЭИС автомобильный перевозчик может не применять КСА, совмещенный с таксометром, так как существует возможность безналичной оплаты. Если же возможность автоматического списания с карточки денежных средств не предусматривается, то у перевозчика должен быть КСА, совмещенный с таксометром, по которому осуществляется расчет. По окончании такой поездки перевозчик обязан предоставить пассажиру кассовый чек, подтверждающий факт выполненной автомобильной перевозки. В свою очередь пассажир оплачивает проезд — это можно сделать с помощью наличных денежных средств или путем использования банковской пластиковой карточки — как бесконтактной, так и в контактном режиме. Отметим, что в соответствии с законодательством все автомобили-такси должны быть оснащены в том числе платежными банковскими терминалами.

Читайте также: