Время смены водителя формула

Обновлено: 02.07.2024

Суммированный учет вводится, когда невозможно соблюсти нормальную или сокращенную продолжительность ежедневной (еженедельной) работы, как того требуют статьи 91 и 92 ТК РФ. Рабочее время при этом учитывается за определенный временной промежуток – учетный период. Важно, чтобы продолжительность работы за этот период времени не превышала норму, установленную в производственном календаре.

Важно

Суммированный учет рабочего времени обязателен при вахтовом методе работы. В остальных случаях работодатель вводит его по своему усмотрению для всех работников организации, для группы работников или в индивидуальном порядке.

5 основных правил суммированного учета рабочего времени

Правило 1. Суммированный учет рабочего времени должен быть предусмотрен правилами внутреннего трудового распорядка.

Правило 2. Учетный период не может быть менее одного и более 12 месяцев. При этом для отдельных категорий работников учетный период строго определен законодательно, например:

для водителей – не более 3 месяцев (в отдельных случаях – не более 6 месяцев);

для работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда – не более 3 месяцев

Правило 3. Условие о суммированном учете рабочего времени должно быть отражено в трудовом договоре.

Правило 4. При суммированном учете рабочего времени работнику обязательно устанавливается график работы, причем разработке графика рекомендуется уделить пристальное внимание. Важно, чтобы не было совпадений с нормой рабочего времени по производственному календарю из-за ошибок в графике. Однако бывают случаи, когда работодатель не может составить график иным образом. В такой ситуации разницу между нормой времени по производственному календарю, установленную на учетный период и количеством часов по графику оплачивают по правилам части 1 статьи 155 ТК РФ. Иными словами, за неотработанное по вине работодателя время работнику платится средний заработок.

Правило 5. Если работник в учетном периоде не отработал норму рабочего времени из-за того, что находился в ежегодном оплачиваемом отпуске, в командировке, на больничном и в других случаях, предусмотренных законодательно, то норма рабочего времени уменьшается соответственно.

Если работать пришлось в выходной

В производственных процессах, где невозможна приостановка работы из-за технологических или организационных причин, выходные дни предоставляются в различные дни недели поочередно каждой группе работников. Соответствующие положения закрепляются правилах внутреннего трудового распорядка (ч.3 ст.111 ТК РФ). Так, если по графику предстоит работать в воскресенье, то для работника этот день не будет являться выходным. Соответственно, оплачиваться этот день будет как обычно, без дополнительных доплат.

Пример 1

Продавцу Ложкиной Анне установлен суммированный учет рабочего времени. Учетный период – 1 месяц. По графику 3 марта 2019 года (воскресенье) у Ложкиной рабочая смена. Она ее отработала с 08.00 до 20.00 часов. 5 марта (вторник) и 6 марта (среда) выходные дни. Значит, 3 и 4 марта оплачиваются в обычном порядке, без доплат за работу в выходной день, а 5 и 6 марта оплате не подлежат.

Работодатель может привлечь работника к работе в его выходной день по графику. В таком случае этот день является для работника выходным и оплачивается в двойном размере (ст.153 ТК РФ). Или, если работник согласен, то взамен потраченного выходного дня ему можно предоставить другой день отдыха, а день работы оплатить в одинарном размере.

Работа в праздничные дни

Vr К сведению

Нерабочими праздничными днями в Российской Федерации являются:

1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января - Новогодние каникулы;

7 января - Рождество Христово;

23 февраля - День защитника Отечества;

8 марта - Международный женский день;

1 мая - Праздник Весны и Труда;

9 мая - День Победы;

12 июня - День России;

4 ноября - День народного единства.

Если праздничный день по графику пришелся на рабочий, то оплатить его нужно в одинарном размере, доплата производится также в одинарном размере. Если же работник отработал в праздничный день сверх графика, то день оплачивается в двойном размере. Или, с согласия работника, в одинарном размере, но с учетом отработанного в праздничный день времени предоставляется другой день отдыха.

  • оклад;

  • 12 часов, которые отработаны 12 июня - в одинарном размере;

  • 17 часов (168 – 151) - сверхурочные часы: первые 2 часа оплачиваются в полуторном размере, последующие 15 часов - в двойном размере.

Сверхурочная работа

При суммированном учете рабочего времени сверхурочной считается работа, которая идет вне графика, превышает в учетном периоде норму, установленную производственным календарем. Сверхурочные часы возможно определить только по окончании учетного периода и только расчетным путем по формуле:

Сч = К ф.ч. – К н.р. – К н.ч, где

К ф.ч. – количество фактически отработанных часов;

К н.р. – количество часов, в которые работник не мог исполнять свои трудовые; обязанности, но за ним сохранялось место работы (отпуск, командировка, больничный);

К н.ч. – количество часов по норме.

Сверхурочные часы оплачиваются по нормам статьи 99 ТК РФ: первые два часа работы оплачиваются в полуторном размере, последующие часы – в двойном размере.

Пример 4

Рабочему Ужикову Андрею установлен суммированный учет рабочего времени. Учетный период – 1 месяц. В апреле 2019 года Ужиков отработал 192 часа. 6 рабочих часов он потратил на повышение квалификации (проходил обучение). Норма времени по производственному календарю на учетный период – 175 часов.

Сверхурочным будет считаться время:

192 – 6 – 175 = 11 часов

Обратите внимание, что в примере 4 речь идет о работе по сменному графику, поэтому нужно учитывать нормы статьи 103 ТК РФ. Там говорится, что составление графика с превышением нормы рабочего времени недопустимо. Однако на практике работодатель часто вынужден привлекать работника к работе сверх нормы, поэтому по окончании периода возникновение сверхурочных часов неизбежно.

Если учетный период один год, то работодателю нужно отслеживать, чтобы в течении года работник не отработал сверхурочно более 120 часов в год (ст.99 ТК РФ). Если же график работы составлен без превышения нормы по производственному календарю, и работник выполняет работу четко по графику, сверхурочных не будет.

Работа в ночное время

Никаких особенностей определения и расчета часов, отработанных в ночное время, при суммированном учете нет. Ночным считается время с 22.00 до 06.00 часов (ст.96 ТК РФ). Ночные часы оплачиваются по нормам статьи 154 ТК РФ:минимальная доплата за каждый час работы в ночное время составляет 20% тарифной ставки.

Vr Краткая памятка

График работы при суммированном учете формируется в пределах нормы, определенной производственным календарем.

Работника необходимо ознакомить с графиком работы.

Выходные дни, которые работнику определены по графику как рабочие, оплачиваются в обычном порядке.

Порядок оплаты праздничных дней зависит от того, является ли такой день рабочим по графику.

Сверхурочные часы определяются расчетным путем только по окончании учетного периода.

С 1 января обновлено положение об особенностях режима рабочего времени водителей

Приказ Минтранса России от 16.10.2020 N 424

Отметим следующие изменения:

- возможность разделить рабочий день или смену на несколько частей предусмотрена для всех водителей;

- водитель вправе увеличить предельное время непрерывного управления автомобилем в течение суток на 2 часа для завершения перевозки или следования к месту стоянки;

- с этой же целью водитель вправе увеличить на 1 час предельное время непрерывного управления автомобилем до очередного специального перерыва. Есть и другие изменения в правилах о специальных перерывах;

- конкретизированы правила о ежедневном отдыхе водителей при суммированном учете рабочем времени;

- время, в течение которого водитель находится во время движения автомобиля в составе экипажа и не управляет автомобилем, в рабочее время не включается, но оплачивается. Размер доплаты устанавливает работодатель;

- еженедельный отдых должен составлять не менее 45 часов. Установлена минимальная периодичность его предоставления, а также допустимое сокращение.







Mozilla/5.0 (Windows NT 6.1; WOW64) AppleWebKit/536.3 (KHTML, like Gecko) Chrome/19.0.1063.0 Safari/536.3

Область применения нового приказа Минтранса

Как и ранее действовавший документ, новый приказ утверждён для реализации положений ст. 329 ТК РФ, согласно которой режим рабочего времени водителей определяет соответствующее федеральное ведомство.

Действие новых особенностей организации труда и отдыха от Минтранса распространяется на всех водителей, работающих по трудовому договору в организациях или ИП. При этом сделано уточнение: ИП, самостоятельно управляющие своими машинами, так же обязаны соблюдать требования нового приказа Минтранса с 2021 года.

Управление автомобилем в обязательном порядке должно быть включено в должностные обязанности сотрудников, которые подпадают под приказ Минтранса.

По-прежнему действие положений Приказа не применяют:

  • к водителям на междугородних рейсах;
  • к сотрудникам. управляющим аварийно-спасательными и пожарными машинами;
  • к водителям автомобилей, оказывающих медпомощь при чрезвычайных ситуациях.

С 2021 года действие приказа Минтранса не распространяется на следующие категории транспортных работников:

  • водителей легковых служебных автомобилей госструктур;
  • водителей, занятых перевозками внутри территории компании и не выезжающих на дороги общего пользования;
  • водителей легковых автомобилей ведомственной охраны;
  • армейских водителей;
  • водителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

В результате, сфера применения приказа Минтранса конкретизирована: в него помимо работников компании добавлены индивидуальные предприниматели, самостоятельно занимающиеся перевозками. Вместе с тем, выведены из области применения приказа водители, трудящиеся на территории компании, а также занятые в различных госорганах.

Регулирование продолжительности рабочего дня водителей с 2021 года

При сохранении положения об установлении нормальной продолжительности еженедельного рабочего времени, равной 40 часам, в новом приказе Минтранса нет положений, предписывающих работать строго по 8 или 7 часов в неделю. То есть, количество рабочих дней в неделю и их продолжительность могут меняться – при условии, если соблюдена указанная еженедельная норма времени.

Сохранена возможность введения суммированного учета рабочего времени. При этом учетный период по-прежнему должен составлять не более 1 месяца, а в отдельных случаях, когда сделать это не представляется возможным, – не более 3-х месяцев.

В новом приказе Минтранса с 2021 года исключена возможность установления учетного периода в 6 месяцев для перевозок пассажиров в курортной местности и при сезонных перевозках.

По сути, неизменной осталась разрешенная длительность рабочего дня для суммированного учета:

  • до 10 часов – в обычных условиях;
  • до 12 часов – на городских и пригородных автобусных маршрутах;
  • до 12 часов – для водителей системы здравоохранения, телефонных, телеграфных служб, учреждений связи, при перевозке руководителей организаций, телевизионных служб и инкассаторских автомобилей, такси, а также вахтовых бригад.

Также сохранена возможность увеличения максимальной длительности рабочего дня на 2 часа – то есть до 12 часов. При условии:

  • необходимости завершения перевозки;
  • следования к месту стоянки.

Рабочее время водителя и порядок разделения его на части с 2021 года

Рабочий день водителя в новом приказе Минтранса с 2021 года так же включает в себя периоды непосредственного вождения и время специальных перерывов для отдыха водителя. Однако есть и некоторые отличия.

С 2021 года расширен перечень видов деятельности, не относящихся к непосредственному управлению автомобилем, но включаемых в рабочее время. Так, отдельно введена категория рабочего времени, не связанного с управлением, которая включает:

  • подготовительно-заключительное время;
  • периоды прохождения медосмотров;
  • простои не по вине работника;
  • время ремонта автомобиля;
  • иные периоды, предусмотренные законодательством, трудовым и коллективным договором.

Таким образом, с 2021 года рабочий день водителя включает открытый перечень видов занятости, не связанных с вождением. Он определяется достигнутыми нанимателем и работником договоренностями. Кроме того, сняты ограничения на зачет в рабочее время периодов:

  • охраны груза;
  • присутствия на рабочем месте в качестве второго водителя.

С 2021 года допустимо разделение рабочей смены водителя на части с его согласия. В 2020 году и ранее это было возможно только для водителей служебных автомобилей федеральных служащих, а также занятых управлением автобусами на городских и пригородных маршрутах.

В результате список сотрудников, занятых вождением транспортного средства, для которых можно применять подобный метод организации труда, с 2021 года расширен.

Кроме того, с 2021 года появилось четкое разграничение максимальной длительности перерыва, устанавливаемого между частями смены:

  • для водителей, трудящихся на пассажирских перевозках – не более 3-х часов;
  • для прочих водителей – не более 5 часов.

Указанные временные разрывы между частями трудового дня в рабочее время не включают. Они должны быть предоставлены не позднее чем через 5 часов после начала смены.

В новом приказе Минтранса с 2021 года исключена норма о сверхурочной работе. Таким образом, к водителям будут применять общие правила привлечения к ней, закрепленные в ТК РФ.

Ненормированное время водителей и длительность управления автомобилем с 2021 года

По-прежнему действует ограничение, позволяющее применять ненормированный рабочий день только:

  • к водителям легкового транспорта (кроме такси);
  • водителям, участвующим в геолого-разведочных и топографо-изыскательских работах.

Для водителей иных транспортных средств этот режим недоступен. Сам вопрос регулирования продолжительности управления автомобилем с 2021 года дополнен. Вот сравнение:

НОВЫЙ ПРИКАЗ МИНТРАНСА С 2021 ГОДА

Регулирование времени отдыха водителей с 2021 года

С 2021 года еженедельный отдых водителя не может быть менее 45 часов. Он увеличен в сравнении с прежним документом Минтранса на 3 часа.

Вместе с тем, работодатель может сокращать время еженедельного отдыха до 24-х часов – 1 раз в течение 2-х идущих подряд недель. Но впоследствии он обязан компенсировать этот отдых. В течение 3-х недель после недели с увеличенным временем работы ему нужно присоединить 24 часа к еженедельному отдыху либо 3 раза по 9 часов к ежедневному отдыху.

Ежедневный отдых должен быть не менее двойной длительности смены (рабочего дня). Для суммированного учета отдых с 2021 года разрешено сокращать до 11 часов (до 12 часов в 2020 г. и до 11 – только при междугородних перевозках).

С 2021 года есть новые правила сокращения еженедельного отдыха, которых ранее не было:

  • возможно сокращение отдыха до 9 часов, но не более 3-х раз в промежутке между двумя периодами еженедельного отдыха (т. е., как правило, не более 3-х раз в неделю);
  • допустимо разделение ежедневного отдыха на части, первая часть которого составит не менее 3-х часов, а последняя – не менее 9 часов.

Перерыв для отдыха и питания по-прежнему предоставляют в середине рабочего дня. Он может длиться от 30 минут до 2-х часов. Увеличен до 4 часов 30 минут в смену период, по окончании которого водителю нужно предоставлять специальный отдых длительностью 45 минут. При этом этот отдых может быть разбит на части, первая из которых должна быть не менее 15 минут, а вторая – не более 30 минут. Этот перерыв предоставляют, если он не совпадает с другими периодами ежесменного отдыха.

Что делать компаниям в связи с изменениями с 2021 года

Прежде всего, нужно проанализировать действующие в организации режимы работы и графики, скорректировать время еженедельного и ежедневного отдыха водителей. При необходимости – подготовить новые графики на 2021 год. Быть готовыми внести необходимые изменения в части времени работы и отдыха в правила внутреннего трудового распорядка.

Читайте также: