Для чего нужна обгонная муфта на генераторе тойота

Обновлено: 05.07.2024

64 52

Обгонная муфта генератора

Беспокоит некий полусвист полушелест на недопрогретом двигателе, он то появляется то нет, изначально заметил еще пару недель назад, полез в тот узел и нашел течь на помпе, точнее антифриз кинуло на капот изнутри, я туда, там течь, короче помпу заменил, но помпа была практически без люфта, а вот на обгонной муфте люфт мне показался сильный. После замены помпы, этот призвук тоже периодически появлялся, я решил, может ремень, заменил ремень, но кажется стало появляться еще чаще.

Почитал, посмотрел как проверить эту муфту, сегодня ремень скинул муфта не заклинена, при блокировке крыльчатки отверткой в одну сторону шкив крутится, не легко, но крутится, т.е. не на свободном ходу, но плавно без рывков и закусываний, но люфт на этой муфте такой что можно даже щелчок легкий словить от простого покачивания ее зажав между пальцев, вот хрен его знает может это и нормально, там же типа механизм зацепления, может это его нормальный люфт, а полусвист это щетки или подшипники самого Гены. Так же пробовал раскручивать мотор до 5-6 тыс и выключал зажигание, никаких ненормальных звуков не услышал.

У меня не было раньше авто с обгонной муфтой, как она должна в норме работать не знаю

Есть еще один момент, я постоянно с момента покупки авто слышу некий довольно высокий звук типа "Пш. пс.." похож на маленькую турбинку, слышу я его только когда ну например подъезжаю к лежачему полицейскому и обороты сбрасываются с 1200 до холостого хода, при этом я давлю на тормоз, это разные звуки с тем что я описал в начале и скорее всего это звук нормальной работы обгонной муфты (от инерционного движения ротора) или не совсем нормальной раз я его слышу, а уже изрядно подвыработанной, но еще не заклинившей. Кстати этот звук жена например не слышит вообще, я почему-то решил что это наверное некий особенный звук вариатора, он слегка похож на легкое жужание от вариатора при движении задним ходом, но он не такой.

Пока ремень поставил старый назад, думаю может присыпкой его посыпать и слушать дальше, механическая проблема вылезет сильнее - это понятно, вопрос можно ли эксплуатировать авто на расстояниях хотя бы 100-150 км от дома.

Мне бы хотя бы понять а нормально ли, что в нашей обгонной муфте люфт или там если и должен быть люфт то минимальный?


В основе работы автомобильного генератора лежит электромагнитная индукция. Через катушку идет магнитный поток, изменяет свои значения, и появляется электрическое напряжение. Источниками полей являются ротор (переменный ток) и статор (электрический). При повороте ключа зажигания на генераторную обмотку передается ток, магнитное поле запускает ротор и коленчатый вал. Генератор и вал связаны ремнем. Переменный ток в постоянный превращает выпрямительный блок. Регулятор напряжения регулирует его значения. В данной статье мы постараемся ответить на вопрос: зачем нужна обгонная муфта?

Ременная передача – слабое место в генераторе. Он от силы служит 30 тысяч км и обрывается. Причина – неравномерная работа двигателя, подача крутящего момента импульсами соответственно сгоранию топлива. При разгоне и торможении ремень натягивается и сжимается, но все равно в итоге рвется. Чтобы сократить этот эффект, потребуется обгонная муфта. Она присоединяется к шкиву генератора и состоит из:

  • Внутренней обоймы, которая сцеплена с ротором;
  • Наружной части, которая выходит на шкив.

По работе обгонная муфта равна бендиксу стартера. Когда роторный вал сильно нагревается при сгорании бензина и воздуха, стопорные ролики смыкают обоймы и отдают крутящий момент. При неполном сгорании смеси и притормаживании коленвала обоймы рассоединяются. Это сокращает негативный эффект разных скоростей.

На внутренней стороне муфты есть пазы, на внешнем – пружины для выталкивания роликов. Последние отдают крутящий момент при смыкании. Различают храповые муфты, в которых вместо пазов есть зубья в одинаковом направлении и собачка, прижимающаяся к внешнему кольцу пружиной и замыкающая части. Эти муфты действуют автоматически, что делает устройство быстродействующим и износостойким.

Конструкция устройства проста, но она имеет недостатки. У роликовых муфт это:

  • Невозможность регулировать механизм;
  • Необходимость строгости соосности валов;
  • Трудное изготовление.

В храповой муфте недостатками являются возможные удары при зацеплении собачки зубьями, что ограничивает скорость. Также такие муфты сильно шумят, их зубья со временем истираются. Зато храповые механизмы могут ремонтироваться, в отличие от роликовых.

И все же обгонные муфты популярны среди автовладельцев. Они служат долго (до 100 тысяч км), высоконадежны, повышают срок эксплуатации передачи. Замена муфты намного дешевле, чем система из ремня, натяжителя и роликов. Привод с муфтой служит в 5-6 раз дольше, чем без нее, и работает тише.

Обгонная муфта генератора

В современных двигателях повышенный уровень крутильных колебаний на коленчатом валу. Это особенно актуально для дизельных двигателей, которые были модифицированы в соответствии со стандартами Euro 4, 5 или 6. Эти колебания частично обусловлены большими силами, действующими на вал, и влияют на неравномерную скорость вращения шкива на валу.

Крутильные колебания способствуют чрезмерному износу подшипника, шуму вспомогательного ремня и, в крайних случаях, поломке коленчатого вала. Важно гасить чрезмерную вибрацию. Большинство современных автомобилей используют для этой цели маховик. Шкивы демпфера вибрации также широко используются.

В дополнение к этим двум элементам демпфирование также имеет место на шкиве генератора переменного тока (применение более мощных генераторов переменного тока вызывает более серьезные колебания).

Для демпфирования вибраций на генераторе используются две разные системы: односторонняя обгонная муфта и развязывающий расцепитель альтарнатора.

Для чего нужна обгонная муфта

Муфта вращается в одном направлении и сразу же блокируется в обратном, в то время как расцепитель свободно вращается в одном направлении и допускает небольшой угол поворота в противоположном. Эти движения, в основном, требуются, когда частота вращения двигателя падает, например, при выключении двигателя или переключении передач (тяжелый ротор генератора может продолжать вращаться с более высокой скоростью по сравнению со скоростью шкива) и для гашения непостоянной скорости ремня.

Обгонная муфта генератора обычно имеет цвет нержавеющей стали, в то время как расцепитель обычно черного цвета . Преждевременный износ натяжителя может быть вызван неисправностью муфты или использованием твердого шкива вместо нее. Кроме того, использование муфты, где требуется расцепитель, приведет к преждевременному отказу.

Изношенный механизм может привести к поломке натяжного элемента; когда двигатель работает на холостом ходу, можно заметить чрезмерное движение натяжителя (что может привести к его повреждению). Поэтому можно точно предположить, что генератор больше не работает должным образом, когда фактически повреждена муфта.

Натяжение ремня необходимо регулярно проверять: если оно недостаточно, ремень может проскользнуть, что приведет к снижению мощности генератора и индикации неисправности. Муфты следует использовать только для рекомендованных генераторов.

На холостом ходу двигателя рекомендуется проверить натяжитель на предмет ненормального движения. При наличии поломок, возможно, муфту потребуется заменить. При работающем двигателе на высокой скорости: заглушите двигатель и прислушайтесь к ненормальному шуму ротора генератора. При наличии проблемы могут иметь место изношенные подшипники.

Тестирование вне автомобиля: для проверки муфты нужно держать внешнее кольцо одной рукой, а внутреннее кольцо – другой. Должна быть возможность поворачивать внутреннее кольцо по часовой стрелке, а не против, иначе будут повреждения.

Причины беспроблемного вращения вала

Если вал вращается без проблем, возможной причиной является поломка муфты. Следствие: генератор не будет заряжаться, он будет генерировать тепло, из-за этого будут возникать тепловые повреждения, обесцвечивание металла.

  • неправильная деталь, не предназначенная для применения (сильная крутильная вибрация);
  • щит не использовался (потеря смазки, выделение тепла);
  • проблема с муфтой.

Опознать проблему можно по признакам:

  • смазка черная и потеряла свои свойства,
  • на выступах наружного кольца глубокие ямки,
  • все иглы шкива были повреждены,
  • повреждено внутреннее кольцо (вмятины на дорожке качения),
  • коррозия на внутреннем и наружном кольцах.

Если вал не вращается ни в одном направлении, возможной причиной является поломка пружины или втулки. Основная причина: запчасть не предназначена для применения; в цилиндре сильные крутильные колебания.

Зачем необходима обгонная муфта на генераторе

Двигатели генерируют крутящий момент с периодически меняющимися характеристиками. Это вызывает различные типы вибраций, передаваемых на корпус, систему привода и ременную передачу вспомогательных устройств. Конструкторы транспортных средств пытаются устранить это неблагоприятное явление различными способами.

Механизмы свободного хода генератора уменьшают вибрации во вспомогательном ременном приводе. Высокое качество этих продуктов обусловлено многолетним опытом конструирования и производства этих элементов и использованием соответствующих материалов. Основной задачей механизма свободного хода является гашение вибраций, возникающих во вспомогательном ременном приводе, что повышает долговечность ремня и его взаимодействующих элементов.

Применение этого решения также значительно снижает уровень шума, создаваемого приводом. Все больше транспортных средств не могут обойтись без этого решения.

Основными причинами этого являются:

  • переключение оборотов холостого хода на более низкие обороты двигателя;
  • увеличение массы роторов генератора переменного тока;
  • уменьшение размера двигателя за счет уменьшения количества цилиндров.

Повреждение любого из компонентов, которые работают с ремнем привода, может привести к его износу или падению со шкивов. На некоторых автомобилях потертый ремень может попасть в привод ГРМ.

Техника не стоит на месте. Возникают всё новые и новые приспособления, которых раньше не было. К таковым относится обгонная муфта генератора. Она сэкономит деньги на частой замене ремня, так как увеличивает срок его службы.


Что такое обгонная муфта генератора

Это механизм, позволяющий устранить момент инерции и импульсную работу двигателя машины.
Обгонная муфта устанавливается на шкиве генератора.

Назначение

Функция муфты состоит в том, чтобы устранять инерцию с ротора, которая поступает на ремень генератора. Это позволяет продлить его срок службы с 30 тыс. км. (как было раньше, до разработки устройства) до 100 тыс. км.

Назначение обгонной муфты

Устройство

Обгонная муфта генератора представляет собой две обоймы:

  • внешняя, соединена со шкивом генератора;
  • внутренняя, связана с валом якоря генератора;

Между ними есть слой специальных роликов, уложенных в два слоя:

  • 1 уровень — игольчатые подшипники;
  • 2 уровень — профилированные фигуры. Они нужны для того, чтобы выполнять роль стопорного механизма.

Эти обоймы интегрированы друг в друга.

Принцип работы

Когда двигатель начинает работать, вращение внешней обоймы муфты начинает усиливаться. Ролики, выполняющие роль стопорного устройства, замыкаются. При этом внешняя часть связывается с внутренней. Одновременно раскручивается вал и шкив генератора.

При прекращении работы отработанные газы начинают отходить. При этом замедляется вращение коленчатого вала. Внутренняя часть обоймы обгоняет по вращению внешнюю. Параллельно стопорный механизм открывается и её связь со внешней частью муфты становится слабее. Из-за этого внутренняя обойма перестаёт тормозить.

Это полный цикл работы узла устройства. Один процесс следует за другим. При этом инерция от ремня передаётся шкиву и ремню генератора.

Неисправности обгонной муфты генератора

Виды поломок и их причины

Обычно обгонная муфта выходит из строя при следующих обстоятельствах:

  • неисправность шкива;
  • износ внутренней пружины;
  • порвался ремень генератора;
  • пробег более 100 тыс. км;
  • неисправность обгонного механизма.

Дополнительно рекомендуем прочитать статью нашего специалиста, посвящённую тому, как проверить генератор.

Виды поломок обгонной муфты

Показатели поломки

Признаки неисправности обгонной муфты генератора:

  • во время работы со стороны генератора доносятся неестественные шумы;
  • полное прекращение работы генератора;
  • при работе кондиционера или при медленном движении машины возникает ощутимая вибрация;
  • свист ремня на высоких оборотах;
  • короткий треск при запуске или остановке двигателя.

Выявление дефектов

Для диагностики работы узла следует раскрутить двигатель до 4 тыс. оборотов. Затем надо включить зажигание. Необходимо прислушаться к остаточному звуку. Если он напоминает звук остановки турбины, то муфта генератора работает исправно. Если такового нет, то механизм требует замены.

Муфту можно проверить и в демонтированном состоянии, для этого надо сделать следующее:

  • зажать пальцами внутреннее кольцо;
  • внешнее кольцо повернуть в направления вращения ремня;
  • при движении внешней обоймы муфта вышла из строя и её надо менять.

Можно проделать такой же эксперимент. Но вращать внешнюю обойму необходимо в противоположную сторону. В этом случае она, наоборот, должна вращаться. Если же этого не происходит, то деталь вышла из строя.

Самостоятельная замена обгонной муфты

Данное устройство заменить не так-то просто. Здесь нужен набор специальных инструментов. Да даже и обладая ими, этот процесс может доставить немало трудностей. Некоторые модели машин имеют слишком маленькое расстояние между кузовом и генератором. В таком случае ключ может просто не поместиться.

Необходимый инструмент

Для того, чтобы правильно снять муфту, потребуется специальный инструмент. Ключ для снятия обгонной муфты генератора состоит из частей:

  1. Биты. На одном конце есть шестигранник, на другом — запрессованная головка под вороток. Она проворачивает и удерживает шкив;
  2. Насадки с многогранниками. Служит для установки внутреннего шлица муфты. С другой стороны имеется шестигранник для откручивания крепёжных частей.

Необходимые инструмент

Снятие муфты

Чтобы проделать данное действие, необходимо ослабить ремень генератора. Затем надо открутить ту гайку, которая держит муфту. Это устройство неразборное и ремонту не подлежит. Чтобы снять муфту, надо удерживать вал шкива с помощью подходящего инструмента.

Далее вал ротора генератора нужно провернуть против часовой стрелки, если резьба на шкиве расположена справа. Для шкива с левосторонней резьбой — по часовой стрелке. Делают это при помощи динамометрического ключа.

Защитный колпачок непригоден к повторному использованию. При установке новой муфты его надо заменить, предварительно убедившись в правильном креплении нужного устройства.

Установка муфты

Новая муфта устанавливается на место снятой с той же последовательностью. Важно при этом не пользоваться ударными инструментами — это может стать причиной поломки.

Проверка работы новой муфты заключается в том, что её надо покрутить в разные стороны. Она должна вращаться только в одну сторону. При повороте в противоположную сторону муфта движется вместе со шкивом генератора.

Последствия несвоевременной замены

Если неисправную обгонную муфту не сменить при её поломке, то срок службы ремня заметно сократится. Далее, генератор может отказать в своей работе — питание электросистемы автомобиля.

Заключение

Обгонный механизм помогает увеличить срок службы ремня, защищая его от лишних колебаний. Замена обгонной муфты генератора возможна вне стен автосалона. Но для этого потребуются специальные инструменты. Важно помнить: обгонный механизм подлежит смене каждые 100 тыс. км.

Генератор, обгонная муфта. ⇐ Boxer 3. Электрика, оптика


Информация
Активные темы раздела Peugeot Boxer 3

Не знал что это расходник. Пробег 200ткм.
Появился звук из под капота со стороны генератора будто сухой подшипник подклинывает, напряжение в сети упало до 12В. При движении напряжение восстановилось, но все равно нестабильное, как слышен звон с муфты, напряжение проседает.
Муфта проворачивается, а должна фиксироваться по ходу вращения.
Полазил по инету, муфту рекомендуют менять после 100т. У меня пробег в основном трасса, обороты большей частью стабильные 2000-2500. Может поэтому она долго продержалась.

Выяснилось что менеждер фирмы по ремонту генераторов в Сургуте, не знают зачем муфта использеутся.
Вот правильный ответ:
В генераторах — здесь муфта выступает в качестве защитного компонента, ограничивая передачу крутильных колебаний от коленчатого вала ДВС. Также муфта нейтрализует колебания на ремне генератора, снижает шумность ременного привода. В целом, здесь механизм свободного хода существенно продлевает срок службы генератора.

оказывается еще не все закончилось.
Проехал 800 км до урая. перезимовал северные минуса в -44. В урае мин ночью -38.
днем уже полегче -34.
прогрел автономкой, завел, муфта опять закряхтела, но заряд пошел.
отъездил свои 5000 по работе, вернулся домой в Екатеринбург. На обратном пути пропала зарядка после стоянки, ну все думаю приехал. зря не согласился щетки поменять. Со второй попытки завода зарядка снова появилась. Дальше машину не глушил 1000км. доехал домой зарядка вроде есть. припарковался. На след день завожу зарядки нет, интересно. Вырубаю, снова завожу зарядка пошла. так прошла неделя. добрался до генератора, выяснилось что при замене масла я немного пролил и оно стекло как раз на генератор, попало на щетки, ура, думаю проблему нашел.

промыл обезжирил, собрал. На теплую все норм. А ни фига на холодную зарядка также появляется со второй попытки.
сегодня снова разобрал морду, снял крышку гены, видно ротор со стороны РР. завел, зарядки нет, смотрю а ротор еле вращается, муфта снова проскальзывает. Ремень крутится бодро, муфта внутри еле еле. Снял видео, пробую гарантию. Может конечно подшипники подмерзли в мороз, но дождей у нас точно не было.

Был один случай после мойки сразу заглушил мотор, не обсох еще. через пару дней заводил, стартер не смог провернуть гену, залило водой и примерзло, откачал феном.. Родная муфта держала мощно. Эта как то быстро сдалась.

У меня родная стала щелкать после заводки, секунд 5 и появлялась зарядка; поменял, года два прошло теперь постепенно падает зарядка до 12.5 вольт, но не сразу а через 100 - 200 км пробега. Щетки поменял, не помогло; теперь думаю, или нагревается и замыкает где-то, или опять муфта, но звуков подозрительных нет; на холодную все нормально.

муфта проскальзывает, звуков посторонних нет. внешне все нормально, пока крышку не снял не увидел проблему.
созвонился с Сургутом, предъявил проблему, дали тлф в Екатеринбурге для проверки, приехал с генератором, описал ситуацию. Сервис мены ржут, мы эту муфту ставим без всякой гарантии, тем у кого денег на нормальную нет, сколько проходит сказать не можем, на свой страх и риск. С требовал с них заключение о неисправности, теперь думаю как с Сургута денег стрясти за всю работу, а взяли они около 8 тыщ.
4 снятие установка, 1500 установка ремня, сначала обещали бесплатно, все равно ремень скидывали, но после как они полтора часа промучились со "спец инструментом" в виде лома запросили денег, 2800 муфта сказали хорошая, щетки взял за 500р, как оказалось в экзисте они 52 р стоят.

Читайте также: