Как пользоваться климат контролем ниссан

Обновлено: 18.05.2024


Как правильно пользоваться климат контролем в автомобиле? Этот вопрос является достаточно актуальным не только среди начинающих автомобилистов, но и бывалых профессионалов. Применение в в средствах передвижения такого оборудования позволяет водителю быть полностью сосредоточенным на управлении транспортного средства. Это благоприятно влияет на состояние самого автомобилиста и обеспечивает более надежное управление автомобилем. Поэтому для проведения длительных поездок большинство автомобильных концернов оснащают свои автомобили именно такими системами.

Общая информация

Климат контролем называется современная технологичная система, которая обеспечивает максимально возможный комфорт для автомобилиста и пассажиров. Основной задачей данной аппаратуры является поддержание наиболее комфортной температуры воздуха в салоне на протяжении всего времени поездки.

Принцип функционирования

Основным принципом работы является поддержание оптимального температурного режима, используя для этого системы кондиционирования, нагрева воздуха. Для получения информации о температурном режиме в салоне, стоят датчики способные передавать необходимую информацию блоку управления.

Далее от блока управления идет сигнал на определенные исполнительные устройства, такие как температурная заслонка. Весь процесс регулировки и снятия информации с датчиков выполняется полностью автоматически.

Основные составляющие системы

Вышеупомянутая система состоит из таких элементов:








Принцип работы системы кондиционирования воздуха

Для комфортного пребывания в автомобиле в летний период нужна система, которая будет охлаждать приходящий с улицы воздух. И если с отопителем всё более или менее ясно, то вот откуда взять холод горячему двигателю, предположить сложнее. Лучший способ объяснить, как работает кондиционер автомобиля – описать, что происходит с хладагентом при движении по системе. Начнем наше описание с компрессора. Он находится под капотом авто и приводится в движение за счёт вращения коленчатого вала двигателя.

  1. Компрессор представляет собой простой насос, который прокачивает хладагент по системе. Горячий фреон под высоким давлением проходит через трубку к конденсатору.
  2. Конденсатор стоит перед радиатором автомобиля, выглядит так же и делает то же самое, что и радиатор: он использует проходящий через него поток, чтобы охладить газ. Горячий хладагент при остывании конденсируется в холодную жидкость.
  3. Теперь жидкий фреон течёт через трубку высокого давления к клапану. В зависимости от марки авто этот клапан называется либо тепловым, либо расширительным клапаном.
  4. Клапан пропускает только небольшое количество фреона, а также уменьшает давление, создаваемое компрессором.
  5. Холодный хладагент низкого давления поступает в испаритель, который похож на радиатор печки. Но поскольку фреон холодный, то поток, который проходит через него, охлаждается.
  6. За циркуляцию воздуха через испаритель отвечает тот же вентилятор отопителя.


После завершения цикла хладагент поступает обратно в компрессор через трубку низкого давления, начиная цикл заново. Регулировка степени охлаждения и интенсивности обдува также возлагается на водителя.

Эти системы очень важные и полезные, от их работы зависит не только комфорт, но и безопасность. И если раньше автомобили оснащались кондиционерами только в дорогих комплектациях, то сейчас эта опция имеется уже в базе. Обе системы (отопления и кондиционирования) находятся в одном блоке. Переключение потоков (от радиатора к испарителю) происходит за счёт перемещения заслонки. Многие замечали, что при длительной поездке становится либо невыносимо жарко, либо холодно (в зависимости от того, что включено). Для того чтобы сделать температуру в салоне комфортной, нужно оборудовать машину автоматическим регулятором. Отличие её от простого кондиционера с печкой в том, что они имеют общую электронную систему управления с набором датчиков. Водителю достаточно раз выставить нужные параметры, и климат-контроль сам выберет, что нужно включить в данных погодных условиях. Работа климата заключается в считывании информации с датчиков и принятии решения, что именно требуется включить в данный момент, и с какой интенсивностью. После того как температура в салоне достигнет заданной, климатический контроль перейдёт в режим поддержки. Боле продвинутые системы имеют дополнительные датчики определения температуры за бортом и датчики солнечного света, чтоб реагировать на любые изменения. В более дорогих версиях авто климат-контроль может быть двух, трёх и даже четырёхзонным, чтобы каждый мог установить себе нужные параметры.

Различия между климат контролем от кондиционером

Начинающие автомобилисты иногда путают кондиционер с климат контролем. По своей структуре и принципу действия эти две систему имеют большие различия. Так кондиционер используется для охлаждения, попадающего в салон воздуха и проведения его рецеркуляции. Климат контроль может держать постоянно температуру воздуха на необходимом уровне.

  • возможность поддержания основных климатических показателей;
  • автоматическое управление скоростью и температурой воздуха;
  • для автомобилиста создается оптимальные условия для управления автомобилем.

При выборе дешевой модели можно столкнуться со следующими проблемами:

  • относительная ненадежность в процессе эксплуатации;
  • значительная стоимость технического обслуживания и ремонта;
  • сложность в настройке основных параметров;
  • установленные датчики располагаются в достаточно скрытых местах, и наличие посторонних предметов затрудняют считывание основной информации.

Полезно знать: Какое масло заливать в гидроусилитель руля?










Фильтр

Перед тем как использовать климат контроль в автомобиле зимой, внимательно прочитайте инструкцию по эксплуатации авто. В ней наверняка вы найдете рекомендации по замене салонного фильтра. Этот элемент очистки воздуха играет очень важную роль для работы климатической установки. Если фильтр забит пылью, то прогрев и осушение будут неэффективны – стекла будут запотевать, салон будет медленнее нагреваться. Производители предлагают три варианта фильтрующих элементов:

  • бумажные – самый простой и дешевый способ очистки;
  • угольные – действуют значительно эффективнее;
  • антибактериальные – препятствуют размножению болезнетворных организмов в воздуховодах климатической установки автомобиля.

Замену салонного фильтра рекомендуют производить два раза в год. В некоторых случаях процедуру придется выполнять чаще – например, при езде по грунтовым дорогам.

Как правильно пользоваться климат контролем в автомобиле летом

Работа климат контроля в летний период имеет следующие особенности:

  1. Не следует выставлять температурный показатель меньше чем на 10 градусов от показателя внешней среды. Такой сильный температурный перепад может вызвать серьезные заболевания из-за переохлаждения организма.
  2. Перед включением данной системы нужно обязательно проветрить салон. Эта работа ощутимо понижает температуру воздуха и убыстряет процесс охлаждения воздушного потока.
  3. Чтобы ускорить процесс охлаждения воздуха нужно включать режим рецеркуляции воздуха.
  4. Нельзя в процессе работы системы открывать люк или окна автомобиля. Это может вызвать к получению ошибочной информации датчиками.

Алгоритм работы

Эти системы направлены на то, чтобы вы меньше отвлекались от управления транспортным средством. Для этого вы устанавливаете нужную температуру и переводите управление в автоматический режим, и компьютер, считывая информацию с датчиков, сам принимает решение, какой агрегат запустить в данный момент. Зимой, используя автоматический режим, вначале воздух будет направлен на лобовое стекло и максимально быстро наберёт нужную температуру. Затем перейдёт в режим поддержания и перенаправит поток на лицо и ноги. Улучшенные версии могут осушать поступающий воздух, пропуская его через испаритель кондиционера, а затем через радиатор печки, это позволит избежать запотевания стёкол.

Резюмируя всё сказанное, можно отметить, что использовать климатический контроль в зимний период не только можно, но и нужно. Нагрев салона происходит в максимально короткие сроки, воздух проходит стадию сушки (проходя через испаритель кондиционера) из-за чего передвижение становится безопасным. При передвижении не нужно отвлекаться на изменение параметров, поскольку компьютер сам регулирует все параметры в соответствии с климатом в салоне.

Как пользоваться климат контролем в автомобиле зимой

  • Не следует изменять подачу воздуха до завершения прогрева салона, так как это может вызвать концентрацию конденсата или льда на поверхности заслонок.
  • Следует регулярно запускать компрессор кондиционера для проведения профилактических работ резиновых уплотнений.
  • Запрещается включать климат контроль с не корректными настройками по отношению к влажности воздуха. Ведь в воздухе присутствует влага, которая при неправильной работе системы будет накапливаться на испарителе и может вызвать появление неприятного запаха в салоне.
  • Раз в неделю рекомендуется использовать только кондиционер, чтобы вывести влагу из корпуса испарителя.

Особенности эксплуатации в зимний период

Описанный выше алгоритм работы климат-контроля носит довольно общий характер. Каждый производитель разрабатывает климатическую систему под конкретную модель или серию. Программное обеспечение контроллера также может несколько отличаться. Последние версии электронного климат-контроля позволяют владельцу машины производить самостоятельное программирование некоторых функций установки. Работа климат контроля в автомобиле зимой иногда требует вмешательства и перехода на ручное управление:

  • Машина находилась на открытой стоянке и ее стекла покрылись льдом. Для начала движения необходимо быстро освободить обзорные пространства ото льда. Не все прошивки климатических установок предусматривают автоматический предварительный прогрев стекол. Может быть такая ситуация, когда программа предусматривает такую функцию, но заданного времени обогрева оказалось недостаточно. В таком случае приходится выходить из автоматического режима и вручную включать обдув стекол. Скорость вращения вентилятора тоже придется выбирать вам. После того как обледенение будет ликвидировано, можно вернуться к автоматическим настройкам.



Блок климат-контроля


Подведение итогов

Используя всю представленную выше информацию, даже начинающий автомобилист может легко определиться, как правильно пользоваться климат контролем в автомобиле. Данная система может создавать комфорт внутри салона в процессе эксплуатации автомобиля.

Полезно знать: Можно ли мыть двигатель автомобиля на автомойке?

Но для эффективной работы следует знать, как правильно пользоваться климат контролем в автомобиле летом. Кроме этого нужно ориентироваться в особенностях эксплуатации данной системы в зимний период. Поэтому необходимо четко знать, как пользоваться климат контролем в автомобиле зимой.

Функция уменьшения влажности

О том, что кондиционер, работая на охлаждение, одновременно подсушивает воздух, знают практически все. А как климат контроль в автомобиле зимой справляется с этой задачей, слышали не многие. Для обеспечения этой функции установка снабжается специальным измерителем влажности. Данные от этого датчика поступают на контроллер. При низких отрицательных температурах осушение воздуха обычно не требуется, с парами влаги справляется и печка. Ситуация меняется при температурах, близких к нулю, в условиях мокрого снега, при оттепели. Стекла автомобиля начинают интенсивно запотевать. В этой ситуации ваша климатическая установка сработает следующим образом:

  • датчик влажности сообщит контроллеру о необходимости удаления излишков влаги;
  • контроллер даст команду на одновременное включение кондиционера и печки;
  • влажный воздух, проходя через испаритель кондиционера, будет оставлять частицы влаги в виде конденсата или инея на сотах теплообменника;
  • после испарителя воздух поступает на радиатор печки, где также дополнительно подсушивается.

Таким образом, использование климат-контроля предотвращает запотевание стекол и обеспечивает комфортные условия вождения в зимний период.



Фильтр салона

Что делать, если температура воздуха ниже -5 градусов?

Как мы уже сказали ранее, попадание жидкого фреона в компрессор нежелательно. Можно ли включать кондиционер зимой в машине в таком случае? Категорически нет. Но как быть тем, у кого зима длится по 5-6 месяцев?

кондиционеры без обогрева


Единственный выход – профилактика в отапливаемом гараже. Только в таком помещении можно гарантировать безопасность работы системы. Если машина относительно новая, то система и вовсе не запуститься в сильный мороз – электроника предотвратит губительный шаг для системы и отключит питание на компрессор.

Как подключить телефон к автомагнитоле и включить музыку в машине

Узнай первым о выходе нового полезного контента

© 2010 - 2021 Все права защищены. Любое копирование материала с нашего сайта строго запрещено без предварительного согласия со стороны администрации.

© 2010 - 2021 Все права защищены. Любое копирование материала с нашего сайта строго запрещено без предварительного согласия со стороны администрации.

В нашей статье мы подробно разобреремся, в вопросе: климат-контроль автомобиля — что это такое и как им пользоваться.

klimat kontrol avtomobilya

Содержание:

Климат-контроль не просто охлаждает или согревает воздух в салоне, а поддерживает заданные параметры температуры.

Кроме более простой однозонной системы, есть более продвинутые многозонные, позволяющие устанавливать комфортные условия для водителя и пассажиров по их желанию.

Что такое климат-контроль

Климат-контроль – это система, в которую входят кондиционер, отопитель, воздушный фильтр, также датчики температуры и уровня влажности.

За согласованную работу всех частей отвечает блок управления, представляющий собой специализированный мини-компьютер.

shema uzlov kk

Схема узлов климат контроля.

Задача климат-контроля (КК) – поддержание установленного микроклимата в салоне машины вне зависимости от колебаний температуры снаружи.

Работа климат-контроля основана на получении электронным управляющим блоком (ЭУБ) сигналов с датчиков, находящихся в разных частях салона.

Сообразуясь с полученной информацией, головной блок изменяет интенсивность работы отопителя или кондиционера.

В сущности идея КК схожа с бытовыми сплит-системами, которые также поддерживают оптимальный уровень температуры в помещении. Только для автомобиля система климат-контроля сложнее из-за того, что работает она в более сложных условиях.

Кроме охлаждения или согревания воздуха в салоне, КК отвечает за его очистку и осушение. Благодаря этой функции стекла меньше запотевают.

В наиболее совершенных моделях учитывается влияние солнечных лучей на температуру в салоне с помощью датчика ультрафиолетового излучения. Есть также модели, в которых включена функция ионизации воздуха.

Система климат-контроля придет на помощь в случае сильного смога – при значительной концентрации загрязнений в воздухе снаружи, КК переходит на рециркуляцию воздуха в салоне, отсекая поступление извне загрязненного воздуха.

Такая функция особенно полезна при нахождении автомобиля в плотной пробке, когда из-за отсутствия ветра концентрация выхлопных газов очень сильно повышается.

Типы КК

В первую очередь системы климат-контроля отличаются по зональности. Различают КК с количеством зон от 1 до 4.

podacha vozduha

Подача воздуха в многозонной системе климат-контроля.

Самый простой тип КК – однозонный. Он контролирует температуру воздуха в передней части салона – на местах водителя и переднего пассажира. Заднее сидение остается вне контроля.

Двухзонный – это улучшенный вариант однозонного. Он также контролирует только переднюю части салона, но делит пространство на 2 части – водительское и переднего пассажира, которые могут установить для себя разные показатели температуры.

КК с тремя и четырьмя зонами более комфортны для пассажиров, так как включают в систему заднее сидение. В первом случае в отдельную зону выделяют все заднее сидение, в последнем – делят его также на 2 части.

Четырехзонная система считается самой продвинутой и комфортной.

Климат-контроль совершеннее простого автокондиционера и имеет от него ряд отличий. Функции кондиционера – охлаждение и осушение воздуха.

Обратной связи он не имеет, поэтому водитель сам регулирует подаваемый воздух, устанавливая его холоднее или теплее. У КК обратная связь есть.

Это значит, что он сам удерживает температуру в постоянных границах.

При этом подача воздуха разделяется на разные потоки, позволяя по-разному строить схему обогрева.

Например, можно подать теплый воздух на ноги. В этом случае можно быстро согреться, но голова останется ясной и не потянет в сон.

У многозонный систем климат-контроля значительно больше режимов работы, чем у однозонных.

Устройство системы

Система климат-контроля состоит из целого ряда устройств. Она более сложная, чем у автокондиционера.

Среди основных частей КК нужно отметить следующие:

Электронный блок управления. Важнейшая часть, которая отвечает за нормальное функционирование всей системы.

Делится на контроллер, в который вшиты программы управления и систему ввода информации. Регуляторы могут использоваться механические или электрические.

Сейчас, как правило, используются электрические. Современные блоки управления представляют собой специализированный мини-компьютер.

Команды в них вводят цифровыми методами. Для этого используется встроенная в блок клавиатура или пульт дистанционного управления.

На основе полученных команд контроллер строит работу других частей системы кондиционирования: регулирует скорость обдува, интенсивность работы кондиционера или отопителя, изменяет положение заслонок.

Датчики. Без датчиков невозможна нормальная работа климат-контроля. Делятся они на внутренние и внешние.

Первые устанавливаются в салоне автомобиля и сигнализируют блоку управления о величине температуры в определенной зоне контроля.

Для того, чтобы информация была более актуальна, внутрисалонные датчики имеют принудительный обдув.

Внешние датчики нужны для того, чтобы контролировать температуру на улице. Это нужно для нормальной работы кондиционера и отопителя.

Благодаря им блок управления сразу понимает с какой интенсивностью нужно включить устройства. Кроме того, эти датчики проверяют качество воздуха, сигнализируя о критическом повышении уровня загрязняющих веществ, что позволяет КК автоматически переходить на внутрисалонную циркуляцию воздуха.

Исполнительные устройства. К этой группе механизмов относятся самые различные узлы. В них включают кондиционер и отопитель, вентиляторы, заслонки и их приводы, воздушные фильтры, осушитель, дефлекторы, воздуховоды и другие детали.

shema uzsol mnogozonnogo klimat kontrolia

Схема узлов многозонного климат-контроля.

Для пользования автомобилем хорошо разбираться в системе климат-контроля ни к чему. Лучше, если обслуживанием КК будут заниматься специалисты.

От водителя требуется уметь настраивать параметров системы, знать обозначения на блоке управления.

Важно не игнорировать рекомендуемые профилактические мероприятия, которые позволят поддерживать систему в работоспособном состоянии длительное время.

В противном случае придется траться на ремонт, который стоит обычно не дешево.

Как использовать климат контроль

Управление системами климат-контроля часто значительно различается в зависимости от марки и модели автомобиля.

Тем не мнее, разобраться в настройках не так сложно, так как большинство используемых обозначений стандартизировано или интуитивно понятно.

Для включения климат-контроля используется кнопка, обозначенная надписью ON/OFF или рисунком с разорванной окружностью.

Это общепринятые символы, которые применяются и на других бытовых устройствах.

Чтобы включить кондиционер, найдите кнопку с литерами А/С. Для установки конкретной температуре в салоне или же в определенной зоне служит вращающийся верньер или же две кнопки, нажатие одной из них увеличивает температуру на определенное значение, вторая уменьшает ее с таким же шагом.

Чаще всего регулировка происходит с шагом 0,5°С, но в некоторых моделях бывают другие настройки.

Учтите, в многозонных системах КК температура настраивается индивидуально, но в целом разброс значений не очень большой.

Нельзя сделать так, что на одного человека будет дуть холодный воздух, а на другого теплый.

Максимальный разрыв значений между зонами не превышает 4-5°С.

Для автоматического поддержания заданных параметров нужно нажать на кнопку AUTO.

Также на блоке управления климат-контролем имеется ряд кнопок, на которых обозначен вид поступления воздуха.

Например, обдув только ног, головы и ног, или поступление потока на лобовое стекло. Кнопок режима бывает не меньше трех на простых моделях и больше.

Несмотря на разное исполнение панели блока управления, примерно настройка на всех моделях кондиционирования выполняется примерно одинаково.

Однако иногда встречаются определенные нюансы, поэтому лучше всего хотя бы бегло просмотреть мануал к автомобилю по части регулировок.

Это избавит вас от необходимости разбираться системе методом тыка, раздражаясь по пустякам.

Еще лучше просмотреть инструкцию по работе с системой климат-контроля – она обязательно прилагается к машине.

sistema upravlenia klimatom

Один из вариантов панели управления климат-контролем в автомобиле.

Если автомобиль сильно нагрелся за время стоянки, то чтобы он быстрее охладился, включите пониженную передачу, подняв повыше обороты двигателя.

Дело в том, что КК более эффективно функционирует, когда мотор автомобиля работает на повышенных оборотах. После того, как температура опустится, можно будет перейти в оптимальный режим движения.

Чтобы система кондиционирования работала без поломок и сбоев, каждый год хотя бы один раз проверяйте герметичность системы циркуляции хладагента.

Самому делать это не рекомендуется, так как в систему при кустарной дозаправке может попасть грязь и влага. Лучше сделайте обслуживание в специализированном сервисе ТО. Одновременно желательно провести диагностику блока управления на специальном стенде.

Чтобы система кондиционирования работала без сбоев, рекомендуется включать ее не менее чем через 1 минуту после начала работы двигателя.

При выключении климатической остановки нужно поступать наоборот – выключать ее первой, а потом, не ранее чем через минуту – глушить двигатель.

И еще один совет. Чтобы не повредить здоровью, не увлекайтесь чересчур высоким охлаждением воздуха. Врачи не советуют устанавливать температуру в салоне по сравнению с ее показателем на улице менее, чем на 10°C.

Установка КК

Климат-контроль значительно повышает комфорт использования автомобиля, поэтому некоторые владельцы машин, не оборудованных такой опцией, решают ее установить самостоятельно.

Однако поставить КК можно не на все модели. Система КК требует значительного пространства под торпедой и в самом салоне, чтобы можно было поставить дополнительные воздуховоды, проводку, сервоприводы.

Также потребуется установить приборную панель блока управления, печка также потребует замены. В любом случае работа потребуется достаточно сложная и хлопотная.

При установке системы потребуется целый ряд устройств и узлов от аналогичной модели автомобиля, оснащенной климат-контролем:

  1. Электропроводка, рассчитанная на подключение дополнительных устройств.
  2. Отопитель с рабочими сервоприводами.
  3. Блок управления.
  4. Датчик вентилятора с креплением.
  5. Вентилятор.
  6. 2 датчика температуры для управления печкой.
  7. 2 датчика температуры для центральных воздуховодов.
  8. Датчик УФ-излучения (нужен не всегда).

Торпеду, скорее всего, придется доработать, чтобы можно было аккуратно вставить панель управления для блока управления.

Вообще, лучше, если все эти работы сделали специалисты, потому что зачастую любители склонны переоценивать уровень своего мастерства.

Не работает климат-контроль

Как любая другая сложная система устройство климат-контроля может выйти из строя или дать сбой. Диагностику ее вполне возможно провести самостоятельно.

Сразу нужно учитывать, что на разных моделях автомобилей присутствуют свои нюансы, поэтому перед диагностикой нужно проштудировать соответствующий мануал.

Для примера приведем алгоритм проведения проверки для автомобиля Nissan Tiida.

1. Включаем зажигание автомобиля. На панели управления КК нажимаем кнопку OFF, чтобы система перешла в режим самодиагностики.

В этом режиме загорятся все кнопки, а на экране включатся все индикаторы. Проверьте, все ли элементы подсвечены.

2. Проверяем цепи температурных датчиков на отсутствие обрывов. С помощью регулятора повышаем температуру на 1 шаг (обычно 0,5 градуса).

На экране появится цифра 2. Блок управления в это время проверяет цепи на целостность. Если через несколько секунд 2 сменится на 20 – все в порядке.

Если высветится иное число, то значит, что система показывает код ошибки. Что он обозначает нужно смотреть в мануале.

3. Проверяем работу смесителей заслонок, а также заслонки обдува. Еще на 1 шаг повышаем температуру воздуха. На дисплее высвечивается 3.

Блок управления проведет самодиагностику и покажет число 30, если все в порядке. Иначе также нужно будет смотреть, что значит код ошибки.

4. Проверяем на исправность приводы всех заслонок. Опять повышаем на 1 шаг значение температуры. Всего заслонок 6 штук.

Переключиться между ними можно при помощи нажатия кнопок режимов обдува. Каждая заслонка подключается поочередно и проверку можно провести, просто приблизив к решетке подачи воздуха руку. Так можно определить – поступает воздух или нет.

5. Проверяем датчики – правильно ли они отображают температуру. Повышаем еще на 1 шаг показатель, так чтобы на мониторе зажглось 5.

Сначала нужно проверить наружный датчик. Для этого включаем режим обдува воздухом лобового окна. Экран покажет температуру снаружи автомобиля.

Еще раз нажмите кнопку и на дисплее появится значение температуры, установившейся в салоне (от внутреннего датчика). Третье нажатие кнопки переключит показатель на датчик засасываемого воздуха.

6. Настройка значений датчиков. С помощью этой функции можно настроить показатели в пределах 3 градусов в обе стороны: плюс или минус текущего показателя.

Применяется при небольшом расхождении информации с датчика и истиной температуры. Выставляем опять режим диагностики в значение 5.

Затем увеличьте на 1 положение его с помощью поворота ручки скорости вентилятора. На экране покажет 0. Это значит, что датчик не откорректирован.

Вращением ручки вправо или влево установите нужное значение в пределах от – 3 до +3. Это позволит отрегулировать сигнал от датчика без его замены.

Не забывайте. что процедура диагностики у разных машин отличается, поэтому нужно внимательно прочесть раздел по самодиагностике климат-контроля непосредственно для вашей модели автомобиля.

Профилактика неисправности

Бесперебойность системы климат-контроля, как и любого другого узла автомобиля, достигается при помощи периодической профилактики и обслуживания.

Наиболее уязвимые части системы: кондиционер. Не менее 1 раза в год нужно проверять его на утечки фреона.

Давление хладагента не должно быть ниже минимального значения. При необходимости фреон нужно заправлять.

Также регулярной замены требует фильтр воздуха в салоне. Это нужно делать тем чаще, чем интенсивнее вы пользуетесь климат-контролем.

Забившийся фильтр становится благоприятным местом для размножения болезнетворных микроорганизмов и может приводить к простудным и другим легочным заболеваниям. Кроме того забившийся фильтр снижает эффективность работы системы, задерживая воздух.

Радиатор кондиционера склонен забиваться пылью, насекомыми. Его нужно чистить, продувая сжатым воздухом и мыть водой. Но делать это нужно осторожно, так как пластины радиатора очень тонкие и их легко согнуть.

Система кондиционирования благоприятна не только для человека, но и для микроорганизмов, среди которых могут быть и болезнетворные.

Поэтому салон нужно время от времени чистить от пыли и грязи, мыть полы и обивку сидений и стенок. Для уничтожения бактерий и микробов отлично подходят парогенераторы, специальные аэрозоли, другие очищающие средства.

Преимущества и недостатки

Идеальной техники нет, любая имеет не только преимущества, но и недостатки. Система климат-контроля не исключение.

  1. Автоматизация работы, не требующая внимания водителя.
  2. Повышенный комфорт нахождения в салоне, особенно в случае многозонных моделей.
  3. Большое количество настроек.
  4. Простота использования.
  5. Понятный, легкий в освоении интерфейс устройства.
  1. Значительная стоимость, что оборачивается увеличением цены на автомобиль.
  2. Повышенные затраты на обслуживание и ремонт.
  3. Увеличенные затраты на работу, что оборачивается перерасходом горючего.

Но все недостатки перекрываются увеличением комфорта, поэтому все больше автомобилей сейчас оборудуются системой КК, причем эта опция часто является штатной даже на легковых машинах эконом-класса.

Заключение

Климат-контроль, в отличие от обычной системы кондиционирования, имеет обратную связь с помощью многочисленных датчиков.

Это позволяет системе работать без участия человека, автоматически поддерживая заданные параметры, корректируя все системы по мере необходимости.

Управление системой КК очень простое, интуитивно понятно и не требует больших усилий для освоения. Однако, устройство достаточно сложное, поэтому для бесперебойной эксплуатации она требует периодической и регулярной проверки и профилактического обслуживания.

Хотя диагностировать большинство неисправностей и сбоев можно самостоятельно, ремонтом лучше самому не заниматься, а доверить это дело специалистам на станции техобслуживания.

Климат-контроль автомобиля — что это такое и как им пользоваться


Система климат-контроля в автомобиле обеспечивает комфорт и удобство для водителя и пассажиров. Ее основное отличие от кондиционера состоит в том, что она на постоянной основе поддерживает заданные климатические условия. Система бывает одно- и многозонной. В силу ее сложности при эксплуатации у автовладельцев может возникать ряд вопросов, в частности: “Как пользоваться климатом? Что делать, если не включается климат-контроль? Как проводить чистку климат-контроля?” Об этом и многом другом мы постараемся подробно рассказать.

Что такое климат-контроль в автомобиле

Автомобильный климат-контроль (в дальнейшем КК) — это система, состоящая из кондиционера, отопителя, датчиков температуры и влажности, системы фильтрации и электронного блока управления. Назначение системы — поддержка микроклимата в салоне автомобиля вне зависимости от того, какая погода на улице.

Принцип работы климат-контроля несложен. В его основе лежит работа электронного процессора с обратной связью, на который поступает информация с многочисленных датчиков, фиксирующих температуру в разных уголках автомобильного салона. Пользователь устанавливает в блоке управления желаемые параметры по температуре. А процессор поддерживает их все время, основываясь на информации от датчиков, и при необходимости корректируя работу охлаждающей или отопительной систем.

Устройство климат-контроля принципиально схоже со стационарными сплит-системами с обратной связью, используемыми в различных помещениях.

Интересно, что в состав климат-контроля входит не только кондиционер, но и отопитель. Следовательно, систему можно использовать и зимой для обогрева салона. Кроме того, кондиционер и отопитель осушают проходящий через них воздух. Это дает возможность препятствовать запотеванию стекол автомобиля. В более совершенных системах процессор учитывает также воздействие солнечных лучей на внутреннюю температуру салона (так называемый датчик ультрафиолетового излучения).

Иногда встречаются и вовсе изысканные варианты. Например, у некоторых моделей Infiniti установлен ионизатор воздуха.

Еще одна особенность автомобильного климат-контроля — возможность рециркуляции воздуха в машине в случае, если внешний воздух слишком загрязнен. Это обеспечивается контролем за системой фильтрации. Если степень загрязнения воздуха превышает допустимую норму, то климат-контроль берет воздух не извне, а многократно прокручивает воздушный объем, находящийся в салоне машины. Как правило, это происходит в автоматическом режиме.

Виды климат-контроля и их особенности

Работа многозонной системы КК

Системы климат-контроля делятся по разным критериям — наличию отдельных рабочих зон, мощности, удобству управления, наличию дополнительных функций. Для начала расскажем об одно- и многозонных системах.

Работа многозонной системы КК

На сегодняшний день используются однозонные, двухзонные, трехзонные и четырехзонные климат-контроли. Что это такое, и чем они отличаются? Однозонный климат-контроль — это самая простая из представленных систем. Он устроен по описанному выше принципу и контролирует параметры воздуха в районе водителя и переднего пассажира. Двухзонный климат-контроль делит воздушное пространство между водителем и передним пассажиром, соответственно, на две части, для которых можно установить разные климатические параметры. Это дает дополнительное удобство. Трех- и четырехзонные системы позволяют также устанавливать индивидуальные климатические параметры и для задних пассажиров. Последний вариант считается наиболее совершенным и комфортным.

Теперь несколько слов об отличиях систем климат-контроля от привычного на сегодняшний день автомобильного кондиционера. Начнем с последнего. Он выполняет две функции — охлаждает воздух и осушает его. То есть, это устройство не имеет обратной связи. Водитель должен самостоятельно в режиме реального времени регулировать подаваемую кондиционером температуру. А это не всегда удобно. Основным же отличием климат-контроля является как раз наличие обратной связи, которая нужна для поддержания заданных пользователем параметров на постоянной основе.

  • ноги;
  • голова;
  • голова/ноги;
  • ветровое стекло/ноги;
  • ветровое стекло (в этом случае, как правило, воздух дополнительно осушается с целью недопущения запотевания).

Устройство системы климат-контроля

  • Электронный блок управления. Это, пожалуй, самая главная часть системы, ее “мозг”. В его состав входит контроллер с программами управления и система ввода информации. Это могут быть механические или электронные регуляторы. Как правило, информацию в современные блоки управления вводят цифровым методом, в том числе с помощью пульта дистанционного управления. На основе поступающей информации программа контроллера руководит исполняемыми устройствами — скоростью вращения вентилятора, положением заслонок, подает команду на увеличение или уменьшение температуры выдуваемого воздуха.
  • Датчики. Они расположены как в салоне машины, так и с внешней стороны. Внутренние датчики контролируют климатические показатели в тех зонах, где они установлены. Также отдельно имеется датчик контроля температуры на выходе отопителя/охладителя. Внутрисалонные датчики обычно имеют принудительный обдув для того, чтобы они давали информацию как можно быстрее. Чем сложнее система (многозонная) — тем их количество больше. Внешние датчики предназначены для контроля температуры и загрязненности воздуха снаружи автомобиля.
  • Исполнительные механизмы. К этой категории относится много устройств. В частности, охлаждающий и отопительные приборы (кондиционер и “печка”), воздушные заслонки и их приводные электродвигатели, воздуховоды, вентиляторы, фильтры, дефлекторы и так далее.

Досконально знать внутреннее устройство климат-контроля водителю вовсе не обязательно. Гораздо важнее узнать обозначения на рукоятках управления климат-контроля и как выполнить настройку параметров. А также понимать какие профилактические меры принимать для того, чтобы поддерживать систему в рабочем состоянии.

Как пользоваться климат-контролем

На разных автомобилях для управления климат-контролем могут использоваться разные органы управления. Но как правило, обозначения на них стандартизированы. Далее приведем актуальную информацию.

Как включить климат-контроль? Обычно для этого используется кнопка с надписями ON/OFF или изображением разорванного кружочка. Для включения кондиционера используется кнопка с надписью А/С. Температура в общей или отдельно в каждой зоне выставляется с помощью кнопок или вращающегося регулятора (валика). Как правило, шаг регулировки при этом составляет 0,5°С. Максимальная разница между отдельными зонами составляет 4. 5°С. Кнопка AUTO позволяет непосредственно активировать систему, чтобы она в автоматическом режиме поддерживала заданную температуру.

Также в любом блоке управления климат-контролем есть несколько кнопок, указывающих направление движения воздуха. Минимальное их количество три. Это обдув ног, обдув головы и ног, и обдув лобового стекла. Зачастую встречается больше режимов.

Алгоритм управления КК в основном у всех одинаков, все сводится к настройке ручкой или кнопками необходимой температуры и установке области обдува. Но все же на разных машинах могут быть свои нюансы, так что как пользоваться климат-контролем лучше найти в мануале к вашему авто или непосредственно в инструкции по эксплуатации климат-контроля.

Кондиционер и система климат-контроля наиболее эффективно работают на высоких оборотах двигателя. Поэтому после их включения имеет смысл перейти на более низкую передачу, увеличив при этом обороты. Когда температура станет комфортной, можно ехать в оптимальном режиме.

Пример обозначений кнопок на панели управления климат-контроля в автомобилях Фольксваген

Рекомендуется не реже одного раза в год проверять систему с хладагентом на герметичность. При необходимости выполняется дозаправка хладагента в систему. Делать это нужно в специальном сервисе. Там же желательно делать диагностику электронного блока.

Пример обозначений кнопок на панели управления климат-контроля в автомобилях Фольксваген

Еще один совет. Включать систему климат-контроля (как и кондиционер) необходимо не ранее чем через одну минуту после запуска двигателя. А в конце поездки — наоборот. Выключите кондиционер минимум за одну минуту до того, как остановите мотор.

Разница между температурой воздуха снаружи автомобиля и в его салоне не должна превышать 10°С. В противном случае возникает риск для вашего здоровья.

также советуем ознакомиться с даннім видео:

Установка климат-контроля

Некоторые автовладельцы, чьи машины не оборудованы системой климат-контроля, принимают решение установить ее дополнительно. Такая задача требует потратить много времени, денег и усилий. Кроме этого, необходимо знать, что система КК может быть установлена не на каждую машину. Ведь дело в том, что печка должна быть определенной конструкции, чтобы была возможность установки различных сервоприводов и проводки под “торпедой”.

  • электрическая проводка от аналогичной машины, имеющей систему климат-контроля (это целый жгут проводов);
  • печка, которая была установлена на аналогичной машине с системой КК, при этом к ней обязательно должны быть прикреплены рабочие сервоприводы;
  • два датчика температуры, установленные в патрубке печки;
  • два датчика температуры, устанавливаемые в центральные воздуховоды;
  • датчик солнечной радиации (может не входить в состав системы КК);
  • датчик вентилятора с крышкой-креплением (крышку обычно найти очень тяжело);рамка;
  • блок управления (единственный элемент, который имеется в широкой продаже).

Что делать когда не работает климат-контроль

  • Включить зажигание и нажать кнопку OFF с тем, чтобы установить систему КК в режим самодиагностики. При этом на экране появятся все имеющиеся там элементы, а возле кнопок засветятся соответствующие им индикаторы. Первый этап диагностики заключается в том, чтобы проверить, все ли перечисленные элементы светятся.
  • Второй этап диагностики заключается в том, чтобы проверить, нет ли обрывов цепей датчиков температуры. Для этого с помощью валика необходимо повысить температуру на один шаг. На дисплее отображается цифра “2”. В это же время выполняется самодиагностика цепей на предмет наличия обрывов в них. Если через некоторое время вместо “2” отобразится “20”, то это означает, что неисправности не обнаружены. Если вместо этого будет другое число, то это будет кодом ошибки, расшифровку которого вы сможете посмотреть в мануале.
  • Проверка положения смесителей заслонки и заслонки режима обдува. Необходимо еще на один шаг повысить температуру. При этом на экране появится цифра “3”. После чего произойдет самодиагностика. Если неисправностей нет, то цифра “3” превратится в “30”. В противном случае также стоит искать расшифровку ошибки в дополнительной литературе.
  • Проверка двигателей всех имеющихся в системе заслонок. Для этого снова повышают температуру на один градус. На машине есть 6 различных заслонок. Переключение между ними производят путем нажатия соответствующих кнопок с изображениями направления обдува. При этом включается каждая из них поочередно, и водитель может тактильно проверить, идет ли воздух из воздуховодов или нет.
  • Проверка температуры, определяемая датчиками. Процедура проводится на холодной машине, чтобы избежать большого разбега в показаниях. Для этого опять повышаем температуру на один шаг. На дисплее светится цифра “5”. Первым проверяется датчик температуры окружающего воздуха. Нажимают кнопку обдува лобового стекла. На экране вы увидите температуру на улице. При следующем нажатии кнопки вы увидите информацию от датчика температуры в салоне (в градусах Цельсия). При третьем нажатии на ту же кнопку на дисплее появится информация о температуре всасываемого воздуха (также в градусах Цельсия).
  • Корректировка показаний датчиков температуры. С ее помощью можно выставить корректировочный диапазон для температуры, диагностируемой датчиком в пределах от —3°С до +3°С. Для этого нужно снова выставить режим диагностики “5”, а после этого рукояткой контроля оборотов вентилятора на одно положение увеличить их. При этом на дисплее отображается “0”, что соответствует, тому, что датчик будет показывать температуру без корректировки. Вращая рукоятку вправо или влево можно установить любое значение от —3°С до +3°С. Это дает возможность скорректировать реальное значение температуры по сравнению с той, которую выдает датчик.

Также вам может помочь в диагностике климат-контроля данное видео:

Профилактика неисправности

Чтобы система климат-контроля в автомобиле работала исправно, необходимо периодически проводить обслуживание ее отдельных узлов. В первую очередь речь идет о радиаторе кондиционера. Давление фреона должно быть всегда в норме, и за ним необходимо следить не реже одного раза в год.

Не забывайте периодически менять фильтр вентиляции салона. Особенно, если вы часто пользуетесь системой климат-контроля. Со временем он забивается и падает производительность системы вентиляции. А еще, само собой, приходится дышать скопившийся пылью и микробами. Также необходимо чистить радиатор кондиционера от накопленной на его поверхности пыли. Для этого систему необходимо периодически включать для продува, даже зимой, хотя бы один раз в месяц, минимум на 5. 10 минут.

Третье профилактическое мероприятие заключается в чистке вентиляции салона. Для этого существует несколько методов. Для этого используют специальные средства — очистители, аэрозоли, парогенераторы, “дымовые шашки”. Они эффективно очищают систему и уничтожают вредные микроорганизмы в ней.

Преимущества и недостатки климат-контроля

  • обеспечения комфортных условий пребывания в салоне автомобиля для водителя и пассажиров (особенно это касается многозонных систем);
  • автоматический режим работы;
  • большое количество регулируемых параметров;
  • минимизация участия человека в работе системы;
  • простой, удобный и интуитивно понятный интерфейс, обеспечивающий быстроту обучения работы с системой.
  • увеличенная цена машины, оборудованной такой системой;
  • высокая стоимость обслуживания и ремонта;
  • увеличенный расход топлива в случае эксплуатации системы;
  • самостоятельный ремонт климат-контроля невозможен.

Заключение

Система климат-контроля позволяет водителю и пассажирам автомобиля создать в салоне комфортную атмосферу для дальних поездок. В отличие от традиционного кондиционера она имеет обратную связь, позволяющую в режиме реального времени корректировать выходную температуру, основываясь на меняющихся входных данных. А это, во-первых, создает комфорт для людей, а во-вторых, минимизирует их участие в управлении системой. Однако в процессе эксплуатации не забывайте чистить и ухаживать за климат-контролем. Это обеспечит его долгую и исправную эксплуатацию. Использовать климат-контроль целесообразно не только во время длительных поездок, но и при езде в городских пробках.

Некоторые современные машины, имеющие функцию предварительного прогрева двигателя, как правило, дают возможность включить климат-контроль до появления в салоне водителя с тем, чтобы создать комфортную температуру заранее.

Если вы решите покупать новую машину, то обязательно присмотрите модель с климат-контролем. Вы наверняка не пожалеете об этом!

Читайте также: