Как выбрать винт для лодочного мотора сузуки

Обновлено: 02.07.2024

Правильно ли я понял из Ваших слов, что на штатном винте и обкатанном моторе открытие заслонки более чем на на 3/4 не даёт прибавки в скорости, и это нормально? Просто тоже обратил на это внимание, но пока списал на необкатанность мотора.

Вы все правильно поняли и это нормально, так как для каждой лодки надо подбирать винт, ориентируясь по максимальным оборотам двигателя.
Так же большое значение имеет тип лодки - на резинке или глиссирующей лодке, малейший перегруз оборачивается снижением оборотов, потерей скорости и винтами здесь не поможешь, не таскать же с собой 3-4 винта, под каждую загрузку. На водоизмещающей лодке, достаточно подобрать один винт, так как эти лодки не так критичны к нагрузке.
Моторы малой мощности, комплектуют под среднюю нагрузку, но почему то у нас всегда есть желание получить больше, чем наша покупка может осилить.
На фото Сузуки 2,5 идущий на 3\4 газа, лодка почти пустая с одним человеком и рыбацким скарбом. Можно идти и на полном газе, но резко возрастает расход топлива, при незначительном увеличении скорости и это на спокойной воде. На волнении, идя по ветру, скорость на полных оборотах, значительно выше и может переваливать за 20км\час. Это конкретно мой мотор на моей лодке. На втором фото та же лодка, но уже груженая и с тем же винтом. Как видите скорость упала более чем в 2 раза. Здесь частично загруженная лодка в свежий ветер. Здесь скорость чуть выше, не смотря на волнение и частичную загрузку лодки. в добавок ко всему лодка уже модернизирована и имеет длину на 75см больше, но на ухудшение скоростных качеств, под этим мотором, переделка не сказалась. На последней фотографии отлично видно степень открытия дросселя.

Как выбрать винт лодочного мотора

Как подобрать винт на лодочный мотор? Этом вопрос волнует многих, кто купил лодку с мотором. Делать это необходимо, так как от правильного выбора винта зависит очень многое. Если он подобран верно, то получится:

  • Снизить расход топлива;
  • Уменьшить шум и уровень вибраций;
  • Обеспечить продолжительность жизни лодочного двигателя;
  • Добиться отличного выхода лодки на глиссирование;
  • Повысить скорость, увеличить грузоподъемность плавсредства.

Виды винтов

Прежде чем приступать к выбору и покупать винт, стоит разобраться в классификациях винтов, их видах.


В продаже можно встретить варианты, изготовленные из различных материалов: алюминия, стали, бронзы, пластика и сплавов металлов. Чаще предпочтение отдается именно стальным моделям, они более прочные, по сравнению с теми же алюминиевыми и пластиковыми. При этом их цена на порядок выше, что вполне очевидно в силу высокого показателя прочности и продолжительности срока службы.

Существуют разновидности винтов по их шагу. В данном случае речь идет о расстоянии, преодолеваемом винтом за 1 оборот. Если шаг больше, то это положительно влияет на скорость. Если шаг меньше, то моторная лодка сможет увезти больше груза. Опять-таки важно помнить о параметрах самого двигателя, чтобы оптимально подобрать винт по данному показателю. Только так можно будет оснастить мотор винтом, который позволит ему работать с полной отдачей.

Предусмотрена классификация винтов по диаметру, который выражается в крайних точках окружности, создаваемой при вращении лопастей. Чем он больше, тем выше тяговые свойства двигателя. Этот параметр напрямую связан с дисковым отношением – соотношением общей площади лопастей и площади диаметра.

Особенностью конструкции является и количество лопастей. Их может быть от 2 до 5 штук. Более распространенными являются 3-хлопастные. Количество лопастей влияет на эффективность, плавность хода. Чем их больше, тем меньше скорость, но снижается уровень вибрации, вырастает тяга.

Винты отличаются по типу крепления. На моторы до 5 л.с. крепятся модели шпонкой на вал, которая при встрече с подводным препятствием берет удар на себя, тем самым, защищая винт, гребной вал. Винты на более мощные двигатели крепятся шлицевым видом креплений. При этом может быть несколько шлицев (чем больше, тем надежнее).

Маркировка и производители

Что касается производителей, то если просмотреть наш каталог винтов, то вы увидите многообразие предложений от разных компаний. Та же компания Honda выпускает винты для своих моторов. В перечне есть и китайские производители. Многие считают, что китайский винт – это проигрышный вариант. Подобное мнение неверно, если говорить об оригинальных китайских винтах. Есть производители китайских моторов, которым стоит доверять, так как они предлагают достойные по качеству двигатели для лодок. Соответственно, и запчасти, аксессуары к ним они выпускают аналогичного качества.

О выборе китайского мотора у нас есть отдельная статья. Ее можно прочитать здесь.

Расчеты для подбора

Чтобы понять, как выбрать винт для лодочного мотора и при этом сделать это максимально верно, необходимо выполнить следующие действия:

  • Купить, если нет в наличии, такое устройство, как тахометр. Подойдет простая недорогая модель;
  • Выполнить обкатку лодочного двигателя, если это необходимо, желательно не менее 12 часов;
  • На воде к работающему мотору подключить тахометр и замерить максимальные обороты, выдаваемые при максимальном газе.

Далее следует заглянуть в инструкции к мотору. В ней есть информация о пределе оборотов. Если при замере выяснилось, что обороты слишком высокие, надо ставить более скоростной винт, то есть с меньшим количеством лопастей и меньший по своим внешним габаритам. Если более низкие – то более тягловую модель, которая имеет больше лопастей и больший размер.

На что нужно обращать внимание

Специалисты знают, как винт лодочного мотора влияет на поведение лодки и возможности самого двигателя. Поэтому при выборе следует обращать внимание на многие особенности. Это касается числа лопастей. Их количество напрямую влияют на ходовые качества. К критериям выбора следует отнести форму лопастей. Важно помнить, что варианты с повышенной кривизной ускоряют кавитацию – явление, известное в кораблестроении с конца 19 века. Это явление негативно сказывается как на моторе, так и на поведении самой лодки. Возрастает вибрация, которую винт передает на корпус. Далее происходит падение КПД винта.


Особенное внимание следует уделить материалу, из которого изготовлен винт. Мы уже указали выше, что хорошей прочностью отличаются стальные модели. Сегодня в продаже можно встретить варианты из нержавеющей стали, что добавляет преимуществ изделию, так как нержавеющая сталь характеризуется высокой стойкостью к коррозии. При этом для лодок с мотором малой мощности можно выбрать и другой вариант – изловленный из сплава алюминия с кремнием или магнием.

Вообще, еще на стадии принятия решения купить лодочный мотор следует определять, как в будущем будет эксплуатироваться лодка. От целей эксплуатации зависит и то, как правильно будет выбран гребной винт к лодочному мотору. Винт может обеспечить подъем носа плавсредства, что оптимально для рыбацких лодок. Если же лодка используется больше для прогулок, то и винт уже будет другой – способный создать оптимальную тягу.

Правила эксплуатации

Советуем иметь при себе запасной винт. Нередки случаи, когда в самый ответственный момент винту наносится непоправимый ущерб. Такое случается, к примеру, когда он сталкивается с водным препятствием на большой скорости. Если у вас под рукой не будет запасного винта, то считайте, что остались безлошадным. Поэтому, чтобы такого не случилось, нужно заранее подумать о приобретении запасного винта.

Что касается эксплуатации. Вот наши рекомендации:

  • Чтобы винт прослужил максимально долго, необходимо реверс включать только тогда, когда вы полностью уверены, что винту хватает глубины. Не рискуйте, старайтесь подальше отойти от мелководья, используя весла.
  • Следите за состоянием лопастей. Любые выбоины, неровности, разные деформации влияют на функционирование гребного винта. При слишком серьезных повреждениях он и вовсе не станет выполнять свою функцию.
  • На проблемных участках водоемов, там, где есть мелководья или множество водных препятствий, следует пользоваться гидроподъемом.
  • Не нужно дополнительно красить винт, это может привести к шелушению наложенного слоя, что приведет к ухудшению работы винта.
  • Покупать изделие нужно в проверенном магазине. В противном случае есть большая вероятность купить винт, который в самое ближайшее время выйдет из строя. Ваши деньги будут выброшены на ветер. Высокое качество винта – бесспорный залог его долгой службы. Однако следует помнить, что даже самый качественный винт может выйти из строя, если не соблюдать правила эксплуатации не только самого винта, но и лодки с мотором.

Заключение

Как выбрать винт для лодочного мотора, причем правильно, чтобы подходил конкретному двигателю? В нашей статье мы подробно рассказали, какие винты бывают, каковы их важные характеристики, как подобрать модель, какие правила эксплуатации следует соблюдать, чтобы винт прослужил максимально большее время.

Блин. ну тема стара как жизнь: Один шаг винта на вашем моторе дает прирост или убыль в 250-350 оборотов. Ваши 30л.с. выдаются на определенных оборотах, а не на холостых. Этот дапазон принято называть "рабочими оборотами". Не вникая в ваш конкретный случай предположим что у вас рабочие оборты 5000-5600! Соответсвенно вы при той загрузке которой чаще всего пользуетесь, должны максимально открать дросель и смотреть какие обороты разовьет двигатель! Допустим вы знаете что у вас стоит 3 лопастной алюминевый винт скопированный с оригинала с диматером 10 1/4 и шагом 13! И к примеру под вашей загрузкой двигатель раскручивается до 4.800 и дальше не хочет. Делаем математический вывод что двигателю винт тяжеловат, и чтобы выйти ему нужно понизить пару шагов вниз, таким образом вы увеличите обороты до 5200-5400, что уже попадает в "рабочий диапазон". Теперь несколько оговорок! Зачем нужен тахометр: Большинство умельцев пытаются на слух определать докручивает или перекручивает двигатель обороты - не спорю, это реально слышно! Только вот на сколько эти обороты разнятся. на 500 или на 200? тут то нам и нужны конкретные цифры! Второе: Рабочие обороты - это не те обороты на которых двигатель должен эксплутироватся! А те на которые при максимально открытом дросселе двигатель должен выходить! ни больше, ни меньше! А дальше как нравится так и ходите! Хоть на 3500! Но сам замер делается из расчет по рабочим! Третье: винтов существует большое колличество даже на одну версию двигателя, Разница - 1) бренд!(существуют, оригинальные винты, копии оригинальных винтов, и обсалютно свои винты (это когда фирма производит винты основываясь на личных испытаниях гидродинамики)) 2) материал (алюминий, сталь! каждый выбирает сам!) 3) кол-во лопастей! (тут также каждый себе пароход! 4-лопастные - по природе идут более тяговые!) Итог: кучу винтов покупать чтоб определить оптимальный не требуется! тахометр реально очень нужная вещь.


мотор сузуки 9.9 переделанный в 15, винт с 9 шагом, лодка 3.8 сузумар
поставил тахометр, намерил им 6720 максимальные обороты, по паспорту 4800-5600 должны быть обороты, то есть перекрут 1100 оборотов как минимум, то есть 1100 250-350. получается 3.14-4.4 то есть получается надо винт с 12 шагом?
но тут же находил что 12 шаг это для мелкой легкой лодки и то тяжело

Что то не то намерял. Тот же раздушенный мотор с родным 9-м винтом на Соларе-350 показал со мною одним- мах 5700об/мин. На 11-м Баексане 5400. Теперь 9-ку ставлю когда с семейством катаюсь.

мож где прохватил воздуха, но вроде не слышал
режим же тахометра 2p1r должен быть у 2-х цилиндрового 2-х тактника?

Штатный трехлопастной 9 1/4 х 9, вроде бы, дает ощущение полной удовлетворенности. Во всех необходимых случаях применения есть и глиссирование и достаточная скорость.

И все же, после постов Валеры УА о пользе замены на 10 шаг, точит червь сомнения. Мучаюсь, в общем

Понятно, что без танцев с тахометром точно не скажешь, но все же прошу пофлудить на данную тему Потому как на танцы нет особо ни времени ни желания, да и нет уверенности в точности т.н. сервисных тахов.

Вводные:
основной режим использования - перемещение с загрузкой 200-250 кг на лодках Казанка и Brig Dingo 330. При переходах база-лагерь загрузка, конечно, больше, но переходы небольшие - до 10 км.
Номинальную мощность мотор выдает при 5700 об/мин.
На Вельбот 42 с загрузкой 160 кг мы достигли 35,5 км/ч при 5800 (повторюсь, точной уверенности в показаниях сервис-таха у мну нет)
На надувасе 360 тестеры из КиЯ с загрузкой 170 кг сделали 35 при 5200 но на штатном винте 9 1/4 х 10 и с неизвестным тахом.

По поводу 10 ни чего не скажу.А штатный сравнивал с Соласом в таком же размере. Так на Соласе минус 2 км.

Сергей, возьми на пробу у знакомых Ямовский винт. Бо Суза 15 с самым большим обьёмом и может хорошо раскрутить такой винт. Могу дать на пробу обычный тах, если найдёшь возможность как подключить. Хотя подключение не должно вызвать проблем, аккум просто нужен небольшой.

На моей Казанке-М со штатаным винтом при загруке Я + 30-50 кг груза(расположен ближе к корме) На максималке срабатывает отсечка, т.е. мотор достигает своих паспортных максимальных оборотов. При перемещении груза в нос скорость уменьшается и мотор не превышает максимальные обороты. При загрузке больше полет нормальный. Скорость меряли Грмином и Ергоу(типа того китай) - получается от 36 до 41 в зависимости от условий. Считаю штатный винт оптимальным для данного комплекта. Для гонок в одиночку можно поставить на шаг, а то и два больше - эфект будет. Для моих задачь не увидел особого смысла.

Понимаешь, тут какая-то двусторонняя медаль
Сопоставляя данные (если они все-таки имеют какую-то близость к действительности), видно следующее.

На неходком кондоме 360 и более тяжелом винте мотор обеспечил скорость, но не раскрутился до оборотов, на которых отдается номинал мощи.
На ходкой кастрюле 420 и более легком винте мотор раскрутился, как следует, но скорость получили ту же.
Правда есть еще разница в 80-90 кг между весом лодок.

Отсюда вопрос, что лучше - меньше крутить мотор, но с работой "внатяг" или, все же, мот должен иметь возможность раскручиваться до номинала. Мне чет кажется, что второе.

зы: нерж не хочу - люминь и дешевле и редуктор целее будет. Да и не стачиваю я винты с большой скоростью

понимаешь, штатным на этом моторе (в завис. от года выпуска и даже конкретной партии поставки) может быть и 9 1/4 х 10. Кстати, "брат по семейству", DT15 у нас чаще всего укомплектован именно "десяткой". Ты уверен, что у тебя "девятка"?

Понимаешь, тут какая-то двусторонняя медаль
Сопоставляя данные (если они все-таки имеют какую-то близость к действительности), видно следующее.

На неходком кондоме 360 и более тяжелом винте мотор обеспечил скорость, но не раскрутился до оборотов, на которых отдается номинал мощи.
На ходкой кастрюле 420 и более легком винте мотор раскрутился, как следует, но скорость получили ту же.
Правда есть еще разница в 80-90 кг между весом лодок.

Отсюда вопрос, что лучше - меньше крутить мотор, но с работой "внатяг" или, все же, мот должен иметь возможность раскручиваться до номинала. Мне чет кажется, что второе.

зы: нерж не хочу - люминь и дешевле и редуктор целее будет. Да и не стачиваю я винты с большой скоростью

Аксиома-мотор должен раскручиваться до номинала.
По-этому,пошёл путём чтобы было два варианта,т.е. наличие двух винтов и замена их при изменении условий загрузки.
Повторюсь,для одного в лодке(120кг) +собака(40) 9-ки мало.

Аксиома-мотор должен раскручиваться до номинала.
По-этому,пошёл путём чтобы было два варианта,т.е. наличие двух винтов и замена их при изменении условий загрузки.
Повторюсь,для одного в лодке(120кг) +собака(40) 9-ки мало.

Вовсе это не аксиома.
Здесь есть два подхода: первый - максималка, и более-менее универсальность в загрузке. Тогда мотор, конечно же, должен раскручивать свой максимум (если это 6000, то в пределах этой цифры). Спорт в расчет не берем, там моторы принципиально перекручивают, но они к этим нагрузкам подготовлены.
Второй подход - экономичность комплекта: здесь можно пожертвовать максимальными оборотами (минус 500-700 оборотов от номинала), но зато получим более приятную крейсерскую скорость, и экономичный и щадящий режим работы мотора. Максималкой жертвуем.
Единственное "но" в таком подборе - диапазон оборотов, при которых лодка выходит на глиссирование: если он сдвигается в более высокую область, то мотор лучше не насиловать, и ставить винт немного легче.

ЗЫ: Мне кажется, замена винта на 10" в вашем случае оправдана.

Второй подход - экономичность комплекта: здесь можно пожертвовать максимальными оборотами (минус 500-700 оборотов от номинала), но зато получим более приятную крейсерскую скорость, и экономичный и щадящий режим работы мотора.

Сколько буржуйских мануалов я видел, практически везде указывается одна цифра: максимально допустимые обороты мотора. И практически нигде нет информации о максимальном крутящем моменте. А цифра эта имеет достаточно серйозное значение, если задуматься. Что такое мощность: грубо говоря это произведение момента на обороты. И в любом моторе момент растет до определенных оборотов, а дальше он падает (трение, и т.п.); а после определенных оборотов, он падает настолько, что мотор, грубо говоря, не выдает своей мощности. Тем не менее - бензин продолжает жрать, и сам себя разрушает. Так вот: цифра допустимых оборотов по мануалу - это не та цифра, на которой максимальная эффективная мощность, а та, за которой она кончается. И самая приятная и экономичная работа мотора в зоне максимального крутящего момента.
Для вашего мотора это приблизительно 4500-4700 об/мин. Так что если вы подберете винт так, что при обычной загрузке и центровке мотор будет раскручивать 5000-5200, это и будет экономичный вариант подбора винта. В этом случае крейсерская скорость у вас будет максимальная

Хэх, дофига написал, пришлось издалека зайти

Вовсе это не аксиома.
Здесь есть два подхода: первый - максималка, и более-менее универсальность в загрузке. Тогда мотор, конечно же, должен раскручивать свой максимум (если это 6000, то в пределах этой цифры). Спорт в расчет не берем, там моторы принципиально перекручивают, но они к этим нагрузкам подготовлены.
Второй подход - экономичность комплекта: здесь можно пожертвовать максимальными оборотами (минус 500-700 оборотов от номинала), но зато получим более приятную крейсерскую скорость, и экономичный и щадящий режим работы мотора. Максималкой жертвуем.
Единственное "но" в таком подборе - диапазон оборотов, при которых лодка выходит на глиссирование: если он сдвигается в более высокую область, то мотор лучше не насиловать, и ставить винт немного легче.

ЗЫ: Мне кажется, замена винта на 10" в вашем случае оправдана.

Не спорю,т.к. всё верно написано.Собственно это и имел ввиду,написал кратко.Мотор должен раскручиваться как минимум до номинала(за исключением ситуаций с перегрузом лодки).Под разную загрузку лучше иметь разные винты.Это имел ввиду.
К посту ниже.Это всё называется двумя словами:номинал и максимал.Максимальные обороты двигателя близкие по значению к номинальным,считаю не привильным.ИМХО. Двигатель должен развивать максимальные обороты для режима "быстрый старт",где при превышении допустимого срабатывает ограничитель.Это не значить,что эксплуатация должна быть на максималке.Роль выбора нужных вам(двигателю) оборотов и режима, играет газулька при правильно подобранном винте.Дальше то,что писал ниже.

Читайте также: