Какой винт лучше для лодочного мотора сузуки 15

Обновлено: 02.07.2024

Одна из наиболее актуальных тем в кругу водномоторников – это подбор гребного винта. Какие преимущества даёт оптимальный винт? Подбор - насколько это дорого? Что обозначают числа на ступице винта?

Мы постараемся получить сегодня исчерпывающие ответы на эти и другие вопросы:

Для чего нужно подбирать гребной винт?

  • лучший выход на глиссирование;
  • максимальные обороты двигателя в пределах, установленных заводом - изготовителем;
  • максимальная скорость либо грузоподъёмность (в зависимости от требуемого результата).
  • экономии топлива;
  • увеличению ресурса мотора;
  • снижению шумности двигателя.

Разновидности гребных винтов

  • шагу (расстоянию, которое проходит винт за один оборот без учёта скольжения);
  • диаметру (окружности, описываемой наиболее удалёнными от центра точками лопастей);
  • дисковому отношению (отношению суммарной площади лопастей к площади круга с диаметром, равным диаметру винта);
  • количеству лопастей (обычно 3, реже 4 или 2);
  • материалу (сталь углеродистая и нержавеющая, алюминиевый сплав, пластик);
  • конструкции ступицы (резиновый демпфер, сменная втулка, сменные лопасти);
  • конструкции ступицы (выхлоп через ступицу или под антикавитационной плитой);
  • диаметру ступицы;
  • количеству шлицов втулки.

Маркировка винтов

Наносится на ступицу или лопасти, используются дюймовые размеры.

Обычно выглядит следующим образом:

11 ¼ х 15 – G – такую маркировку наносит на свой винт Ямаха.

Первое число обозначает диаметр лопастей, второе число – шаг винта.

Некоторые производители добавляют в маркировку количество лопастей и направление вращение винта, например:

Если на винт нанесен только номер по каталогу, например, 3231-100-15, то расшифровка пишется на упаковке:

  • Material: Stainless Steel
  • Pitch (шаг): 15
  • Blade (лопасти):
  • Diameter: 10
  • Engine (мотор): Yamaha

Расчет гребного винта

Для точного расчета необходимо знать:

  • Размерения судна
  • Килеватость
  • Водоизмещение
  • Размерения в зоне ватерлинии
  • Наличие и расположение реданов
  • Мощность и максимальные обороты двигателя
  • Редукцию и многие другие параметры.

Наша задача – научиться рассчитывать с приемлемой точностью требуемые параметры алюминиевого винта под имеющуюся глиссирующую моторную лодку, располагая минимумом информации.

Для этого нам понадобятся следующие данные:

  1. Желаемая максимальная скорость. Указывается в паспорте на лодку или берется от аналогичных комплектов. Естественно, не стоит указывать скорость 70 км/ч, имея мотор 30 л/с на прогулочной лодке, нужно рассматривать реальные значения.
  2. Обороты максимальной мощности двигателя. Указаны в табличке, размещенной на струбцине мотора либо в моторном отсеке. Также данные присутствуют на сайтах продавцов лодочных моторов.
  3. Передаточное отношение редуктора (узнаём из инструкции к мотору или из Интернета).

Для расчета шага скоростного винта используем соотношение:

H = 750V/n, где V – скорость в км/ч, n – число оборотов гребного вала.

В качестве примера приведём расчеты для килеватого глиссирующего корпуса длиной 17 футов с подвесным мотором Suzuki DF90ATL.

  • Максимальная частота вращения коленчатого вала: 5300 – 6300 оборотов в минуту;
  • Передаточное отношение: 2,59
  • Максимальную скорость обозначим 68 км/ч.
  1. Находим максимальные обороты гребного вала: 6300 : 2,59 = 2432 оборотов в минуту.
  2. Считаем шаг: 750 х 68 : 2432 = 20,97". Округляем до 21".

Штатный винт имеет размерность 3 х 13 ¾ х 19, то есть достаточно близко к вычисленному. Его оставляем для движения с полной загрузкой и буксировки лыжника. В качестве скоростного приобретаем 21 шаг.

Поскольку обычно шаг и диаметр винта взаимосвязаны, в рамках одного шага предлагается не более двух – трёх различных диаметров винтов. Поэтому будем руководствоваться следующим правилом: если у нас мотор максимально разрешенной мощности, выбираем больший диаметр, если средней или минимальной – то меньший.

Для точного подбора винта следует взять под залог в магазине несколько винтов с шагом, близким к расчетному. После этого необходимо произвести замеры скорости лодки и оборотов двигателя. Следует заметить, что в некоторых регионах крупные продавцы водно-моторной техники периодически проводят фестивали винтов, где любой желающий может попробовать приглянувшийся винт, а также получить консультацию специалистов.

Выбор оптимального винта

Говоря про соответствие винта мотору и корпусу, можно провести определённую градацию.

Количество лопастей также влияет на ходовые качества комплекта. Наибольшее распространение получили трехлопастные винты, реже встречаются с четырьмя лопастями. Двухлопастные и пятилопастные в повседневной эксплуатации практически не применяются.

В общем случае можно сказать, что четырехлопастной винт будет более грузовым, чем трехлопастной за счёт большего дискового отношения. Обычно его выбирают, когда нужна большая тяга, а поставить винт увеличенного диаметра не позволяет конструкция редуктора.

Вопрос - ответ

Сегодня мы пригласили эксперта, который ответит на наиболее частые вопросы читателей, касающиеся гребных винтов.

-Как проще проверить, насколько подходит к катеру имеющийся винт?

-Сколько лопастей лучше – 3 или 4?

-Смотря что требуется от лодки. Если нужна устойчивая минимальная скорость глиссирования, грузоподъемность, больший упор – то 4 лопасти имеют определенные преимущества. Если важнее скорость налегке – то выбираем винт с тремя лопастями.

Следует иметь в виду, что за счет большего упора обороты четырехлопастного винта будут приблизительно на 100 меньше, чем трехлопастного аналогичного диаметра и шага.

-Какой винт лучше – алюминиевый или стальной?

-Опять же, что важнее для пользователя. Если нужна максимальная скорость, возможность максимального увеличения ходового дифферента тримом без возникновения подхвата воздуха, то стальной винт предпочтительнее. Но он сильнее нагружает редуктор за счет большей массы и стоит гораздо дороже.

Для повседневной эксплуатации вполне подходит алюминиевый винт. Относительно недорогой, он обладает весьма достойными гидродинамическими характеристиками, к тому же при ударе о подводное препятствие меньше вероятность повреждения вертикального и гребного валов, а также деталей редуктора за счет более хрупких лопастей.

Если же вы решите провести эксперимент со стальным винтом, следует иметь в виду, что стальной винт нужно брать с шагом на 1" меньше, чем алюминиевый.

-Возможно, провернулся демпфер, находящийся между втулкой и ступицей. Попробуйте установить другой винт – ситуация должна измениться.

-Как продлить срок службы винта?

-Основная рекомендация - избегать касания дна: внимательно следить за изменением глубины и пользоваться гидроподъёмом при прохождении проблемных мест: отмелей, подводных препятствий.

-Обязательно ли использовать оригинальный винт?

В общем дело такое, есть комплект лодка пвх 2.9 и сузука 15, знаю что мотор мощный для такой лодки, но что поделать такой комплект, да и кризис, поменять лодку нет возможности. Приобрели винт с 9 шагом. Лодка на глиссер выходит тяжело, задирает нос и с помощью нехитрых манипуляций (перемещения центра тяжести на нос и такой то матери выходит на глиссер), вдвоем еще сложнее, втроем вообще не выходит. В общем есть идея взять винт с минимальным шагом, только хочется предварительно проверить, в друг ничего не получиться. Если есть у кого винт с шагом ниже 9, хочу попросить на 1 день провести испытания на чигиринском водохранилище. За целостность и сохранность отвечаю рублем.

винт предложить не могу, по причине отсутствия такового, но рекомендация одна есть. попробуй поиграть углом наклона мотора относительно вертикальной оси.
а лодка-то килеватая?

SparroW писал(а): винт предложить не могу, по причине отсутствия такового, но рекомендация одна есть. попробуй поиграть углом наклона мотора относительно вертикальной оси.
а лодка-то килеватая?

Лодка килевая, угол ставили всякий разный, нечто похожее было когда я 4.2 лодке с 30 мотором 4 человека с полной загрузкой пытались на 14 шаге уехать, ничего не получилось пока грузовой винт не воткнули. По ощущениям газу даешь тяга пошла, нос подымается, еще больше газу, мотор ревет, на глиссер не выходит.

Преимущество правильно подобранного винта для лодочного мотора

Гребной винт для лодочного мотора

Гребной винт для лодочного мотора

Если вы владелец лодочного мотора, тогда возможно у вас возникнет необходимость в выборе гребного винта.

Гребной винт является необходимым устройством для любой лодки, ведь с его помощью возможно переключение передач и эффективное движение.

С заменой гребного винта на лучшую модель появляется возможность увеличить скоростные характеристики, также весь потенциал лодочного мотора будет проявляться только с правильно подобранным винтом.

Если выбрать правильный винт, вы получите следующие преимущества:

  1. Уменьшение потребления топлива;
  2. Улучшенная мощность двигателя;
  3. Увеличивается грузоподъемность лодки;
  4. Существенно снижается уровень шумности;
  5. Появляется возможность выходить на глиссирование.

Маркировка гребных винтов лодочного мотора

Маркировка гребных винтов лодочных моторов

Маркировка гребных винтов лодочных моторов

Все винты имеют определенное обозначение, оно обычно наносится на ступицы винта или прямо на лопасти.

Из маркировки можно увидеть размер винта, его всегда отображают в дюймах.

В зависимости от производителя или страны изготовления маркировка может быть разной.

Например, 3213−101−14 это маркировка каталогов, на коробке или в инструкции по эксплуатации должна наноситься расшифровка.

Есть маркировка типа 1 ¼×15-G, где можно увидеть диаметр лопасти и шаг винта.

Количество лопастей в винте лодочного мотора

Количество лопастей в гребном винте лодочного мотора

Количество лопастей в гребном винте лодочного мотора

Существует несколько вариантов лопастей, самыми простыми считаются варианты с 1 лопастью.

Их можно купить в том случае, если вам не страшна небольшая вибрация при движении.

Модели на 2 лопасти создают меньше вибрации и являются более эффективными.

Стоит понимать, что количество лопастей отражает эффективность движения, чем их больше — тем плавнее будет работа устройства.

Если вы не хотите долго выбирать и изучать количество лопастей, выбирайте варианты на 3 лопасти — отличное решение со средними характеристиками.

Шаг гребного винта лодочного мотора

Шаг винта лодочного мотора

Шаг винта лодочного мотора

Очень важный параметр, на который обязательно нужно обращать внимание.

Диаметр бывает самым разным и означает расстояние, которое винт проходит за 1 полный оборот.

Если вы покупаете гребной винт с диаметром 13 дюймов, он получит максимальный шаг 50 см.

Подбор оптимального варианта выполняется на месте исходя из личных требований и характеристик лодочного мотора.

Как выбрать винт для лодочного мотора?

Гребной винт для лодочного мотора Ханкай

Гребной винт для лодочного мотора Ханкай

Винт для лодочного мотора Ханкай или другой модели выбирается исходя из ряда вышеуказанных рекомендаций, к ним еще можно прибавить увод лопасти и стоимость винта.

Но в любом случае наиболее важным показателем будет считаться количество оборотов двигателя, где правильно подобранный винт будет выдавать максимальную скорость и разгон при полном газе.

В противном случае неправильный винт будет не выдавать желаемых оборотов, которые указываются производителем лодочного мотора.

Обычно улучшить ситуацию с малым разгоном помогает установка винта уменьшенного размера.

Если же вам необходима увеличенная тяга для транспортировки груза либо вы занимаетесь буксировкой других плавательных средств, выбирайте винты с увеличенным диаметром.

Чтобы достичь оптимальной грузоподъемности и нормальной скорости выбирайте винты с меньшим диаметром, но увеличенным шагом. Обороты будут достигаться на достаточном уровне.

Важно: чтобы лодочный мотор безопасно и эффективно работал, нужно выбирать гребной винт с оптимальным сочетанием диаметра и шага.

  • Увеличить обороты и скорость — воспользуйтесь меньшим диаметром и большим шагом винта;
  • Увеличить тягу и снизить скорость — воспользуйтесь большим диаметром и меньшим шагом винта.

Если же вы владеете определенной моделью лодочного мотора, можете поискать рекомендации и отзывы о максимально подходящих гребных винтах.

Прочие рекомендации

  • Материал винта — лучшими винтами считаются те, которые создаются из нержавеющей стали последнего поколения.
  • Менее слабые лодочные моторы можно оснастить винтом из сплава алюминия и кремния, также имеются алюминиево-магниевые сплавы.
  • Форма лопасти — важно учесть, что лопасти с увеличенной кривизной будут ускорять показатель кавитации. Обратите внимание на форму кромок спереди, они должны быть в меру острыми.

Особенности в работе винта лодочного мотора

Если случилось так, что в паспорте од данные, а ваш мотор, развивает совсем другие обороты, то корректировать эту ситуацию можно с помощью винта.

Если развиваемые обороты существенно ниже тех, что указаны в паспорте — нужно укоротить шаг винта. Один дюйм уменьшения приведет к повышению на двести оборотов.

Если же обороты выше паспортных — нужно удлинить шаг винта, внимая ранеесказаное.

Когда стоит задача более быстрого выхода на гидропланирование, либо уменьшение скорости скольжения:

  1. Выбирайте четырёхлопастный винт, это приведет к снижению оборотов двигателя
  2. Чем больше винт в диаметре — тем обороты двигателя меньше. Но стоит учитывать, что лодка должна быть достаточно мощной.
  3. Для более успешного старта стоит выбрать вентилируемый винт.

Для получения наивысшей скорости:

  • Уместным будет использование вентилируемых полированных винтов из нержавеющих материалов. Стоит учитывать, что при этом имеется возможность подъёма оборотов.
  • На высокой скорости нужно использовать винт с высоким коэффициентом полезного действия.

Для получения более экономичного комплекта:

  • Нужно использовать вин, шаг в котором немного больше
  • Винт из нержавеющих материалов
  • Развитый интерцептор повысит скорость при равных оборотах

Видео обзор винта для лодочного мотра

После раздушки мотора suzuki dt9.9as до 15лс в одного на лодке возник перекрут. Планирую поменять штатный винт с 10 на 11 или 12. Если у кого нибудь имеются такие винты, не поделится на 1-2 дня для теста? Сохранность гарантирую, в случае любого косяка 100% компенсация стоимости. Не хотелось бы накупать коллекцию винтов в магазине. Будут валяться потом.

2 Ответ от sanisa75 2014-09-08 15:26:43

пакупай коллекцию винтов
будеш давать на пробу

3 Ответ от dguse9 2014-09-08 19:30:37

После раздушки мотора suzuki dt9.9as до 15лс в одного на лодке возник перекрут. Планирую поменять штатный винт с 10 на 11 или 12. Если у кого нибудь имеются такие винты, не поделится на 1-2 дня для теста? Сохранность гарантирую, в случае любого косяка 100% компенсация стоимости. Не хотелось бы накупать коллекцию винтов в магазине. Будут валяться потом.

Смотря насколько перекрут, увеличение шага обычно уменьшает обороты около 200.

4 Ответ от lee 2014-09-08 20:47:03 (2014-09-08 20:49:01 отредактировано lee)

Перекрут не большой судя по ручке газа. 5600 набрал, но еще запас был. Да и под конец мотор начинал реветь, а скорость уже практически не росла. Вот и думаю 11 или 12. На русфишинге пишут на похожий комплект 11 взяли и довольны.

5 Ответ от sanisa75 2014-09-08 21:17:49

аилучший результат, может быть, достигнут только на основе собственного опыта. Типоразмеры винтов созданы таким образом, чтобы изменение шага винта на 1 дюйм (2,54 см) соответствовало изменению скорости вращения винта на 150-250 об/мин.
Пример:
Паспортные обороты двигателя = 5000-5600 об./мин.
Максимальные обороты двигателя = 5600 об./мин.
Показания тахометра = 4800 об./мин.
Разность = 800 об./мин.
Разность шага винта в 1 дюйм (2,54 см) соответствует примерно 200 об./мин. С учетом этого, разделим найденную в нашем примере разность между фактическими показаниями тахометра и максимальными паспортными оборотами двигателя на 200 и получим 4. Соответственно, в этой конкретной ситуации для получения максимального КПД от лодочного мотора необходимо использовать винт с шагом на 4 дюйма меньше, чем у первоначально выбранного гребного винта.
В действительности, обойтись одним каким-либо винтом нельзя. Если Вы собираетесь использовать свое судно как многоцелевое - для прогулок, рыбной ловли или для буксировки воднолыжников, например, то Вам потребуется, безусловно, больше, чем один гребной винт

Читайте также: