Открыть капот ниссан лиф

Обновлено: 19.05.2024

Машины этой модели продаются активнее конкурентов, стоят меньше, а еще меняют инфраструктуру городов и развивают культуру электромобильности.

В этом материале мы сделали большой рассказ о том, как устроен Nissan LEAF: когда и как он появился, почему стал популярнее конкурентов, пользуются ли им в России и насколько это удобно. Бонусом — обзор того, как Nissan LEAF используют в каршеринге.

Что было до LEAF?

История электромобильности Nissan началась в 1947 году с запуском Tama. Этот новаторский четырехместный электромобиль был доступен в двух вариантах: как легковой автомобиль и как фургон.

На Tama при полной зарядке можно было проехать 65 километров. Аккумуляторный отсек конструкторы расположили по бокам внизу автомобиля. Для быстрой и удобной смены батарей были предусмотрены направляющие, при помощи которых батареи выдвигались в сторону.

После Tama у Nissan было еще 7 концептов электромобилей, но ни один из них не пошел в серию. В 2008 году компания начинает работу над прототипом нового двигателя, работающего от литий-ионной батареи. Технология NUVU станет основой, на которой позже построят Nissan LEAF.

Раньше Теслы


В 2010 году, когда в официальную продажу поступил полностью электрический LEAF, подобных автомобилей больше не было ни у одного производителя. Tesla только год как показала первый протопит Model S — он появится на дорогах лишь в 2012 году.

[В марте 2008 года Tesla начала серийное производство полностью электрического Tesla Roadster по контракту с Lotus. Согласно условиям договора, всего было выпущено 2 500 электрокаров, поэтому проект нельзя назвать массовым].

Продукт китайского автопрома, полностью электрический BYD E6, выйдет только через год, в 2011-м. Renault Zoe — в декабре 2012 года. Mitsubishi Outlander PHEV хоть и станет открытием 2012 года, но считать его прямым конкурентом LEAF нельзя: это подключаемый гибрид.

А гибридный Chevrolet Volt, продажи которого также стартовали в 2010-м году, и с которым первое время автожурналисты сравнивали Nissan LEAF, в итоге не стал серьезным конкурентом для Ниссана на мировой арене.

Ранний запуск полностью электрического автомобиля позволили Nissan занять лидирующие позиции в новой отрасли. Пока другие производители вначале разрабатывали электромобиль, а потом разрабатывали электромобиль по правильной цене, Nissan LEAF делал себе имя.

Три поколения Nissan LEAF

Так начиналось первое поколение LEAF. Тогда машина не могла похвастаться большим запасом хода: по разным оценкам, автомобиль проезжал на одной зарядке от 117 до 175 километров.


Новаторским для того времени решением были два гнезда зарядки – для постоянного и переменного тока. Зарядное устройство, которое можно подключить к обычной розетке, заряжало автомобиль за 8 часов. Быстрая зарядка восстанавливала емкость батареи на 80% за 30 минут. Производитель гарантировал, что 70-80% емкости аккумулятора сохранится на протяжении 10 лет.

Второе поколение Nissan LEAF выпустили в 2017 году. Автомобиль оснастили системой вождения ProPilot и электронной педали (системы, позволяющей регулировать скорость только за счет нажатия на педаль акселератора).

При активации ProPilot автомобиль мог сам управлять дистанцией в пределах одной полосы. ProPilot Park — система самостоятельной парковки. Она работает при помощи четырех камер и 12 ультразвуковых датчиков.


E-Pedal или электронная педаль – система, позволяющая регулировать скорость только за счет нажатия на педаль акселератора.

Запас хода электрокара увеличили до 378 километров по европейской системе оценки NEDC и 240 км по американскому EPA. Автопроизводитель не стал менять разъем зарядки, и из-за большей емкости батареи время быстрой зарядки до 80% увеличилось до 40 минут.

Третье поколение Nissan LEAF было представлено в январе 2019 года. Автомобиль получил маркировку LEAF e + или LEAF PLUS в зависимости от рынка сбыта. Новинку оснастили батарей емкостью 64 кВт/ч, увеличили запас хода. Электромобиль сможет проезжать до 363 км на одной зарядке. Внешний вид Nissan LEAF значительных изменений не претерпел.

Прямо сейчас LEAF — очень популярный электромобиль. В марте 2019 года продажи автомобиля Nissan LEAF превысили 400 000 экземпляров. По подсчетам компании, владельцы LEAF проехали на своих автомобилях более 10 миллиардов километров. Nissan LEAF доступен более чем на 50 рынках по всему миру. В этом году география продаж расширится на шесть новых рынков в Латинской Америке и на семи в Азии и Океании.

Самый продаваемый электромобиль

Первые 100 тысяч электромобилей LEAF Nissan смог реализовать к 2014 году. Через год было продано уже 200 000 LEAF по всему миру. В 2018 году электрокар достиг 300 000 продаж, а в марте 2019 отметил 400-тысячную.


• Nissan LEAF: 369 940 машин
• Tesla Model S: 242 200 машин
• BAIC EC-Series: 172 850 машин
• Mitsubishi Outlander PHEV: 172 640 машин
• Chevrolet Volt: 171 670 машин

Если оценивать продажи по брендам, то Nissan с единственной моделью проигрывает конкурентам, но все равно остается в лидерах:

• BYD: 517 230 машин
• Tesla: 500 390 машин
• Nissan: 379 910 машин
• BAIC: 322 300 машин
• BMW: 251 870 машин

Статистические данные взяты из разных источников и несколько разнятся, но это не искажает общего представления о лидерах отрасли.

5 причин, почему LEAF такой популярный

Вовремя появился

Nissan выпустил на мировой рынок полностью электрический автомобиль раньше конкурентов. LEAF сразу продавался по разумной цене с широкими техническими характеристиками.

Цена

В 2015 году, когда на мировых рынках активно стали продаваться электромобили, средний ценник Nissan LEAF был около 31 тысячи долларов. Tesla Model 3 в базовой комплектации (которая мало кого устраивала) стоила 35 тысяч долларов. Chevy Bolt можно было приобрести за 37,5 тысяч долларов.

Забота об инфраструктуре

С момента запуска LEAF Nissan ведет активную работу с партнерами по внедрению инфраструктуры для электромобилей в строящемся жилье. Например, в августе 2011 года Nissan и ведущий калифорнийский застройщик City Ventures договорились, что в новых домах появится электрическая разводка под электромобили.

Nissan работает и над масштабированием сети зарядных станций. Например, в 2013 году на территории США было порядка 160 станций быстрой зарядки, а Nissan договорился с партнерами построить еще 500 в течение ближайших 18 месяцев.


Надежность

В июне 2011 года Nissan LEAF было присуждено пять звезд краш-теста Euro NCAP. Он стал первым электромобилем, получивший наивысший рейтинг в этой системе тестирования. В мае 2013 года Nissan LEAF получил высший рейтинг безопасности IIHS (Институт страхования безопасности на дорогах). В 2018 году новое поколение Nissan LEAF получило пять звезд от Euro NCAP.

Нет серьезных проблем

За 9 лет у Nissan был только один скандал с LEAF. В 2012 году пользователи электрокара из районов с жарким климатом стали жаловаться на уменьшение диапазона хода. Вначале Nissan никак не реагировал на негативные отзывы, тогда владельцы LEAF провели независимое тестирование.

После этого автопроизводитель сделал свои тесты и выяснил, что проблемы с запасом хода возникают у автомобилей с большим пробегом. Nissan выпустил памятку по эксплуатации, а позже запустил программу обмена аккумуляторных батарей.

Nissan Leaf в России

Мы встретились с владельцем одного из LEAF и попросили поделиться впечатлениями от автомобиля. Тимур живет в городе Пушкино, Московская область. Вот его история:

Я купил LEAF в 2018 году, больше из любопытства. Хотелось самому познакомиться с новаторским автомобилем. У меня LEAF 2013 года выпуска. Он идеально подходит: за день я проезжаю не больше 50 километров, и ночью есть возможность зарядить автомобиль, потому что я проживаю в собственном доме.

В 2018 году для электромобилей в Подмосковье практически не было никакой инфраструктуры, за год мало что изменилось.

При смешанном цикле одной зарядки LEAF хватает примерно на 100 километров. Это соответствует заявленным показателям с учетом износа батареи в 25%. В холодное время года запас хода сокращается практически вдвое, особенно, если стоишь в пробках.

На полный заряд аккумулятора уходит в среднем пять часов. Полностью разрядить аккумулятор за день получается очень редко. Заряжаю по ночам, настраиваю таймер, чтобы к 7 утра автомобиль был готов.


Nissan LEAF – второй автомобиль в нашей семье. Экономия, по сравнению с внедорожником, существенная – порядка 5 тысяч рублей на заправке в месяц. Кроме того, бензиновому автомобилю нужно частое обслуживание и смена масла, фильтров.

За время эксплуатации LEAF не ломался, поэтому не могу сказать, есть ли проблемы с запчастями (официально Nissan LEAF в России не поставляется – прим. ред.).

Каких-то необычных происшествий с Nissan LEAF у меня не было. Разве что интересно наблюдать реакцию людей на светофорах – они не ожидают такой прыткости от небольшой машинки, да еще и без рева двигателя.

Тем, кто собирается покупать электромобиль, могу посоветовать только сразу решить вопрос, где и как они будут его заряжать. На мой взгляд, электромобили еще не скоро будут популярны в нашей стране, поэтому и быстрого развития инфраструктуры ждать не приходится.

Nissan Leaf в каршеринге

В российском каршеринге Nissan LEAF был только у сочинского UrentCar, сейчас он выведен из автопарка. Арендовать электромобиль могли только пользователи старше 30-ти лет и со стажем вождения более 5 лет. Одна минута аренды сначала обходилась в 14 рублей, потом цену снизили до 12 рублей.

В Одессе с 2017 года работает каршеринг MobileCar, в его парке около 50 электромобилей Nissan LEAF. Для пользователей доступны поминутные, часовые и суточные тарифы.

Зарядка автомобилей осуществляется оператором. Если заряд автомобиля меньше 20%, об этом необходимо сообщить в компанию. За оставление машины с зарядом менее 10% штрафуют.

Каршеринг Mobilecar

Сервисом могут воспользоваться граждане Украины в возрасте от 21 года со стажем вождения от 2-х лет. Для иностранных граждан сервис доступен по согласованию с оператором.

В апреле 2019 года в Грузии запустился каршеринг AiCar, его автопарк полностью состоит из электромобилей: Nissan LEAF и Renault Zoe. Минимальный возраст для регистрации в сервисе – 21 год, минимальный стаж вождения – 2 года.

Стоимость поездки составляет 0,08 лари за минуту (примерно 1,95 рублей) плюс 0,45 лари (примерно 11 рублей) за каждый километр. Пользователям предоставляется 10 бесплатных минут перед началом. В приложении доступна функция построения маршрута до арендного автомобиля.


Автомобили застрахованы. В случае ДТП пользователь оплачивает франшизу и прочие траты, не попадающие под покрытие страхового полиса.

Пользователь должен зарядить автомобиль, если уровень его заряда упал ниже 30%. Если пользователь не сделает этого, то компания оштрафует его на 30 лари (около 700 рублей).

Электромобили в Грузии поддерживаются на уровне правительства. Жителям Тбилиси бесплатно устанавливают зарядную станцию около дома. Для владельцев электрокаров в городе действует бесплатная парковка, а за растаможивание не взимается плата.

В польском Вроцлаве с июня 2018 года работает каршеринг Vozilla. В автопарке оператора 180 электромобилей Nissan LEAF. Ограничений по возрасту и стажу нет. Зарядка автомобилей осуществляется оператором.


Для пользователей тарифы разделены на зоны, стоимость аренды рассчитывается исходя из того, где была завершена поездка плюс поминутный тариф. Действует программа лояльности Team Vozilla, позволяющая активным пользователям экономить на поездках.

Еще про электромобили:

Расскажем в этом посте, чем BEV отличается от PHEV, что означают все эти аббревиатуры и какие электромобили можно потестировать в каршеринге.

Volkswagen Group - одна из самых активных компаний на рынке электротранспорта. Рассказываем, чем конкретно они занимаются.

На рынке электромобилей скоро появится много новинок. Audi, Mini, DS, Skoda и другие производители впервые попробуют себя в электротранспорте. AutoCar написал о самых ожидаемых электромобилях 2019-2020 годов, а мы публикуем перевод.

Nissan Leaf

Содержание

Nissan Leaf

Nissan Leaf

отчет автокод

Что ж, посмотрим, чем удивит самый популярный электромобиль.

Доброжелательный облик и батарея под полом: первые впечатления от Nissan Leaf


У нашего автомобиля красивый темно-красный цвет. Внешне серьезных недостатков не обнаружил, ржавчины или следов кузовного ремонта нет, только небольшие коцки на бамперах. Двери открываются легко, звук приятный. В нашей комплектации есть бесключевой доступ.

Для начала мне очень хотелось заглянуть под капот и посмотреть на процесс зарядки. Лючок для зарядки открывается отдельной кнопкой, по аналогии с обычным бензобаком. За крышкой прячутся два разъема. Один для обычной медленной зарядки от сети 220 V с переменным током, второй – для более быстрого пополнения энергии от сети с постоянным током.

Nissan Leaf

Под лобовым стеклом есть три синих индикатора, они показывают уровень заряда батареи. Контролировать процесс можно через мобильное приложение LeafSpy.

В нашей версии AZE0 у лючка для зарядки есть подсветка и кнопка блокировки в салоне, чтобы никто посторонний не смог выдернуть шнур. Под самим капотом тоже все непривычно. Здесь разместился электромотор и сопутствующие элементы управления. Здесь чисто, никаких масляных течей или запотеваний тут быть просто не может. Заглядывать сюда нужно только, чтобы залить незамерзайку, в остальном обслуживание не требуется.

Nissan Leaf

Особым шиком для владельцев Nissan Leaf является наличие задней полки, она почему-то устанавливалась очень редко. В версии AZE0 компоновка багажника оптимизирована, исчезла большая разделительная часть, стоявшая перед задними сиденьями. В ней были спрятаны элементы зарядного устройства, при модернизации их перенесли под капот. Сама батарея располагается под полом. Это хорошо видно, если открыть все двери – передние сиденья установлены значительно ниже задних.

Заряд батареи как на смартфоне: что больше всего удивило в салоне

Nissan Leaf

Заглянув в салон, на первый взгляд не увидел ничего необычного. Казалось бы, типичный добротный японский автомобиль с правым рулем. Понравилась отделка кресел и дверных карт велюром, в современных автомобилях это большая редкость. По центру цветной монитор мультимедийной системы, блок климат-контроля – в целом очень современный дизайн для восьмилетнего автомобиля. Основные отличия проявляются, когда садишься за руль. Справа несколько непривычных кнопок с изображением розетки, слева – рычаг коробки передач причудливого вида.

На панели приборов куча непонятных значков. Вместо привычного тахометра здесь шкалы с указанием емкости, температуры и заряда батареи. А также круглешки, показывающие уровень энергопотребления. На экране борткомпьютера отображается оставшийся заряд батареи в процентах, прямо как на смартфоне.

Nissan Leaf

Кресла очень удобные и приятные на ощупь. Несмотря на батарею под полом, в салоне очень просторно. Думаю, и впятером здесь будет комфортно. Еще очень удивило наличие всевозможных подогревов. Есть не только обогрев передних сидений, но и задних, плюс обогрев руля. Вроде бы в Японии не такие суровые зимы, как у нас, но наличие этих опций очень порадовало.

Качество материалов отделки высокое, для своего возраста и пробега интерьер выглядит прилично. У машин в версии AZE0 салон почти всегда темного цвета, что более практично, мне такой нравится больше. На ZE0, наоборот, он почти всегда светлый.

Nissan Leaf

Nissan Leaf

Nissan Leaf

Запуск происходит привычным нажатием на кнопку Start/Stop. А дальше удивляет тишина. Привычного двигателя здесь нет, соответственно, нет никаких шумов и вибраций. Слышно только печку или магнитолу, если они включены.

Nissan Leaf

Еще один непривычный момент – вождение в режиме рекуперации. Для его включения перевел джойстик управления коробкой в положение B. Автомобиль стал эффективнее замедляться, направляя энергию от торможения для заряда батареи. На ходу разница чувствуется. При определенном навыке автомобилем можно управлять одной педалью, не используя тормоз. Такой режим хорош именно в городе, особенно в пробках.

Клиренс типичный для легкового автомобиля – 156 мм. Некоторое время владелец жил в области, и никаких проблем с передвижением по сельским дорогам не возникало. При желании можно поставить резину с более высоким профилем и амортизаторы от Nissan Juke – дорожный просвет увеличится.

Подойдет ли Nissan Leaf для российского использования

Nissan Leaf

Nissan Leaf

Важно учитывать, что поехать на нем в путешествие в другой город будет крайне проблематично. А точнее практически невозможно, учитывая зарядную инфраструктуру и небольшую емкость батареи.

Плюсов тоже немало. Это экономия на обслуживании, топливе, преференции в некоторых регионах (отмена транспортного налога, бесплатная парковка в центре). При зарядке от домашней сети стоимость одного километра пути у владельца колеблется от 30 копеек до 1,2 рубля. И, конечно, не будем забывать про отсутствие вредных выбросов в атмосферу.

Автор: Роман Яровой

Купили бы вы себе электромобиль, если бы в России было достаточно зарядных станций? Напишите в комментариях.

Мировая премьера Nissan Leaf состоялась в 2009 году, а его серийное производство и продажи начались весной 2010-го. Вскоре после этого Leaf примерил на себя лавры победителя обоих конкурсов "Лучший автомобиль года", проводимых в Европе и по другую сторону Атлантики.

Однако, несмотря на то что Leaf давно не тайна за семью печатями, для многих белорусских автомобилистов он до сих пор как был, так и остается terra incognita.


Что эта модель вопреки званию "Лучшего" никакой не автомобиль, обычный либо гибридный, а чистейшей воды электрокар, знают все, кто о Leaf слышал хотя бы самую малость. Но о том, как он устроен и работает, не очень-то много известно даже некоторым нашим автомобилистам, успевшим стать владельцами такой машины.


К этому можно было бы относиться так же по-философски, как и 8 лет назад, когда с Leaf было сброшено покрывало, ведь перспективы электромобилей в Беларуси если и стали менее туманными, чем были в то время, то не намного.


Однако когда на парковке дворика автомеханического колледжа имени академика М.С.Высоцкого обнаруживаешь Leaf и тут же наталкиваешься на еще два других, получающих зарядку, начинаешь понимать, что лед тронулся и в родимом Отечестве.


Значит, пришла пора, когда не помешает пристальнее взглянуть, чем конструкция Leaf отличается от устройства обычных автомобилей и не станет ли она камнем преткновения для обслуживания и ремонта, без которых не обходится эксплуатация любого транспортного средства.


Для иллюстрации рассказа мы воспользовались возможностями "Ресурсного центра" при упомянутом колледже, где помимо высокой вероятности обнаружить Leaf на парковке существует макет этого электромобиля, полученный путем распиловки экземпляра 2013 модельного года, пригнанного из Америки.


Макет, кстати, на ходу, но в таком виде из аудитории его, понятное дело, на улицу не выпускают.


В общей компоновке электрокара нет никаких откровений, но их и не должно быть в принципе, ведь порядок размещения узлов и агрегатов давно отработан и доведен до совершенства на автомобилях. Для легковых моделей размерного класса, к которому относится Leaf, оптимальной считается схема с передним расположением двигателя и передними ведущими колесами.


Конструкция ходовой части опять-таки типична для машин класса Leaf. Передняя подвеска независимая однорычажная, со стабилизатором поперечной устойчивости, или, если хотите одним словом, McPherson.


Задняя подвеска - балка. Детали подвески относятся к одним из самых беспокойных в автомобилях, но нетрудно убедиться, что с устранением их неисправностей в Leaf проблем не предвидится.


Без сюрпризов и рулевое управление. Правда, во многих автомобилях используется гидроусилитель руля, но рулевая рейка с электроусилителем, как у Leaf, тоже не свежеиспеченное изобретение.


И это же можно сказать в отношении рабочих тормозных механизмов, имеющих такую же конструкцию и гидравлический привод, как в обычных авто. Тем не менее отличия в тормозной системе есть, но поговорим о них, когда займется исследованием моторного отделения, а пока - кузов.


Он, естественно, несущий, однако электромобильная суть Leaf отразилась на конструкции платформы. Она подобна платформе, разработанной для Nissan Micra, но между полом салона и днищем предусмотрена ниша для тяговой литий-ионной батареи. Сама батарея помещена в кожух.


С момента начала выпуска Leaf уже успел претерпеть две модернизации. В ходе последней емкость батареи была увеличена с 24 до 30 кВтч. Что для этого было сделано, известно в общих чертах из информации компании Nissan, которая сообщила, что было увеличено количество ячеек, изменен компонентный состав катодных пластин.


Как сказывается размещение батареи на расположении центра тяжести, а с ним - на устойчивости машины при маневрировании, думаем, объяснять не требуется.


Для зарядки тяговой батареи Leaf в зависимости от исполнения может быть оборудован одной или двумя розетками. Находятся они под лючком между передним бампером и капотом.


В базовом исполнении предусмотрена только розетка для подключения к бытовой электросети с однофазным переменным током напряжением 120-240 В.


В "продвинутой" комплектации предусмотрен еще один порт, предназначенный для быстрой зарядки на специальной станции постоянным током напряжением до 500 В.


Именно о таких станциях говорят, когда речь заходит о развитии электромобильной инфраструктуры, но, как видим, даже при ее отсутствии электромобиль можно эксплуатировать, если обеспечить машине доступ к обычной розетке и охрану от вандалов на период зарядки.


Заявленное время полной зарядки переменным током напряжением 220 В - порядка 9 часов. Быстрая зарядка постоянным током позволяет сократить его более чем вдвое, при этом 80% заряда полностью разряженная батарея набирает уже через полчаса после подключения к внешнему устройству. Следить за ходом зарядки можно по индикатору, расположенному на передней панели за лобовым стеклом.


Как зависит срок службы батареи от режима зарядки, а также каков он - этот срок, белорусам еще предстоит узнать. Пока приходится ориентироваться на мнение специалистов из регионов, где счет Leaf, находящихся в эксплуатации, идет уже на сотни и тысячи, а не на единицы, как у нас. Судя по всему, быстрая зарядка сокращает срок службы батареи.


Для преобразования переменного тока, поступающего от розетки бытовой электросети, в необходимый для заряда батареи постоянный ток предназначено бортовое зарядное устройство. При зарядке постоянным током напряжение формируется непосредственно в колонке внешнего устройства для ускоренной зарядки.


Первоначально бортовое зарядное устройство занимало место в багажнике Leaf, но при первой модернизации его перенесли под капот и объединили с блоком высоковольтной силовой электроники и инвертором. В результате объем багажника увеличился на 40 л.


Высоковольтный "сэндвич" из упомянутых выше компонентов с верхушкой в виде колпака с эмблемой Nissan как раз и занимает центральное место в моторном отделении Leaf.

Загадкой для владельцев обычных автомобилей может оказаться инвертор, но пытливые хозяева гибридов, в которых он тоже предусмотрен, с предназначением этого устройство давно разобрались и подскажут, что оно преобразует постоянной ток тяговой батареи в переменный, требуемый для работы трехфазного электромотора. А в режиме рекуперации энергии, когда при торможении двигателем электромотор становится генератором, инвертор преобразует получаемый от него переменный ток в постоянный и направляет его на зарядку тяговой батареи.

Однако сам электродвигатель проблематично увидеть, даже заглянув под моторное отделение. Важная особенность электромоторов состоит в том, что они в отличие от двигателей внутреннего сгорания развивают максимальный крутящий момент практически сразу. По этой причине коробки передач у Leaf нет. Для приведения в необходимое соответствие частоты вращения вала электродвигателя с требуемой частотой вращения ведущих колес достаточно сблокировать двигатель с шестеренным редуктором.


Вот его кусочек можно рассмотреть, если заглянуть в просвет между блоком высоковольтной силовой электроники и обычным стартерным аккумулятором.


Этим аккумулятором владельца автомобиля точно не удивишь, но вопрос, для чего он нужен в электромобиле, должен возникнуть обязательно.


В Leaf предусмотрены две бортовые электрические сети - высоковольтная, обеспечивающая работу тягового электропривода, и такая же 12-вольтовая, как в обычных автомобилях. Для визуального отличия одной сети от другой высоковольтная проводка помещена в оранжевую гофрированную оплетку, обычная - в черную. Желающим самостоятельно поковыряться в машине необходимо иметь в виду, что переменный ток с напряжением свыше 25 В и постоянный ток с напряжением свыше 60 В представляют опасность.


К 12-вольтовой сети подключено большинство компонентов так называемых систем комфорта.



Говоря проще, электроприводы дверных замков, стеклоподъемников, стеклоочистителей, зеркал, приборы светотехники, контрольно-измерительные и информационные указатели, аудиосистема и другое вспомогательное оборудование получают энергию из 12-вольтовой сети и по конструкции аналогичны таким же устройствам в обычных автомобилях. 12-вольтовый аккумулятор предназначен для питания этих устройств во время стоянки электромобиля.


Во время движения питание потребителей 12-вольтовой сети и зарядка ее аккумулятора осуществляются не от генератора, как в автомобилях с ДВС, а от тяговой батареи через блок силовой и управляющей электроники в качестве посредника.


Из-за отсутствия ДВС в Leaf нет не только генератора и, понятное дело, стартера для запуска ДВС, но и приводы, остающиеся пока еще в автомобилях традиционными, заменены электрическими. В частности, вместо вакуумного усилителя тормозов используется электрический.

Компрессор кондиционера также приводится в действие электродвигателем. Но сама система кондиционирования заправлена таким же фреоном и работает по тому же принципу, как и в автомобилях.


В то же время, несмотря на отсутствие ДВС, в Leaf предусмотрена система жидкостного охлаждения с расширительным бачком, радиатором и помпой. Она предназначена для защиты от перегрева чрезмерно нагревающихся во время работы компонентов высоковольтной части. Отдельным контуром в эту же систему встроен отопитель салона. Рабочая жидкость - обычный автомобильный антифриз.


Зато селектор, с помощью которого выбирается режим работы электропривода, подобный по месту расположения и функциональности селектору в автомобилях с автоматической трансмиссией, Leaf по большому счету не нужен. По всей видимости, это дань традиции, от которой, возможно, откажутся, когда производители электромобилей начнут ориентироваться не на нынешних водителей, а на следующее поколение, которому привычнее управлять гаджетами, водя пальцем по сенсорному экрану.


Впрочем, это дело будущего, а пока можно констатировать, что с устранением неисправностей в узлах, позаимствованных для электромобиля у обычных автомобилей, вопросов не ожидается. Более того, по причине отсутствия ДВС с системами, обеспечивающими его работу, и АКП в любой ее ипостаси ("гидра", "робот" или вариатор) механическая часть электрокара определенно проще, а значит, должна быть надежнее.


Что касается элементов электропривода, так ведь тяговые батареи, электромоторы, инверторы на электромобили тоже не с неба свалились. Их конструкцию доводили до ума на гибридах, а они в наших городах и весях давно не диво. Уже не в диковинку и СТО, которые гибридными автомобилями занимаются. Видимо, там и придется искать техническую помощь владельцам пока редких у нас электрокаров при возникновении проблем, специфических для этого вида транспорта. Пусть таких СТО еще немного, но ведь предложение определяется спросом на услуги, а он зависит от количества колесящих по дорогам электромобилей. Оно увеличивается - значит, можно ждать, что сервис будет развиваться.

Сергей БОЯРСКИХ
Фото автора
ABW.BY

Благодарим "Ресурсный центр" на базе УО "Минский государственный автомеханический колледж имени академика М.С.Высоцкого" за консультации и помощь в организации фотосъемки

О российских продажах пока только мечтаем. В Германии новый Leaf (150 л.с., 40 кВт•ч) стоит 32–39,8 тысячи евро, тогда как Volkswagen e-Golf (136 л.с., 35,8 кВт•ч) — минимум 35,9 тысячи. Обычный бензиновый Golf можно купить уже от 18 075 евро.

Маскируясь под обычный семейный хэтч С-класса, Nissan Leaf привлёк 300 тысяч покупателей за семь лет. Однако удерживать титул самого популярного электрокара вплоть до 2016-го Лифу помогал домашний рынок. За год до этого Nissan сдал позиции и в США, и в Европе. Прошлый 2017-й стал и вовсе разгромным: 11 тысяч Лифов в Штатах — это в три раз меньше, чем у Теслы Model S, и в два — чем у кроссовера Model X и электровэна Chevrolet Bolt. В Старом Свете впереди оказались и Renault Zoe, и даже недешёвый BMW i3 (включая версию с бензогенератором).

Это один из тех электромобилей, в которых хочется рассказывать не только о запасе хода, длительности зарядки, рекуперации и электронных помощниках, а ещё и о ездовом характере. Leaf получился на удивление сбалансированным и приятным в управлении.

Новый Leaf стал автомобильнее внешне. Выразительные фары, зубастый бампер, рельефный капот, чернёные стойки и крупный диффузор сзади — так агрессивно мог бы запросто выглядеть какой-нибудь хот-хэтч. (А концепт Leaf Nismo видели? Вот бы докатился на своих крупных колёсах до конвейера. ) Интерьер стал одновременно и консервативнее, и взрослее. Два водительских дисплея слились в элегантную приборную панель, центральная консоль срослась с тоннелем. Электрокар выдаёт разве что прежний грибок-селектор трансмиссии.

Интерьер стал ближе к обычным автомобилям, аккуратен и скучноват. Не спасает даже обшитая кожзамом слоёная передняя панель и вставки из алькантары. Авторежим есть только у водительского стеклоподъёмника, а клавиши этого блока и ещё некоторые кнопки остались старыми.

Удобные кресла установлены высоко. Из-за отсутствия регулировки руля по вылету рослому водителю надо искать компромиссную посадку. Руки не попадают на подлокотники. Сзади свободно, но по центру — высокий тоннель.

Кресла хороши, но посадка чересчур высока, а новый руль по-прежнему нельзя придвинуть к себе. Leaf не получил регулировку колонки по вылету, как говорят, по экономическим соображениям. Ведь под новыми кузовными панелями — прежняя платформа. Но если в 2010-м ёмкость батареи не превышала 24 кВт•ч (в 2015-м появилась версия на 30 кВт•ч), то сейчас прежний корпус вмещает 40 кВт•ч. Мощность электродвигателя увеличилась со 109 л.с. до 150, момент возрос с 254 Н•м до 320. Пока Leaf сертифицирован по циклу NEDC, паспортный запас хода составляет 378 км (на 128 больше, чем раньше). А по WLTP — 270 км.

Платформа серьёзно переработана. Колёсная база (2,7 м) не изменилась. Длина увеличилась на 45 мм, ширина — на 18. Двухцветный окрас — опция за тысячу евро.

На деле каждый километр активного подъёма по серпантинам Тенерифе стоит мне одного процента заряда. Но такие условия можно назвать экстремальными. При спокойном ритме Leaf, по моими ощущениям, способен преодолеть 200–250 км без ограничений по использованию бортовых потребителей. А в конце года появится батарея ёмкостью 60 кВт•ч, и можно будет вообще не переживать о запасе хода. А пока поставка аккумуляторов LG ещё не налажена (у меня под полом — продукция СП с фирмой NEC), ключевой фишкой Лифа будет однопедальное вождение.

Nissan по-прежнему продвигает концепцию заработка с помощью Лифа, которая уже тестируется в Дании: электромобили, подключённые к двунаправленной зарядной колонке, могут подпитывать городскую сеть в пиковые часы. Годовой доход может составлять до тысячи евро.

Справа под крышкой — разъём IEC ­62196-2 или Mennekes, для зарядки переменным током. Длительность в зависимости от силы тока — 7,5–21 ч. Слева — порт CHAdeMO для постоянного тока мощностью до 55 кВт. Зарядка от 0 до 80% — за 50 минут. В Европе около пяти тысяч таких станций.

Ещё в 2011 году мы обсуждали с инженерами Мерседеса необходимость нового алгоритма управления тягой в эпоху электромобилей. И сегодня уже многие электрокары допускают весьма эффективное замедление за счёт рекуперативного торможения. Но именно Leaf с системой e-Pedal впервые задействует гидравлику на обратном ходе акселератора. Максимальное замедление в режиме e-Pedal составляет 0,2g — примерно так вы сбрасываете скорость перед светофором, когда никуда не спешите. Leaf самостоятельно включает стоп-сигналы и даже удерживается на уклоне, избавляя вас от необходимости трогать левую педаль.

Тумблер e-Pedal соседствует с кнопкой автоматической парковки. Пока она нажата, Leaf маневрирует сам, можно бросить руль и педали. Синей клавишей на руле включается ProPilot: машина держит дистанцию и полосу, тормозит до полной остановки и стартует, если стояла не больше трёх секунд.

Двигаться в режиме e-Pedal — это, конечно, не как заново учиться ходить, но требует привычки. Не проблема вовремя отпустить газ и подгадать начало торможения. Сложно держать постоянную скорость или идти накатом, аккуратно удерживая педаль нажатой на пять-десять процентов. Даже небольшое движение ступни вверх вызывает замедление. Поначалу икроножная мышца устаёт. Зато через полчаса хочется сделать однопедальными все автомобили. Благо в любой момент можно вернуться к традиционному способу вождения.

Центр тяжести понижен на полсантиметра, передний стабилизатор стал толще, а руль делает 2,6 оборота от упора до упора вместо прежних трёх. В итоге от грузного и скучного Лифа не осталось и следа! Получился практически подогретый электрохэтчбек.

Приборная панель с большим дисплеем лаконична и наглядна. Для выбора Драйва или интенсивной рекуперации джойстик нужно качнуть на себя и влево, что неудобно.

Leaf стал заметно тише. Даже на скорости выше 100 км/ч гула от шин почти не слышно, только лёгкий шелест. Коэффициент аэродинамического сопротивления не изменился и составляет те же 0,28. Улучшение не помешает, поскольку на высокой скорости Leaf разряжает батарею очень интенсивно.

Мультимедийная система поддерживает Apple CarPlay и Android Auto, а своя графика старомодна. В багажнике — на 15 литров больше прежнего (385 л).

Только что Leaf вёз меня на адаптивном круизе, самостоятельно подруливая в полосе, не замечая ни стыков, ни коротких волн. А теперь влетает в ходовые повороты серпантина и дарит полноценное драйверское удовольствие. Точно откликается на руль, безошибочно пишет дуги. Снос умерен, что позволяет не жадничать со скоростью на входе. Электромобиль на триста с лишним килограммов тяжелее сравнимого по размерам бензинового хэтча С-класса — чтобы так здорово настроить Leaf, нужно было очень постараться. Не припомню, чтобы разбазаривал драгоценный запас хода с таким удовольствием.

В Европе собрано уже двенадцать тысяч предзаказов на Leaf, причём для почти половины клиентов это первый электромобиль. Купить Leaf со скидкой, взяв батарею в лизинг, больше нельзя. Услуга была невостребована и осложняла перепродажу.

Паспортные данные

МодельNissan Leaf
Кузов
Тип кузовахэтчбек
Число дверей/мест5/5
Длина, мм4490
Ширина, мм1788
Высота, мм1540
Колёсная база, мм2700
Колея передняя/задняя, мм1530/1545
Снаряжённая масса, кг1580–1640
Полная масса, кг1995
Объём багажника, л385–1176
Двигатель
Типэлектрический, синхронный, на постоянных магнитах
Расположениеспереди, поперечно
Макс. мощность, л.с./об/мин150/3283–9795
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин320/0–3283
Батарея
ТипЛитий-ионная
Емкость, кВт•ч40
Трансмиссия
Коробка передачодноступенчатый редуктор
Приводпередний
Ходовая часть
Передняя подвесканезависимая, пружинная, McPherson
Задняя подвескаполузависимая, пружинная
Передние тормозадисковые вентилируемые
Задние тормозадисковые
Шины205/55 R16 или 215/50 R17
Дорожный просвет, мм150
Эксплуатационные характеристики
Максимальная скорость, км/ч144
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с7,9
Расход электроэнергии*, кВт•ч/100 км
— комбинированный цикл20,6
Запас хода*, км
— городской цикл389
— комбинированный цикл270
* В цикле WLTP.

Техника

Новый Leaf построен на доработанной платформе предшественника, которая уходит корнями к моделям Tiida и Note предыдущих поколений. В передней подвеске — стойки McPherson, сзади — полузависимая балка. Расположение батареи тоже прежнее. Кузов стал на 15% жестче, шасси полностью перенастроено, включая пружины, амортизаторы и стабилизатор поперечной устойчивости (он на восемь процентов жёстче), рулевая рейка укорочена.

Синхронный электродвигатель на постоянных магнитах незначительно изменён: мощность возросла со 109 л.с. до 150, момент — с 254 Н•м до 320. У литий-ионной батареи прежний корпус, но у ячеек переработан материал катода, и ёмкость увеличена до 40 кВт•ч. Гарантия на батарею — восемь лет или 160 тысяч км пробега. Зарядка от домашней сети через семикиловаттное настенное устройство, которое нужно докупать отдельно, длится около 7,5 часа, без него — до 21 часа при силе тока в 21 А. От станции быстрой зарядки постоянным током батарею от 0 до 80% можно зарядить за 40–60 минут. Но при таком способе зарядки аккумуляторы быстрее изнашиваются.

История

Электрическая история Ниссана началась еще в конце сороковых, когда в компании Tokyo Electro Automobile создали два электромобиля Tama и Tama Senior на свинцовых батареях. В 1951 году фирма объединилась с компанией Prince Motor, которая, в свою очередь, в 1966-м стала частью Ниссана.

В 70-х, 80-х и 90-х было множество концептов, а первым мелкосерийным Ниссаном на батарейках стала Altra EV, которую показали в 1997 году в Лос-Анджелесе. Через пару лет появился микроэлектрокар Hypermini, но технологии массового электромобиля Nissan начал отрабатывать гораздо позднее. Во второй половине 2000-х в тестах участвовали прототипы на основе моделей Cube и Tiida. Модифицированную платформу Тииды и получил серийный Leaf, представленный в конце 2010-го.

Одной из основных идей этого проекта был привычный многим форм-фактор хэтчбека С-класса. Электромотор выдавал 109 л.с., питаясь от литий-ионной батареи ёмкостью 24 кВт•ч. Запас хода по тестам американской организации EPA составлял всего 117 км, а в европейском сертификационном цикле NEDC выходило 175 км.

В ходе жизненного цикла внешность Лифа практически не менялась, зато в 2013-м он получил более эффективный двигатель и улучшенную бортовую электронику. Запас хода увеличился на 25 км, а багажник стал просторнее из-за переноса зарядного блока. В конце 2015-го появилась версия с батареей на 30 кВт•ч, с которой заявленная автономность достигла 250 км. За семь лет на трёх заводах в Японии, США и Англии было сделано более трёхсот тысяч Лифов.

За кадром

Читайте также: