Промывка системы охлаждения двигателя мазда 3

Обновлено: 16.05.2024

На улице холодно! Хочется побыстрее прогреть салон. Отопитель — на максимальную температуру, а из печки идет еле теплый воздух. В чем дело? Если термостат исправен, а в патрубках и шлангах нет воздушных пробок — значит, система охлаждения забита отложениями и нуждается в промывке.

Вот несколько советов, как это сделать самому, с минимальным риском для автомобиля и минимальными финансовыми затратами.

Способ 1. Дистиллированной водой (дешево, но малоэффективно)

Такая слабенькая промывка справится лишь с легким загрязнением.

Способ 2. Проточной водой (и только потом дистиллированной)

Сливаем старый антифриз. Под напором подаем водопроводную воду через сливное отверстие в радиаторе или блоке цилиндров. Выходить вода будет через открытую пробку радиатора или расширительного бачка — все зависит от конфигурации системы охлаждения. В некоторых случаях потребуется снять термостат.

Важно: советуем отдельно промыть радиатор отопителя, отсоединив от него подводящий и отводящий шланги. Подавать воду необходимо попеременно в оба отверстия.

Не бойтесь использовать водопроводную воду: если ее не нагревать, накипи на стенках системы охлаждения не будет.

Закончили промывку под напором? Теперь заливайте дистиллированную или, в крайнем случае, кипяченую воду и выполняйте все, что описано в способе №1.

Способ 3. С помощью насоса

Для этой цели лучше приобрести насос для перекачки охлаждающей жидкости от ГАЗели. Он продается в магазинах автозапчастей и стоит сравнительно недорого (примерно 1200 рублей).

Насос будет подавать воду из ведра, и потом она будет сливаться. При желании можно организовать промывку и по замкнутому кругу (в этом случае отложения придется отсеивать самодельным фильтром, например, из сложенных в несколько слоев капроновых чулок).

Насос от ГАЗели позволит организовать циркуляцию жидкости в системе без запуска двигателя, что особенно удобно в закрытых помещениях.

Насос от ГАЗели позволит организовать циркуляцию жидкости в системе без запуска двигателя, что особенно удобно в закрытых помещениях.

Способ 4. Установив топливный фильтр (будьте осторожны!)

Предупреждаем: при установке пластикового фильтра от карбюраторных машин рискуете в самый неподходящий момент остаться с закипевшим мотором. Дело в том, что термостойкость пластикового прозрачного фильтра недостаточна для современных высокотемпературных систем.

Можно поставить металлический фильтр от автомобилей с впрысковыми моторами (у них он располагается под днищем). Самые дешевые фильтры — от Самар и Приор.

Лить в них то кислоту (лимонную, молочную, уксусную), то щелочь (газированные напитки, каустическую соду) просто опасно. Ведь даже смешение двух несовместимых антифризов может вывести из строя двигатель, радиаторы (основной и отопителя) и даже коробку передач или интеркулер.

Как выбрать промывку?

Надежнее всего купить ту, что рекомендована производителем автомобиля. Или хотя бы такую, на этикетке которой указано, что металлам в системе охлаждения она не навредит.

Современные средства для промывки основаны не на кислотах и не на щелочах — у них нейтральный pH. А значит, они не агрессивны к металлическим деталям в системе охлаждения.

Промывки могут быть двухкомпонентными. Первый компонент очищает систему от окислов металлов, второй — от продуктов разложения старого антифриза.

Добавки заливают за пару тысяч километров до замены антифриза, и они успевают отмыть все загрязнения в системе, переводя их во взвешенное состояние. При замене антифриза грязь просто сливается вместе со старым.

Важно: Использовать фирменные промывки лучше согласно инструкции по применению. Но если есть подозрение на большое количество осадка в блоке цилиндров и радиаторах, можно предварительно промыть большим количеством воды под давлением (из водопровода или с помощью электронасоса).

Проще предотвратить, чем устранять

Заливайте правильный антифриз, вовремя меняйте его — и промывка системы изнутри не потребуется многие годы. А вот снаружи радиатор системы охлаждения промывайте как можно чаще. Особенно в межсезонье. Сделайте это сейчас — время для этого самое подходящее.

Как подключить телефон к автомагнитоле и включить музыку в машине

Узнай первым о выходе нового полезного контента

© 2010 - 2021 Все права защищены. Любое копирование материала с нашего сайта строго запрещено без предварительного согласия со стороны администрации.

© 2010 - 2021 Все права защищены. Любое копирование материала с нашего сайта строго запрещено без предварительного согласия со стороны администрации.

foto21029-1

Промывка системы охлаждения двигателя – обязательная процедура для каждого автомобилиста. Оставшиеся внутри накипь, грязь, ржавчина в конечном итоге забивают радиаторные каналы, помпу, патрубки.

Чтобы не допустить этого, важно определить момент, когда конструкция нуждается в очистке и выбрать подходящее средство. Для удаления наслоений используют как народные, так и специальные очистители.

В этой статье расскажем, чем промыть систему охлаждения двигателя от ржавчины и накипи в домашних условиях.

Когда необходима промывка?

Внутреннюю очистку рекомендуется производить минимум раз в год. Лучше всего этим заниматься после окончания зимы. Определить точное время помогает световой индикатор с изображением радиатора. Помимо этого существуют и другие признаки, по которым можно судить о необходимости очищения.

К ним относятся:

foto21029-2

  1. Систематические перегревы двигателя и сбои при его запуске.
  2. Инерционность реостата, заторможенный ответ на его сигнал.
  3. Высокие температурные показания датчика охлаждающей жидкости.
  4. Перебои в работе помпы, сигнализирующие о проблемах в системе.
  5. Изменение оттенка и запаха хладагента в расширительном бачке.

Что нужно знать перед процедурой?

Промывка охлаждающей системы – серьезная процедура, которая требует наличия навыка обслуживания автомобиля. Неграмотно проведенная чистка может обернуться проблемами, поэтому перед началом процедуры необходимо ознакомиться не только с устройством механизма, но и правилами очищения.

Система охлаждения включает детали, изготовленные из разных материалов. Они отличаются разной устойчивостью к химическим реагентам. Игнорирование этого факта может привести к разъеданию некоторых составных частей и вызвать еще более серьезные последствия.

Например, если конденсатор кондиционера сделан из алюминия, то применение лимонной кислоты может вызвать истончение его стенок. При этом чугунные и стальные детали полностью сохраняют свою целостность.

Следует учитывать также конструкцию охлаждающей системы. Тонкие каналы могут пострадать, если при очистке отрываются фрагменты толстой пленки старого тосола, кусочки ржавчины или накипи. При закупорке канала начнется перегрев двигателя.

Чтобы избежать проблем, которые возникают при радикальной чистке, рекомендуется проводить профилактику, использовать оригинальный состав антифриза и вовремя его менять.

Средства для применения в домашних условиях

При грамотном уходе и соблюдении профилактического режима очистка охлаждающей системы не является сложной. Перед началом процедуры необходимо ее подготовить:

foto21029-3

  1. Двигатель охлаждают, если он перед этим работал.
  2. Под слив ставят емкость для старого антифриза.
  3. Отвинчивают с нижней части радиатора и цилиндров пробки.
  4. Дожидаются полного слива жидкости из системы.
  5. Сливные пробки закручивают обратно.
  6. Заполняют расширительный резервуар очистителем.

Дистиллированная вода

Если на протяжении последних лет автомобиль содержали в порядке, проводили профилактические промывки, то применение дистиллированной воды считается достаточным.

Ее заливают в пустой расширительный бачок. Количество дистиллята должно соответствовать объему емкости. После этого запускают двигатель на 10-25 минут.

Для лучшего эффекта рекомендуется совершить контрольную поездку. После выключения авто выдерживают время для охлаждения и сливают воду из бачка.

Если вылитый дистиллят содержит хлопья или ржавый осадок, то очистку повторяют. Когда вылитая вода показывает, что примесей нет, заливают свежую охлаждающую жидкость.

Лимонная кислота

Стандартная пропорция составляет 30-40 г на 1 литр. Для усиления эффекта готовят более концентрированный раствор, увеличив дозу порошка до 80-100 г. Оптимальное значение pH лимонного реагента равно 3.

После того как очиститель залит в бачок, включают двигатель и прогревают его 15-25 минут. Оставляют реагент в системе на 5-12 часов. При сливании раствора визуально проверяют степень его загрязнения. Если необходимо, процедуру очистки дублируют.

Узнать подробнее о применении лимонной кислоты в борьбе против ржавчины можно здесь.

О том, как промыть систему охлаждения лимонной кислотой, расскажет видео:

Уксус

Для промывки берут уксус, имеющий концентрацию 9%. На 5 литров воды нужен стакан кислоты (250 мл). Данный очиститель применяют по аналогии с лимонной кислотой.

Подробнее о применении уксуса в борьбе против ржавчины можно узнать из этой статьи.

Молочная сыворотка

Для работы используют магазинную или домашнюю сыворотку. В последнем случае жидкость должна быть профильтрована через несколько слоев марли, чтобы в ней не осталось творожистых включений. Сыворотку перед применением не разбавляют водой.

Заливают жидкость в систему, запускают двигатель на 30-40 минут и делают контрольный пробег, желательно без остановок. Для удаления следов сыворотки после ее сливания бачок заполняют дистиллированной водой и вновь запускают автомобиль.

Порошок разбавляют водой, ее количество в растворе должно составлять 85-90%. После заполнения бачка содовым реагентом на автомобиле проезжают 50-100 км. Затем сливают очиститель и несколько раз пропускают дистиллят.

Содовый раствор нельзя оставлять надолго в системе охлаждения. Максимальное время составляет сутки.

Напиток содержит ортофосфорную кислоту, которая растворяет отложения солей и ржавчины. Однако метод считается не самым безопасным, так как кислота отрицательно действует на резиновые патрубки, а сахар – на металлические поверхности.

Если выбор все-таки остановился на этом очистителе, то сначала из напитка удаляют углекислый газ. После заливки двигатель оставляют в рабочем состоянии максимум на 15-20 минут. После удаления кока-колы систему очищают дистиллированной водой. Подробнее о применении Кока-колы против ржавчины читайте тут.

Специальные составы

Готовые химические очистители делятся на четыре группы:

  • нейтральные,
  • кислотные,
  • щелочные,
  • комбинированные.

Чтобы выбрать подходящую жидкость, необходимо определить степень загрязнения конструкции охлаждения и вид наслоений.

Для профилактической обработки приобретают нейтральные составы. Для удаления неорганических примесей подходят кислотные средства. Органику удаляют с помощью щелочей. Двухкомпонентные используют как универсальные средства от любых видов загрязнений.

В линейку эффективных химических промывок входят:

foto21029-6

  1. LAVR. Пенная раскоксовка российского производства предназначена для грузовых и легковых авто. В целях промывки сначала заливают жидкость из флакона №1 и воду. Запускают двигатель на четверть часа. Сливают первый реагент и заливают жидкость из флакона № 2, добавляя воду. Вновь оставляют автомобиль с работающим двигателем на 15-20 минут. Два или три раза промывают систему дистиллятом. Набор, состоящий из двух флаконов, стоит в среднем 500 рублей.
  2. Hi-Gear Radiator Flush. Средство, производящееся в США. Подходит для легковых марок. В формуле нет кислот, поэтому очиститель безопасен для резиновых элементов.

Средство заливают в бачок при холодном двигателе, предварительно смешав весь объем флакона с 4-5 литрами воды. Запускают двигатель на 7 минут при оборотах 1500–2500 об/мин.

Рекомендации

При очищении системы охлаждения рекомендуется следовать инструкции, прилагаемой к выбранному очистителю. Полезно также помнить о некоторых важных моментах:

  • после очищения систему тщательно промывают дистиллированной водой;
  • при наличии сильных загрязнений ржавчиной и накипью следует повторить очистку;
  • если очиститель заливают в еще теплую систему, то он также должен быть теплым;
  • при выборе химического реактива следует учитывать область его применения.

Систему охлаждения нельзя заполнять бытовой химией, предназначенной для удаления накипи и жира на сантехнике и посуде.

Вся самая полезная и важная информация о способах и методах удаления ржавчины с автомобиля — здесь.

Заключение

Промыть систему охлаждения двигателя помогают как народные, так и специальные средства от ржавчины и накипи.

Чтобы сократить частоту чисток, рекомендуется своевременно менять хладагент в системе и проводить профилактические мероприятия. В этом случае система охлаждения будет работать исправно и не создаст проблем с перегревом двигателя.

Промывка системы охлаждения двигателя является обязательной технической мерой, которую надо проводить своевременно. Выполнять её нужно каждые 5–6 лет эксплуатации машины. Это как раз совпадает со сроком замены антифриза — 250 тыс. км пробега. Процедуру желательно проводить в СТО, где имеется необходимое оборудование и эффективная химия. В частности здесь имеется мощный компрессор, позволяющий выдувать воздушные пробки и грязь из магистралей.

Признаки, что систему надо чистить

Грязь в расширительном бачке

Достаточно открыть расширительный бачок, чтобы увидеть грязь

Помимо указанного выше срока, промывка и очистка системы охлаждения двигателя проводится, если обнаруживается один из перечисленных симптомов:

  • двигатель начинает неожиданно перегреваться, трудно заводиться — уровень тосола при этом в норме, никаких других причин нет;
  • помпа (водяной насос) плохо работает — шумит, подвывает, появляются течи;
  • отопитель дует холодным воздухом — засоряется радиатор печки;
  • вентилятор охлаждения ДВС постоянно включается — при этом машина даже не проехала 10–15 км.

И ещё один признак, который уже замечает даже самый неопытный водитель. Залитый новый антифриз резко чернеет. Причина — теплообменник, трубки и шланги настолько грязные, что даже смена жидкости не помогает.

Примечательно, что наиболее часто виновницей загрязнения становится вода, которую некоторые владельцы заливают вместо антифриза.

Например, они заливают её летом. Из-за этого внутренние полости радиатора засоряются накипью, а при утренних похолоданиях (сентябрь-октябрь) — даже замерзают. Всё это приводит к разрушениям отдельных элементов охлаждения.

Очевидно, что заливать в современный автомобиль воду — нецелесообразно со всех точек зрения, разве что этому способствует обычная человеческая лень, когда владельцу не хочется ездить в магазин за новой порцией антифриза.

К сожалению, антифриз тоже не вечен. Старая жидкость нуждается в быстрой замене, так как разлагается на очень вредные составляющие, которые оставляют примеси и доставляют массу неприятностей. Мотор периодически перегревается, отказывается заводиться и т. д. Всё это отрицательно сказывается на ресурсе двигателя, со временем уже ничего не помогает, кроме капремонта. По этой причине — промывка системы охлаждения обязана проводиться регулярно и в срок!

Чем промыть систему охлаждения двигателя

Обнаружить в контуре охлаждения удаётся два варианта загрязнений: ржавчина/накипь и отложения тосола. Примечательно, что и спецсредства для очистки тоже бывают разными. Засор первого типа промывается кислотными составами. А отложения — исключительно щелочами.

Классификация средств по химическому составу.

Очистители для системы охлаждения

Очистители для системы охлаждения двигателя

Однако самые лучшие — двухкомпонентные составы. Это комбинированный вариант специальных очистителей, где есть кислотные и щелочные компоненты. Вот они хорошо удаляют ржавчину и всевозможные отложения, оставшиеся от распада антифриза.

Внимание! Нельзя смешивать кислотные и щелочные очистители, так как они могут вступить в реакцию между собой.

Конечно, это нейтрализует положительные качества веществ и приведёт к негативному влиянию.

Если антифриз сильно почернел или потемнел, это признак образования ржавчины. Тут поможет глубокая внутренняя очистка, сопровождаемая удалением отложений из контура. Также нужно промыть наружные части резиновых деталей от накипи, иначе она начнёт разрушать их, входя в химическую реакцию.

Отличным средством для промывания охлаждающей системы от ржавчины является спецжидкость наподобие Kuhler‐Reinger. Вообще, химические процедуры очистки наиболее эффективны, так как после обработкой ими владелец получает несколько плюсов сразу:

  • исключается перегрев двигателя, так как улучшается теплоотдача;
  • радиаторы, помпа и термостат получают дополнительную антикоррозийную защиту;
  • коррозийные отложения, примеси, эмульсия растворяются и удаляются полностью;
  • новый антифриз служит на 30-40% дольше.

Масло в системе охлаждения

Масло в системе охлаждения

Масло обычно быстро обнаруживается, когда проникает в контур охлаждения. Надо открыть бачок и выявить следы автола. Как правило, смазка попадает внутрь из‐за двух основных неисправностей. Нарушения герметичности между ГБЦ и блоком, а также по причине потери герметичности в маслоохладителе.

Комбинация при смешивании масла с антифризом очень опасна не только для пластиковых и резиновых элементов контура. Она способствует образованию ржавчины и её дальнейшему развитию на металлических поверхностях. Кроме того, смазочная жидкость собирается в сгустки, закупоривая магистрали. Поэтому промывка системы охлаждения двигателя от масла тоже обязательна. Чем же? Конечно же, той же химией, чтобы хорошо очистить блок.

Что касается других средств, народных. Использовать их не рекомендуется в принципе, так как эффективности мало, а неумелые действия способны нанести вред радиатору и двигателю. Однако приведём ниже эти вещества, которые незначительно помогают промыть контур охлаждения и лучше проявляют себя во время профилактических мероприятий.

  1. Дистиллированная вода. Это профилактическое средство, которое используют постоянно — в процессах между каждой основательной чисткой теплообменника и других элементов.
  2. Каустическая сода или NaOH. Запрещено применять для алюминиевых деталей. Вполне подходит для медных изделий. После очистки этим веществом, радиаторы надо обязательно тщательно промыть. Из недостатков — это щёлочь, она едкая и вызывает ожоги рук, если работать без перчаток.
  3. Молочная кислота. Эффективность ещё ниже, чем у соды. Чтобы достичь какого‐то результата, надо использовать не менее 10 литров сыворотки. А достать её в таких количествах в магазинах сложно. Кроме того, через некоторое время после промывки этим составом система быстро загрязняется вновь.
  4. Уксус. Может разъедать грязь. Но одного раз будет недостаточно. Если засорение обширное, то даже многократные попытки ни к чему не приведут.
  5. Лимонная кислота. Удаляет ржавчину и твёрдые частички. Недорого стоит, доступна в любом магазине. Однако и этот состав сильно уступает по качеству специальным жидкостям.

Народные средства для очистки

Народные средства для очистки

Химические составы помогут быстро и качественно промыть внутренние части блока охлаждения. Они удаляют вредные отложения. Помимо этого, профессиональные средства увеличивают запас прочности деталей основной системы.

Как промыть радиатор охлаждения двигателя внутри?

Если на улице зима, то промывают радиатор в тёплом боксе. Для начала сливают старый антифриз. Перед этим мотор глушат и оставляют системе время на остывание. После этого открывают и фиксируют капот. На Мерседесах и других схожих моделях капот открывается в двух положениях — надо выставить на самый крайний фиксатор.

Дальше под радиатором ставится ёмкость для слива антифриза. Выворачиваются пробки, тосол сливается сначала из системы ДВС, затем — из теплообменника. Специалисты осматривают жидкость и выносят соответствующие выводы о состоянии блока охлаждения. Другими словами, выясняется конкретно процедура промывки — с мягкими и твёрдыми отложениями, эмульсией и т. д.

Сам процесс промывки:

  • дистиллят заправляют в радиатор;
  • автомобиль заводится — его оставляют поработать около получаса;
  • двигатель глушится;
  • вода сливается из системы охлаждения;
  • сливные отверстия закрываются;
  • заливается специальное средство;
  • мотор опять включается в работу на 15 минут.

После этого движок глушат, но химию не сливают — её оставляют внутри теплообменника и магистралей на 2–3 часа. Этого времени вполне достаточно, чтобы агрессивная жидкость вымыла отложения из внутренних ниш радиатора. Затем промывка сливается и снова заправляется дистиллированная вода. Ей удастся промыть контур проточным способом — не закрывая слива.

Промывка радиатора

Промывка радиатора внутри

Промывка в СТО имеет ещё одно преимущество. Здесь есть возможность продуть основные шланги, печку и другие части системы компрессором. Этим удастся выгнать все воздушные пробки, если они образовались по ходу эксплуатации машины.

Методы и средства, которыми не стоит пользоваться

Мы вообще не рекомендуем использовать какие‐либо народные средства. Но перечисленные ниже составы лить внутрь системы строго запрещено, так как это может привести к печальным последствиям и необходимости капитального ремонта.

Запрещенные средства для промывки системы охлаждения

Эти средства нельзя использовать для промывки системы охлаждения

Также крайне вреден для современных двигателей ещё один способ — наш, дедовский. Его использовали на старых машинах, чаще грузовиках. Понятно, что советское железо кардинально отличается от нынешних материалов — всевозможные композиты, алюминий, пластик. Вымыть это получается только химией, произведённой по новым технологиям.

Вы узнали, чем промыть систему охлаждения от сильных загрязнений. Помните, что процедура обязана грамотно проводиться, с применением выверенной концентрации химических средств. Иначе можно навредить блоку — появится коррозия, разрушатся трубки, сальники, уплотнители.

Читайте также: