Замена лямбда зонда ниссан альмера классик

Обновлено: 17.05.2024

Лямбда-зонд (λ-зонд) — датчик кислорода в выпускном коллекторе двигателя. Позволяет оценивать количество оставшегося свободного кислорода в выхлопных газах.

Датчик основан на свойствах оксида циркония — ZrO2 и начинает работать только при температурах более 350 °C. Для ускорения прогрева датчика в него монтируют электро-подогреватель, потому обыкновенно датчик имеет пару сигнальных проводов и пару от подогревателя.

Рабочий элемент датчика — пористый керамический материал на основе двуокиси циркония, покрытый методом напыления платиной. Выхлопные газы обтекают рабочую поверхность. Датчик реагирует на разницу между уровнем кислорода в выхлопных газах и в атмосфере, вырабатывая на выходе соответствующую разность потенциалов. Первые "лямбда-зонды" были резистивными, т.е. изменяли свое сопротивление. Современные датчики работают как пороговые элементы.

Сигнал используется системой управления для поддержания оптимального (стехиометрического, около 14:1) соотношения воздух:бензин в камерах сгорания.

В стехиометрии — λ = (реальное к-во воздуха) / (необходимое к-во воздуха)


Этот достаточно хрупкий прибор находится в очень агрессивной среде, поэтому его работу необходимо постоянно контролировать, так как при его поломке дальнейшее использование автомобиля невозможно. Периодическая проверка лямбда зонда станет гарантом стабильной работы автотранспортного средства.

Принцип действия лямбда зонда

Основной задачей лямбда зонда является определение химсостава выхлопных газов и уровня содержания в них молекул кислорода. Этот показатель должен колебаться в пределах от 0,1 до 0,3 процентов. Бесконтрольное превышение этого нормативного значения может привести к неприятным последствиям.

как устроен лямбда зонд

При стандартной сборке автомобиля, лямбда зонд монтируется в выпускном коллекторе в области соединения патрубков, однако, иногда бывают и другие вариации его установки. В принципе, иное расположение не влияет на рабочую производительность данного прибора.

Сегодня можно встретить несколько вариаций лямбда зонда: с двухканальной компоновкой и широкополосного типа. Первый вид чаще всего встречается на старых автомобилях, выпущенных в 80-е годы, а также на новых моделях эконом-класса. Датчик широкополосного типа присущ современным авто среднего и высшего класса. Такой датчик способен не только с точностью определить отклонение от нормы определенного элемента, но и своевременно сбалансировать правильное соотношение.

Благодаря усердной работе таких датчиков существенно повышается рабочий ресурс автомобиля, снижается топливный расход и повышается стабильность удержания оборотов холостого хода.

С точки зрения электротехнической стороны, стоит отметить тот момент, что датчик кислорода не способен создавать однородный сигнал, так как этому препятствует его расположение в коллекторной зоне, ведь в процессе достижения выхлопными газами прибора может пройти определенное количество рабочих циклов. Таким образом, можно сказать, что лямбда зонд реагирует скорее на дестабилизацию работы двигателя, о чем он собственно впоследствии и оповещает центральный блок и принимает соответствующие меры.

Основные признаки неисправности лямбда зонда

Основным признаком неисправности лямбда зонда служит изменение работы двигателя, так как после его поломки значительно ухудшается качество поступаемой топливной смеси в камеру сгорания. Топливная смесь, по сути, остается бесконтрольной, что недопустимо.

Причиной выхода из рабочего состояния лямбда зонда может быть следующее:

  • разгерметизация корпуса;
  • проникновение внешнего воздуха и выхлопных газов;
  • перегрев датчика вследствие некачественной покраски двигателя или неправильной работы системы зажигания;
  • моральный износ;
  • неправильное или прерывающееся электропитание, которое ведет к основному блоку управления;
  • механическое повреждение в следствие некорректной эксплуатации автомобиля.

Во всех вышеперечисленных случаях, кроме последнего, выход из строя происходит постепенно. Поэтому те автовладельцы, которые не знают как проверить лямбда зонд и где он вообще расположен, скорее всего, не сразу заметят неисправность. Однако, для опытных водителей определить причину изменения работы двигателя не составит никакого труда.

Постепенный выход из строя лямбда зонда можно разбить на несколько этапов. На начальной стадии датчик перестает нормально функционировать, то есть, в определенных рабочих моментах мотора устройство перестает генерировать сигнал, впоследствии чего дестабилизируется налаженность оборотов холостого хода.

Иными словами, они начинают колебаться в достаточно расширеном диапазоне, что в конечном итоге приводит к потере качества топливной смеси. При этом авто начинает беспричинно дергаться, также можно услышать нехарактерные работе двигателя хлопки и обязательно на панели приборов загорается сигнальная лампочка. Все эти аномальные явления сигнализируют автовладельцу о неправильной работе лямбда зонда.

На втором этапе датчик и вовсе перестает работать на не прогретом двигателе, при этом автомобиль будет всевозможными способами сигнализировать водителю о проблеме. В частности, произойдет ощутимый упадок мощности, замедленное реагирование при воздействии на педаль акселератора и все те же хлопки из-под капота, а также неоправданное дергание автомобиля. Однако, самым существенным и крайне опасным сигналом поломки лямбда зонда служит перегрев двигателя.

где расположен лямбда зонд

В случае полного игнорирования всех предшествующих сигналов свидетельствующих об ухудшении состояния лямбда зонда, его поломка неизбежна, что станет причиной большого количества проблем. В первую очередь пострадает возможность естественного движения, также значительно увеличится расход топлива и появится неприятный резкий запах с ярко выраженным оттенком токсичности из выхлопной трубы. В современных автоматизированных автомобилях в случае поломки кислородного датчика может попросту активизироваться аварийная блокировка, в результате которой последующее движение автомобиля становится невозможным. В таких случаях сможет помочь только экстренный вызов эвакуатора.

Однако, самым худшим вариантом развития событий является разгерметизация датчика, так как в этом случае движение автомобиля становится невозможным по причине высокой вероятности поломки двигателя и последующего дорогостоящего ремонта. Во время разгерметизации отработанные газы вместо выхода через выхлопную трубу, попадают в заборный канал атмосферного эталонного воздуха. Во время торможения двигателем лямбда зонд начинает фиксировать переизбыток молекул кислорода и экстренно подает большое количество отрицательных сигналов, чем полностью выводит из строя систему управления впрыском.

Основным признаком разгерметизации датчика является потеря мощности, особенно это ощущается во время скоростного движения, характерное постукивание из-под капота во время движения, которое сопровождается неприятными рывками и неприятный запах, который выбрасывается из выхлопа. Также о разгерметизации свидетельствует видимый осадок сажных образований на корпусе выпускных клапанов и в области свечей.

Как определить неисправность лямбда зонда рассказывается на видео:

Электронная проверка лямбда зонда

Узнать о состоянии лямбда зонда можно путем его проверки на профессиональном оборудовании. Для этого используется электронный осциллограф. Некоторые специалисты определяют работоспособность кислородного датчика при помощи мультиметра, однако, он способен только констатировать или же опровергнуть факт его поломки.

проверка лямбда зонда на электронном осциллографе

Проверяется устройство во время полноценной работы двигателя, так как в состоянии покоя датчик не сможет полностью передать картину своей работоспособности. В случае даже незначительного отхождения от нормы, лямбда зонд рекомендуется заменить.

Замена лямбда зонда

В большинстве случаев такая деталь, как лямбда зонд не подлежит ремонту, о чем свидетельствуют утверждения о невозможности произведения ремонта от многих автомобильных производителей. Однако, завышенная стоимость такого узла у официальных дилеров отбивает всякую охоту его приобретения. Оптимальным выходом из сложившейся ситуации может стать универсальный датчик, который стоит гораздо дешевле родного аналога и подходит практически всем автомобильным маркам. Также в качестве альтернативы можно приобрети датчик бывший в использовании, но с продолжительностью гарантийного периода или же полностью выпускной коллектор с установленным в него лямбда зондом.

замена лямбда зонда

Однако, бывают случаи, когда лямбда зонд функционирует с определенной погрешностью из-за сильного загрязнения в результате оседания на нем продуктов сгорания. Для того чтобы убедиться, что это действительно так, датчик необходимо проверить у специалистов. После того как проверка лямбда зонда состоялась и подтвержден факт его полной работоспособности, его нужно снять, почистить и установить обратно.

Для того чтобы демонтировать датчик уровня кислорода, необходимо прогреть его поверхность до 50 градусов. После снятия, с него снимается защитный колпачок и только после этого можно приступать к очистке. В качестве высокоэффективного очищающего средства рекомендуется использовать ортофосфорную кислоту, которая с легкостью справляется даже с самыми стойкими горючими отложениями. По окончании процедуры отмачивания, лямбда зонд ополаскивается в чистой воде, тщательно просушивается и устанавливается на место. При этом не стоит забывать о смазке резьбы специальным герметиком, который обеспечить полную герметичность.

как очистить лямбда зонд

Устройство автомобиля очень сложное, поэтому он нуждается в постоянной поддержке работоспособности и проведении своевременных профилактических работ. Поэтому в случае возникновения подозрений о неисправности лямбда зонда, необходимо незамедлительно произвести диагностику его работоспособности и в случае подтверждения факта выхода из строя, заменить лямбда зонд. Таким образом, все важнейшие функции транспортного средства будут сохранены на прежнем уровне, что станет гарантом отсутствия дальнейших проблем с двигателем и прочими важными элементами автомобиля.

Как подключить телефон к автомагнитоле и включить музыку в машине

Узнай первым о выходе нового полезного контента

© 2010 - 2021 Все права защищены. Любое копирование материала с нашего сайта строго запрещено без предварительного согласия со стороны администрации.

© 2010 - 2021 Все права защищены. Любое копирование материала с нашего сайта строго запрещено без предварительного согласия со стороны администрации.

В выхлопных трактах всех современных автомобилей, в том числе и выхлопной системе Ниссан Альмеры, имеется два датчика кислорода (иначе их называют еще лямбда-зондами). Принцип их работы одинаков, но назначение разное.

Принцип работы кислородного датчика

Этот датчик представляет собой герметичный корпус, заполненный жидким электролитом на основе циркония. Также в нем имеется и твердый электролит. Сам же датчик располагается непосредственно в выхлопном тракте и напрямую соприкасается с потоком отработанных газов. При различном количестве кислорода в них меняется проводимость жидкого электролита, вследствие чего меняется и напряжение между электролитами. На основе этого можно делать вывод о количестве свободного кислорода в выхлопных газах.

Назначение первого лямбда-зонда

datchik-kisloroda-lyambda-zond.jpg

Первый лямбда-зонд расположен непосредственно за выходным коллектором и измеряет количество кислорода в отработанных газах, выходящих из камер сгорания. Если мотор работает идеально, то весь кислород, содержащийся в топливовоздушной смеси, должен сгорать без остатка и в выхлопе он присутствовать не должен. На практике же какое-то его количество там все равно присутствует, но если это количество больше предельно допустимой нормы, это значит, что газораспределительный механизм работает неэффективно.

Электронный блок управления, получив информацию с первого лямбда-зонда о некачественной работе ГРМ, может дать команду мотору об уменьшении количества подачи топлива, что позволит ему сгорать более полно, но при этом уменьшит мощность двигателя. Одновременно с этим на приборной панели автомобиля загорится тревожный сигнал, оповещающий водителя о том, что пришло время как можно скорее произвести диагностику и регулировку мотора, в частности, его цилиндро-поршневой группы.

Замена этого датчика кислорода осуществляется только в одном случае: когда тот выходит из строя. Скорее всего, его поломка будет сопровождаться сперва некорректной (то есть, с перебоями) работой мотора, а через какое-то время тот и вовсе будет глохнуть.

Важно: лямбда-зонды начинают работать лишь через какое-то время после запуска двигателя, так как им необходимо нагреться до температуры в 300 градусов. Поэтому при вышедшем из строя датчике кислорода ЭБУ не блокирует запуск двигателя сразу.

Назначение второго лямбда-зонда

shema.jpg

То же самое относится и ко второму датчику кислорода, расположенному в самом конце выхлопного тракта. Он измеряет количество свободного кислорода в выхлопных газах перед их выбросом в атмосферу. Дело в том, что благодаря каталитическому нейтрализатору, который расщепляет наиболее токсичные газы выхлопа (оксид азота и оксид и диоксид углерода) на свободный кислород и прочие элементы, количество первого газа должно на порядок увеличиться. Если этого не происходит, то это свидетельство выхода катализатора из строя. В этом случае ЭБУ ведет себя точно так же: сперва переводит двигатель в аварийный режим работы, а если это не помогает (в случае неисправности катализатора и не поможет), то и вовсе его глушит.

Благодаря достаточно простой конструкции, кислородный датчик выходит из строя редко, но время от времени такое все-таки случается, поэтому при появлении соответствующих симптомов мастер первым делом тестирует именно эти устройства.

Заметки на полях. Каталитический нейтрализатор – самая дорогостоящая деталь выхлопной системы. Его основное назначение состоит в очистке выхлопа от токсинов. Появился этот прибор после введения сперва в США и странах Европы, а вскорости и в остальных странах, включая Россию, жестких экологических требований, предъявляемых к автотранспорту. И требования эти постоянно ужесточаются. К сожалению, катализатор имеет ограниченный ресурс, выработав который, он становится неремонтопригоден и требует замены. Многие российские автовладельцы устанавливают вместо него более дешевый и долговечный пламегаситель, который очищает выхлоп лишь от содержащихся в нем твердых частиц. После такого ремонта выхлопные газы автомобиля перестают соответствовать действующим экологическим требованиям. ЭБУ автомобиля, получив соответствующую информацию от второго лямбда-зонда, начинает препятствовать работе двигателя в штатном режиме. И, чтобы этого не происходило, замена датчика кислорода Ниссан Альмера классик становится необходимой.

Обманка лямбда-зонда

lymbda.jpg

В этом случае сам датчик обычно не меняют, просто на второй лямбда-зонд ставится так называемая обманка, призванная стабилизировать работу и ЭБУ, и мотора. Обманки эти бывает двух типов:

Первая представляет собой несложный электронный прибор, который встраивается в цепь между зондом и ЭБУ. Он перехватывает сигнал, идущий от датчика кислорода, и отправляет на ЭБУ свой, который не даст блоку управления повод для беспокойства.

Конструкция обманки второго типа и того проще: это всего лишь втулка – прямая или Г-образной формы, – с помощью которой лямбда-зонд отдаляется от потока выхлопных газов. Таким образом, зонд измеряет количество кислорода уже не в выхлопе, а в его смеси с воздухом, в результате чего показания датчика будут соответствовать норме и, опять же, не создадут ЭБУ поводов для беспокойства.

Замена кислородных датчиков

Важно: так как выход любого из кислородных датчиков сопровождается одними и теми же симптомами, без помощи специалиста распознать, какой именно из них неисправен, вряд ли удастся. К тому же, неисправность может заключаться и не в них, а в катализаторе. Так что и диагностику выхлопной системы, и ее ремонт, включая замену кислородных датчиков, следует поручить мастеру автосервиса.

Эта работа, включая диагностические и ремонтные процедуры, занимает немного времени (если, конечно, речь идет не о замене каталитического нейтрализатора) и обычно выполняется в присутствии заказчика. Стоимость нового датчика, если потребуется его замена, тоже невысокая, так что в целом ремонт обойдется вам в умеренную сумму. Зато вы будете уверены в его качестве.

Читайте также: