Замена щеток генератора на сузуки гранд витара

Обновлено: 11.05.2024

Генератор является небольшим, но высокопроизводительным, включает в себя регулятор IC.

Внутренние компоненты генератора связаны между собой электрическими связями, как показано на иллюстрации ниже.

Генератор состоит из следующих компонентов:

  • Полупроводниковый регулятор (стабилизатор) вмонтирован в генератор изнутри.
  • Все компоненты регулятора защищены неразъемной формой.
  • Это устройство вместе со сборкой держателя щетки прикреплено к заднему корпусу.
  • Регулятор IC использует интегральные микросхемы и контролирует напряжение, производимое генератором, и установочные параметры не могут быть отрегулированы.
  • Подшипники ротора генератора содержат достаточное количество смазки, что избавляет от необходимости периодически их смазывать. Две щетки передают ток через два кольцевых токоприемника к обмотке возбуждения на роторе и при нормальных условиях работы не требуют обслуживания в течение долгого периода времени.
  • Обмотка статора вмонтирована с внутренней стороны шихтованного магнитопровода, который формирует корпус генератора.
  • Конденсатор заднего корпуса подавляет радиопомехи.

Правила эксплуатации генераторов следующих трех типов зависят от их спецификаций.

Тип 60 A

1 — генератор со сборкой стабилизатора
2 — регулятор IC
3 — катушка статора
4 — диод
5 — обмотка возбуждения (катушка ротора)

6 — лампа индикатора заряда
7 — главный выключатель
8 — батарея
9 — лампа заряда (светодиод)

Тип 70 A и 80 A

1 — генератор со сборкой стабилизатора
2 — регулятор IC
3 — катушка статора
4 — диод
5 — обмотка возбуждения (катушка ротора)

6 — лампа индикатора заряда
7 — главный выключатель
8 — батарея
9 — лампа заряда (светодиод)

Тип 60 A

1 — шкив
2 — гайка шкива
3 — вентилятор ротора
4 — катушка статора
5 — магнитопровод статора
6 — обмотка возбуждения
7 — стабилизатор
8 — щетка
9 — задняя рама

10 — рама со стороны привода
11 — передняя крышка
12 — Задняя крышка
B — разъем генератора (Клемма батареи)
D — ложная клемма
E — заземление
F — клемма обмотки возбуждения
IG — клемма зажигания
L — клемма лампы

Тип 70 A

1 — шкив
2 — гайка шкива
3 — вентилятор ротора
4 — катушка статора
5 — магнитопровод статора
6 — обмотка возбуждения
7 — стабилизатор
8 — щетка
9 — задняя рама

10 — рама со стороны привода
11 — передняя крышка
12 — Задняя крышка
B — разъем генератора (Клемма батареи)
D — ложная клемма
E — заземление
F — клемма обмотки возбуждения
IG — клемма зажигания
L — клемма лампы

Тип 80 A

1 — шкив
2 — гайка шкива
3 — вентилятор ротора
4 — катушка статора
5 — магнитопровод статора
6 — обмотка возбуждения
7 — стабилизатор
8 — щетка
9 — задняя рама

10 — рама со стороны привода
11 — передняя крышка
12 — Задняя крышка
B — разъем генератора (Клемма батареи)
D — ложная клемма
E — заземление
F — клемма обмотки возбуждения
IG — клемма зажигания
L — клемма лампы

Ремонт генератора во многих случаях не требует узкоспециализированного инструмента и может быть выполнен своими руками. Чтобы замена щеток генератора произошла успешно, обязательно наличие базового уровня знаний в электротехнике. В общеобразовательных целях перед началом ремонта рекомендуем ознакомиться с принципом работы генератора автомобиля.

Характер неисправности


В конструкции генератора медные либо меднографитовые щетки используются для подвода напряжения к коллекторным пластинам. Соответственно, сила электромагнитной индукции, возникающая при протекании тока по обмотке якоря, зависит от качества контакта между щетками и коллекторными пластинами.

устройство генератора переменного тока

Поскольку якорь в процессе работы постоянно вращается, происходит истирание и уменьшение длины щеток (в значительно меньшей степени изнашиваются и сами пластины). Для компенсации износа в щеткодержателе предусмотрены пружины, которые прижимают щетки к коллекторным пластинам. Но когда износ становится критическим, усилия пружин недостаточно для хорошего контакта, что приводит к падению протекающей в цепи силы тока.

Симптомы

Подобная неисправность ведет лишь к одному последствию – падению напряжения зарядки генератора. На исправном автомобиле генератор должен выдавать не менее 14 вольт, но о критическом износе щеток вы можете узнать лишь после того, как на щитке приборной панели загорится лампочка критического уровня зарядки АКБ. Говорит это о том, что питание бортовой сети автомобиля происходит от аккумулятора, а не от генератора. Косвенным признаком износа может быть трудный запуск двигателя после простоя. Ситуация характерна для морозного времени года, когда увеличивается величина саморазряда АКБ. Изношенные щетки генератора приводят к снижению уровня зарядки. Запуски холодного двигателя, частые поездки на короткие дистанции с множеством включенных потребителей (печка, фары, дворники, обогрев зеркал и т.д.) приводят к тому, что генератор с изношенными щетками не успевает подзарядить АКБ.

Способы замены

  1. Заменить щетки в сборе с реле-регулятором напряжения (шоколадка). Как известно, поддержание зарядки на одном уровне осуществляется регулировкой напряжения, подаваемого на обмотку якоря генератора. Для надежного контакта выводы щеток крепятся к контактам реле-регулятора напряжения методом пайки. Для упрощения ремонта автомобиля чаще всего щетки, щеткодержатель и реле-регулятор продаются в сборе. Преимущество метода комплектной замены в его простоте. К примеру, низка стоимость узла в сборе для многих автомобилей ВАЗ делает отдельную замену щеток весьма нецелесообразным занятием.
  2. Заменить щетки отдельно. Для этого придется удалить старые щетки и припаять на их место новые меднографитовые изделия (разумеется, для ремонта своими руками потребуется паяльник, флюс, припой и базовые навыки пайки). Как и в случае с комплектной заменой, целесообразность метода во многом зависит от стоимости новых стержней. Суть не только в высокой цене на детали генераторов многих иномарок, но и в том, что на некоторые модели (особенно это касается старых малосерийных авто) купить реле-регулятор со щетками в сборе попросту невозможно. Устранить проблемы с зарядкой предлагается покупкой нового генератора. В таком случае замена изношенных элементов единственный способ сохранить немаленькую сумму. При желании поменять щетки генератора своими руками вы можете столкнуться с отсутствием в продаже новых деталей для вашей модели генератора. В таком случае следует подобрать подходящие по размеру меднографитовые щетки от другого автомобиля. Для правильной работы важна длина стержней (не должна быть меньше, чем у новых либо немного изношенных оригинальных стержней) и длина медного гибкого контакта. Новые щетки должны свободно перемещаться в щеткодержателе. На самом деле форма новых стержней не имеет особого значения, так как они отлично поддаются обработке надфилем.

Можно ли заменить без снятия генератора

Произвести замену без снятия генератора с автомобиля можно только в том случае, если в подкапотном пространстве достаточно места для того, чтобы снять реле-регулятор напряжения. Деталь находится за задней крышкой генератора. Осмотрите место установки генератора, чтобы понять, можно ли будет воспользоваться ключами, отвертками для снятия задней крышки и самого реле. Возможно, генератор достаточно будет лишь открутить, чтобы повернуть в удобное положение, что будет кстати, если для его снятия необходим демонтаж других агрегатов. К примеру, на Лада Приора с кондиционером генератор удобней всего демонтировать, если снять правую фару.

Инструкция по замене

Пайка новых стержней

  • Сточите напильником по максимуму припой, удерживающий гибкий контакт старой щетки.
  • Направьте реле-регулятор щетками вниз и нагрейте паяльником место пайки.

Будьте готовы к тому, что щетка под воздействием пружины после отпаивания вылетит из своего посадочного места.

  • Заготовьте небольшой кусок тонкой медной проволоки.
  • Расширьте шилом либо круглым надфилем отверстие в контактной площадке.
  • Припаяйте медную проволоку к гибкому контакту.
  • Установите пружину и протяните медную проволоку в отверстие, чтобы следом вытащить гибкий контакт щетки.
  • Прижмите щетку, чтобы она не вылетела, и отпаяйте направляющую проволоку.

Удерживая щетку на достаточном расстоянии от края посадочного места, припаяйте гибкий контакт к контактной площадке. Предварительно контакты нужно хорошо облудить, а лишнюю длину гибкого контакта при необходимости откусить. После припаивания стержни должны двигаться в посадочной шахте без заеданий.

Снимаем генератор на j20a.

Для удобства работ я снял распорку, крышку воздушного фильтра и шланг от крышки до дросселя.
Затем скинул приводной ремень со шкивагенератора.
Скидываем минусовую клему с генератора.
На задней части генератора откручиваем силовой провод и вытаскиваем разъем.


Сам генератор крепится двумя болтами, сверху на 12 (закручивать 25 Нм)


Снизу на 14 (закручивать 50 Нм), фото нет, под генератором видно два болта, откручиваем левый и аккуратно вытаскиваем генератор.
Теперь нужно открутить четыре болта крепления крышки генератора


Чтобы не сорвать резьбу смазал как следует болты как сверху, так и снизу


Пробовал снимать крышку как описано в мануале, нагревал паяльником заднюю часть генератора и пытался отверткой разъединить.
Потом взял маленький молоток и аккуратно сбил крышку.
Дальше не хватило мозга снять щеточный узел, да и щетку Экзист подогнал одну вместо двух, поэтому гена был собран и водворен на место.


Щетки генератора – важнейшая деталь в транспортном средстве, которая следит за перенаправлением тока через ротор, при помощи такой немаловажной детали, как щеточный узел. Подробнее о детали и ее замене — читайте ниже!

Описание щеток генератора

Щетки, о которых идет речь, устанавливаются на многих транспортных средствах, где есть не только двигатель внутреннего сгорания, но также электрический двигатель. Самыми популярными по использованию являются ЭГ-4. Эта модель достаточно удобна, потому что имеет стандартные рабочие параметры, которые подходят для машин различного года выпуска. Конечно, существуют и другие модели этих деталей. Они отличаются отличным запасом прочности, потому что содержат особый состав композиций.

На машинах отечественного производства вышеописанные детали находятся под правой передней фарой, и найти их несложно. Чтобы их обнаружить, необходимо открыть капот. Взгляд сразу же падает на генератор, а на нем есть две странные крышки, внешне напоминающие жестяные банки. Это и есть генераторные щетки.

Механизм для провода тока

В каких случаях элемент нуждается в замене?

Щетки генератора, как было сказано выше, устанавливаются, помимо прочего, в грузовом транспорте, в двигателях городского типа и прочих механизмах, где ключевым элементом является электродвигатель. Не важно, в какой машине находится эта деталь – они всегда выполняют одну и ту же работу.

Для того, чтобы понять, стоит ли их менять, нужно наблюдать за тем, на сколько миллиметров они выступают из отведенного им места. Должно быть не менее пяти миллиметров. Если показатели ниже, значит щетки износились и пришла пора их демонтировать.

Несколько деталей для транспортного средства

В случае с двигателем, который предполагает большое количество оборотов, лучше всего покупать качественные графитные щетки, которые снабжены качественным составом. Он убережет детали от скорого разрушения, а потому транспортное средство будет дольше находиться в безопасности.

Целесообразным будет проверять исправность щеток раз в несколько лет. Плюсом в случае проверки функционирования детали является то, что нет необходимости извлекать генератор, ведь нужные детали расположены прямо сверху. Зачем и как поменять щетки на генераторе, мы расскажем далее (автор — Евгений Александрович).

Но в большинстве щетки генератора намекнут о замене такими показателями:

  1. Внезапное хаотичное отключение электроники в машине. Зачастую понять сразу причину подобного поведения нелегко. Поэтому лучше всего проверить исправность механизмов и, в частности, узла.
  2. Если внезапно в салоне машины ухудшилось освещение, и если внешняя оптика стала работать немного хуже, это может быть одним из признаков того, что устройства нуждаются в замене.
  3. Падает напряжение, а также быстро разряжается АКБ. После этого аккумуляторную батарею часто бывает сложно зарядить.

Инструкция по замене своими руками

Замена щеток генератора не предполагает наличия особых навыков, средств и даже времени.

Поэтапная схема действий проста:

  1. Необходимо снять клеммы с АКБ.
  2. Демонтировать регулятор, который обычно находится с противоположной стороны от генератора.
  3. Прочистить держатель от грязи и пыли. Нелишней будет очистка пружин и контактного кольца, которые выполняют фиксирующие свойства.
  4. В некоторых случаях целесообразно будет произвести притирку углевых устройств к коллектору. Это можно исполнить благодаря мелкой стеклянной шкурке с небольшой зернистостью.
  5. После этого меняем старую щетку на новую. Щеточный держатель должен помогать детали скользить свободно, то есть щеткодержатель не должен прилегать плотно.
  6. После этого в обратном порядке собрать щеточный узел и вернуть на место минусовой провод аккумуляторной батареи.

Цена вопроса

Ниже на фотографиях можно увидеть, что именно из себя представляют механизмы, о которых было сказано выше, а также узнать цену.

В данном видео от автора Автоэлектрика ВЧ можно узнать, как производится замена щеток генератора.

Читайте также: