Как генри форд повысил производительность труда

Обновлено: 13.05.2024

Как Генри Форд стал автомобильным королём? Ведь он так и не научился за всю свою жизнь читать чертежи, и инженеры просто делали для него деревянный макет, который он и изучал. Какими жизненными правилами руководствовался этот человек? Предлагаем ответы на эти вопросы от проекта Крамола.

Фото: из открытых источников

Когда сыну исполнилось двенадцать, отец подарил ему карманные часы. Тот не утерпел — поддел отверткой крышку, и его глазам открылось нечто чудесное. Части механизма взаимодействовали между собой, одно колесико двигало другое, каждый винтик здесь был важен. Разобрав и собрав часы, мальчик долго размышлял. Что есть мир, как не один большой механизм? Одно движение порождается другим, все имеет свои рычаги. Чтобы добиться успеха, надо только знать, на какие рычаги нажимать. Генри быстро научился ремонтировать часы и некоторое время даже подрабатывал, объезжая окрестные фермы и беря в починку вставшие хронометры. Вторым потрясением стала встреча с локомобилем. Генри с отцом возвращались на телеге из города, когда им встретилась огромная, окутанная паром самоходная машина. Обогнав телегу и испугав лошадей, дымящее и шипящее чудовище промчалось мимо. В этот момент Генри полжизни бы отдал, чтобы быть там, в кабинке шофера.

Главный секрет Генри Форда

В 15 лет Форд оставил занятия в школе и ночью пешком, никому ничего не сказав, ушел в Детройт: он ни за что не станет фермером, как того хочет отец. На заводе, куда он устроился, делали вагоны для конки. Здесь он долго не продержался. Форду достаточно было только дотронуться до сломанного механизма, чтобы понять, в чем неисправность. Одаренному новичку стали завидовать другие рабочие. Они делали все, чтобы выжить выскочку с завода, и преуспели в этом – Форд был уволен. Позже Генри устроился на судостроительный завод братьев Флауэр. А по ночам он подрабатывал починкой часов, чтобы было чем платить за комнату.

Вскоре Генри Форд задумал жениться. Клара Брайант была моложе его на три года. Они познакомились на сельских танцах. Форд был блестящим танцором и поразил девушку тем, что показал ей свои карманные часы и заявил, что сделал их сам. Их связывало многое — также как и Генри, Клара родилась в семье фермера, не гнушалась никакой работы. Родители девушки — люди набожные и строгие, конечно, не отдали бы ее за молодого человека без гроша за душой, без земли и дома.

Генри Форд и Клара Брайант

Генри Форд и Клара Брайант

На ферме он придумал молотилку зерна, работающую на бензине. Патент на это изобретение Форд продает Томасу Эдисону, и тот приглашает Генри в свою компанию. Однако и там, на должности главного инженера, Генри по-прежнему больше всего привлекают машины.

Интересно, что при этом Генри Форд был убежденным сторонником теории реинкарнации. В частности он считал, что в своем последнем воплощение погиб как солдат в битве при Геттисберге.

Главный секрет Генри Форда

Первый квадроцикл

В ноябре 1893 года Клара подарила Форду единственного сына. Мальчика назвали Эдсел. В том же году в кирпичном сарая позади двух квартирного дома, где он жил с женой Кларой, Форд закончил строительство своего первого экспериментального автомобиля.

Главный секрет Генри Форда

Изобретатель проработал двое суток без отдыха и сна и в два часа ночи 4 июня пришел сообщить своей жене, что машина готова и он сейчас собирается ее испытать. Названный квадроциклом автомобиль передвигался на 4 велосипедных шинах.

Дело жизни

В том же 1893 году Генри Форд становится главным инженером эдисоновской компании специализировавшейся на освещение Детройта. А затем в 1899 году главным инженером до детроицкой автомобильной компании, но через некоторое время там стали замечать, что Форд все свои умственные и физические силы тратит на бензиновую тележку, а вовсе не на работу в офисе.

Главный секрет Генри Форда

Генри предложили занять руководящую должность с условием, что он бросить свое изобретение. Форд колебался. Доводы разума были таковы — семью надо содержать, сбережений нет, все ушло на постройку тележки. Клара видя его колебания сказала, что как бы Генри Форд не поступил, она одобрит его решение.

Но Генри остается верен своей идее, превратить авто из предмета роскоши в средство передвижения и полный надежд на будущее уходит со службы.

Главный секрет Генри Форда

Ведь если уж Форд замахнулся превратить и миллионы простых пешеходов в гордых владельцев авто, то на выбранном пути ничто не может ему помешать.

Главный секрет Генри Форда

Но разве он сдается? Нет. Форд в очередной раз демонстрирует свой подход к жизненным неудачам, считая их возможностью начать заново, но уже более мудро.

Он полагал, что честная неудача не унизительна, а унизительным страх перед неудачей. С ним трудно не согласиться. Ведь вряд ли на свете есть человек у которого всегда и все получается с первого раза. Упорство, решительность и настойчивость — вот качества настоящего борца.

Начало и продолжение в следующем видео.

Содержание

0:00 Введение
0:18 Детство
2:03 Рабочий и фермер
2:52 Жена и семья
5:36 Первый квадроцикл
6:09 Дело жизни
8:47 Форд Мотор Компани
13:20 Успех
16:51 Трудности
18:41 Форд и Гитлер

  • Следующая публикацияКузбасский производитель горно-шахтного оборудования повысил зарплаты на 15% благодаря нацпроекту
  • Предыдущая публикацияЖелезнодорожный оператор порта Усть-Луга на 10% сократил время обработки локомотива с помощью нацпроекта

Может быть интересно:

Александр Галушка о примере развития бережливого производства в масштабе страны

Автор: Александр Вагенлейтер · Published 27.08.2021 · Last modified 28.08.2021

Автор: Александр Вагенлейтер · Published 02.11.2019 · Last modified 18.08.2021

Кто такой принцип-центричный лидер?

Автор: Александр Вагенлейтер · Published 22.10.2020 · Last modified 28.08.2021

Генри Форд. 1914

Максимальная специализация, когда рабочий выполнял только свою операцию, улучшала качество и существенно сокращала время на обучение. Ведь одно дело — обучить собирать двигатель целиком и другое - всего лишь устанавливать подшипники в коленвал.
Увеличение вдвое благодаря конвейеру производительности труда и послужило трамплином успеха компании. Появилась возможность параллельно удвоить заработную плату рабочим, снизить отпускную цену на Ford Т и тем самым расширить сбыт.
Наращивая производство и уменьшая издержки, опять появляется возможность снизить отпускную цену и вновь расширить рынок сбыта. .

В компании немедля меняли даже неизношенное оборудование на более совершенное, если это сулило хотя бы небольшую экономию.

С конвейера сходит 10 миллионный Форд Т (1924)

Генри Форд избегал брать займы у банков - проценты по кредитам, обогащая финансистов, привели бы к удорожанию автомобилей и спаду сбыта.


Форд Т заполонил Америку

Рост деловой активности в Детройте в те годы привел к высокому спросу на квалифицированных рабочих. И ранее Форд, предъявляя высокие требования к качеству, был весьма обеспокоен текучестью кадров. Конвейер потребовал не только значительного увеличения численности рабочих, ведь надо было ставить человека буквально на каждую завинчивающуюся гайку. Дело еще и в том, что рабочие, занятые на поточном производстве, в значительной мере зависят друг от друга. Если кто-то из них отсутствует или трудится медленнее других, то сразу возникают сложности с выполнением задания другими работникам конвейера. Теперь текучка превратилась едва ли не в главную проблему.
Объявление о пятидолларовой ставке было сделано в условиях перехода фордовских заводов на работу круглосуточно в 3 смены по 8 часов (вместо 2 смен по 9 часов) и дополнительно компании требовалось пять тысяч человек.
На следующее утро возле отдела по трудоустройству собралось около 10 тысяч человек, многие из которых приехали из других городов. Несмотря на то, что были вызваны крупные силы полиции, толпа хлынула к фабричным воротам и сметя охранников, проникла внутрь предприятия. С большим трудом, призвав подкрепление, полиции с помощью пожарных шлангов с водой удалось рассеять безработных.

Заводы Форда

Увеличив производительность, конвейер одновременно потребовал снижения текучести кадров, заметного повышения интенсивности труда, а также ответственности рабочих.


Генри Форд.

preview-650x390-650-1439880392.jpg

Генри Форд впервые стал использовать промышленный конвейер. Вопреки распространённому заблуждению, конвейер внедряли и до этого, однако Генри Форд создал первую коммерчески успешную линию. На одном из заводов бригада работников получала деньги за то, что отдыхала. Это была сервисная бригада, которая отвечала за бесперебойную работу конвейера. Проще говоря — ремонтники. Они получали зарплату только когда сидели в комнате отдыха. Как только зажигалась красная лампа поломки линии сборки, останавливался счетчик, начислявший им деньги. Во-первых, они всегда оперативно делали ремонт, чтобы быстрее вернуться в комнату отдыха. Во-вторых, они делали ремонт всегда качественно, чтобы им не приходилось покидать комнату в ближайшее время из-за той же неисправности.

Г. Форд, будучи всего лишь руководителем компании, а не профессиональным экономистом, впервые на практике выяснил, что оплата труда является главным, основным фактором в отличие от капитала, технологий, инвестиций, определяющим развитие экономики, ВВП, предприятий всех отраслей экономики через их прямые и латентные связи и всей социально-экономической системы государства. В 1914 г. он установил заработную плату на уровне $ 5 в день. В те времена подобная сумма вдвое превышала средние показатели оплаты труда.

Рост деловой активности в Детройте в те годы привел к высокому спросу на квалифицированных рабочих. И ранее Форд, предъявляя высокие требования к качеству, был весьма обеспокоен текучестью кадров. Конвейер потребовал не только значительного увеличения численности рабочих, ведь надо было ставить человека буквально на каждую завинчивающуюся гайку. Дело еще и в том, что рабочие, занятые на поточном производстве, в значительной мере зависят друг от друга. Если кто-то из них отсутствует или трудится медленнее других, то сразу возникают сложности с выполнением задания другими работникам конвейера. Теперь текучка превратилась едва ли не в главную проблему.
Увеличив эффективность производства, сборочные линии потребовали снижения текучести кадров, повышения интенсивности труда и ответственности рабочих

4.jpg

А Генри Форд нутром чувствовал — надо свои небольшие ресурсы сосредоточить на выпуске одной базовой модели. Непременно простой, прочной, надежной и вместе с тем способной многие годы удерживать любовь покупателя. А дальше наращивай производство, снижай издержки и цены…

Благодаря конвейеру прерывистый процесс создания автомобиля превратился в непрерывный плавный поток. Постепенно, обрастая все новыми деталями, со сборочной линии непрерывно сходили все новые машины.

Наращивая производство и уменьшая издержки, опять снижается цена и вновь ширится рынок сбыта, в конечном счете растет прибыль компании.

С конвейера сходит 10 миллионный Форд Т (1924)

В компании немедля меняли даже неизношенное оборудование на более совершенное, если это сулило хотя бы небольшую экономию

Генри Форд избегал брать займы у банков (хотя те ему их всячески пытались навязать), поскольку проценты по кредитам, обогащая финансистов, привели бы к удорожанию автомобилей и спаду сбыта.

Кадры решают все…

Рост деловой активности в Детройте в те годы привел к высокому спросу на квалифицированных рабочих. И ранее Форд, предъявляя высокие требования к качеству, был весьма обеспокоен текучестью кадров. Конвейер потребовал не только значительного увеличения численности рабочих, ведь надо было ставить человека буквально на каждую завинчивающуюся гайку. Дело еще и в том, что рабочие, занятые на поточном производстве, в значительной мере зависят друг от друга. Если кто-то из них отсутствует или трудится медленнее других, то сразу возникают сложности с выполнением задания другими работникам конвейера. Теперь текучка превратилась едва ли не в главную проблему.

Увеличив эффективность производства, сборочные линии потребовали снижения текучести кадров, повышения интенсивности труда и ответственности рабочих

Объявление о пятидолларовой ставке было сделано в условиях перехода фордовских заводов на работу круглосуточно в 3 смены по 8 часов (вместо 2 смен по 9 часов) и дополнительно компании требовалось пять тысяч человек.

Фордовских изделий в 20-е годы бегало по дорогам Америки больше, чем других фирм вместе взятых

На следующее утро возле отдела по трудоустройству собралось около 10 тысяч человек, многие из которых приехали из других городов. Несмотря на то, что были вызваны крупные силы полиции, толпа хлынула к фабричным воротам и сметя охранников, проникла внутрь предприятия. С большим трудом, призвав подкрепление, полиции с помощью пожарных шлангов с водой удалось рассеять безработных.

Платя в два раза больше, чем на любых других предприятиях, Форд смог привлечь лучших работников в свою фирму, собрать вокруг себя наиболее талантливых специалистов в самых разных областях и создать у них чувство преданности к компании. Это были люди, знающие сотни материалов, идущих на изготовление автомобилей; люди, которые умели строить, руководить, рекламировать.

Одним из них был Джон Р. Ли, занимавшийся в кампании проблемой кадров. Он обнаружил заметное негативное влияние плохих бытовых условий и личных проблем на эффективность труда работников. Сделанный им анализ и подтолкнул Форда к открытию прямой зависимости успеха компании от тех, кто в ней работает.

Спокойная работа расхолаживает, считал Форд и трудовые отношения в компании строил на солидарной ответственности и постоянной напряженности в работе

Для работников компании была лучшая для того времени в США больница с минимальной платой за лечение.

Форд хорошо понимал зависимость успеха компании от ее работников

Была открыта промышленная школа с преподаванием ремесленных и общеобразовательных предметов. Имелась также бесплатная школа для иммигрантов, где те проходили социальную адаптацию и учили язык.

Было замечено, что монотонную, однообразную работу подчас лучше выполняют инвалиды и компания стала первой, кто специально выделял для них рабочие места.

Учитывалось все, что хоть как то могло влиять на производительность труда. Никаких луж, выбоин, ям — вся заводская территория, покрытая асфальтом и бетоном, содержалась дорожной службой в идеальном состоянии. Строжайше запрещалось курить и сорить — никому не приходило в голову бросить на пол или во дворе не то что мусор или окурок, но даже и спичку.

Оборотная сторона медали

Но у каждой медали есть и оборотная сторона. Массовое производство неизбежно нивелирует людей, развивая у них схожее поведение. И это характерно для любой социальной общности, объединенных единой целью, будь то армия, политическая партия или университет.

Все работники солидарно несли материальную ответственность и даже за незначительный брак могла быть наказана не только бригада, но и весь цех в целом. Форд мог по своей прихоти простить работника, совершившего серьезный проступок, и уволить любого за незначительный.

За великие победы и достижения всегда приходится платить дорогую цену — по другому никогда не бывает

И все-таки. Благодаря Генри Форду великое множество людей смогли не только без труда преодолевать расстояния, но и ощутить ни с чем не сравнимое чувство скорости, власти над временем и пространством.

Читайте также: